Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕСТО НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ В СИБИРСКОМ КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ИСКУСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ТВОРЧЕСТВА ЭВЕНКИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ)

Работа №151079

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1. Теоретико-методологические основания исследования национального
изобразительного искусства коренных народов Центральной Сибири 12
1.1. Особенность Сибирского концептуального искусства 12
1.1.1 .Понятие «концептуальное искусство» 12
1.1.2. Сибирское концептуальное искусство: история возникновения,
представители, особенности художественного образа картин 22
1.2. Культурные практики коренных народов: зарубежный и российский
опыт 28
1.2.1. Национально-художественные школы коренных народов за рубежом.28
1.2.2. Национально-художественные школы коренных народов в России ....32
2 глава. Эвенкийская художественная школа: особенности национального
изобразительного искусства 39
2.1. История развития эвенкийской художественной школы 39
2.2. Философско-искусствоведческий анализ наиболее репрезентативных
картин эвенкийских художников 48
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение А 72
Приложение Б 73
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение Д 76

Актуальность исследования
Актуальность данного исследования обусловлена рядом причин. Во- первых, концептуальное искусство, появившееся в 60-70-х годах XX века является относительно молодым художественным направлением в истории мирового искусства и до сих пор остается не до конца изучено. Концептуальное искусство во многом полностью изменило привычные способы коммуникации зрителя и художественного произведения, а также в целом заставило пересмотреть свое отношение ко многим произведениям искусства. Впервые в истории искусства в основу произведения легла его идея, или концепция, а форма ее художественного выражения ушла на второй план.
Во-вторых, на сегодняшний день концептуальное искусство является одним из наиболее приоритетных направлений современного искусства. На данный момент интенсивное распространение концептуализма пришлось на территорию Сибири. Для того, чтобы сибирский концептуализм обрел вид, в котором мы можем наблюдать его сейчас, все концептуальное искусство в целом испытало множество трансформаций. Привычное для всех классическое понимание концептуального искусства за рубежом, в России ушло на второй план. Произошло это после его проникновения на территорию нашей страны и в дальнейшем оформилось в московский «романтический» концептуализм. Наконец, дошедшее концептуальное искусство до Сибири, перешло в направление Сибирского концептуального искусства. Оно впитало в себя множество региональных и этнических особенностей и практически полностью трансформировалось.
В-третьих, большой интерес вызывает среда, которая воздействовала на Сибирское концептуальное искусство. В сибирских регионах на формирование художественного потенциала художников большое внимание всегда оказывала национально-художественная школа. Результаты ее воздействия можно увидеть в произведениях художников, работающих в данном направлении на территории Сибири.
Таким образом, данное исследование действительно является актуальным на сегодняшний день. Зачастую авторы в своих художественных произведениях пытаются передать современные смыслы через рефлексии культурно-региональной идентичности. Поэтому важно изучить место национально-художественных школ в Сибирском концептуальном искусстве.
Степень изученности
В настоящее время существует множество работ, посвященных исследованиям концептуального искусства. Большой интерес вызывает к изучению само понятие «концептуальное искусство».
Первые упоминания термина «концептуальное искусство» принято относить к фигуре философа и музыканта Г. Флинта1. Он впервые дал не только название новому направлению в искусстве, но и описал его основные характеристики. Следом за Г. Флинтом свойства концептуального искусства выделили Д. Кошут2 и С. Левитт3. Не остались в стороне и российские теоретики искусства. Так, например, Б. Гройс4 дал определение
концептуальному искусству в России и назвал его московским
«романтическим» концептуализмом. На сегодняшний день московским «романтическим» концептуализмом интересуются такие авторы, как А.А. Титкина5, М.А. Гладкова6 и др.
На сегодняшний день понятие «концептуальное искусство» знакомо многим, поэтому феномен «концептуального искусства» остается интересным до сих пор.
Е.И. Кузнецова7 анализирует современное концептуальное искусство, его пути и тренды развития. В своем исследовании она делает акцент на творчестве трех современных художниках концептуалистах. Юрий Татьянин, Василий Ложкин и Дамир Муратов, по мнению автора, считаются актуальными художниками России на сегодняшний день. Главными героями их произведений являются не только знаменитые люди, такие как Казимир Малевич, Винсент Ван Гог и Йозеф Бойс, но и обычные коты, где каждый изображен со своей историей и характером. Д. Муратов изменил привычный образ милого героя всеми любимого мультика - Чебурашки. На произведениях художника он крайне воинственный, в беретке и с автоматом Калашникова наперевес.
Развитием современного искусства в Сибири, в том числе и направлением сибирского концептуального искусства интересуется ряд авторов, например, такие как Д.В. Галкин8, А. Г. Кичигина9 и Е. Ю. Павлова10.
Значительное число научных трудов посвящено исследованию национально-художественных школ, их возникновению и развитию в зависимости от внешних условий.
Так, К.А. Мелехова11 рассматривает проблему развития национальных художественных школ через интеграцию культур. Автор приходит к выводу, что Советская Россия сыграла одну из главных ролей в становлении изобразительного искусства стран Центральной Азии. В исследовании С.А. Прохорова12 рассматриваются различия восприятия цвета и его символическоезначение в зависимости от исторически сложившегося территориально-этнического характера живописи.
Большой интерес к изучению вызывают национально-художественные школы коренных народов России. Так М.П. Чебодаева13 изучает становление изобразительного искусства на территории Хакасии. М. Г. Чурилов14 рассматривает этнические мотивы в работах художников Алтая.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы было исследование места национально- художественных школ в Сибирском концептуальном искусстве.
Именно поэтому в данном исследовании для достижения цели были поставлены определенные задачи. В первой главе был сделан обзор литературы и исследований, посвященных концептуальному искусству, рассмотрена история его развития и различные трансформации. Появление концептуального искусства в 60-70-х годах XX века осуществило полный переход от вещественных произведений к созданию более или менее свободных от материального воплощения художественных идей. Новое направление со временем начинает рассматриваться, как способ визуального философствования, а концепция произведения выходит на первый план. Художники концептуалисты посредством своих произведений начинают поднимать важные проблемы для искусства. Они заставляют думаться зрителя об идеи, которая отражена в произведении. В связи с приходомконцептуализма на территории России, искусство освобождается от идеологических установок и развивается в более свободной манере. Все больше художники обращаются к народному творчеству и древнему искусству Сибири.
При рассмотрении вопроса, касающегося национально- художественных школ коренных можно прийти к выводу, что существенное развитие национально-художественных школ коренных народов России и ближнего зарубежья, происходит только лишь ближе к середине XX века. Объясняется это тем, что в данный период профессиональное художественное образование только начинает набирать свои обороты. Для художников отдаленных регионов открывается возможность получения профессионального художественного образования не только на территории своего региона, но и на территории всей страны, а также и за ее пределами.
Вторая глава исследования посвящена разбору эвенкийской художественной школы, а также философско-искусствоведческому анализу наиболее репрезентативных художественных произведений эвенкийских художников. В их число вошли живописные работы В.И. Донченко «Охотник Кировуль, огненный соболь» и «Как Хавэки дал людям пищу», произведение С.И. Казанцева «Дыхание Севера» и произведение С.А. Горбунова «Спуск».
При рассмотрении истории развития эвенкийской художественной школы, мы пришли к выводу, что предпосылки к развитию эвенкийской художественной школы начинают зарождаться со второго десятилетия XX века в связи с принятым решением об открытии уникального учебного заведения - Института народов Севера. Ведущими мастерами эвенкийской художественной школы являются такие художники, как Р. Пикунов, Н. Ботулу, А. Эмидак, С. СалаткищН. Хукочар, А. Амелькин, В. Старцев, В. Донченко и А. Попов.
Через произведения эвенкийской художественной школы, зритель может рассмотреть:
1. Определенную картину мира, свойственную только представителям эвенкийского народа (деление мира на Верхний, Средний и Нижний)
2. Значение богов-демиургов для эвенкийского человека (Высшие божества - это прародители человека);
3. Визуализацию определенных знаков и символов;
4. Бережное отношение человека к природе.
Следовательно, можно сделать вывод, что национально- художественные школы в Сибирском концептуальном искусстве занимают одно из главенствующих мест.


1. Алексеева, Т.Е. Творчество бурятского художника Даши-Ними Дугарова / Т.В. Алексеева // Искусство Евразии. - 2019. - №4 (15). - С.330-350.
2. Анисимов, А.Ф. Космологические представления народов Севера / А.Ф.Анисимов. - М.; Ленинград: Издательство Академии наук СССР. - 1959. - 106 с.
3. Ассман, Я. Культурная память: память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман; пер. с нем. М.М. Соколовской. - М: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.
4. Байметов, Б.Б. История развития изобразительного искусства Узбекистана / Б.Б. Байметов // Наука, образование и культура. - 2016. - № 1 (4). - С. 19­22.
5. Болысбаев, Д.С. Пространство в изобразительном искусстве современного Казахстана / Д.С.Болысбаев, Э.Ж. Жанибекова, М. Б. Бишанов // Успехи современного естествознания. - 2015. - №1-7. - С.1218-1221.
6. Бороноева, Т.А. Идея синтеза в современной художественной культуре
Бурятии (На материале живописи Аллы Цыбиковой) / Т.А.
Бороноева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 10. - С. 39-42.
7. Бортник, А.Ф. Цветовое решение и орнамент костюмов коренных народов Севера / А.Ф. Бортник, А.Н. Винокурова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 11. - С. 51-53.
8. Большой аргиш; Эвенкийские сказки : [собраны и обработаны М. Ошаровым] [Текст] / Михаил Ошаров ; [вступ. ст. Р. Саковой ; худож.: Д. Караганов, А. Лекаренко, Н. Варгин]. - Красноярск : Поликор, 2016.
9. Большой художник маленького человека. «Случай в музее» и другие инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых в Эрмитаже. - Огонек. - 2008. -
№52: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.ogoniok.com/archive/2004/4853/26- 51-51.
10. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Рос. энцикл.; СПб. : Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. - 1456 с.
11. Брагина, Л. А. У истоков изобразительного искусства Алтая: творческое наследие И.Е. Харина (1909-1995) / Л.А. Брагина, Е.В. Долженко // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. - 2015. - С.3680-3684
12. Варламов, А.Н. Образ медведя-предка в фольклоре и мировоззрении эвенков / А.Н. Варламов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, - 2009. - № 115. - С. 178-184.
13. Варламова, Г.И., Дьяконова М.П. Образы Сэвэки и Хэвки в мировоззрении и фольклоре эвенков и эвенов / Г.И. Варламова, М.П.Дьяконова // Религиоведение. - 2013. - № 2. - С. 15-20
14. Василевич, Г. М. Исторический фольклор эвенков: Сказания и предания / Г.М.Василевич. — М.: Л.: Наука, 1966. — 400 с.
15. Василевич, Г.М. Ранние представления о мире у эвенков (материалы) / Г.М. Василевич // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. - М.: Институт этнографии АН СССР. 1959. - С. 167-168....71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ