ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ 7
1.1. Языковая личность и языковая картина мира 7
1.2. Семантическая организация предложения 10
1.3. Метафора и метафоризация предикатного значения 12
1.4. Описание музыки и песен в научной литературе по филологии:
обзор 14
1.5. Краткий обзор творчества В.П. Астафьева 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ МОТИВОВ В
ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН» 24
2.1 Музыкальные мотивы повести «Последний поклон» 25
2.1.1. Репрезентация собственно музыки 25
2.1.2. Репрезентация игры на музыкальных инструментах 28
2.2. Песенные мотивы повести «Последний поклон» 33
2.2.1 Семантика слов «песня», «пение», «петь» 33
2.2.2. Метафоры при описании ситуации пения 40
2.2.3. Метафорические репрезентации со словом «песня» 43
2.2.4. Описание пения птиц 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Исследование музыкальной составляющей литературного текста прочно вошло в круг интересов как музыковедов, так и филологов. К этой теме обращаются и литературоведы, и лингвисты. Но все ученые сходятся в одном: влияние, которое музыкальное искусство оказало на литературное творчество многих писателей, неоспоримо.
Виктор Петрович Астафьев принадлежит к числу тех литераторов, у которых музыка занимает значительное место в жизни и творчестве. Его герои поют или играют на музыкальных инструментах почти в каждом произведении.
Современники не раз отмечали, с какой любовью и трепетом относился В.П. Астафьев к музыке, как часто музыка звучала в его произведениях. Так, например, композитор Олег Меремкулов, автор симфонии «По прочтении Виктора Астафьева», пишет: «Проза Астафьева вся наполнена музыкой» [Майстренко, 2009: 34].
В творчестве В.П. Астафьева мы находим многократно повторяющиеся звуковые и музыкальные образы и мотивы: пение, музыка, скрипка, гармонь, гитара и др. Основную «музыкальность» астафьевского текста составляют песни и пение, реже - игра на музыкальных инструментах.
Семантический подход к изучению репрезентации музыки в литературном тексте является важным для восприятия творческого замысла художественного произведения. Понимание значения словесного описания музыкальных мотивов позволит выявить особенности языкового портрета писателя. Теоретические исследования в этой области свидетельствуют о необходимости учета семантических закономерностей, существующих между словами, которые описывают музыкальные и песенные образы на страницах текста.
В данной выпускной квалификационной работе будет исследовано, как в значении музыкальных мотивов (различного рода песен, игры на музыкальных инструментах) в произведении «Последний поклон» отразились особенности мировидения Виктора Петровича Астафьева.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы вызвана недостаточной разработанностью этой темы, важностью музыки в тексте Астафьева, а также тем, что музыкальные мотивы помогают лучше и глубже понять поэтику текста.
Новизна работы определяется попыткой рассмотреть семантику музыкальных мотивов в контексте повести В.П. Астафьева «Последний поклон», выявить значимость музыкальной составляющей в произведениях Астафьева.
Объектом исследования выступает музыкальная и песенная семантика в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».
Предметом анализа являются пропозиции, репрезентирующие музыку, песню и пение в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».
Цель дипломной работы - проанализировать семантику музыкальных мотивов в контексте индивидуально-авторской языковой картины мира В.П. Астафьева, представленной в его повести «Последний поклон».
В соответствие с намеченной целью в работе ставятся следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу, посвященную семантике слова и предложения;
• сделать анализ научной литературы, в которой исследуются музыкальные мотивы в литературе;
• собрать примеры репрезентаций музыкальных мотивов в повести В.П. Астафьева «Последний поклон»;
• выявить семантику слов «пение», «песня», «музыка»;
• определить средства метафорической репрезентации музыки и пения в указанном тексте;
• на основании полученных результатов дать характеристику языковой личности В.П. Астафьева.
Поставленные задачи обусловили применение соответствующих методов исследования: методов семантического, контекстуального, компонентного анализа, семантического поля, сопоставительного анализа, семантического анализа предложения.
Материалом для исследования послужили рассказы, входящие в повесть В.П. Астафьева «Последний поклон».
В качестве теоретической базы исследования в работе использовались труды Т.В. Шмелевой, Н.Д. Арутюновой, И.В. Башковой, А.А. Ситниковой, Т.А. Шестаковой и др. Данная работа выполнена в русле семантического синтаксиса, лексической семантики, лингвистической персонологии.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные в ней результаты могут быть применены в курсах лекций по лексикологии в разделе «Семантика слова», семантическому синтаксису, лингвоперсонологии, результаты работы могут быть использованы в спецкурсах по творчеству В.П. Астафьева.
Апробация:
1. Выступление с докладом на Международной цифровой студенческой научной конференции «Homo dicens» - 2021, МГПУ, г. Москва, 10.04.2021.
2. Выступление с докладом на II Международном Форуме языков и культур, СФУ, г. Красноярск, 27.05.2021.
3. Публикация статьи в Сборнике материалов Первого международного форума молодых русистов «Terra Rusistica» 17-19 декабря 2020 г. г. / Сост. Е.В. Ковалых, С.В. Лукьянова, Н.С. Молчанова. — Псков: Псковский государственный университет, 2021. С. 256-261.
4. Публикация статьи в электронном журнале НАУКА В МЕГАПОЛИСЕ SCIENCE IN A MEGAPOLIS.
Структура работы и ее содержание обусловлены целью, задачами, спецификой предмета и материала исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из аннотации, введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
В данной работе мы исследовали семантику музыкальных мотивов в контексте индивидуально-авторской языковой картины мира В.П. Астафьева, представленной в его повести «Последний поклон».
В ходе изучения теоретических материалов было установлено, что язык влияет не только на индивидуальную личность, но и на формирование языкового сообщества в целом. Под влиянием ментальности общества, в котором развивается личность, складывается языковая картина мира. Авторская картина мира есть вариант языковой картины мира, она является субъективным образом объективного мира.
Семантический синтаксис является разделом языкознания, который изучает отношение высказывания к обозначаемой им ситуации. В качестве центрального представления семантического синтаксиса выступает представление о диктумно-модусном устройстве смысла предложения. Диктумная пропозиция - это языковое воплощение положения дел в действительности, ситуации. Внутреннее устройство пропозиции определяется числом и характером ее составных элементов - актантов и сирконстантов.
Метафора - это употребление слова в переносном значении на основе сходства. Процесс метафоризации предикатного значения - это приписывание объектам «чужих» признаков. Из средства создания образа метафора превращается в способ формирования недостающих языку значений. Н.Д. Арутюнова делит метафоры по особенностям употребления на номинативные, образные, когнитивные и генерализирующие. По роли в языке и речи метафоры делятся на узуальные и художественные.
В процессе нашего исследования мы рассмотрели несколько работ, посвященных изучению передачи музыки и песен как вида синтетического искусства через художественный литературный текст.
Ученые разделяют понятия «цитата», «экфрасис» и «интермедиальность». При этом, когда песни включаются в структуру художественного текста, можно говорить о мультиинтермедиальности. Основной функцией песни исследователи называют формирование смыслов авторского текста.
Для творчества В.П. Астафьева характерны образы, которые относятся к сфере «музыка»: песня, мелодия, скрипка, труба, гитара и др. Воплощение этих музыкальных образов в произведениях связано с индивидуально- авторской картиной мира писателя, влиянием музыки и песни на художественный мир В.П. Астафьева.
Музыка, как один из героев текста, наделена человеческими качествами: помимо способности к движению и физическому воздействию, музыка может говорить с героем. Эта «способность» позволяет В.П. Астафьеву сконцентрировать внимание читателя на внутренних переживаниях героев. При помощи метафор автор показывает, какое воздействие способна оказать музыка на слушателя.
Для В.П. Астафьева включение в текст песенных отрывков является характерной чертой. Песня - это идиоглосса в идиолекте В.П. Астафьева, поскольку пение - это самый распространенный в его прозе вид человеческого творчества. Песня выступает в качестве своеобразной «границы» дихотомии свой - чужой.
Большая часть текстов нашей выборки воспроизводит ситуацию пения в тексте не метафорично, В.П. Астафьев использует предикаты речевой деятельности, что характерно для описания ситуации пения. Тем не менее, в повести «Последний поклон» встречается значительная по отношению к общему объему группа вхождений, которые можно отнести к метафорическим. Помимо этого, было выделено два авторских устойчивых сочетания - песняка драть и подбуравливатъ песню.
Репрезентация песни в повести «Последний поклон» В.П. Астафьева отражена в метафорических описаниях песни как живого существа, жидкости, предмета, сосуда, предмета, обладающего способностью летать. Кроме того, Астафьев в исследуемом произведении сравнивает песню с нитью и лодкой.
Вокализация птиц - один из важных компонентов музыкальности текста. Из 64 примеров выборки в 21 примере набор голосовых звуков, которые издает птица описывается словом «песня» и его производными. Последовательность индивидуально-авторских метафор образует метафорический ряд с общей семантикой, это является важным средством к формированию художественных образов в произведении.
Таким образом, системное семантическое исследование слова в текстах, созданных языковой личностью, является эффективным инструментом для изучения мировоззрения писателя. Лингвистический семантический анализ позволяет выяснить, как различные значения взаимодействуют с авторским образом мира. Анализ семантики слова «песня» позволил выявить индивидуальные коннотации В.П. Астафьева: песня часто ассоциируется с укреплением силы духа, жизнеутверждающей силой. В ходе исследования отрицательных коннотаций выявлено не было.
Перспектива работы видится в составлении «музыкального словаря», извлеченного из произведений В.П. Астафьева, а также в сравнении музыкальной семантики в текстах разных русских писателей.
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской литературы», 1996. С. 69.
2. Алексеева М.В. Музыкальная семантика как часть медиакультуры // Инновации в гражданской авиации. 2019. Т.4. №1. С. 44¬51.
3. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология как научная и учебная дисциплина // Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно¬смысловое пространство языка. М., 2010. 288 с.
4. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995. 767 с.
5. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сборник. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
7. Астафьев В.П. Во глубине России: Альбом / Сост. и автор текста В.М. Ярошевская. М.: Кредо, 1994. 117 с.
8. Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть. - Изд. доп. и испр. в 2 т. М: Мол. гвардия, 1989.
9. Астафьев В.П. Нет мне ответа: эпистоляр. дневник 1952-2001 / В.П. Астафьев; сост., предисл. Г. Сапронова. Иркутск: Изд. Сапронов, 2009. 720 с.
10. Астафьев В.П. Собрание сочинений в пятнадцати томах: Том 5. Красноярск: Офсет, 1997. 387 с.
11. Ахметова Г.Д. Языковое пространство художественного текста (на материале современной русской прозы): учеб. пособие. СПб.: Реноме, 2010. 224 с.
12. Башкова И.В. Авторская картина мира В. П. Астафьева в семантике слова теплый (к 90-летию со дня рождения писателя) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №2 (28). С. 102-106.
13. Башкова И.В. Творческая языковая личность и вариативность русской языковой картины мира // Вестник ТГПУ. 2015. №4 (157).
14. Богин Г.И. Модель языковой личности в е отношении к разновидностям текстов. Л., 1984.
15. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. М.: Едиториал УРСС, 2004. 232 с.
16. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990. 176 с.
17. Геллер Л.М. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: Труды Лозаннского симпозиума. М.: Изд-во МИК, 2002. С. 13.
18. Геллер Л.М. Экфрасис, или обнажение приема. Несколько вопросов и тезис // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: Сборник статей / Составление и научная редакция Д.В. Токарева. М.: Изд-во Новое литературное обозрение, 2013. С. 46.
19. Главатских Т.В. Музыкальная структура первой тетради «Затесей» В.П. Астафьева. Littera terra. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 2017. С. 29-34.
20. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. 2000. URL:
https://www.efremova.info/(дата обращения: 28.03.2021).
21. Зализняк Анна А. Языковая картина мира // Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. URL:http://surl.li/uffx(дата обращения: 17.04.2021).
22. Затесь на сердце. Астафьев в памяти людской: фотоальбом / Сост. Майстренко В.А. Красноярск: РАСТР, 2009. 172 с.
23. Казарина В.И. К вопросу о семантике глаголов звука, издаваемого неживым предметом // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. Т. 14. № 2. С. 49-59.
24. Караулов Ю.Н. Мир писателя в зеркале лексической семантики (о слове горячий у Пушкина и Достоевского) // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика, 2003. №4. С. 110-118.
25. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М., 1989. С. 3-8.
26. Караулов Ю.Н. Языковая личность // Русский язык: энциклопедия. М.: Дрофа, 1997. С. 671-672.
27. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.
28. Козицкая Е.А. Смыслообразующая функция цитаты в поэтическом тексте: Пособие по спецкурсу. Тверь: ТвГУ, 1999. С. 57.
29. Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. М.: 2007. 240 с.
30. Лесков Н.С. Повести. Рассказы. М.: Художественная литература, 1973. 560 с.
31. Логический анализ языка: Тождество и подобие, сравнение и идентификация / под ред. Н.Д. Арутюновой. М.: АН СССР. Институт языкознания, 1990. 226 с.
32. Пантелеева А.Ф. Нам бы вернуться к его высоте // Река жизни Виктора Астафьева / сост. В.Г. Швецова. Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2010. С. 3-31.
33. Психолингвистический и лингвокогнитивный анализ языковой личности (на примере публицистического дискурса В.П. Астафьева): диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Нестерова О.А.; [Место защиты: Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского]. Нижний Новгород, 2016. 330 с.
34. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. 543 с.
35. Ростовцев Ю.А. Виктор Астафьев. М.: Молодая гвардия, 2014. 416 с.
36. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1998.
37. Саурбаев Р.Ж., Ючковская Л.Т. Концепция языковой личности как основа формирования и развития билингвизма и полилингвизма // Вестник ЮГУ, 2015. №S4 (39). С. 127-131.
38. Семенова Н.В. Цитата в художественной прозе (на материале произведений В. Набокова): Монография. Тверь: ТвГУ, 2002. С. 14.
39. Ситникова А.А. Смыслообразующая функция песни в структуре литературного текста: автореф. дис. ... кан. филол. наук: 10.01.08. Тверь, 2016. 23 с.
40. Словарь русских народных говоров. Выпуск второй [Электронный ресурс]. 1966. URL:https://iling.spb.ru/dictionaries/srng/02.pdf(дата обращения: 19.03.2021)
41. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
42. Смирнова А.И. В.П. Астафьев и музыка // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2013. №12. С. 14-19.
43. Стернин И.А., Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / И.А. Стернин, З.Д. Попова. М.: «АСТ - Восток - Запад», 2007. 314 с.
44. Тишунина Н.В. Взаимодействие искусств в литературном произведении как проблема сравнительного литературоведения // Филологические науки № 1. 2003. С. 23.
45. Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: Материалы международной научной конференции. СПб., 2001. С. 149-154.
46. Шаймарданова Р.Т. Мир музыки в творчестве М. Булгакова: автореф.дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Екатеринбург, 2006. 28 с.
47. Шестакова Т.А. Семантика жанра песни в «Котловане» А. Платонова (гносеологический аспект) // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2013. №1. С. 47-54.
48. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис: Текст лекций из курса «Co-временный русский язык» / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1994. 47 с.
49. Шолохов М.А. Тихий Дон. М.: Молодая гвардия, 1980.
50. Шукшин В.М. Рассказы. Л.: Лениздат, 1983. 480 с.
51. Шульдишова А.А. Александр Блок: музыкальность лирического образа. К.: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2018. 256 с.
52. Шульдишова А.А. Музыка, воплощенная в слове, или творчество А. Блока сквозь призму поэтики и музыковедения (к постановке проблемы) // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2015. №3 (11). С. 58-74.
53. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Текст в парадигмах современного гуманитарного знания. СПб.: Книжный дом, 2006. 172 с.