ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения духовно -нравственного воспитания
младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения 8
1.1 Духовно-нравственное воспитание: понятие и сущность 8
1.2 Сказка как жанр русского народного творчества в аспекте духовно-нравственного воспитания младших школьников 11
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно -
нравственных качеств младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения 15
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 15
2.2 Разработка уроков литературного чтения для духовно¬
нравственного воспитания младших школьников 23
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение А Анкета «Духовно-нравственные понятия» 38
Приложение Б Уроки литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников 39
Приложение В Диагностика «Ситуации» 48
1 Теоретические аспекты изучения духовно -нравственного воспитания
младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения 8
1.1 Духовно-нравственное воспитание: понятие и сущность 8
1.2 Сказка как жанр русского народного творчества в аспекте духовно-нравственного воспитания младших школьников 11
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно -
нравственных качеств младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения 15
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 15
2.2 Разработка уроков литературного чтения для духовно¬
нравственного воспитания младших школьников 23
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение А Анкета «Духовно-нравственные понятия» 38
Приложение Б Уроки литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников 39
Приложение В Диагностика «Ситуации» 48
Актуальность исследования состоит в том, что в наше время духовно - нравственное развитие младших школьников становится злободневной проблемой. Мы живем во время духовно-нравственного кризиса, когда происходит переориентация подрастающего поколения на ценности массовой культуры. В современном мире на этапе развития педагогической науки острой проблемой является духовно - нравственное воспитание школьников. Духовно - нравственное воспитание помогает создать целостно - развитую личность. В роли целостных педагогических систем могут выступать: учреждения образования, семья, коллектив школьников, средство массовой информации. Воспитательный процесс очень обширный и включает в себя многие аспекты, а духовно -нравственное воспитание как одно из направлений воспитания, тесно взаимосвязано с другими направлениями процесса, так же функционирующие как частичные системы [1].
В современном мире перестали ценить доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться и ценить окружающий мир. Очень важно начать воспитывать данные качества в детях с раннего возраста.
Одной из самых главных проблем в современной жизни стало создание перспективной системы образования. Системы образования, которая должна подготовить ребенка к жизни в новых условиях современности. Так как современному обществу нужны специалисты, которые будут обладать не только знаниями, но и будут личностно развиты, высокообразованны. Тем самым проблема духовно - нравственного воспитания актуальна по сей день [9].
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года делается акцент на систему духовно -нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [30].
В Конституции Российской Федерации и законе «Об образовании» РФ отмечается, что система образования, являясь социальным институтом, призвана обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения. Таким образом, воспитать личность, которая будет правильно поступать в нестандартных ситуациях, и сможет принести огромную пользу обществу [21] , [37].
Проблема исследования: каковы пути духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Соответственно в данном исследовании рассматривается духовно - нравственное воспитание младших школьников, именно проведением работы над сказкой непосредственно на уроках литературного чтения.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать и опытно- поисковым путем проверить эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством сказки на уроках литературного чтения.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования - уровень духовно-нравственного воспитания у младших школьников будет выше, если проводить с ними работу над сказкой на уроках литературного чтения.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
Задачи исследования:
1. Определить понятие и сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников;
2. Рассмотреть сказку как жанр русского народного творчества в аспекте духовно-нравственного воспитания младших школьников;
3. Провести диагностику учащихся для выявления уровня их духовно - нравственного воспитания;
4. Разработать уроки литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников;
5. Проанализировать результаты повторной диагностики.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена основными положениями о духовно-нравственном воспитании младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения, которые отражены в трудах Ю. С. Вечкановой, Е. А. Жестковой, А. В. Крестовского, Е. В. Путинцевой и других.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: проведение диагностики с помощью анкеты «Духовно-нравственные понятия» (авторы - С. А. Блинова, Т. А. Ионова, С. Н. Минин)»; методика «Незаконченный рассказ» (авторы - Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина); методика «Ситуации».
- метод качественной и количественной обработки данных.
Экспериментальная база научного исследования - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Лесосибирска» Красноярского края. Экспериментальное исследование проводилось с обучающимися 3 «А» класса. В исследовании приняли участие 20 человек. Оно проводилось с сентября 2021 по май 2022 года.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2021 г.- октябрь 2021 г.) - изучение теоретических основ понятия «духовно-нравственное воспитание», способов его формирования у младших школьников, определение категориального аппарата, подбор методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики, разработка уроков по литературному чтению для духовно- нравственного воспитания младших школьников.
2 этап (ноябрь 2021 г. - апрель 2022 г.) - проведение уроков литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников.
3 этап (май 2022 г.) - проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности уроков литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы студентами вуза при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов и курсовых работ, методический материал может стать основой при организации занятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованных источников, трех приложений. В работе содержится 3 таблицы и 12 рисунков. Общий объем работы составляет 48 страниц.
В современном мире перестали ценить доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться и ценить окружающий мир. Очень важно начать воспитывать данные качества в детях с раннего возраста.
Одной из самых главных проблем в современной жизни стало создание перспективной системы образования. Системы образования, которая должна подготовить ребенка к жизни в новых условиях современности. Так как современному обществу нужны специалисты, которые будут обладать не только знаниями, но и будут личностно развиты, высокообразованны. Тем самым проблема духовно - нравственного воспитания актуальна по сей день [9].
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года делается акцент на систему духовно -нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [30].
В Конституции Российской Федерации и законе «Об образовании» РФ отмечается, что система образования, являясь социальным институтом, призвана обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения. Таким образом, воспитать личность, которая будет правильно поступать в нестандартных ситуациях, и сможет принести огромную пользу обществу [21] , [37].
Проблема исследования: каковы пути духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Соответственно в данном исследовании рассматривается духовно - нравственное воспитание младших школьников, именно проведением работы над сказкой непосредственно на уроках литературного чтения.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - теоретически обосновать, разработать и опытно- поисковым путем проверить эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством сказки на уроках литературного чтения.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования - уровень духовно-нравственного воспитания у младших школьников будет выше, если проводить с ними работу над сказкой на уроках литературного чтения.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
Задачи исследования:
1. Определить понятие и сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников;
2. Рассмотреть сказку как жанр русского народного творчества в аспекте духовно-нравственного воспитания младших школьников;
3. Провести диагностику учащихся для выявления уровня их духовно - нравственного воспитания;
4. Разработать уроки литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников;
5. Проанализировать результаты повторной диагностики.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена основными положениями о духовно-нравственном воспитании младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения, которые отражены в трудах Ю. С. Вечкановой, Е. А. Жестковой, А. В. Крестовского, Е. В. Путинцевой и других.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: проведение диагностики с помощью анкеты «Духовно-нравственные понятия» (авторы - С. А. Блинова, Т. А. Ионова, С. Н. Минин)»; методика «Незаконченный рассказ» (авторы - Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина); методика «Ситуации».
- метод качественной и количественной обработки данных.
Экспериментальная база научного исследования - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Лесосибирска» Красноярского края. Экспериментальное исследование проводилось с обучающимися 3 «А» класса. В исследовании приняли участие 20 человек. Оно проводилось с сентября 2021 по май 2022 года.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2021 г.- октябрь 2021 г.) - изучение теоретических основ понятия «духовно-нравственное воспитание», способов его формирования у младших школьников, определение категориального аппарата, подбор методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики, разработка уроков по литературному чтению для духовно- нравственного воспитания младших школьников.
2 этап (ноябрь 2021 г. - апрель 2022 г.) - проведение уроков литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников.
3 этап (май 2022 г.) - проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности уроков литературного чтения для духовно-нравственного воспитания младших школьников, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы студентами вуза при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов и курсовых работ, методический материал может стать основой при организации занятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников посредством работы над сказкой на уроках литературного чтения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованных источников, трех приложений. В работе содержится 3 таблицы и 12 рисунков. Общий объем работы составляет 48 страниц.
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Духовно-нравственное воспитание - это воспитание, которое объединяет: цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. В первую очередь, оно приобщает детей к системе духовных ценностей, созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями.
2. К жанрам русского народного творчества можно отнести: былины, скороговорки, считалки, поверья, пословицы и т.д. В нашей работе для решения задач духовно-нравственного воспитания мы будем использовать сказку как жанр русского народного творчества, так как считаем ее более понятным и доступным жанром для детей младшего школьного возраста.
Для лучшего понимания ребенком духовно-нравственных ценностей, обязательно после прочтения сказки необходимо вместе с ребенком проводить ее анализ, проговаривать чувства, эмоции героев, помогать детям понять какие мотивы поведения героев скрыты. Через анализ сказки, дети должны научиться понимать и чувствовать ее глубокое содержание.
3. Анализируя полученные данные после проведенного первичного исследования уровня духовно-нравственного воспитания у младших школьников, можно сделать вывод о том, что дети имеют некое образное представление о духовно-нравственных понятиях. Среди опрошенных младших школьников более половины владеют понятиями духовно- нравственного воспитания на среднем уровне, которые активно используют в повседневной жизни. Но стоит отметить, что в группе есть дети у которых недостаточно сформированы знания о духовно-нравственных понятиях, они не используют их в своем поведении, либо используют осознанно. В ходе исследования мы определили у детей проблемы в эмоционально-нравственной сфере, в поведении детей в рамках духовно-нравственной нормы, выявили затруднении при определении понятий духовно - нравственной сферы.
4. После проведенного первичного исследования, нами была разработана система занятий для повышения уровня духовно-нравственного воспитания у младших школьников. В основу занятий по литературному чтению для духовно-нравственного воспитания младших школьников была положена образовательная программа начального общего образования «Школа России».
Нами было организовано 9 занятий, которые соответствовали текущим темам и учебному плану. Время занятия - 1 академический час - 45 минут. Так же было детям задано домашнее задание на соответствующую тематику.
5. При повторном исследовании, мы наблюдаем рост уровня духовно-нравственного воспитания в эмоционально-нравственной сфере, в поведении детей в рамках духовно-нравственной нормы, определении понятий духовно-нравственной сферы.
Таким образом, что цель нашего исследования была достигнута, а гипотеза подтверждена.
1. Духовно-нравственное воспитание - это воспитание, которое объединяет: цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. В первую очередь, оно приобщает детей к системе духовных ценностей, созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями.
2. К жанрам русского народного творчества можно отнести: былины, скороговорки, считалки, поверья, пословицы и т.д. В нашей работе для решения задач духовно-нравственного воспитания мы будем использовать сказку как жанр русского народного творчества, так как считаем ее более понятным и доступным жанром для детей младшего школьного возраста.
Для лучшего понимания ребенком духовно-нравственных ценностей, обязательно после прочтения сказки необходимо вместе с ребенком проводить ее анализ, проговаривать чувства, эмоции героев, помогать детям понять какие мотивы поведения героев скрыты. Через анализ сказки, дети должны научиться понимать и чувствовать ее глубокое содержание.
3. Анализируя полученные данные после проведенного первичного исследования уровня духовно-нравственного воспитания у младших школьников, можно сделать вывод о том, что дети имеют некое образное представление о духовно-нравственных понятиях. Среди опрошенных младших школьников более половины владеют понятиями духовно- нравственного воспитания на среднем уровне, которые активно используют в повседневной жизни. Но стоит отметить, что в группе есть дети у которых недостаточно сформированы знания о духовно-нравственных понятиях, они не используют их в своем поведении, либо используют осознанно. В ходе исследования мы определили у детей проблемы в эмоционально-нравственной сфере, в поведении детей в рамках духовно-нравственной нормы, выявили затруднении при определении понятий духовно - нравственной сферы.
4. После проведенного первичного исследования, нами была разработана система занятий для повышения уровня духовно-нравственного воспитания у младших школьников. В основу занятий по литературному чтению для духовно-нравственного воспитания младших школьников была положена образовательная программа начального общего образования «Школа России».
Нами было организовано 9 занятий, которые соответствовали текущим темам и учебному плану. Время занятия - 1 академический час - 45 минут. Так же было детям задано домашнее задание на соответствующую тематику.
5. При повторном исследовании, мы наблюдаем рост уровня духовно-нравственного воспитания в эмоционально-нравственной сфере, в поведении детей в рамках духовно-нравственной нормы, определении понятий духовно-нравственной сферы.
Таким образом, что цель нашего исследования была достигнута, а гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников при изучении русских народных сказок
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - Анализ сказок на уроках литературного чтения как средство формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК Г.Х. АНДЕРСЕНА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КОММЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Организация работы над “Дневником чтения“ как средство формирования читательской самостоятельности младших школьниковМетодика обучения русскому языку и литературному чтению (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ИХ КРУГА ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование нравственных представлений у младших школьников на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



