Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО САТИРИЧЕСКОГО ПАМФЛЕТА ЛАО ШЭ «ЗАПИСКИ О КОШАЧЬЕМ ГОРОДЕ» И ЕГО ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ В ТЕКСТЕ ПЕРЕВОДА

Работа №150983

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЕРЕВОДЕ 5
1.1. Понятие концептуального пространства в русской и зарубежной
лингвистике 5
1.2. Когнитивные аспекты перевода 14
1.3. Концептуальная и межъязыковая асимметрия в переводе 18
1.4. Концептуальная и языковая картина мира 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО САТИРИЧЕСКОГО ПАМФЛЕТА ЛАО ШЭ «ЗАПИСКИ О КОШАЧЬЕМ ГОРОДЕ» И ЕГО ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ В ТЕКСТЕ ПЕРЕВОДА 27
2.1. Философия произведения 27
2.2. Методики концептуального анализа художественного произведения .... 30
2.3. Концепт «пространство» 32
2.4. Концепт «дружба» 37
2.5. Концепт «зависимость» 39
2.6. Концепт «эгоизм» 41
2.7. Концепт «корысть» 43
2.8. Концепт «патриотизм» 46
2.9. Концепт «образование» 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59


Актуальность обусловлена тем, что на сегодняшний день одним из важных направлений современной когнитивной лингвистики является исследование концептуального пространства художественного произведения, представляющего собой совокупность концептов. Более того, актуальность данного исследования определяется необходимостью освещения на языковом материале китайских классических художественных текстов проблем концептуализации, представляющих особый интерес в связи с развитием когнитивной лингвистики в рамках современной науки о языке.
Объектом исследования является концептуальное пространство как интегрированная форма человеческих знаний и опыта, отражаемая в определенном художественном произведении.
Предмет исследования составляют языковые структуры и единицы перевода, формирующие концептуальное пространство художественного текста при переносе с китайского языка на русский.
Цель исследования заключается в проведении анализа концептуального пространства сатирического памфлета Лао Шэ «Записки о кошачьем городе» и его представленности перевода на русский язык.
Для осуществления цели данной научно-исследовательской работы, мы поставили следующие задачи:
• раскрыть содержание понятия концептуального пространства, а также сравнить подходы к термину среди зарубежных и отечественных ученых;
• рассмотреть художественный текст как средство речевого порождения и реализации концептов в оригинальном и переводном текстах;
• выделить ключевые концепты произведения;
• вывести основные методики для описания концептов художественного произведения;
• проанализировать ключевые концепты и найти языковые единицы в тексте перевода и оригинала, определяющие эти концепты.
Направлением исследования является когнитивная лингвистика и теория перевода.
Для исследования концептуального пространства художественного произведения использовались метод характеристики концепта по В. А. Масловой и метод семантико-когнитивного исследования концептов по З.Д. Поповой и И.А. Стернину.
Материалом для практической части работы послужили: сатирический памфлет ^^((^ШтЙ)) на языке оригинала в объеме 264 страниц, а также перевод произведения Лао Шэ «Записки о кошачьем городе» на русский язык, выполненный В.И. Семановым в объеме 240 страниц.
Выполненная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных научных источников.
Введение описывает опыт исследовательской работы, в котором представлены научно-исследовательские цели, задачи, методы, объект и предмет исследования, ее новизна.
Теоретическая часть содержит анализ соответствующих работ в области лингвистики, дано обоснование понятия «концептуальное пространство» с позиции отечественных и зарубежных исследователей. Подробно были рассмотрены когнитивные аспекты перевода, а также концептуальная и межъязыковая асимметрия при переводе. Помимо этого, нами были изучены концептуальная и языковая картины мира и разница между этими понятиями.
В практической части работы была проанализирована концептосфера сатирического памфлета Лао Шэ «Записки о кошачьем городе», выделены базовые концепты и подробно рассмотрены языковые единицы, описывающие эти концепты.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании мы провели анализ концептуального пространства сатирического памфлета Лао Шэ «Записки о кошачьем городе» и его представленности перевода на русский язык. Более того мы рассмотрели художественный текст как средство речевого порождения и реализации концептов в оригинальном и переводном текстах
В первой части исследования мы раскрыли содержание понятия концептуального пространства, а также сравнили подходы к термину среди зарубежных и отечественных ученых. Мы выявили, что зарубежные исследователи рассматривают понятие концептуального пространства как когнитивную схему или основу, состоящую из ряда качественных измерений, тогда как отечественные ученые имеют совершенно другой взгляд и подход. Они рассматривают концептуальное пространство, как нечто состоящее из концептов и его окружения, концептуальных признаков, а также из сферы существования концептов как в отдельном языковом сознании, так и в границах языковой картины мира.
Далее, мы рассмотрели когнитивные аспекты перевода и выявили, что большую сложность во время перевода составляет концептуальная и межкультурная асимметрии. Изучение асимметрии и ошибок, вызванными асимметрией является одной из важных задач теории перевода, поскольку концептуальная и межъязыковая асимметрии часто являются причинами переводческих ошибок.
В процессе анализа концептуального пространства и его представленности в тексте перевода мы выяснили, что когнитивные аспекты перевода играю очень важную роль в воспроизведении глубины и объема, содержащегося в концепте. Например, в предложении «Я^М^Д^^Д^^ ^^Д^^^^» В.И. Семанов переводит следующим образом: Я задыхался от омерзения и отчаяния. Однако эквивалентным этот перевод назвать нельзя, поскольку если переводить дословно получится ни что иное как: Смущение и разочарование заставили мою голову разбиться в дребезги. Такая разница между переводом эквивалентным и переводом адекватным связана как раз и связанна именно с когнитивными аспектами перевода, которые мы рассматривали ранее в теоретической части нашего исследования.
Ключевые знаки, выделяемые на лексико-грамматическом уровне системы языка, а также их репрезентанты являются материальным выражением концептов в тексте. В результате концептосфера принимает облик структуры, в основе которой лежат ключевые знаки, а затем концепты.
В.И. Семанов в тексте перевода во многих случаях предпочитает адекватный перевод эквивалентному для того, чтобы в полной мере сохранить смысл и значимость концепта в тексте оригинала. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что языковые единицы, репрезентирующие концепты в тексте перевода не всегда эквиваленты языковым единицам в тексте оригинала.
При концептуальном анализе художественного произведения нужно также учитывать такие понятия, как «концептуальная картина мира» и «языковая картина мира», которые относятся к числу фундаментальных, выражающих специфику человека и его бытия, а также взаимоотношения его с миром. Мы сравнили эти два понятия и выявили основное различие, состоящее в том, что концептуальная картина мира составляет основу языковой картине мира, более того языковая картина мира уже, чем концептуальная.
Опираясь на метод характеристики концепта по В. А. Масловой, а также семантико-когнитивного исследования концептов по З.Д. Поповой и И.А. Стернину, мы выделили следующие ключевые концепты, наиболее характеризующие художественное произведение: «пространство», «дружба», «зависимость», «эгоизм», «корысть», «образование» и «патриотизм». Еще одной не менее важно причиной выбора именно этих концептов в качестве ключевых является то, что данные концепты пересекаются и вытекают один из другого на протяжении всего произведения.
Подробно проанализировав каждый из выделенных нами концептов, мы, во-первых, выяснили то, что все концепты тесно связаны между собой. Концепт «образование» и концепт «зависимость» являются источниками появления других концептов («эгоизм», «патриотизм», «корысть» и «дружба»). Из-за зависимости к дурманным листьям кошки обленились и перестали обучаться, а без образования и нравственного воспитания кошачье общество превратилось в эгоистичное, корыстное и меркантильное, которое не ценит и не уважает собственную страну и соотечественников. А во-вторых, мы доказали о факте существования двуликости произведения. В произведении Лао Шэ сравнивает эгоистичное и корыстное общество кошачьего государства и альтруистичное китайское, при этом используя прием скрытого сравнения автор на самом деле сравнивает реальный Китай до и во время гражданской войны.
Таким образом, благодаря анализу концептов сатирического памфлета Лао Шэ «Записки о кошачьем городе» мы также проанализировали личностные оценки, эмоции, образы, ассоциации и сформировали индивидуальную составляющую картину мира автора. Благодаря разбору произведения на разные концепты, мы смогли глубже понять произведение и авторскую концептуальную картину мира.



1. Алексеева И.С. Введение в переводоведение. М.: Издательский центр "Академия", 2004. 352 с.
2. Аманова Г.Т. Культурно-когнитивный аспект перевода // Научный журнал "Молодой ученый". Серия: Филология. 2015. Вып. 10. С. 1366-1367.
3. Антропова М.В. Личностные доминанты и средства их языкового выражения (на материале художественных текстов): дне. ... канд. филол. наук: 10.02.19. М., 1995.
4. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка: Язык и время. М.: Индрик, 1997. 351 с.
5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексике-фразеологической
семантике языка: дне. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Воронеж, 1996. 104 с.
6. Болдырев. Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. Вып. 1. С. 18-35.
7. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную семантику: курс лекций. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 33-113 с.
8. Болотнова Н.С. Ассоциативное поле художественного текста как отражение поэтической картины мира автора // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (филология). 2004. Т. 1. Вып. 38. С. 20-25.
9. Гафарова Г.В. Роль языковой картины мира в теории перевода // Доклады Башкирского университета. Серия: Лингвистика. 2017. Т.11. Вып.5. С. 820-825.
10. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 450 с.
11. Ефремов В.А. Теория концепта и концептуальное
пространство // Известия РГПУ. Серия: Филология. 2009. Вып. 104. С. 96-104.
12. Караулов Ю.С. Общая и русская идеография. М.: Либроком, 2010. 360 с.
13. Караулов Ю.С. Русский язык и языковая личность. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 264 с.
14. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте.
Санкт-Петербург: Востоковедение, 2007. 642 с.
15. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 47 с.
16. Лао Шэ. Записки о Кошачьем городе: пер. с кит. В. Семанова. М: Молодая гвардия, 1972. 269 с.
17. Левонтика И.Б., Шмелев А.Д. Родные просторы // Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки русской культуры, 2005. С. 64-75.
18. Лекомцева И. А., Куралева Т.В., Межъязыковая асимметрия в переводе // Балтийский гуманитарный журнал. Серия: Филологические науки. 2018. Т.7. Вып. 1. С. 101-105.
19. Лин О.В. Экзистенция социального: в городе кошек
Лао Шэ // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. 2015. Вып. 2. С. 95-100.
20. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия: Литературы и языка. 1993. Т. 52. Вып. 1. С. 3-9.
21. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Минск: Театра Системе, 2004. 256 с.
22. Минова Р.Ю. "Записки о кошачьем городе" Лао Шэ: проблема жанра // Журнал "Историческая поэтика жанра". 2006. Вып. 4. С. 126-130.
23. Немец Г.И. Концептуальное пространство художественного текста: структура и способы представления: дне. ... канд. филол. наук: 10.02.01. М., 2002. 195 с.
24. Никишина И.Ю. Понятие "концепт" в когнитивной лингвистике // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. Вып. 21. Москва: МАКС Пресс, 2002. С. 5-7.
25. Николаева О.В. Понятие концептуального пространства в методологии языкознания // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13. Вып. 2. С. 186-194.
26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений [Электронный ресурс]. 1999.
URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 15.04.2021).
27. Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико -
функциональный анализ языка. М.: Мысль, 1983. 286 с.
28. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT: «Восток-Запад», 2007. 315 с.
29. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / под. ред. Б.А. Серебренникова; М.: Наука, 1988. 216 с.
30. Савицкая Л.В. Когнитивный аспект перевода в свете межкультурной коммуникации // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. Вып. 10. С. 114-120.
31. Самигулина Ф.Г. Языковая и концептуальная картины мира: коммуникативный аспект // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2010. Вып. 3. С. 82-86.
32. Синьюй У. Лингвокультурологические и лингвометодические аспекты концепта «семья» в русской и китайской культурах: дне. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2009. 192 с.
33. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры.
М.: Академический Проект, 2004. С. 40-47.
34. Федоров А.В. Основы общей теории перевода. М.: Филология три, 2002. 412 с.
35. Федосеева Л.Н. Пространство и время в русской языковой картине мира // Серия: Культура и цивилизация. 2018. Т.8. Вып. 5. С. 271-276.
36. Филиппова С.Г. Послойный анализ концептов прецедентных текстов в художественном тексте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2007. Вып. 7. С. 45-48.
37. Bolt J., Coecke B. Interacting Conceptual Spaces I: Grammatical Composition of Concepts. University of Oxford: University of Oxford Press Ltd, 2017. 30 p.
38. Gardenfors P. Conceptual Spaces as a Basis for Cognitive Semantics // Philosophy and Cognitive Science: Categories, Consciousness, and Reasoning. Vol. 69 / ed. by Clark A., Ezquerro J., Larrazabal J.M. Springer: Dordrecht, 1996. P. 159-180.
39. Gardenfors P. Conceptual spaces: the geometry of thought. MIT Press, 2000. 318 p.
40. Gardenfors P., Zenker F. Continuity of Theory Structure: A Conceptual Spaces Approach // Journal of Thinking In Time: Cognition, Communication and Learning, 2017. P. 12-28.
41. Jackendoff R., Semantic structures. Cambridge, 1990. 322 p.
42. Warglien M., Event structure, conceptual spaces and the semantics of verbs // Journal of theoretical linguistics. 2012. 38 (3-4). P. 159-193.
43. ЖШШСД [Электронный ресурс]. 2012. URL:https://cidian.com/(дата обращения: 02.04.2021)
44. Д^Жгд^Д [Электронный ресурс]. 1998. URL:https://cidian.com/(дата обращения: 15.03.2021)
45. ^^о^^Й» 4ЬЖ: ^in^^ft^ii, 1933о [Лао Шэ. Записки о кошачьем городе].
46. %^о^WW “ЖШН” о ±Ж: ДГЖШЪ 2009 о [Лао Шэ. Каким образом я написал «Записки о кошачьем городе»].


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ