Введение 3
1 Теоретические основы управления социальной сферой в Российской Федерации 5
1.1 Теоретические подходы управления социальной сферой в Российской Федерации 5
1.2 Особенности управления социальной сферой в муниципальном образовании 13
2 Анализ управления социальной сферой в Ненецком автономном округе 19
2.1 Анализ социальной деятельности в Ненецком автономном округе 19
2.2 Анализ эффективности управления социальной сферой в Ненецком автономном округе 32
3 Разработка мер по усовершенствованию системы управления социальной сферой Ненецкого автономного округа 44
3.1 Определение направлений в совершенствовании управления социальной сферой Ненецкого автономного округа 44
3.2 Мероприятия по повышению эффективности социальной политики в Ненецком автономном округе 49
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Целью социальной политики является удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение социальных гарантий. Главная цель социальной политики - повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной комплексной системой. Комплексная система социальной политики - деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально -территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления.
Вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы и определяет цель выпускной квалификационной работы: рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические подходы управления социальной сферой в Российской Федерации;
- определить основные направления управления социальной сферой в муниципальном образовании;
- провести анализ социальной деятельности в Ненецком автономном округе;
- проанализировать эффективность управления социальной сферой в Ненецком автономном округе;
- определить основные направления в совершенствовании управления социальной сферой Ненецкого автономного округа;
- разработать мероприятия по эффективному развитию системы управления в социальной сфере Ненецкого автономного округа.
Объектом исследования является социальная сфера в Ненецком автономном округе г. Нарьян-Мар.
Предметом исследования - управление социальной сферой.
В процессе изучения предмета исследования применялся анализ документов и статистической информации Ненецкого автономного округа.
В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Социальная функция является главной, определяющей для муниципального управления среди всех остальных. Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.
Особенностью сферы социального регулирования в Ненецком автономном округе является преобладание в ней учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета.
Важным для улучшения социальной политики в Ненецком автономном округе является повышение роли негосударственных общественных организаций. Негосударственные организации способны внести весомый вклад в развитие системы социальной защиты. Именно Н КО разрабатывают и апробируют новаторские модели и схемы работы с клиентами, к тому же они способны получать помощь со стороны международных организаций. Для улучшения партнерских отношений между органами власти и общественными организациями необходимо осуществлять совместное планирование и координацию действий.
Следующим аспектом совершенствования социальной политики в Ненецком автономном округе является усиление адресного характера социальной защиты незащищенных слоев населения. Углублению адресности должно способствовать совершенствование методологических подходов к определению показателей бедности, установление единых критериев оценок имущественного положения семьи для определения права на назначение определенного вида социальной помощи, упрощения процедур предоставления социальной помощи, регулирование предоставления социальных услуг через выдачу лицензий, внедрение стандартов качества и контроля за их соблюдением. В сфере предоставления социальных услуг адресность предусматривает дифференциацию предоставления социальных услуг с учетом условий жизни их получателя, адресное финансирование из местных бюджетов, закупку услуг или целевую социальную помощь получателю для оплаты услуг выбранного им поставщика услуг.
Реформирование сферы социальных услуг в Ненецком автономном округе должно быть направлено на повышение эффективности управления бюджетными средствами. Социальные услуги должны направляться на оказание помощи в решении проблем и соответствовать индивидуальным потребностям людей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах.
Важное значение имеют следующие исходные принципы, как добровольность получения социальных услуг, возможность выбора заведения; преодоление потребительского подхода к получению социальных услуг, развитие самостоятельности и активности получателя услуг, его собственных возможностей в решении проблем, возникающих, изучение и распространение лучшего отечественного и международного опыта применения методик предоставления социальных услуг.
Положения законодательства в сфере социальной политики направлены на защиту конституционных прав человека и гражданина. Пути улучшения социальной политики связываются с обеспечением дальнейшего поэтапного приближения минимальных социальных государственных гарантий к прожиточному минимуму, с общим повышением уровня жизни населен ия, минимального размера заработной платы и пенсии, социальных выплат.
Таким образом, в первую очередь в Ненецком автономном округе нужно уделить внимание системе социальной защиты, социального обслуживания, социальному обеспечению населения...
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // СПС Консультант плюс.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.01.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №48. - Ст. 3822.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018)// Собрание законодательства РФ, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, № 30, с. 4257.
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» .
5. Устав Ненецкого автономного округа. Принят Собранием депутатов Ненецкого автономного округа (Постановление от 11 сентября 1995 года № 24).
6. Устав государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания, утвержден распоряжением Управления труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 24.12.2013 № 1466.
7. Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 28.02.2017 № 53-п «Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа «Социальная поддержка граждан в Ненецком автономном округе».
8. Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 16.12.2014 N 487-п «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ненецком автономном округе»
9. Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 20.05.2014 № 169-п «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа (2014 -2018 годы)».
10. Андреева Л.А. Нормотворческий процесс в условиях становления российской государственности [Текст] / Л.А. Андреева // Нау ка и современность - Новосибирск: НГТУ, 2010. - С. 256-261.
11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Университетский учебник / Г.В. Атаманчук - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2011. - 525 с.
12. Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И. Система государственного управления: Кн. 1. Управление и право. - М.: ГУУ, 2015. - 390 с.
13. Барцица И.Н. Актуальные вопросы развития муниципальных образований / И.Н. Барцица, В.В. Бакушева. - М.: РАГС, 2008. - С. 135.
14. Буторин М.В. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016. С. 23.
15. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко - 6-е изд. М.: Юрайт, 2014. - 494 с....(21)