Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №151059

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения и профилактики интернет- ^
зависимости у старших подростков
1.1 Интернет-зависимость: понятие, признаки, причины 8
1.2 Проявление интернет-зависимости у старших подростков 14
1.3 Специфика профилактики интернет-зависимости у старших 19
подростков
2 Экспериментальное изучение и профилактика интернет-зависимости у 24
старших подростков
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов 24
первичной диагностики
2.2 Система занятий, направленных на профилактику интернет- 31
зависимости у старших подростков
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной 3-
диагностики
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А Содержание системы занятий «Будущее в наших руках».. 45

Актуальность проблемы интернет-зависимости является всё более очевидной в связи с ростом интернет-пользователей не только в России, но и во всём мире. Активное развитие компьютеризации вывели человеческое общество из эволюционного тупика индустриализма и открыли человечеству перспективу планетарного информационного общества.
В настоящее время информационно-коммуникационные системы являются новым, но в тоже время, незаменимым пластом социальной реальности. Во всем мире широкое распространение получила глобальная компьютерная сеть Интернет. Благодаря данному ресурсу люди имеют широкий спектр возможностей. Зачастую, это не просто обмен информацией, а создание условий для общения людей друг с другом, несмотря на расстояние между ними, возможность стать не просто читателями книг или газет, а непосредственными участниками происходящих событий: комментаторами, писателями или экспертами. Другими словами, теперь не надо ходить в кинокомплексы, на концерт любимого артиста, посещать библиотеки, обременять себя походами по торговому кварталу, всю необходимую информацию можно получить, не отходя от экрана своего гаджета или компьютера. Но наряду со всем количеством положительных влияний системы на человечество в целом, прослеживаются и отрицательные моменты, например, появление нового вида психологического нарушения - интернет-зависимость.
Проблемой изучения интернет - зависимости подростков занимались и продолжают изучение данной проблемы многие как отечественные, так и зарубежные ученые. Американский психиатр Айвен Голдберг ввел в 1996 понятие «Интернет - зависимости», которое можно трактовать как неосознанное и долгое пребывание в сети Интернет. В.Л. Малыгина, Е.А. Смирнова и Н.С. Хомерик определили несколько факторов риска развития интернет-зависимости, которые взаимосвязаны с некоторыми личностными качествами подростков, а именно предрасположение к поиску новых ощущений, агрессивность и тревожность, эмоциональная отчужденность, низкая коммуникативная компетентность и др.
В связи с актуальностью проблемы цель исследования: изучение интернет-зависимости у старших подростков.
Объект исследования: интернет-зависимость как психологический феномен.
Предмет исследования: профилактика интернет-зависимости у старших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме интернет-зависимости у старших подростков.
2. Описать специфику профилактики интернет-зависимости у старших подростков.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение интернет-зависимости у старших подростков.
4. Разработать и реализовать систему занятий, направленную на профилактику интернет-зависимости у старших подростков.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование («Тест на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних» (автор - К. Янг), «Тест на интернет-зависимость» (автор - С. А. Кулаков).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных психологов по проблеме интернет-зависимого поведения в подростковом возрасте: В.А. Бурова, Т.Б. Венцова, А.Ю. Егоров, Т.Г. Киселёва, К.А. Яковлева и др. [9, 11, 18, 25, 42].
Экспериментальная база исследования представлена: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Лесосибирска». В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса (16 - 17 лет), в количестве 22 учеников.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь - январь 2022 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы интернет-зависимости у старших подростков, определение категориального аппарата, подбор выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики интернет-зависимости у старших подростков.
2 этап (январь - апрель 2022 г.) - разработка и реализация системы занятий, направленных на профилактику интернет-зависимости у старших подростков.
3 этап (май 2022 г.) - проведение повторной диагностики интернет- зависимости у старших подростков, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности профилактической работы со старшими подростками, имеющими проблемы интернет-зависимого поведения, оформление выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования были представлены на XII международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (г. Лесосибирск, 2022). По теме ВКР опубликована 1 статья
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме интернет-зависимости у старших подростков. Полученные данные в ходе исследования можно использовать психологам, социальным педагогам, в практической работе со старшими подростками, имеющими интернет-зависимость, а также материал представленный в работе может быть использован студентами при подготовке к лекциям, написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данного исследования мы опираемся на определение понятия «интернет-зависимость», сформулированного Т.Б. Венцовой: интернет- зависимость - состояние личности, при котором пристрастие к занятиям, связанным с использованием Интернета, приводят к снижению активности в остальных видах деятельности.
Анализируя и сопоставляя различные точки зрения по проблеме интернет-зависимости у старших подростков, мы можем утверждать, что у старших подростков при интернет-зависимости проявляются такие признаки, как: необъяснимая агрессивность, отвержение собственной семьи (родителей, родственников, друзей), избегание от реальной жизни, неконтролируемое настроение, нарушения со сном, низкая физическая активность.
Рассматривая способы профилактики интернет-зависимости у старших подростков, мы можем утверждать, что при профилактике склонности к интернет-зависимости старших подростков необходимо в полной мере уделять внимание когнитивным, эмоциональным, поведенческим сферам. Профилактическая работа включает в себя несколько форм: первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика. Для профилактики интернет-зависимости у старших подростков необходимо использовать как групповую, так и индивидуальную форму работы, особое внимание уделяется работе с родителями.
Нами организовано и проведено экспериментальное исследование, направленное на профилактику интернет-зависимости у старших подростков, на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Лесосибирска», среди учеников 10 класса. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Тест на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних» (автор - К. Янг) и «Тест на интернет-зависимость» (автор - С.А. Кулаков).
Анализируя результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу, что у 44% (9 подростков) нашей выборки выявлена склонность к интернет- зависимому поведению. Подростки в большинстве случаев не преследуют никакой цели, когда посещают Интернет и проводят большое количество времени на различных сайтах, чатах и т.д. В результате чрезмерного использования Интернета, подросток может нанести ущерб когнитивной, поведенческой и эмоциональной сфере, другие словами, нанести ущерб здоровью.
Таким образом, по результатам первичной диагностики мы пришли к выводу о необходимости проведения профилактической работы по интернет- зависимости у старших подростков.
На основании результатов первичной диагностики мы разработали систему занятий по профилактике интернет-зависимости «Будущее в наших руках» для старших подростков.
Анализируя результаты повторной диагностики, мы констатируем снижение количества старших подростков с уровнем «Присутствует интернет-зависимость» с 8% до 0%. Данный факт позволяет нам говорить о том, что у старших подростков произошло снижение к склонности интернет- зависимому поведению.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что реализованная нами система занятий может быть эффективна при первичной профилактике склонности к интернет- зависимости у старших подростков.
Таким образом, мы отмечаем, что цель и задачи, поставленные нами в бакалаврской работе, успешно реализованы в ходе исследования.


1. Абрамова, К. Е. Профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте / К. Е. Абрамова // Сборник трудов конференции «Новое слово в науке и образовании». - Нефтекамск : НИЦ «Мир науки», 2021. - С. 314-317.
2. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни Личности / А. Ю. Акопов. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 224 с. - ISBN 5­9268-0672-0.
3. Алексеенко, С. Н. Профилактика заболеваний : учебное пособие / С. Н. Алексеенко, Е. В. Дробото. - Москва : Академия естествознания, 2015.
• 449 с. - ISBN 978-5-91327-352-9.
4. Андриенко, О. А. Реализация современных технологий, направленных на профилактику интернет-зависимости у подростков - субъектов образовательной среды / О. А. Андриенко, Т. А. Безенкова, К. Е. Безенко // Международный электронный научный журнал. - 2020. - № 3 (45).
• С. 226-238.
5. Беличева, С. А. Зависимость от виртуальной реальности: мифы и реальность / С. А. Беличева // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». - 2012. - № 5. - С. 132-140.
6. Бирюкова, Н. В. Методические рекомендации для педагогов- психологов по диагностике компьютерной зависимости у детей и подростков / Савеловский колледж : официальный сайт. - 2018. - URL: https://cKKnMpbi^/wpcontent/uploads/2020/02/mrpp2.pdf (дата обращения: 07.06.2022).
7. Братчикова, Н. Н. Интернет-зависимость или зависимость от интернета? / Н. Н. Братчикова // COLLQUIUM-JOURNAL. - 2019. - № 23-3 (47). - С. 10-13.
8. Брынин, Г. Э. Интернет-зависимость учащейся молодежи Алтайского края: сущность и диагностика / Г. Э Брынин // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 9-13.
9. Бурова, В. А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме / В. А Бурова. - 2018. - URL: https://cyberpsy.ru/articles/burova-intemet- addiction-medical-paradigm/ (дата обращения: 05.06.2022).
10. Ванина, О. Е. Факторы, влияющие на проявление зависимости от социальных сетей в подростковом возрасте / О. Е. Ванина // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2011. - № 7. - С. 187-198.
11. Венцова, Т. Б. Индивидуально-личностные характеристики интернет-пользователей раннего юношеского возраста со склонностью к интернет-зависимости / Т. Б. Венцова, Д. Д. Шиткин // Ярославский психологический вестник. - 2020. - № 2 (47). - С. 14-16.
12. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90-100.
13. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с. — ISBN 5-72387-332-4.
14. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2015. - 1136 с. — ISBN 5-699-13-728-9.
15. Гайцев, Е. Г. Социальные последствия интернет зависимости / Е. Г. Гайцев // Социологические науки. — 2018. — № 6, ч. 1. — С. 372-375....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ