Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВОЕОБРАЗИЕ ФОРМАТА РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ШОУ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПИЛОРАМА»

Работа №150997

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Особенности формата развлекательного телевизионного шоу 7
1.1 Развлекательное шоу как телевизионное зрелище 7
1.1.1 Специфика формата развлекательного шоу 7
1.1.2 Образ ведущего развлекательного телевизионного шоу 14
1.2 Комическое в контексте журналистики 23
1.2.1 Характеристики смеховой журналистики 23
1.2.2 Сатира как вид комического 28
1.2.3 Особенности сатирических жанров журналистики 31
2 Анализ материалов программы «Международная пилорама» 47
2.1 Общая характеристика развлекательного шоу «Международная пилорама» 48
2.2 Методология исследования 50
2.3 Жанровое своеобразие шоу «Международная пилорама» 50
2.4 Тематика шоу 61
2.5 Образ ведущего шоу 64
2.7 Реализация свойств шоу в «Международной пилораме» 69
2.7 Общие выводы исследования 71
Заключение 74
Список использованных источников 79

В настоящее время проект «Международная пилорама», выходящий на телеканале НТВ с 3 сентября 2016 года, является одной из самых популярных сатирических программ в формате развлекательного шоу на телевидении постсоветского пространства (1,9% - рейтинг программы, охват - 4,5% за 24.04.2021, по данным Mediascope)[Рейтинги. Телевидение, 2021]. Популярность программы указывает на интерес публики к сатирической репрезентации событий в рамках современной действительности, в которой телеканалы довольно редко предлагают своим зрителям программы, использующие сатирические жанры и приемы, что говорит об актуальности темы. Некоторые исследователи такие, как, например, М.Л. Конюкова утверждают, что сатира вовсе не присутствует в современных СМИ и представляет собой дефицитное явление [Конюкова, 2019]. В наше время общая картина российской журналистики показывает, что сатира недостаточно развита и демонстрирует свое низкое качество, а также не обладает бывалой значительной ролью.
Актуальность данной дипломной работы состоит в недостаточной степени изученности специфики формата развлекательного шоу сатирической направленности, несмотря на его широкую известность и спрос со стороны аудитории. «Международная пилорама» являет собой яркий пример развлекательного шоу, в котором сатирическому осмеянию подвергаются фрагменты из всех сфер общественной жизни. Во многих исследованиях в настоящем научном дискурсе если и говорят о шоу, то чаще всего о его использовании в качестве приставки, и с изрядной частотой фигурируют, например, ток-шоу, реалити-шоу, но мало где встречается изучение формата, названного коротким словом шоу. Поэтому одной из проблем настоящего исследования было поиск достаточного количества теоретической литературы и изучения других исследователей на тему развлекательного телевизионного шоу, чем так же и подтверждается актуальность настоящей дипломной работы.
Научная новизна. Результаты работы дополняют немногочисленные сведения о специфических особенностях формата развлекательного шоу сатирической направленности на современном российском телевидении, выявленных в популярной передаче телевизионного канала НТВ «Международная пилорама».
Объектом исследования является смеховая журналистика на телевидении. Предметом - особенности формата развлекательного сатирического шоу «Международная пилорама».
Цель научного исследования - выявить особенности формата развлекательного шоу на примере телевизионного сатирического проекта «Международная пилорама».
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие необходимые для выполнения задачи:
- дать определение и обозначить специфические черты формата развлекательного шоу;
- выявить типические черты в образе телеведущего развлекательного шоу;
- охарактеризовать особенности «смеховой журналистики», «смехового мира»;
- определить, что есть сатира как вид комического;
- выявить особенности сатирических жанров журналистики;
- определить жанры в проекте «Международная пилорама»;
- выявить темы в развлекательном шоу «Международная пилорама»;
- охарактеризовать образ телеведущего шоу «Международная панорама» Тиграна Кеосаяна.
В данной работе мы опирались на теоретические труды М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» [Бахтин, 1990], что помогло нам в нашем исследовании определить истоки становления смеховой журналистики через понимание специфических черт «смехового мира», «карнавальной культуры» и «карнавального смеха», а также мы ссылались на работу Д. С. Лихачева и А. М. Панченко «Смеховой мир Древней Руси», где авторы продолжили изучение смехового мира на примере культуры Древней Руси [Лихачев, Панченко, 1976]; для изучения особенностей сатирических жанров мы обратились к «Методике телевизионной журналистики» Л. П. Шестеркиной и Т. Д. Николаевой [Шестеркина, Николаева, 2012], к Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой и их учебному пособию «Жанры журналистского творчества» [Лазутина, Распопова, 2011], к А. А. Тертычному и его учебному пособию «Жанры периодической печати» [Тертычный, 2000], к пособию «Телевизионная журналистика» [Кузнецов, Цвик, Юровский, 2002], статье «Специфика жанров телевидения» М. А. Мясниковой [Мясникова, 2009]; для изучения формата развлекательного шоу мы обратились к трудам исследователей: А. А. Новиковой «Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия» [Новикова, 2008], А. Е. Никитиной «Экспансия шоу в массовой культуре и массовой коммуникации» [Никитина, 2019], В. Л. Цвика «Введение в журналистику» [Цвик, 2000] и другие; в изучении образа ведущего в шоу мы опирались на работы: А. Н. Дедова «Технологии телевизионной журналистики» [Дедов, 2017], В. М. Шепель «Имиджелогия: Как нравиться людям» [Шепель, 2002], Г. В. Кузнецова «Так работают журналисты ТВ» [Кузнецов, 2004] и другое; а также мы обращались к ряду других исследователей: А. В. Дмитриеву [Дмитриев, 2005], С. С. Мельникову [Мельников, 2014], Ю. В. Стеннику [Стенник, 1985], М. В. Мусийчуку [Мусийчук, 2010], М. Р. Нагорной [Нагорная, 2020] и другие.
Эмпирической базой исследования стали 18 выпусков программы «Международная пилорама» c 2016 года, архив которой находится в открытом доступе на подтвержденном YouTube-канале НТВ.
Мы использовали следующие методы: жанровый анализ, контент-анализ, научное описание, индукция и сравнение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, содержания, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 32 наименования. В первой главе рассматриваются особенности смеховой журналистики, сатиры как вида комического, особенности сатирических жанров, специфика формата развлекательного шоу и характерные черты образа ведущего шоу. Во второй главе проводится анализ выпусков программы «Международная пилорама» с целью выявления их жанров и тем, а также определения типических черт образа ведущего шоу. В заключении описываются результаты исследования.
Промежуточные результаты работы были апробированы в рамках II Международного Форума языков и культур - 2021 (СФУ, Красноярск).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время телеканалы довольно редко предлагают своим зрителям программы, использующие сатирические жанры и приемы. Однако, на российском телевидении существует пример известного, но малоизученного в науке формата развлекательного шоу сатирической направленности, ставящее своей целью развлечь зрителя и высмеять пагубные для общества фрагменты жизни, - таковым является «Международная пилорама». Популярность шоу указывает на интерес публики к сатирической репрезентации событий, что говорит об актуальности исследования.
Цель выпускной квалификационной работы состояла в выявлении особенностей формата развлекательного шоу на примере телевизионного сатирического проекта «Международная пилорама», рассмотрев и проанализировав 18 выпусков программы.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы выполнили ряд поставленных задач для достижения этой цели. Таким образом, мы выявили следующие специфические черты шоу.
Мы дали определение понятию «шоу», рассмотрели основные специфические черты этого формата на телевидении и заключили, что шоу «Международная пилорама» соответствует следующим характеристикам: структурированности, актуальности, гибридности, массовости и драматургичностью. Данный факт позволяет говорить о том, что изучаемая нами программа относится к формату шоу, как к лабильной, легко изменяющейся гибридной и вариативной формой телевизионной программы, отличающейся доминированием рекреативной функции.
Изучив теоретические материалы исследователей на тему образа телеведущего, который в формате шоу является ключевым элементом, мы смогли сделать следующие выводы об образе Тиграна Кеосаяна: ведущий соответствует всем составляющим имиджа В. М. Шепель, эталонам внешней аттракции. Несмотря на тот факт, что он ведет развлекательное шоу, одевается в строгий костюм, что мы связываем с осознанным выбором в пользу придания компетентности ведущему при освещении им политических новостей. Помимо этого, мы соотнесли роль Кеосаяна с амплуа комика, который ставит своей задачей вызвать эмоцию, преимущественно смех, что отвечает важной функции шоу, а именно - рекреативной. Также мы выявили связь его образа с шутовской фигурой, которая является важной частью традиции смеховой культуры, которая тянется со времен средневековья, о которой писал еще Д. С. Лихачев. Так, мы определили специфику образа телеведущего шоу «Международная пилорама».
Благодаря выявлению особенностей смеховой журналистики, смехового мира и карнавальной культуры, при анализе шоу мы смогли сделать вывод, что программа, по аналогии с «карнавалом» М. М. Бахтина, формирует двоемирие: она создает альтернативный, отличный от официального и серьезного мира, в котором нет табу на осмеяние политических лидеров и их действий, что позволяет зрителям смеяться над всеми и со всеми, временно освободившись от тягот реального мира посредством его высмеивания. Так, реализуется одна из самых главных функций шоу - развлечь аудиторию, вызвав эмоцию - рекреативную функцию.
Одна из задач в исследовании состояла в определении сатиры как вида комического, которую мы выполнили, рассмотрев ее специфические черты. Проявлением этого вида комического и является сатирическое обозрение актуальных злободневных событий общественной жизни авторами «Пилорамы». Так, например, в программе обозреваются международные отношения, породившие поводы для их высмеивания, общественные проблемы, к примеру, коррупция, разврат, алкоголизм, и др. В отличие от юмора, что добродушно принимает осмеиваемое, в данном случае сатира разоблачает и 75
направлена на отрицательные черты высмеиваемого, она обусловлена уничтожающим осмеянием явлений, которые кажутся автору порочными, неприемлемыми и недопустимыми в мире. Таким образом, помимо рекреативной функции, авторами шоу достигается терапевтическая функция, направленная на борьбу с несовершенствами в обществе.
Далее, опираясь на теоретические труды различных исследователей, мы выявили жанры сатирической журналистики и их специфические черты. В нашем исследовании мы выяснили, что программа «Международная пилорама» не обладает высокой степенью жанрового многообразия. Авторы шоу используют только два сатирических жанра: сатирический комментарий и пародия. Мы выявили, что за 18 выпусков чаще всего применяется первый жанр, а именно 181 раз, пародия применяется 83 раза.
Практическая значимость нашего исследования также состоит в определении тематического своеобразия сатирического проекта. При исследовании шоу мы определили частотность обращения авторов к конкретной теме. Как следствие, был сделан вывод, что чаще всего в программе упоминаются следующие страны: США - 35 раз, Россия - 32, Великобритания - 17. Столько раз конкретная страна и происходящее с ней и в связи с ней становилось новостным поводом в количественном отношении. За исключением этих стран, обсуждались еще 24 других стран. Определив частотность обращений к лидерам стран, мы получили следующий итог исследования: президент В. В. Путин получил наиболее распространенное упоминание в «Международной пилораме» - 372 раза. Второй по частоте называния - Дональд Трамп - 100 упоминаний, третий - Макрон - 29, Меркель - 28 раза, Байден - 19. Каждый их политиков, за исключением Путина, являлся объектом насмешек и предавался сатирическому осмеянию; президент же России упоминается только в контексте сильного и бессменного лидера своей страны, его личность и действия не высмеиваются, а его образ превосходит лидеров других стран.
Таким образом, в рамках нашей работы мы считаем задачи выполненными в полном объеме, а цель - достигнутой. Результаты работы дополняют немногочисленные исследования на тему телевизионных шоу сатирического характера.
Наша работа позволяет сделать общий вывод о том, что современная программа «Международная пилорама», как шоу сатирической направленности, однозначно является богатым для исследования материалом, не похожим на другие шоу. Оно обладает гибридностью, сочетает в себе признаки разных жанровых форм и традиций, игровые элементы шоу, которые направлены на развлечение зрителя и с тем самым его поучение (рекреативная и морализаторская функции). «Пилорама» является собой уникальный пример популярной развлекательной программы, которая находит отклик у аудитории - однако, не всегда положительный по причине едкой и язвительной сатиры ведущего.
В целом, программа, финансируемая из средств государственного бюджета, отвечает текущей политической повестке правительства и направлена на установление доверительных отношений между зрителем и государством, путем гиперболизированного возвеличивания своего лидера и сатирического высмеивания «чужих». В то же время авторы программы стараются придать искоренению негативных явлений в обществе, как российском, так и зарубежном.
Наше исследование шоу «Международная пилорама» показывает, что сатирические жанры на телевидении в настоящее время возможны для реализации и имения успеха у зрительской аудитории, что для нас кажется важным в контексте существования сатирической журналистики на ТВ. Вспомним, что некоторыми исследователями, например, М.Л. Конюковой, считается, что сатира вовсе не присутствует в современных СМИ и представляет собой дефицитное явление [Конюкова, 2019]. Мы согласны с тем, что сатирическое обозрение событий в СМИ - в том числе на телевидении - не является повсеместным и распространенным, но на примере исследования «Пилорамы» и ее популярности мы можем сделать вывод о том, что запрос на сатиру у аудитории есть и что успеха шоу может достичь, используя даже только два сатирических жанра - сатирический комментарий и пародию.
Мы считаем, что наше исследование необходимо продолжать, так как в рамках данной работы мы изучили только такие аспекты, как: образ ведущего, жанровое и тематическое своеобразие развлекательной программы, ее специфические черты, как формата шоу. При дальнейшем более глубоком изучении данного и иных шоу появится возможность составить наиболее цельную картину состояния и многообразия современных телевизионных развлекательных программ, каждая из которых обладает своим уникальным набором специфических черт. Так, новые расширенные результаты позволят усилить значимость сатирической журналистики в современных медиа посредством увеличения количества и качества развлекательных программ сатирической направленности.



1 Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - Москва : Художественная литература, 1990. - 545 с.
2 Борецкий Р. А. Информационные жанры телевидения / Р. А. Борецкий. - Москва : [б. и.], 1961. - 76 с.
3 Дедов, А. Н. Технологии телевизионной журналистики : учебное пособие / А. Н. Дедов. - Курган : Библ.-издательский центр КГУ, 2017. - 200 с.
4 Дмитриев, А. В. Смех : социофилософский анализ / А.В. Дмитриев. - Москва : Альфа-М, 2005. - 591 с.
5 Конюкова, М. Л. Сатира в современных русскоязычных СМИ как дефицитное явление / М. Л. Конюкова // ART LOGOS. - 2019. - № 2. - С. 160¬169.
6 Кузнецов, Г. В. Так работают журналисты ТВ : учебное пособие / Г. В. Кузнецов. - Москва : Изд-во Моск. ун-та (МГУ), 2004 - 395 с.
7 Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика : Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. - Изд-во Московского Университета : Высшая школа, 2002. - 299 с.
8 Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Л. Ю. Иванов, А. П. Сковородников, Е. Н. Ширяев [и др.]. - Москва : Флинта: Наука, 2003. - 840 с.
9 Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества : Учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. - Москва : Аспект Пресс, 2011. - 320 с.
10 Лихачев, Д. С. «Смеховой мир» Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко. - СПб. : Наука, 1976. - 204 с.
11 Мальковская И. А. Многоликий янус открытого общества : монография / И. А. Мальковская. - Москва : URSS, 2005. - 268 с.
12 Мельников, С. С. Исторические предпосылки институционализации политического юмора / C. C. Мельников // Вестник МГИМО. - 2014. - №6. - 219-224.
13 Миронов В. В. Коммуникация глобальная / В. В. Миронов // Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 2003. - С. 452- 453.
14 Мусийчук, М. В. Когнитивные механизмы юмора в структуре
комического [Электронный ресурс] / М. В Мусийчук // Вестник НГУ. Серия: Философия. - 2010. - № 8. - Режим доступа:
http://lib.nsu.ru: 8081/xmlui/handle/nsu/4063.
15 Мясникова, М. А. Специфика жанров телевидения / М. А. Мясникова // Вестник СПбГУ. Язык и литература. - 2009. - №1. - C. 250-259.
16 Нагорная, М. Р. Современные жанры телевидения как имиджформирующий фактор. Особенности жанра ток-шоу / М. Р. Нагорная // Скиф. - №6. - С. 465-471.
17 Никитина, А. Е. Экспансия шоу в массовой культуре и массовой коммуникации / А. Е. Никитина // Медиасреда. - 2019. - №1. - С. 157-160.
18 Новикова, А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия / А. А. Новикова. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2008. - 208 с.
19 О проекте [Электронный ресурс]: СМИ сетевое издание «NTV.RU».
- Режим доступа: https://www.ntv.ru/peredacha/pilorama/about/55520
20 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений / С. И. Ожегов. - Москва : Мир И образование, 2015. - 1375 с.
21 Рейтинги. Телевидение [Электронный ресурс]: Mediascope - Режим доступа: https: //mediascope.net/data/?FILTER_TYPE=tv
22 Ремизов В. А. Природа комического и формы его репрезентации в современном российском телевидении / В. А. Ремизов // Вестник МГУКИ. - 2016. - №3. - С. 93-97.
23 Смыкова, Е. А. Комическое как феномен культуры: аспекты исследования / Е. А. Смыкова // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2012. - №4.
24 Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. - Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2003. - 488 с.
25 Стенник, Ю. В. Русская сатира XVIII века / Ю. В. Стенник - Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1985. - 360 с.
26 Тепляшина, А. Н. Сатирические жанры современной публицистики : учебное пособие / А. Н. Тепляшина. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун¬та, 2000. - 95 с.
27 Тертычный, А. А. Жанры периодической печати : Учебное пособие / А. А. Тертычный. - Москва : Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
28 Цвик, В. Л. Введение в журналистику : учебное пособие / В. Л. Цвик. - Москва : Изд-во МНЭПУ, 2000 - 91 с.
29 Чепуров, И. В. Изобразительные средства отечественной карикатуры XVII-XX веков / И. В. Чепуров // Вестник ОГУ. - 2014. - №5. - С. 147 с.
30 Чешихин-Ветринский, В. Е. Сатира / В. Е. Чешихин-Ветринский // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Изд-во Л. Д. Френкель - Москва, 1925. - 754-757
31 Шепель, В. М. Имиджелогия : Как нравиться людям : учебное пособие / В. М. Шепель. - Москва : Нар. образование, 2002. - 575 с.
32 Шестеркина, Л. П. Методика телевизионной журналистики : учебное пособие для студентов вузов / Л. П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - Москва : Аспект Пресс, 2012. - 223 с.
33 Юнг, К. Г. Душа и миф : Шесть архетипов : Пер. с англ. / К. Г. Юнг. - Киев : Порт-Рояль, 1997. - 382 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ