ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ОТКРЫТКИ 5
1.1 Культурно исторический путь открытки как бумажной формы 5
1.2 История и современная практика развития макетирования 10
1.2.1 История возникновения объёмных иллюстрированных конструкций для книг и открыток в технике «Pop-up» 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1 Младший школьник в дополнительном образовании 19
2.2 Анализ технологий преподавания творческих дисциплин 27
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ 36
3.1 Тематический план занятий 36
3.2 Конспект урока 48
3.3 Практическое задание 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Обучающая творческая деятельность рассматривается нами в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности:
1) умственной активности;
2) быстрой обучаемости;
3) смекалки и изобретательности;
4) стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы;
5) самостоятельности в выборе и решении задачи;
6) трудолюбия;
7) способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях.
Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт:
1) модель;
2) макет.
Знакомство детей с историей открытки, историей макетирования, в теории и практике относится к числу актуальных. Так как расширяет диапазон воспитательных средств искусства младшего школьника в дополнительном образовании. По мнению великих учёных по педагогике и психологии, игровой компонент в обучении детей способствует их духовному развитию. Приобретая практический навык в изготовлении простых макетов, у ребёнка формируется объёмное видение предметов и образное мышление. Тем самым мотивируя детей к активному получению новых знаний. В этом и состоит уникальность данного учебно-методического пособия. С помощью широких возможностей бумажного формообразования, предлагается изучить технику макетирования, памятники архитектуры, тем самым формируется у детей отзывчивое отношение к красоте. Также развивается художественное восприятие, воспитывается эстетический взгляд на вещи и окружающий мир.
Целью выпускной квалификационной работы является, разработка методического пособия по дисциплине макетирования в дополнительном образовании начальной школы.
Данная цель определяет постановку следующих задач:
1. изучить историю открытки, историю макетирования и возникновение направления техники «Pop-up»;
2. определить потребности дополнительного образования для младших классов;
3. рассмотреть и проанализировать методики преподавания творческих дисциплин;
4. разработать программу тематических занятий по направлению «макетирование»;
Предметом исследования является художественное направление объёмных композиций в технике макетирования.
Объектом исследования данной работы является создание объёмного изображения архитектурного памятника города Санкт-Петербурга в виде открытки.
В ходе проведённой работы было выявлено, что разностороннее развитие детей повышает эффективность их обучения в скорости изучаемого материала, и в новых видах труда. Но осмысление изучаемого материала у младшеклассников наступает через многократное повторение. Однако повторение не должно быть монотонным, чтобы не снизить интереса к знаниям и не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы этого не случилось нужно ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах (новые задачи, изделия).
В начале обучения у детей практически отсутствуют необходимые знания для выполнения предложенной работы. Они не знают ни правил работы с инструментами, ни технологии изготовления изделий. Поэтому сами по себе не смогут создать оригинальный, творческий продукт. Следовательно, нужно сообщить детям эти необходимые основные знания, научить таким навыкам и приёмам работы, которые помогут создать им свой творческий продукт.
Чтобы поддержать интерес к труду и сформировать устойчивый интерес к учению, предложено выполнять работы с использованием разных видов техник (рисование, графика, изготовление макетов). Таким образом мы реализуем общедидактический принцип межпредметных связей, учитывая возможности и содержание учебного материала уроков творчества. Очень важно поэтапно научить детей правильному, грамотному выполнению работы с использованием инструментов. Вооружив детей рациональному способу деятельности, мы избавляем их от длительного пути «проб и ошибок» в работе с инструментами. Так же предусмотрен постоянный контроль учителя за ведением работы, чтобы исключить неправильное применение или потерю навыка работы с инструментами.
В ходе работы предполагается индивидуальный подход к детям, для успешного обучения и воспитания. Так как в силу различных причин они отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами.
В данном предложении учебно-методического пособия, была проведена работа по изучению истории открытки, макетирования и направления техники «Pop-up».
Для общения и передачи информации людям стало необходимо новое средство общения. И так появилась первая почтовая открытка, выпущенная в Вене 1октября 1869г как «Карточка для корреспонденции». В России немного позже 1 января 1872г. В дальнейшем она становиться иллюстрированной, в художественном оформлении которых участвовали великие художники (А.Н.Бенуа, А.М.Врубель, В.А.Серов, и многие другие), на них изображались репродукции картин, видовые открытки, памятники архитектуры, жанровые сцены, портреты, животные, и многое другое. А вот открытки с пожеланиями для поздравления, изготовлялись с использованием различных декоративных материалов, такие открытки по почте не пересылались, а вручались лично в руки. Открытка стала предметом коллекционирования. С развитием цифровых технологий и появлением интернета почтовая открытка потеряла свою актуальность, но как атрибут сувенира и поздравления не только не теряет своей актуальности, но и набирает обороты в виде авторских и объёмных открыток в технике «Pop-up.
Также была изучена техника создания объёмных подвижных иллюстраций на основе бумажных конструкций, она стала популярной в 60¬70-е годы в США, термин произошел от английского «внезапно появляться», «выскакивать». Изделия смотрятся интересно за счёт сложного конструкторского и дизайнерского решения, такие конструкции применяются при оформлении книг, авторских книг, фотоальбомов, открыток и рекламных буклетов. Данные конструкции позволяют приводить в движение и поднимать иллюстрацию, делая её объёмной. Важная особенность всех механизмов в техники «Pop-up» - это то что в сложенном виде они становятся плоскими. Можно предположить, что люди всегда стремятся к наглядному способу передачи информации, ещё философ и поэт Раймонд Луллий (ок. 1235-1316) на страницах его рукописных книг учёные обнаружили прикреплённые к бумаге вращающиеся круги. С помощью этих кругов 56 философ хотел продемонстрировать философские взгляды. И по сей день объёмные движущиеся картинки вызывают интерес не только у детей, но и взрослый человек не сможет остаться равнодушным и обязательно проявит интерес разглядывая бумажные композиции, выполненные в технике «Pop¬up»....
1) Анн Пилер, Восковые мелки. Базовый курс. - Изд-во «Арт-родник», 2009.
2) Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., «Энциклопедия оригами для де-тей и взрослых». Спб:Кристалл, 2000.
3) Белицкий Я.М., Глезер Г.Н., Рассказы об открытках [Текст]:- М.: Радио и связь, 1986.- 144 с.: ил.
4) Врона, А.П. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы Е.Г.Лапина -Техническая эстетика, №4,1985г
5) Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги: справочник / Б.Г. Гагарин. - Ташкент : Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1988.
6) Голубева, О.Л. Основы композиции: учебное пособие / О.Л.Голубева - М: Издательский дом «Искусство», 2004. - 120 с.
7) Ермолаев, А. П., Основы пластической культуры архитектора- дизайнера [Текст]/Т. О.Шулика , М. А Соколова - М: Изд-во Архитектура-С, 2005, 463 с.
8) Захарова О., Доронин Д., Этноэкология. М., 2008.
9) Звездина Е.И., Архитектурно-планировочные решения современных квартир и требования к их меблировке. - М., Леспром, 1984.
10) Калинин Ю.М., Архитектурное макетирование [Текст]: учеб. пособие/ Ю.М. Калинин, М.В. Перьмякова,- Белгород: Изд-во БГТУ, 2010 - 117с.
11) Калмыкова Н.В., Максимова И.А., Макетирование из бумаги и картона [Текст]: Учебное пособие - М.: Книжный дом «Университет», 2000 - 80с.ил.
12) Катханова Ю.Ф., «Оригами. Читай, думай, складывай, рисуй» М.: «Владос», 2001.
13) Книга Архитектурные модели. Очерки истории и мастерства читать онлайн бесплатно, автор Анна Шукурова.
14) Краткий словарь художественных терминов - Обнинск: Титул, 1999. - 80 с: цв. ил., 2001.
15) Никитин Б.П., Ступеньки творчества или Развивающие игры [Текст]: -3-е изд., доп. - М: Просвещение, 1989.-160с....(25)