Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Работа №151043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания
у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ 8
1.1 Подходы отечественных и зарубежных психологов к изучению
проблемы синдрома эмоционального выгорания 8
1.2 Причины и признаки синдрома эмоционального выгорания у
педагогов 13
1.3 Специфика профилактики синдрома эмоционального выгорания
у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ 20
2 Экспериментальное изучение и профилактика синдрома
эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 24
2.2 Система занятий, направленная на профилактику синдрома
эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ 36
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 41
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А Результаты первичной диагностики педагогов 58
Приложение Б Конспект занятий, направленных на профилактику синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ 62
Приложение В Результаты повторной диагностики педагогов 72

Требования к профессиям, относящимся к разряду «человековедческих», напрямую зависят от любых изменений в обществе (политических, социальных, идеологических, экономических и т.д.). Общество начинает предъявлять новые требования к профессиональной компетентности и личности субъекта труда. Изменение и актуализация нормативных документов, регламентирующих педагогическую и образовательную деятельность, реализация Национального проекта «Образование» обусловили появление новых и переосмысление давно известных понятий, одним из которых и стало понятие «эмоциональное выгорание».
Значимость проблемы эмоционального (профессионального) выгорания педагогических работников отражается в быстро растущем количестве теоретических и эмпирических исследований (Бойко В.В. [4], Водопьяновой Н.Е. [8], Гришиной Н.В. [13], Долгополовой А.В. [15], Марийчук Е.О. [30], Пряжникова Н.С. [40] и др).
По мнению российских ученых, педагогическая профессия относится к числу наиболее «опасных» видов деятельности для психологического здоровья специалиста. Постоянно растущий уровень ответственности и социальных ожиданий, снижение престижности профессии, изменение общего настроения общества, расхождение объема рабочей нагрузки и размера заработной платы выступают «факторами роста» эмоционального напряжения в педагогическом сообществе. В этой связи, одним из компонентов профессиональной компетентности является психологическая компетентность и здоровье педагога.
Деятельность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, характеризуется рядом особенностей, обуславливающих эмоциональное выгорание:
- нахождение в состоянии постоянного высокого стресса, связанного с психоэмоциональным напряжением и трудностями взаимодействия с детьми с ОВЗ в рамках образовательного процесса;
• неосознаваемый стресс, вызванный общением с ребенком в период обострения его хронического заболевания;
• особенности взаимоотношений между педагогом и обучающимся; педагогом, обучающимся и родителями с учетом нозологической группы ребенка.
Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, обязан уделять пристальное внимание самочувствию, поведению обучающегося, подбирать адекватные методики и средства обучения, заботиться о физическом и психологическом здоровье детей, создавая комфортное и безопасное образовательное пространство. Кроме того, администрация и родители обучающихся предъявляют свои требования к деятельности педагога: высокий уровень профессиональной компетентности и регулярное повышение квалификации, научная и методическая работа, разнообразие форм воспитательной работы и включенность детей во внеурочные виды деятельности, любовь к детям и эмпатия, учет индивидуальных особенностей и т.д. Все объективные и субъективные ожидания, обязательства, просьбы и требования официальных структур многократно повышают рабочую нагрузку и эмоциональное напряжение педагогов, создают стрессовые ситуации и, как следствие, эмоциональное выгорание.
Таким образом, педагоги, чья профессиональная деятельность напрямую связана с обучением и воспитание детей с ОВЗ, оказываются в особенном профессиональном пространстве, усиливающим развитие профессионального выгорания и профессиональных деструкций личности специалиста.
Цель исследования: диагностика и профилактика синдрома
эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, проанализировав понятие «синдром эмоционального выгорания» и охарактеризовав особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический обзор и анализ научной литературы по теме СЭВ позволил выделить подходы к определению данного феномена и охарактеризовать особенности его проявления у педагогов. Исследователи многократно отмечали сложность и многоаспектность СЭВ, однако все сходятся во мнении, что СЭВ - это определенное состояние личности специалиста (представителя профессии), появляющееся в результате длительного эмоционального напряжения и стресса и проявляющееся в негативных переживаниях, дезадаптации, раздражительности, утрате мотивации и снижении общего качества жизни.
Профессиональная педагогическая деятельность относится к разряду «помогающих» и предполагает активное взаимодействие и эмоциональную вовлеченность в социальные отношения с участниками образовательного процесса. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, оказываются в группе риска, поскольку испытывают высокую моральную ответственность, усталость, высокие рабочие нагрузки и практически ненормированный рабочий день.
Экспериментальное исследование проводилось на базе КГБОУ «Лесосибирская школа» и МБОУ «Основная общеобразовательная школа №5 г. Лесосибирска». В исследовании приняли участие 30 педагогов в возрасте от 33 до 58 лет. Были использованы: методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (автор - В.В. Бойко), методика «Томский опросник ригидности (ТОР) Г.В. Залевского», методика «Индекс жизненной удовлетворенности» Н.В. Паниной.
Результаты первичной диагностики показали, что низкий уровень по СЭВ выявлен по фазам «Напряжение» и «Истощение» у 6 (40%) педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Средний уровень, т.е. СЭВ в стадии формирования, по фазе «Напряжение» у 8 (53,3%) педагогов, по фазе «Резистенция» у 5 (33,3%) и по фазе «Истощение» у 6 (40%) испытуемых. Высокий уровень сформированное™ СЭВ зафиксирован по всем фазам: по фазе «Напряжение» у 1 (6,7%) педагогов, по фазе «Резистенция» у 10 (66,7%) и по фазе «Истощение» у 3 (20%) испытуемых.
В группе педагогов, не работающих с детьми с ОВЗ, у большей части испытуемых выявлен низкий уровень сформированное™ СЭВ: по фазе «Напряжение» у 9 (60%) педагогов, по фазе «Резистенция» у 7 (46,65%) и по фазе «Истощение» у 13 (86,7%) испытуемых. Только у 1 (6,7%) педагога данной группы зафиксирован высокий уровень по фазе «Резистенция».
Данные показатели свидетельствуют о необходимости создания и реализации системы занятий, направленных на профилактику СЭВ.
После проведения профилактических мероприятий нами была проведена повторная диагностика, результаты которой позволяют говорить о положительной динамике в выраженности симптомов и проявлений СЭВ, что подтверждает эффективность реализованной системы занятий.


1. Батракова, С. Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры» / С. Н. Батракова // Мир психологии. - 2019. - № 2. - С.148-158.
2. Боева, А. В. Основные теоретические подходы к синдрому эмоционального выгорания у врачей / А. В. Боева, У. С. Москвитина // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 73. - С. 9-14.
3. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 1999. - 350 с.
4. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в деятельности профессионала / В. В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 187 с.
5. Бойко, В. В. Энергия эмоций : [монография] / В. В. Бойко. - Санкт- Петербург : ПИТЕР, 2018. - 473 с. - ISBN 978-5-288-06079-3.
6. Борисова, М. В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов / М. В. Борисова ; под ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла и др. // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий : коллективная монография. - Курск : Курский государственный университет,
2018. - С. 130-139. - ISBN 978-5-88313-641-1.
7. Водопьянова, Н. Е. От выгорания к обновлению : опыт и перспективы изучения синдрома выгорания в России / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Национальный психологический журнал. - 2006. - № 1. - С. 126-130.
8. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е С. Старченкова. - Изд. 2-е. - Санкт - Петербург : Питер, 2008. - 180 с. - ISBN 978-5-91180-891-4.
9. Водопьянова, Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий) : специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Водопьянова Наталия Евгеньевна ; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт- Петербург, 2014. - 49 с.
10. Водопьянова, Н. Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова ; под ред. Г. С. Никифоровой, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - Санкт-Петербург : Речь, 2021. - 322 с. - ISBN 5-9268-0161-3.
11. Воробьева, М. А Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Воробьева Марина Анатольевна ; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2008. - 231 с.
12. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и
экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. - Санкт-Петербург,
2007. - С. 143-156. - URL: https: //www.phantastike.com/common
psychology/self identity/html/ (дата обращения: 16.11.2021).
13. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина ; под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. - Санкт - Петербург : Питер, 2019. - 218 с. - ISBN 6-9218­0153-8.
14. Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. - Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2015. - 132 с. - ISBN 5-7904-0451-0.
15. Долгополова, А. В. Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов / А. В. Долгополова, А. М. Манухина // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2020. - № 10. - С. 75-86....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ