Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Оттепель» в политической практике и социальном восприятии советского общества в 1953 - 1964 гг.

Работа №151005

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Социально-политическое развитие советского общества в 1953 -1964 гг 11
§ 1. «Оттепель» как социокультурный феномен в жизни советского общества: теоретико-методологические аспекты 11
§ 2. Курс на десталинизацию внутриполитического курса в СССР 20
§ 3. Распространение оппозиционных настроений в СССР 37
Глава II. Социокультурные аспекты курса на
десталинизацию 52
§ 1. Курс на десталинизацию как фактор развития художественной культуры 52
§ 2. «Оттепель» в восприятии массового сознания 61
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании истории в образовательных организациях 74
§ 1. Тематическое планирование 74
§ 2 Технологическая карта урока 77
Заключение 96
Список использованных источников и литературы 99


Актуальность темы исследования. «Оттепель» занимает относительно небольшой по времени этап в политической практике государства, однако является важным поворотным событием для страны и её граждан. Эпоха, продлившаяся лишь 11 лет, давала надежду на перемены в повседневной жизни в лучшую сторону, официально провозглашался путь на построение коммунизма. Сам факт перехода на новый уровень социально-политический развития говорит об уникальности обстановки в обществе после смерти главной политической фигуры. Проблемные моменты сталинского правления потребовали решения от нового правительства. Немаловажную роль в формировании массового самосознания в СССР играл победоносный исход Второй мировой войны. Были созданы определенные предпосылки для политики либерализации, но они не были поддержаны ни правительствующей верхушкой, ни рядовыми гражданами. Противоречивое развитие наблюдалось во всех областях - от экономической до культурной, что дало размытую оценку периоду; в ряде трудов по проблематике хрущевской «оттепели» наблюдается субъективная оценка.
Важной задачей является структурирование научной информации, адекватная оценка прошедшему периоду. Существенным пробелом для своевременных исследований периода можно назвать замалчивание вопроса о деятельности генсека после смещения его со всех постов в октябре 1964 года. Изучение «Оттепели» начинается лишь с эпохи Перестройки. Российская историческая наука на современном этапе нацелена на объективность интерпретаций и суждений.
Объектом исследования выступает социокультурное развитие советского общества в начале 1950-х - начале 1960-х гг.
Предметом исследования является процесс десталинизации, определивший содержание внутриполитического курса советского руководства и ценностные ориентации общественного сознания в эпоху «Оттепели».
Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная со смерти Сталина 5 марта 1953 до отставки Н.С. Хрущева 14 октября 1964 г. Несмотря на сравнительно небольшой промежуток времени, эпоха ознаменовала либеральные преобразования, перемену общественных настроений и ценностей. Сама эпоха характеризуется импульсивными, непродуманными реформами человека, сконцентрировавшего колоссальную власть в своих руках. Но были ли шаги спонтанными или были вызваны потребностями своего времени? Само время требовало адаптации к существованию в послевоенном мире и логичной тенденции к либеральным настроениям, к идее защиты гражданских прав и свобод, что приобретает особое значение после крупнейшей катастрофы XX века...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в ходе исследования были проанализированы причины и предпосылки трансформации внутриполитического курса после смерти И.В. Сталина, содержание эпохи перемен, проблемы и противоречия в развитии советского общества и государства и итоги этого развития к 1964 году. В заключение необходимо сформулировать краткие итоги.
Анализ различных источников и монографий по проблематике периода позволяет сделать вывод, что общественное развитие диктовало потребность в переменах и смену политического курса. Можно говорить, что преобразования
затронули все стороны жизни общества. Речь идёт как о формальных изменениях, закрепленных в официальных постановлениях, так и о переменах в жизненном укладе рядового гражданина.
Титанический вклад советского народа в победу над Третьим Рейхом и восстановление страны после разрушительной войны спровоцировали массовый подъем национального самосознания населения, также повышение требований советских граждан к государству (в плане социальной политики). Процесс урбанизации населения повлек за собой переоценку жизненных ценностей, изменение бытовой культуры и ориентацию молодого поколения на получение высшего образования, а не среднеспециального.
Борьба за власть, которую породило окончание сталинской эпохи и отсутствие официального преемника, обнажила проблемы пережитков прежней идеологии и смену общественных настроений в сравнении с 1930- ми гг. XX в. Выход был найден через проведение политики социальной либерализации, к чему прибегали все претенденты на должность генерального секретаря ЦК КПСС. Так, кампании, проводимые с 1953 года и получившие название «Оттепель», соответствовали потребностям и настроениям жителей СССР. В первую очередь тенденцию подхватила интеллигенция.
Новые условия жизни, продиктованные послевоенной реальностью и урбанизацией, сделали общественность более либеральной (положение матерей-одиночек не порицалось, взаимоотношения между людьми стали более свободными). Повышался уровень образованности населения, люди переосмысляли себя и свое место в жизни, стали ориентироваться на самореализацию.
Культурные деятели, освободившиеся от сталинского контроля и поддавшиеся настроениям либерализации общества, выходят за рамки официального курса культуры. Получают развитие новые художественные направления, например, литература повседневности, выходит из подполья авангард.
Реабилитация жертв репрессий провоцирует переосмысление интеллигенцией положения своей страны, условий жизни в ней. Также в жизнь вернулись люди с идеалистическим восприятием жизни, среди которых немало бывших соратников Ленина. Эти две группы людей обозначили вектор развития движения диссидентства, а провозглашенная государственная политика об отказе от советского гражданства при критике проводимой политики, способствовала третьей волны русской эмиграции...


1. Абрамов, Ф. А. Люди колхозной деревни в послевоенной прозе / Ф.А. Абрамов // Новый мир, 1954. - №4 - С. 210 - 231.
2. Алекссева, Л. М. Поколение оттепели. Воспоминания / Л. М. Алексеева. - М., 2006 - 432 с.
3. Дедков, И. А. Дневник, 1953-1994 / И. А. Дедков - М.: Прогресс- Плеяда, 2005. - 271 с.
4. Лаврентий Берия. 1953. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы. Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. В. Наумов, Ю. Сигачев. М.: МФД, 1999. - 512 с.
5. Левина, А. Ордер на квартиру / А. Левина // Работница, 1961. - № 10. - с. 36 - 50.
6. Померанцев, В. П. Об искренности в литературе / В.П. Померанцев // Новый мир, 1953. - №12. - С. 218 - 237.
7. Рассадин, С. Б. Шестидесятники / С.Б. Рассадин// Юность, 1960. - № 12 - с. 28 - 49.
8. Резниченко, Я. Д. О тех, чья жизнь впереди / Я.Д. Резченко // Советские профсоюзы, 1968. - №17. - С. 100 - 114.
9. Симонов, К. М. На литературные темы: Статьи 1937-1955 / К.М. Симонов. -М., 1956. - 356 с.
10. Слуцкий, Б. А. О других и о себе / Б.А. Слуцкий. - М.: Вагриус, 2005. - 281 с.
11. Хрущев, Н. С. Время. Люди. Власть [Воспоминания: в 4 кн.] / Н.С. Хрущев. - М.: ИИК Московские новости, 1999. - Кн. 1. - 846 с.
12. Эренбург, И. Г. Оттепель / И.Г. Эренбург. - М.: Советский писатель, 1956. - 256 с.
13. Яковлев, А. Н. Старый миф в новом свете / А.Н. Яковлев. - М.: Знание, 1962. — 32 с.
14. ГУЛАГ (Главное управление лагерей). 1917-1960 / под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. - М.: МФД, 2000. - 888 с.
15. Доклад Н. С. Хрущева о культе личности Сталина на XX съезде КПСС: Документы / Н.С. Хрущев. - М.: РОССПЭН, 2002. - 40 с...59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ