Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в процессе овладения вычислительными навыками (Алтайский государственный педагогический университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «СОШ№120» г. Барнаул.
Выборка: 15 учеников 3-го класса.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников при формировании вычислительных навыков
1.1 Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников…………………………………………6
1.2 Методика формирования вычислительных навыков у младших школьников …16
1.3 Методические особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников в разных программах по математике …21
Глава 2 Экспериментальное исследование развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе формирования вычислительных навыков
2.1 Характеристика уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников……30
2.2 Характеристика уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников……………………………………………………….…35
2.3 Серия заданий, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса при формировании вычислительных навыков…40
Заключение……………………………………………47
Список литературы……………………………………………………49
Приложения……………………………………………………………………...53
Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном этапе приобретает значимость. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) их развитие связано с формированием личностной позиции как субъекта, влияющих на результаты обучения детей. Обусловлено изменением отношения к ученику как субъекту педагогического воздействия и собственной жизни, обладающего уникальной коммуникативной способностью и ориентировано на развитие творческих возможностей обучающихся. Поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий становится одним из важнейших приоритетов начального общего образования.
В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился системно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.
На протяжении всего начального, обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать.
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности под руководством учителя формируется учебное сотрудничество.
Учебная дисциплина «Математика» помогает развивать личность младшего школьника в разных направлениях. В первую очередь, это совершенствование логических действий, умение понимать и использовать схематический язык, моделирование, формирование вычислительных навыков, пространственных представлений, а также умений решать задачи. Несмотря на это, учебный курс «Математика» имеет большие возможности для формирования всех видов универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных [2].
На уроках математики работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий можно вести в двух направлениях: развивать устную речь учащихся и комплекс умений, благодаря которому взаимодействие осуществляется эффективно. Для развития первого направления следует внедрять задания, где нужно проговаривать вслух изучаемый материал, а также задания повышенной трудности. Для развития второго направления более всего подойдут задания, осуществление которых проходит в группах или парах.
Подходы к решению проблем формирования коммуникативных универсальных учебных действий отражены в многочисленных психолого-педагогических исследованиях (Ю.К. Бабанского, А.А. Бодалева, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.А. Любинской, А.В. Петровского, Е.В. Руденского, Е.О. Селевко, Г.К. Смирновой, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина).
Данной проблеме посвящены исследования по методологии развития коммуникативных умений младших школьников (А.Г. Асмолова, Е.Н. Жаркова, М.В. Корепанова).
Объект исследования – процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет – процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе формирования вычислительных навыков.
Цель исследования – выявить особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе формирования вычислительных навыков.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. Раскрыть особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников.
2. Изучить методику формирования вычислительных навыков у младших школьников.
3. Проанализировать программы и учебники по математике на предмет развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе формирования вычислительных навыков.
4. Выявление уровней развития коммуникативных УУД и сформированности вычислительных навыков у младших школьников.
5. Разработать серию заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков для учащихся 3 класса в процессе формирования вычислительных навыков.
Методы:
- теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ120» г. Барнаула, в исследовании приняли участие 18 школьников 3Г класса.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования на математики в третьем классе общеобразовательной школы.
Проблема коммуникативного пространства современного общества становится все более актуальной в свете расширения социальных и мировых связей, усиления роли телекоммуникации, «безличностного» общения. Оптимизация электронного взаимодействия, использование технологий для связи с другими людьми на любом расстоянии оказывает влияние на отсутствие интереса к непосредственному общению, заинтересованности в других личностях, в совместной с ними деятельности.
Младшие школьники, живущие в такой среде, оказываются в ситуации внутреннего противоречия: с одной стороны, им необходимо налаживание социальных связей и со сверстниками, и со взрослыми, с другой стороны, технические средства позволяют им концентрироваться на собственном «я» без учета других людей.
Учебная деятельность, особое пространство школы призвано зарождать и развивать, а затем и на более высоком уровне — осуществлять становление коммуникативно ориентированной личности, что является необходимым условием ее успеха в жизни. Отсюда большую роль для личностного развития младшего школьника играет формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
В данной работе мы делали акцент на необходимости формирования таких действий, как учет позиции другого человека, сотрудничество, ориентация на партнера по деятельности, коммуникативно-речевые действия, которые объединяются в три основные группы: коммуникация кк взаимодействие, коммункиация как кооперация и коммуникация как условие интериоризации.
В исследовании были выделены и обозначены основные средства формирования коммуникативных УУД, в том числе групповое и парное взаимодействие, использование технологий и приемов, обеспечивающих создание условий для коммуникации.
В качестве значимого средства формирования коммуникативных УУД была выделена организация совместной деятельности, которая предполагает выполнение определенных условий, в том числе: создание ситуации вовлеченности субъектов (себя и учеников) в совместную деятельность (в контексте совместного обсуждения, оценки, рефлексии и, как следствие, формирования личного опыта), организация разных форм совместной деятельности (в том числе в рамках группового взаимодействия, различных видах уроков), создание условий для влияния на процесс своего образования (появление личных смыслов), учет учителем собственной позиции как организатора совместной деятельности и ее участника.
Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики позволяет обеспечить учителю эффективность педагогического воздействия на формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов коммуникативной сферы. Если правильно подобрать дидактический и методический материал, то дети научатся с помощью сверстников открывать новые знания, уважительно относиться друг к другу, учитывать мнения одноклассников, владеть собой в процессе общения. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
На наш взгляд, данная динамика является подтверждением нашей гипотезы и может служить основанием для дальнейшей работы в этом направлении.
1. Агафонова, И. Учимся думать: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – Санкт-Петербург: Питер, 2016.–235с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская / под ред. А.Г. Асмолова, 2-е изд. – Москва.: Просвещение, 2016. - 153с.
3. Байбородова, Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе / Л.В. Байбородова. – Ярославль, 1991.–235 с.
4. Огаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников / Начальная школа. — 2009. – № 7.
6. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами/Л.Б. Зубков. — Санкт-Петербург. : Кристалл, 2001.
7. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.–219 с.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — Москва.: Просвещение, 2008.
9. Киселева, Ю.А. Формирование коммуникативного УУД при работе над глаголами на уроках русского языка / Ю.А. Киселева, Г.Ю. Колычева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 2 (8). С. 115 - 122.
10. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 10. – С. 50 - 51.
11. Кузнецова, Н.В. Образовательные результаты как инструмент проектирования основной профессиональной образовательной программы подготовки педагогов / Н. В. Кузнецова // Гуманитарные науки и образование. – № 3 (23). 2015. – С. 99 –103.
12. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике / Т. А. Лавриненко. – Саратов: Лицей, 2002.
13. Мамонтова, Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО : пособие для учителей начальных классов/ Л.В. Мамонтова. – Москва.: Просвещение, 2012. – С.73-74.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: пособие для педагогов/ А.М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2008
15. Марченко, Л.С. Методы формирования коммуникативных УУД /Л.С. Марченко, О.И. Шмидская // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 130 -131.
16. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. Москва.: Сфера, 2015. – 240 с.
17. Петрова, Л.Ю. Формирование коммуникативных УУД учащихся начальных классов на уроках математики посредством математических пирамид / Л.Ю. Петрова, Ю.А. Кочеткова // Научная и техническая информация в планировании и осуществлении научных исследований и реализации проектов. 2014. с. 90 –93.
18. Сафиуллина, Э.В. Использование групповых методов обучения на уроках // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 8 - 11.
19. Туйбаева, Е.И Показатели оценки коммуникативных УУД взаимодействия младших школьников и их результативность / Е.И. Туйбаева, О.Л. Брусенцова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1 - 6. С. 116 –117.
20. Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – Москва. : Просвещение, 2004.
21. Устимова, М. М. Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников / М.М. Устимова // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 397.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. Москва.: Просвещение, 2010. –31 с.
23. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – Москва., 1999.–213 с.
24. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи / Т.В. Шкляров. – Москва. : Грамотей, 2014.–231 с.
25. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – Томск: Пеленг, 1992. – 133 с.
26. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.
27. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
28. Цукерман, Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1999. - № 6. – С. 3-16.
29. Цукерман, Г.А. Развитие учебного сотрудничества / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2004. - № 1. – С. 50-64.
30. Цукерман, Г.А. Что такое умение учиться и как его измерять / Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова // Вопросы психологии. – 2015. - № 1. – С. 3-14.
31. Цукерман, Г.А. Школьные трудности благополучных детей / Г.А. Цукерман. – Москва.: Знание, 1989. – 96 с. 107
32. Шакина, Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества / Г.В. Шакина // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 5. – С. 17-22.
33. Шкуричева, Н.А. Трудности общения у младших школьников и способы их преодоления / Н.А. Шкуричева // Начальная школа. – 2014. - № 9. – С. 7-11