Реферат
Введение 5
1. Теоретические основы формирования умений и навыков устного
счета у младших школьников 8
1.1. Сущность процесса формирования умений и навыков устного
счета у младших школьников 8
1.2. Методы и приемы формирования умений и навыков устного счета. 17
2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию
умений и навыков устного счета у младших школьников в 1 классе 26
2.1. Изучение уровня сформированное™ умений и навыков устного
счета у младших школьников в 1 классе 26
2.2. Приемы формирования умений и навыков устного счета у
младших школьников в 1 классе 33
2.3. Сравнительный анализ динамики формирования умений и
навыков устного счета 39
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Показатели уровня сформированное™ навыков устного счета младших школьников на диагностическом этапе 52
Приложение Б Показатели уровня сформированное™ навыков устного счета младших школьников на контрольном этапе 53
Актуальность исследования состоит, прежде всего, в том, что в основе современных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) лежит системно-деятельностный метод обучения, который позволяет учащемуся быть активным, развивать собственный интерес к познанию. В свете ФГОС НОО следует соблюсти требования, данные в предметной области математики, основными из которых являются: использование математических знаний, овладение основами логического и алгоритмического мышления, умение выполнять устно и письменно арифметические действия и осознание обучающимися значения математики в повседневной жизни человека.
Кроме того, статистика за последнее десятилетие показывает значительное снижение умений и навыков устного счета не только у школьников. Также анализ показателей малокомплектной сельской школы микрорайона «Колесникове» дает следующие результаты: учащиеся к концу 4 класса плохо считают в уме, что сильно сказывается на успеваемости. Поэтому актуальным вопросом является повышение уровня развития умений и навыков устного счета младших школьников уже в первом классе.
Проблема формирования у обучающихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей.
Вместе с тем, практика показывает, что уровень сформированное™ умений и навыков устного счета у младших школьников невысок, учащиеся часто допускают ошибки в вычислениях, что негативно сказывается на дальнейшей учебе.
Исходя из изложенного, для исследования выбрана тема «Приемы формирования умений и навыков устного счета на уроках математики».
Цель исследования: выявить методы и приемы устного счета и апробировать систему методических приемов, направленных на формирование умений и навыков устного счета у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования умений и навыков устного счета на уроках математики.
Предмет исследования: приемы формирования умений и
навыков устного счета на уроках математики.
Гипотеза исследования: при использовании на уроках математики в процессе устного счета методических приемов, включающих в себя владение рациональными способами вычисления, умение представить число в виде различных слагаемых, использование различных моделей (схем действий), а также содержащих в своей структуре элементы занимательности, можно эффективно развивать вычислительные умения и навыки младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность процесса формирования умений и навыков устного счета у младших школьников
2. Проанализировать методы и рассмотреть методические приемы формирования умений и навыков устного счета на уроках математики.
3. Разработать и апробировать систему методических приемов, направленных на формирование умений и навыков устного счета у младших школьников в 1 классе.
4. Сделать сравнительный анализ динамики формирования умений и навыков устного счета младших школьников и предложить рекомендации по повышению эффективности устного счета на уроках математики в начальных классах.
Для реализации поставленных задач были применены методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (диагностический эксперимент, формирующий эксперимент, наблюдение).
Методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов-практиков М.А. Бантовой, Т.Г. Зайцева, М.И. Моро, С.В. Сидорова, М.Ф. Шабаевой, Я. Трахтенберга.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ ООШ № 5 города Лесосибирска.
В исследовании приняли участие учащиеся 1-х классов в количестве 20 человек.
Проведенное исследование включало следующие этапы:
1. Изучение литературы по теме работы и определение ее содержания (январь 2020 года).
2. Проведение экспериментального исследования (февраль-апрель 2020 года).
3. Обработка и оформление собранного фактического материала в виде выпускной квалификационной работы (май-июнь 2020 года)...
Теоретический анализ методической литературы позволил определить основные понятия. Так, умение представляет собой сознательное действие, а навык - автоматизированный характер выполняемой деятельности. Устный счет - это математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств и приспособлений.
Сущность процесса формирования умений и навыков устного счета у младших школьников заключается в активной мыслительной деятельности учащегося. Для того чтобы сформировать у младших школьников умения и навыки устного счета, необходимо развивать у них математический кругозор, создавать реальную чувственную основу для воображения, фантазии и творчества. Чем они будут богаче, тем быстрее учащиеся научатся решать устно даже сложные математические задания. Это возможно с помощью использования методов и приемов устного счета, которые позволяют мотивировать учащихся, облегчить усвоение материала.
Классическими методами являются словесный, наглядный, арифметический. Широко используется разнообразный наглядный материал: раздаточный и демонстрационный. Инновационными методами являются игровые, познавательные, занимательные, дидактические задачи, нестандартные примеры, графический диктант, математическое лото, кроссворды (ребусы), круговые примеры и др.
Традиционными приемами являются сложение, вычитание, сложение (вычитание) с переходом через десяток, сложение (вычитание) по частям, табличный счет. Альтернативными приемами можно считать метод Трахтенберга, быстрый счет, визуальный счет, ментальную арифметику, счет на тренажерах, цифровые вертушки, счет «компьютер на пальцах» и др.
Отмечая, что для изучения уровня сформированное™ навыка устного счета следует определить критерии последнего, за основу были взяты критерии вычислительных навыков, предложенные М.А. Бантовой. Это правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность. Вместе с тем, весь процесс выполнения приема устного счета и овладение навыком происходит одновременно с контролем. Поэтому нами предложен критерий - самоконтроль.
Для проверки выдвинутой гипотезы и изучения уровня сформированное™ умений и навыков устного счета у младших школьников, было проведено эмпирическое исследование в первых классах в МБОУ ООШ №5 г. Лесосибирска 20 ребят были распределены на экспериментальную и контрольную группы для того, чтобы в результате сравнить показатели групп.
Результаты исследования показали следующее. На диагностическом этапе в экспериментальной группе высокий уровень у 10%, средний у 60%, низкий у 30% учащихся, в контрольной группе 20%, 70% и 10% соответственно. Из чего видно, что показатели у групп примерно одинаковые, контрольная группа немного превосходила экспериментальную.
На формирующем этапе в экспериментальной группе были проведены формирующие занятия на предмет повышения сформированное™ умений устного счета у младших школьников. С контрольной группой формирующие занятия не проводились.
На контрольном этапе экспериментальная группа показала следующие результаты: высокий уровень у 70% и средний - у 30% учащихся, низкий уровень не выявлен. Результаты контрольной группы, с которыми не были проведены формирующие занятия - 30%, 60% и 10% соответственно.
Результаты эксперимента позволяют утверждать, что при использовании на уроках математики в процессе устного счета методических приемов, включающих в себя владение рациональными способами вычисления, умение представить число в виде различных слагаемых, использование различных моделей (схем действий), а также содержащих в своей структуре элементы занимательности, можно эффективно развивать вычислительные умения и навыки младших школьников, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. - Москва: Педагогика, 2017. - 254 с.
2. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах. / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, А. М. Полевщикова / Под ред. М.
А. Бантовой. - Москва: Просвещение, 2016. - 335 с.
3. Бантова, М. А. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - Москва: Просвещение, 2014. - 322 с.
4. Бантова, М. С. Система формирования вычислительных навыков / М. С. Бантова // Начальная школа. - 2013. - №11. - С. 38-43.
5. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А. В. Белошистая. - Москва: ВЛАДОС, 2014. - 232 с.
6. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. - С. 74-76.
7. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - Москва: Знание, 2013. - 228 с.
8. Войтко, В. И. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы / В. И. Войтко, Ю. 3 Гильбух. - Киев: Знание, 2015. - 48 с.
9. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - Москва: МГУ, 2015. - 46 с.
10. Горбунова, Л. И. - Как сделать математику любимым предметом. / Л. И. Горбунова // Начальная школа. - 2016. - № 8/13. - С. 71-72
11. Горчинская, А. А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / А. А. Горчинская. - Челябинск, 2012. - 96 с.
12. Гребцова, Н. И. Развитие мышление учащихся / Н. И. Гребцова // Начальная школа. - 2014. - № 11. - С. 24-27.
13. Гришанова, И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / И. А. Гришанова // Наука и школа. 2006. № 12. - С. 36-39.
14. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике в школе: психолого-педагогические основы / В. А. Гусев. - Москва: Бином, 2018. - 382 с.
15. Данелич, М. Е. Вычислительная техника как средство обучения приёмам вычислений // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С. 47-51....53