Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения духовно -нравственного воспитания
младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения 8
1.1 Духовно-нравственное воспитание: понятие и сущность 8
1.2 Сказка как жанр русского народного творчества в аспекте духовно-нравственного воспитания младших школьников 11
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно -
нравственных качеств младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения 15
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 15
2.2 Разработка уроков литературного чтения для духовно¬
нравственного воспитания младших школьников 23
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение А Анкета «Духовно-нравственные понятия» 38
Приложение Б Уроки литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников 39
Приложение В Диагностика «Ситуации» 48
Актуальность исследования состоит в том, что в наше время духовно - нравственное развитие младших школьников становится злободневной проблемой. Мы живем во время духовно-нравственного кризиса, когда происходит переориентация подрастающего поколения на ценности массовой культуры. В современном мире на этапе развития педагогической науки острой проблемой является духовно - нравственное воспитание школьников. Духовно - нравственное воспитание помогает создать целостно - развитую личность. В роли целостных педагогических систем могут выступать: учреждения образования, семья, коллектив школьников, средство массовой информации. Воспитательный процесс очень обширный и включает в себя многие аспекты, а духовно -нравственное воспитание как одно из направлений воспитания, тесно взаимосвязано с другими направлениями процесса, так же функционирующие как частичные системы [1].
В современном мире перестали ценить доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться и ценить окружающий мир. Очень важно начать воспитывать данные качества в детях с раннего возраста.
Одной из самых главных проблем в современной жизни стало создание перспективной системы образования. Системы образования, которая должна подготовить ребенка к жизни в новых условиях современности. Так как современному обществу нужны специалисты, которые будут обладать не только знаниями, но и будут личностно развиты, высокообразованны. Тем самым проблема духовно - нравственного воспитания актуальна по сей день [9].
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года делается акцент на систему духовно -нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [30].
В Конституции Российской Федерации и законе «Об образовании» РФ отмечается, что система образования, являясь социальным институтом, призвана обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения. Таким образом, воспитать личность, которая будет правильно поступать в нестандартных ситуациях, и сможет принести огромную пользу обществу [21] , [37].
Проблема исследования: каковы пути духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Соответственно в данном исследовании рассматривается духовно - нравственное воспитание младших школьников, именно проведением работы над сказкой непосредственно на уроках литературного чтения.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать и опытно- поисковым путем проверить эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством сказки на уроках литературного чтения.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования - уровень духовно-нравственного воспитания у младших школьников будет выше, если проводить с ними работу над сказкой на уроках литературного чтения.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
Задачи исследования:
1. Определить понятие и сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников;
2. Рассмотреть сказку как жанр русского народного творчества в аспекте духовно-нравственного воспитания младших школьников;
3. Провести диагностику учащихся для выявления уровня их духовно - нравственного воспитания;
4. Разработать уроки литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников;
5. Проанализировать результаты повторной диагностики.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена основными положениями о духовно-нравственном воспитании младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения, которые отражены в трудах Ю. С. Вечкановой, Е. А. Жестковой, А. В. Крестовского, Е. В. Путинцевой и других.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: проведение диагностики с помощью анкеты «Духовно-нравственные понятия» (авторы - С. А. Блинова, Т. А. Ионова, С. Н. Минин)»; методика «Незаконченный рассказ» (авторы - Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина); методика «Ситуации».
- метод качественной и количественной обработки данных.
Экспериментальная база научного исследования - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Лесосибирска» Красноярского края. Экспериментальное исследование проводилось с обучающимися 3 «А» класса. В исследовании приняли участие 20 человек. Оно проводилось с сентября 2021 по май 2022 года.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2021 г.- октябрь 2021 г.) - изучение теоретических основ понятия «духовно-нравственное воспитание», способов его формирования у младших школьников, определение категориального аппарата, подбор методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики, разработка уроков по литературному чтению для духовно- нравственного воспитания младших школьников.
2 этап (ноябрь 2021 г. - апрель 2022 г.) - проведение уроков литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников.
3 этап (май 2022 г.) - проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности уроков литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы студентами вуза при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов и курсовых работ, методический материал может стать основой при организации занятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованных источников, трех приложений. В работе содержится 3 таблицы и 12 рисунков. Общий объем работы составляет 48 страниц.
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Духовно-нравственное воспитание - это воспитание, которое объединяет: цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. В первую очередь, оно приобщает детей к системе духовных ценностей, созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями.
2. К жанрам русского народного творчества можно отнести: былины, скороговорки, считалки, поверья, пословицы и т.д. В нашей работе для решения задач духовно-нравственного воспитания мы будем использовать сказку как жанр русского народного творчества, так как считаем ее более понятным и доступным жанром для детей младшего школьного возраста.
Для лучшего понимания ребенком духовно-нравственных ценностей, обязательно после прочтения сказки необходимо вместе с ребенком проводить ее анализ, проговаривать чувства, эмоции героев, помогать детям понять какие мотивы поведения героев скрыты. Через анализ сказки, дети должны научиться понимать и чувствовать ее глубокое содержание.
3. Анализируя полученные данные после проведенного первичного исследования уровня духовно-нравственного воспитания у младших школьников, можно сделать вывод о том, что дети имеют некое образное представление о духовно-нравственных понятиях. Среди опрошенных младших школьников более половины владеют понятиями духовно- нравственного воспитания на среднем уровне, которые активно используют в повседневной жизни. Но стоит отметить, что в группе есть дети у которых недостаточно сформированы знания о духовно-нравственных понятиях, они не используют их в своем поведении, либо используют осознанно. В ходе исследования мы определили у детей проблемы в эмоционально-нравственной сфере, в поведении детей в рамках духовно-нравственной нормы, выявили затруднении при определении понятий духовно - нравственной сферы.
4. После проведенного первичного исследования, нами была разработана система занятий для повышения уровня духовно-нравственного воспитания у младших школьников. В основу занятий по литературному чтению для духовно-нравственного воспитания младших школьников была положена образовательная программа начального общего образования «Школа России».
Нами было организовано 9 занятий, которые соответствовали текущим темам и учебному плану. Время занятия - 1 академический час - 45 минут. Так же было детям задано домашнее задание на соответствующую тематику.
5. При повторном исследовании, мы наблюдаем рост уровня духовно-нравственного воспитания в эмоционально-нравственной сфере, в поведении детей в рамках духовно-нравственной нормы, определении понятий духовно-нравственной сферы.
Таким образом, что цель нашего исследования была достигнута, а гипотеза подтверждена.
1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. - 2020. - № 11. - С. 68-71.
2. Адамова, А. Г. Сущность духовно - нравственного развития учащихся в контексте системного подхода / А. Г. Адамова // Вестник Университета Российской академии образования - 2008. - № 1. - С. 26-27.
3. Белинский, В. Г. О Детской литературе и детском чтении / В. Г. Белинский. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 199 с.
4. Блинова, С. А. Духовно-нравственные понятия. Специальное
образование / С. А. Блинова, Т. А. Ионова, С. Н. Минин // научный журнал.
- 2015. - № 1. - URL:https://textarchive.ru/c-2876186.html(дата обращения: 20.01.22).
5. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей: психологическое исследование / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 2002. - 464 с.
6. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы : учебное пособие. / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону : РГПИ, 2020. - 361с.
7. Вечканова, Ю. С. Использование русских народных сказок в развитии нравственных чувств детей / Ю. С. Вечканова // Молодой ученый.
- 2019. - № 45 (283). - С. 323-326.
8. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе : учебное пособие / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева. - Москва : Академия, 2019. - 288 с.
9. Вычикова, О. П. Духовно-нравственное развитие и воспитание
младших школьников в учебной деятельности / О. П. Вычиканова // Мониторинг. - 2018. - №6 (148). - URL:
https://scienceforum.ru/2016/article/2016025308 (дата обращения: 5.11.21).
10. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: Личностно-социальный подход / Л. И. Грицеко. - Москва : Академия, 2015. - 240 с.
11. Гусев, Д. А. От народных ремесел - к духовным идеалам культурного наследия» / Д. А. Гусев // Высшее образование сегодня. - 2014.
- № 1. - С. 80-83.
12. Гусев, Д. А. Художественно-эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства: региональный аспект: монография / Д. А. Гусев. - Арзамас : АГПИ, 2019. - 183с.
13. Данилюк, А. В. Я Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. В. Данилюк. - Москва : Просвещение, 2019. - 18 с.
14. Жесткова, Е. А. Лингво-культурологический и когнитивно-дискурсивный подходы в преподавании литературного чтения / Е. А. Жесткова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014.- № 2. - С.77-81.
15. Жесткова, Е. А. Развитие речи младших школьников в процессе работы с толковыми словарями / Е. А. Жесткова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : сбор материалов Всерос. науч. конф. 7 февраля 2014 г. Нижневартовск - Нижневартовск : издательство НГУ, 2014.- С.43-46.
16. Жесткова, Е. А. Творческие задания как средство формирования читательской компетентности младших школьников / Е. А. Жесткова, Л. В. Филиппова // Международное научное издание «Современные фунд. аментальные и прикладные исследования». - 2013. - № 3 (10). - С.17-20
17. Жесткова, Е. А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки / Е. А. Жесткова, А. С. Клычева // научный журнал. - 2015. - №1. - С. 126-129. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6351 (дата обращения: 25.12.21).
18. Зуева, Т. В. Русский фольклор: учебник для высших учебных заведений / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. - Москва : Флинта : Наука, 2017. - 400 с.
19. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения : учебное пособие / П. Ф. Каптерев. - Москва : Педагогика, 2020. - 703 с.
20. Ковалев, Б.Ф. Введение в педагогику: учеб. пособие для пед. ин-тов // Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин. - Москва : Просвещение, 2018. - 176 с.
21. Конституции Российской Федерации : Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года : редакция от 1 июля 2020 года // ГАРАНТ : справочная правовая система. - URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/52419:0(дата обращения: 5.11.21).
22. Концепция демографической политики Российской Федерации на
период до 2025 года : указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 // ГАРАНТ : справочная правовая система - URL:
https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения: 5.12.21).
23. Крестовский, А. В. Роль народной сказки в воспитании духовно¬
нравственных качеств младших школьников / А. В. Крестовский // Киберленинка : информационная система. - 2015. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-narodnoy-skazki-v-vospitanii-duhovno-nravstvennyh-kachestv-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.11.21).
24. Кузнецова, А. В. Использование русской народной бытовой сказки
как средства нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения / А. В. Кузнецова // Урок : информационная система. - 2018. - URL:
https://ypoK^/library/ispolzovanie_russkoj_narodnoj_bitovoj_skazki_kak_22392
2. html (дата обращения: 5.11.21).
25. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. - Москва : Просвещение, 2017. - 475 с.
26. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова. - Москва : издательство Просвещение, 2008. - 375 с.
27. Путинцева, Е. В. Сказка как средство духовно - нравственного развития дошкольников / Е. В. Путинцева // Урок : информационная система. - 2017. - URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstve/ (дата обращения: 18.12.21).
28. Рубинштейн, С. Л. Педагогика и психология : педагогическое образование / C. Л. Рубинштейн. - Санкт - Петербург: - 2002. - № 6. - С. 16-25.
29. Сапожникова, А. Г. Сущность системы духовно - нравственного
развития младших школьников в образовательном пространстве России / А. Г. Сапожникова // Киберленинка : информационная система. - 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7suschnost-sistemy-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-v-obrazovatelnom-prostranstve-rossii (дата
обращения: 22.11.21).
30. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года / утвержден распоряжением приказ Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. - URL:
http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf(дата обращения: 20.02.22).
31. Стрекалова, С. М. Влияние сказок на нравственное воспитание
детей в начальной школе / С. М. Стрекалова, И. Ш. Ибрагимова. // Молодой ученый. - 2020. - № 22 (312). - С. 563-565. - URL:
https://moluch.ru/archive/312/70955/(дата обращения: 20.11.21).
32. Тихонова, И. А. Духовано - нравственное воспитание младших школьников / И. А. Тихонова // Урок : информационная система. - 2017. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/212640 (дата обращения: 20.11.21).
33. Тришина, Е. С. Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. / Е. С. Тришина // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №4. - С. 3.
34. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // ГАРАНТ : справочная правовая система . - URL: https://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения: 20.11.21).
35. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Г.А., Ю. А. Афонькина. - Москва : Просвещение, Владос, 1995. - 291 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 : редакция от 11 декабря 2020 года // ГАРАНТ : справочная правовая система . - URL:
https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата
обращения: 15.11.21).
37. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. Издательство : Проспект, 2019. - 53 с.
38. Федосеева, О. Ю. Сущностные характеристики духовно - нравственного развития младших школьников / О. Ю. Федосеева. // Молодой ученый. - 2014. - № 19 (78). - С. 619-622.
39. Хаитова, Н. И. Народная сказка как средство нравственного
воспитания детей младшего школьного возраста // Киберленинка : информационная система. - 2017. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7narodnaya-skazka-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 13.12.21).
40. Шитякова, Н. П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Н. П. Шитякова, И. В. Гильгенберг. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2017. - 79 с.