Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология организации культурного отдыха по месту жительства, рекреативные технологии как инструмент оздоровления образа жизни и повышения культуры быта на примере создания «дворового клуба» (Тюменский государственный институт культуры)

Работа №151028

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы45
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации культурного отдыха по месту жительства средствами рекреативных технологий 8
1.1 Понятие культурного отдыха и особенности организации досуговой деятельности 8
1.2 Сущность рекреативных технологий в социально-культурном процессе 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 18
2.1 Исследование досуга подростков г. Тюмень 18
2.2 Проект «Молодежный центр» 26
Заключение 32
Библиографический список: 36
Приложение 39


В современных обстоятельствах трансформации социальной и экономической сферы российского общества в фокусе внимания исследователей оказывается проблема организации досуга и культурного отдыха.
Современный технологический процесс социально-культурной деятельности решает многогранные задачи - воспитания, образования и досуговой сферы, что способствует формированию и развитию личности. Именно молодежь, как довольно широкая социально-демографическая группа, многочисленные процессы модернизации и стабилизации вовлеченная в многочисленные процессы модернизации и стабилизации социума, является не только своеобразным индикатором происходящих перемен, но и формирует потенциал будущего инновационного общества.
Досуг, являясь сферой реализации высших потребностей молодой личности, средством ее формирования, способствует снятию психической и физической усталости, тем самым оказывает влияние и на учебную деятельность, так как рекреационно-восстановительные процессы наиболее благоприятно протекают в условиях свободного времени. Социология досуга рассматривает досуговую сферу человека как время не только для восстановления, но и как время, для самообразования и саморазвития, развлечений и социального общения, творческой реализации и психологической релаксации.
Выбор способа реализации высших потребностей является маркером интересов и уровня культуры конкретной личности молодого человека, социальной группы и молодежи в целом.
Особого внимания заслуживает досуговая сфера подростков. Изменения в ценностных ориентациях и социальных поступках, отражающиеся во всех областях жизни, в том числе, и в системе образования, остро ставят вопрос об изучении самой мобильной, активной и социально значимой части молодежи.
Досуг - это важный элемент образа жизни любого человека. Важно отметить, что досуг имеет особое значение для подростков и в пространстве досуга реализуются потребности подростков.
В своей книге «Культурология досуга» Стрельцов Ю.А. пишет о том, формы досуга, которые предпочитают подростки оказывают значительное влияние на социализацию личности, и это играют большую роль в развитии культуры современного общества. По этой причине, важным направлением молодежной политики является создание благоприятных условий для культурного досуга подростков.
Изменения, которые произошли в мире ХХ-ХХІ веков, очень заметно повлияли на сферу досуга. Включение в глобальные политические, экономические, процессы, которые напрямую связанные с информационной средой и массовой культурой, изменения в этой сфере сформировали новые формы досуговой деятельности. Но из всех социальных групп, наиболее восприимчивыми к изменениям являются подростки, считает Лисаковский B.T.
Вследствие этого, в настоящее время определенное внимание важно уделять на изучение досуга подростков, возраста от 11-18 лет, так как подростки являются наиболее вовлеченной и динамичной аудиторией для различной досуговой деятельности.
Также является актуальным не просто исследование современного состояния досуга подростков, но важен и анализ изменения досуговой деятельности, так как от этого зависит становление общества.
Горнов Г.В. с своей книге «Феномен города в духовном мире человека» показывает то, что культура досуга в условиях мегаполиса представлена разветвленной сетью специализированных досуговых учреждений. Досуговая деятельность подростков заметно ограничена и, по сути во многих случаях определяется социально-экономическими рамками, несмотря на разнообразие культурного развития в городском пространстве, что делает обозначенную свободу выбора видов досуга мнимой.
Зачастую подростки сталкиваются с проблемой выбора досуга, по причине каких-либо ограничений или не всегда есть наличие желаемого варианта. Подростки, в основном проводят свое свободное время со своими сверстниками и друзьями, где создается особая подростковая, но, к сожалению, не всегда позитивная субкультура, отмечает Седова Н.Н в своем исследовании «Досуговая активность молодежи».
В настоящее время, в обществе существует нестабильность, по этой причине подростки не всегда используют свое свободное время правильно и им сложно определиться с выбором. В основном, подростки посвящают свое свободное развлекательным формам досуговой деятельности, которые не формируют никаких полезных навыков и не обогащают разум.
Современные подростки стараются не думать о наступлении самоопределения и дальнейшем выборе жизненного пути. Но они должны понимать, что полученные знания и сформированные навыки помогут им стать процветающими и успешными людьми.
Вопрос досуговой деятельности подростков в городской среде недостаточно раскрыт, несмотря на то что в настоящее время существует достаточное количество работ, связанные с подростковым досугом.
Проблема.
В настоящее время современные подростки, которые проживают в городе, недостаточно заинтересованы посещать культурно-досуговые центры.
Актуальные проблемы, связанные с досуговой деятельностью подростков, сформировали потребность проведения данного исследования и определили выбор моей курсовой работы.
Объект исследования: подростки, проживающие в мегаполисе.
Предмет исследования: особенности досуговой деятельности подростков в городском пространстве, технологии организации досуга подростков средствами социально-культурной деятельности.

Цель исследования: выявить особенности организации культурного отдыха по месту жительства и разработать программу «Молодежный центр», как социокультурный проект организации досуга.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие культурного отдыха и особенностей организации досуговой деятельности;
2. Охарактеризовать сущность рекреативных технологий в социально-культурном процессе;
3. Исследовать досуг подростков города Тюмень;
4. Разработать проект «Молодежный досуг».

Методологическая основа исследования: гуманистические идеи воспитания (К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.); системный подход (В.Г. Афанасьев, А.Н. Аверьянов и др.); исследования, посвященные особенностям педагогической организации свободного времени и культурного отдыха (А.В. Мудрик, С.А. Шмаков и др.).
Методы исследования: (теоретические: анализ; методы эмпирического исследования: анкетный опрос, состоящий из закрытых вопросов; методы статистической обработки данных).
База исследования: Общество с ограниченной ответственностью «Соседский центр» г. Тюмень.
Основные понятия и термины: досуг, культурный отдых, проект, рекреативные технологии, свободное время, социально-культурная деятельность.
Структура курсового проекта включает в себя введение, две главы, 4 параграфа, заключение, библиографический список и приложение.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы организации культурного отдыха по месту жительства средствами рекреативных технологий» рассмотрено понятие культурного отдыха и особенности организации досуговой деятельности и сущность рекреативных технологий в социально-культурном процессе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа даны краткая характеристика досуга подростков г. Тюмень и разработан проект «Молодежный центр».
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме исследования.
Библиографический список включает 30 источников.
Приложение соответствует содержанию работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения курсовой работы, поставленная цель данного исследования заключалась в разработке проекта, включающую в себя систему досуговых мероприятий, а также были решены теоретические и практические задачи.
Одна из важнейших задач современного общества – проблема организации образовательной деятельности подростков подросткового возраста. Для того, чтобы формировать активную и самостоятельную личность, способную к саморазвитию и саморазвитию, необходимо создать условия, в которых подростки смогут максимально проявить свою потенциальную способность; чтобы компенсировать недостаток общения с другими людьми, которые имеют схожие интересы и потребности: заполнить свои свободные часы новыми формами досуга, которые отвечают запросу времени.
На данный момент в обществе нестабильно, поэтому подростки далеко не всегда правильно используют свободное время, и сложно определить свой выбор. В основном, подростки посвящают свое свободное развлекательным формам досуговой деятельности, которые не формируют никаких полезных навыков и не обогащают разум.
Современный подросток старается не думать, что наступает самоопределение и дальше выбирает жизненный путь. Но нужно понять, что полученное знание и приобретенные навыки позволят им стать успешными и процветающими.
Разработан проект организации досуговой деятельности «Молодежный центр».
Созданный проект «Молодежный центр» поможет в решении выявленных проблем, через мероприятия которые направлены на взаимодействие с подростками.
Цель проекта «Молодежный центр»:
- Привлечение подростковой аудитории к туризму;
- развитие у подростков навыков здорового образа жизни, безопасного поведения в естественных условиях и в условиях самостоятельной жизни;
- обучение навыкам выживания в экстремальных ситуациях.
Краткосрочные цели проекта: организация подросткового центра досуга с нуля.
Долгосрочные цели проекта: расширение комплекса предлагаемых услуг, выход на региональный рынок, построение сети детских досуговых центров.
Задачи проекта:
- воспитывать ответственное отношение подростков к окружающей среде;
- развивать знания о человеке, как целостной биологической системе;
- создать условия для физического, психического и экологического здоровья подростка;
- приобщение молодежи к здоровому образу жизни;
- повышение работоспособности подростков за счет занятий спортом;
- обучение практическим навыкам и умениям по обеспечению безопасности подростков в дорожных, экскурсионных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование лучших индивидуальных качеств личности: достоинства и чести, дружбы, коллективизма, культуры поведения.
Программа проекта Молодежного центра предназначена для постоянных навыков и постоянного совершенствования. Основная подача материала – это личностный подход, необходимый развития для ответственности и творческих способностей.
Целевая аудитория: дети и подростки от 12 до 17 лет.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Источники финансирования проекта: Собственные средства.
Основная программа проекта рассчитана: на 9 месяцев (1 учебный год). Посещение подростков: 2 часа в неделю, всего 68 часов. Предложенный материал будет для учащихся с 5 по 9 классов школы.
Выгоды и риски проекта:
Риски проекта:
Инвестиционный риск, риск неполучения прибыли, конкуренция на рынке досуговых услуг, экономический кризис, политическая нестабильность, форс мажорные обстоятельства.
К выгодам проекта можно отнести:
- получение стабильной прибыли;
- создание конкурентоспособного бренда подросткового центра досуга «Молодежный центр».
Уникальность проекта: заключается в разнообразии учебного плана и других дополнительных программ.
Проект «Молодежный центр» - это проект максимально адаптированный для подростков в городской среде:
а) подростки более активны вне дома, и городские виды досуга не востребованы, проект «Молодежный центр» заинтересует многих подростков; б) финансовый барьер не будет ограничением, так как проект будет запущен при поддержке Центра молодежных инициатив.
в) у подростков высокий уровень мобильности, выезд за пределы города не будет для подростков ограничением.
г) проект «Молодежный центр» даст подросткам возможность общаться и знакомиться с новыми людьми.
Ожидаемые результаты проекта «Молодежный центр»:
а) вовлечение подростков в занятие туризмом с ранних лет;
б) увеличение потребности подростков в туристских поездках;
в) проведение учебно-тренировочных сборов в учебных заведениях;
г) проведение больших туристских мероприятий;
д) привлечение подростковой аудитории на участие в массовых туристских мероприятиях, и в многодневных походах.
Таким образом мы провели анализ свободного времени подростков чем они занимаются и какой жизнью живут, и по этим данным сформулировали наиболее успешную программу бизнес-план для нашего проекта «Молодежный центр».



1. Акимов В. В. Новосибирске студентов геодезистов обучают азам профессии при помощи квестов / Акимов В. В. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsk.kp.ru/online/news.
2. Анисимов, Олег Сергеевич. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов; Инновац, об-ние АН СССР, Всесоюз, методол. центр. М.: Экономика, 1991. 415 с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-282-01500-5 Б. ц Педагогика - Методология
3. Бирженюк, Г.М., Марков, А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ / Бирженюк Г.М., Марков А..П. - СПб: СПбГУП, 2012.- 127 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. Божович. И. СПб.: Питер, 2013. С. 32 33. http:// elib.gnpbu.ru/ text/ bozhovich_lichnost- i- ee- formirovanie_2008/ go,0;fs,0/
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Пособие для учителя. / Выготский Л.С. М.: Просвещение, 2013. 93 с.
6. Гагаев А.А. Русские педагогические учения в 18-19 вв; 2015 с.56-58
7. Гудовский И.В. Психолого-педагогические возможности обеспечения успешности социализации старших подростков-2015 с. 54-56
9. Жукова Т.В. Досуговые социальные институты в социализации подростков// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. М.: МПГУ, 2006. Вып. 24 – 195 с.
10. Зборовский Г.Е. Еще раз о проблемах современной социологии // Социологические исследования. 1999. №6.
11. Лисаковский В. Т. Социология молодёжи Учебник С- Петербург. Издательство М.: Наука 2010.
12. Луков, Ф.В. Культурная социализация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Lukov_AV/
13. Марков, А..П. Проектирование маркетинговых коммуникаций / Марков А.П. - СПб: СПбГУП, 2015. - С. 398
14. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / Маслоу А.Г.- М.: Питер, 2013.-351 с.
15. Масляков А. КВН – жив! / Масляков А. – Электронная библиотека: АСТ. – 35 с.
16. Махов, В.С. Подросток в свободное время. СПб.: СПбГУП, 2014. - 148 с.
17. Мудрик, А.В. Социализация человека... Уч. Пособие / Мудрик А.В. - М.: МПСИ, 2015.- 624 с.
18. Наседкина, Н.А. Социокультурная деятельность учреждения дополнительного образования как фактор социализации подростков Наседкина. Н.А. // Автореферат. Екатеринбург, 2014, 24 с.
19. Орлова., Э.А.. Введение в социальную и культурную антропологию. / Орлова. Э.А.- М.: Российский институт культурологии, 2014. - 214 с.
20. Соколов Ф.В. Феномен социально-культурной деятельности. / Соколов Ф.В.- СПб: СПбГУП, 2013. С. 18-99.
21. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М.: МГУКИ, 2010
22. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие / Ю.А Стрельцов. Изд. 2-е М.: МГУКИ, 2003. 296с.
23. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов.- Л.: ЛГИК, 1991.- 337 с.
24. Туев, В.В. Коммуникативное поле молодежной культуры /В.В. Туев, И.И. Клявина // Созидательная миссия культуры: Сб. ст. молодых ученых. М.: МГУКИ, 2001.- С.97-103.
25. Фатов А.В. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи // Образование исследовано в мире. М.: ГНУ им. К.Д. Ушинского. - 2016. - 120с.
26. Формирование личности: Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г.Н.Филонова. М.: Педагогика, 1983. -256 с.
27. Фрейд З. Психоаналитические этюды / сост. Д.И. Донской, В.Ф. Круглянский. Минск: Поппури, 2010. – 608 с.
28. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
29. Цукерман Г. А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960, 178 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ