Введение 5
1. Теоретические аспекты совершенствования техники владения мячом юных
футболистов 10
1.1 .Характерные особенности соревновательной и тренировочной
деятельности 10
1.2. Средства и методы совершенствования технике -тактической 16
подготовки юных футболистов
1.3. Возрастная специфика футболистов 12-ти лет 35
2. Опытно-экспериментальное исследование совершенствования техники
владения мячом футболистами 12-ти лет 44
2.1 .Организация и методы 44
исследования
2.2. Методика совершенствования технико-тактической подготовки юных
футболистов 45
2.3 .Исследование динамики результатов техника - тактической подготовки
юных футболистов 48
2.4 Методика подготовки юных футболистов в условиях среднегорья и
высокогорья 53
Заключение 58
Список использованных источников 6
Одним из приоритетных направлений государства и общества в целом является создание благоприятных социокультурных условий, организационно-педагогических, финансовых и иных для развития футбола и сопровождения на всех этапах подготовки. Значимость развития спортивного направления продиктована законодательными и программными документами, принятыми за последние несколько лет: Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ», «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
При этом важным элементом в развитии футбола как популярного вида спорта и усилении позиций сборной по футболу становится совершенствование технико-тактической подготовки юных футболистов, выявление особенностей подготовки. Прежде всего, футбол положительно влияет и на физическое состояние и на эмоциональное состояние человека. Через занятия футболом можно научиться быстроте принятия решений, прогнозированию ситуации, быстроте реакции, самостоятельности мышления, дисциплинированности, мотивированности, креативности мышления, развитию социальных навыков и сопротивлению стрессам, что положительно влияет на развитие и формирование личности, особенно в подростковом возрасте на этапе становления. Это обуславливает актуальность заявленной работы.
Вместе с этим прослеживается недостаточность исследований в аспекте формирования модели успешного футболиста [33], построения учебно-тренировочного процесса [51, с. 491], необходимости изменений формы и содержания физкультурного образования [49, с. 318] с целью наиболее эффективного формирования личности и внедрения спортивных тренировок в качестве средства укрепления здоровья.
Разумеется, существует обширное количество исследований, посвященных в целом подготовке юных футболистов. Однако в данных работах рассматриваются лишь определенные аспекты технике -тактической подготовки, например, защита и атака, виды упражнений, параметры физических нагрузок, взаимосвязь физической и тактической подготовки в таком виде спорта, как футбол. В целом же исследования направлены на выявление и реализацию аспектов функциональной подготовки футболистов, но при этом не берется во внимание технико-тактическая составляющая.
Вместе с этим необходимость к выявлению новых подходов спортивной подготовки обусловлена важностью повышения эффективности спортивного направления. В это же время актуальным является вопрос о разработке инновационных методов и средств технике -тактической подготовки юных спортсменов в сфере футбола.
В настоящее время выявляется рост интенсификации игровых действий в футболе. Например, увеличивается напряженность в игровых играх, выявляется сокращение пассивных фраз во время игры. При этом максимизированы количества активных фаз игры, различных форм атакующих действий и форм защиты, удары по воротам соперников в игре. Такая тенденция связана со специфическими характеристиками футбольной игры и предъявлением наиболее усовершенствованных, ужесточенных требований к
профессиональной составляющей спортсменов.
Анализ технико-тактической подготовки юных спортсменов и возможностей ее совершенствования дал возможность отметить ряд противоречий, касающихся высоких требований к технико-тактической подготовленности юных спортсменов и невысокой эффективностью их использования (практической составляющей).
Ориентируясь на вышесказанное, отметим, что проблема заключается в повышении эффективности технике -тактической подготовки юных специалистов, выявлении приемов, которые бы обеспечивали результативность игры.
Цель исследовательской работы заключается в следующем: выявить и объяснить эффективность методики совершенствования технико-тактической подготовки юных футболистов и апробировать усовершенствованную методику.....
В настоящей выпускной квалификационной работе мы провели исследование в области совершенствования технико-тактической подготовленности юных футболистов 12-ти лет.
В результате исследования теоретических аспектов, касающихся совершенствованию технической и тактической подготовки футболистов юного возраста, мы пришли к ряду выводов:
1. Соревновательный метод является универсальным, поскольку разрешает различные педагогические задачи и способствует совершенствованию умений и навыков футболистов, позволяет ориентироваться в любых, даже самых сложных ситуациях, воспитывает морально-волевые качества.
2. Соперничество способствует созданию определенного эмоционального, физиологического фона, который благоприятно влияет на стимуляцию человека к спорту, совершенствованию определенных навыков, усиливает воздействие физических упражнений.
3. Начальным этапом процесса тренировки являются теоретические аспекты, связанные с изучением тактической составляющей футбола. Тренером объясняются правила игры, приемы, которые можно использовать в игровых упражнениях и тренировочных играх. Далее распределяются обязанности внутри команды, функциональные особенности каждого игрока, их задачи и место на площадке.
Среди основных методов обучения тактики и совершенствования подготовки в футболе выделяют:
1. Метод упражнения.
2. Метод демонстрации и показа.
3. Метод слова.
4. Целостный и расчлененный методы
5. Анализ видеоматериалов
6. Анализ собственных действий и действий соперника.
Для решения поставленных задач при тактической подготовке футболистов используют различные средства:
• индивидуальные упражнения, а также групповые и командные;
• двусторонние матчи;
• контрольные и календарные игры;
• изучение теоретических аспектов футбольной игры, в частности тактики футбола.
Кроме того, специальные упражнения способствуют формированию быстрой реакции и ориентации в любой ситуации, быстром переключении с одних действий на другие. К таким относятся упражнения на скорость, спортивные игры, эстафеты, упражнения на развитии технической составляющей.
4. Биологический возраст определяется скелетной зрелостью. Усиленный рост позвоночника происходит в старшем возрасте у школьников и продолжается до полного развития. При этом поясничный отдел позвоночника развивается наиболее быстро, а шейный, напротив, - медленнее. Позвоночник перестает расти только в возарсте 25 лет, и его рост значительно отстает от роста тела, поскольку рост конечностей опережает позвоночник. Окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины приходится на 14-15 лет. В этот же период времени происходит процесс срастания грудины с ребрами.
5. Необходимость данного исследования заключается в том, что в настоящее время до сих пор не существует методики, направленной интенсификацию обучения техническим и тактическим навыкам футболистов юного возраста (12-ти лет).
Исследование проводилось на базе учреждения МБОУ ДО «ДЮСШ» Емельяновского района имени В.Н. Назарова (Красноярский край) в период с сентября 2020 по апрель 2021 года. Участвовали 30 футболистов в возрастной категории 12-ти лет. Юные спортсмены были распределены на 2 группы - это экспериментальная и контрольная группы. Распределение производилось при помощи метода случайных чисел.
Первая группа - контрольная (n= 15), в нее вошли дети, которые занимаются программе специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва по футболу....
1. Андреев, С.Н. Футбол в школе / С.Н. Андреев. - Москва : Фис, 2016. - 89 с.
2. Андружейчик, М.Я. Современное учебно-спортивное учреждение и некоторые проблемы подготовки футбольного резерва / М.Я. Андружейчик // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Минск 8-10 апреля 2009 г. - Минск: БГУФК, 2019. - С. 219 - 221.
3. Биткин, В.М. Методические приемы применения
восстановительных средств в подготовке высококвалифицированных футболистов: автореф. дис.... канд. пед. наук / Биткин Валерий Михайлович. - Смоленск, 2020. - 24 с.
4. Бароти, Л. Развитие системы игры / Под общ. Ред. В.И. Козловского // Подготовка футболистов. - Москва : ФиС, 2017. - С. 100-116.
5. Вардянян, А. У. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся / А.У. Вардянян, Г.А. Варданян // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. - Уфа, 2015. - С. 62.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. - Москва : Педагогика, 2016. - С. 169.
7. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - Москва: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2016. - 272 с.
8. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А. Гуревич. - Минск: Образование, 2015. - 236 с.
9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов. - Москва, 2016. - С. 53.
10. Золотарёв, А.П. Некоторые особенности соревновательной деятельности юных футболистов 9-17 лет / А.П. Золотарев // Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: учебно-методическое пособие. - Краснодар, 2018. - С.12-16.
11. Золотарев, А.П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва: учебное пособие /А.П. Золотарев. - Краснодар, 2019. - 169 с.
12. Золотарев, А.П. Структура основных компонентов
соревновательной деятельности юных футболистов / А.П. Золотарев. - Волгоград: ВГИФК, 2018. - 33 с.
13. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. -176 с.
14. Ильясов, И.И. Структура процесса учения/ И.И. Ильясов. - Москва, 2016. - С. 187.
15. Кашкаров, В.А. Организационно обучающая игра как метод развития творческого мышления юных спортсменов: автореф. дне. ... канд. пед. Наук : 13.00.04 / Кашкаров Виктор Алексеевич. - Москва: ВНИИФ-КиС, 2016. - 24 с....51