Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Работа №150928

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


реферат
Введение 5
1 Особенности исследовательской деятельности учащихся младшего
школьного возраста 8
1.1 Сущность, цель и задачи исследовательской деятельности 8
1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников при организации
исследовательской деятельности 18
1.3 Потенциал предмета окружающий мир в организации
исследовательской деятельности 26
2 Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках
окружающего мира 31
2.1 Анализ работы Казачинской СОШ Красноярского края по организации
исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира 31
2.2 Методические рекомендации по совершенствованию организации
исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира 38
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 54
Приложение Б 57

Современный школьник в будущем активный участник социально­экономического развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний не только на начальной ступени образования, но и на протяжении всей жизни. Развитие общества сегодня требует воспитания людей самостоятельных, организованных, умеющих адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, творчески решать возникающие проблемы. В государственных документах (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт НОО, 29 декабря 2012 года N273 Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» и др.) среди приоритетных задач образования подчеркивается важность достижения обучающимися того уровня образованности, который в будущем будет способствовать самостоятельному творческому решению мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Это говорит о важности овладения исследовательской деятельностью [61].
В отечественной психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, M.B Матюхина, Л.Ф Обухова, А Н. Поддьяков, Н Ф Талызина и др.) [9], [18], [32], [35], [38], [55].
Ученые В.И. Андреев, В.В. Давыдов, Л.В Занков, Д.Б. Эльконин и др. убедительно доказывают, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество школьников. В связи с этим актуальность исследования определена социальным заказом на творческую, самостоятельную личность [3], [11], [17], [63].
В этом контексте курс «Окружающий мир» обладает широкими
возможностями по формированию у исследовательских умений и для
организации исследовательской деятельности, как курс, в котором
5
представлен мир природы, истории, культуры, экономики и др. Об этом свидетельствуют работы авторов А.А. Вахрушева, А.А. Плешакова, Т.В. Калайджян, В.С. Гончарова, С.А. Кравцовой [8], [37], [21], [10], [27].
Цель исследования - охарактеризовать организацию исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.
Объект исследования - исследовательская деятельность младшеклассников.
Предмет исследования - исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность, цель и задачи исследовательской деятельности в начальной школе;
• показать важность учета возрастных особенностей младших школьников при организации исследовательской деятельности;
• раскрыть потенциал предмета «окружающий мир» в организации исследовательской деятельности младших школьников;
• провести анализ работы Казачинской СОШ Красноярского края по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира;
• разработать методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на предмете «окружающий мир».
Методы исследования: анализ научно - педагогической литературы по теме исследования, систематизация, анкетирование, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных методических рекомендаций педагогами для организации исследовательской деятельности младшеклассников на уроках окружающего мира, а также при написании рефератов, курсовых и выпускных работ по вопросам организации исследовательской деятельности младших школьников.
База исследования: МБОУ Казачинская СОШ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в опубликованной статье «Организация исследовательской деятельности младших школьников».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научно-педагогической литературы показывает, что сегодня все более актуальной становиться проблема овладения учащимися основами исследовательской деятельности.
В своем исследовании за основу мы взяли определение исследовательской деятельности, представленное авторами Концепции развития исследовательской деятельности учащихся, рассматривающих исследовательскую деятельность как деятельность учащихся, связанную с поиском ответа на исследовательскую задачу творческого характера с заранее неизвестным решением, проходящую в несколько этапов.
При организации исследовательской деятельности следует учитывать следующие возрастные особенности младших школьников: ведущим видом памяти является наглядно-образная, и дети наиболее хорошо запоминают то, что отвечает их интересам; мышление еще носит конкретный наглядно- образный характер, только начинается переход к логическому мышлению; внимание имеет непроизвольный характер, дети быстро переключаются на то, что им более интересно, ярко; младшеклассники еще эмоционально неустойчивы, сложно проходят период социальной адаптации; начинается формирование волевых черт личности, развиваются творческие способности; интересы младших школьников разноплановы и неустойчивы. Планируя исследовательскую деятельность, педагог должен учитывать, что дети младшего школьного возраста лучше запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Монотонность, серость отпугивает у ребенка познавательный интерес, в итоге желание учиться пропадает. Соответственно, на первый план выступает обучение в форме исследовательской деятельности, вызывающей живой интерес у детей.
Образовательный потенциал предмета «Окружающий мир» определяется тем, что на уроках и внеклассной деятельности по этому предмету исследовательская деятельность реализуется наиболее успешно, поскольку содержание курса интересно детям, содержит материал о явлениях и предметах, окружающих нас, и вызывает стремление их изучить.
Нами было проведено диагностическое тестирование уровня развития исследовательских умений младших школьников на базе МБОУ Казачинская СОШ, в результате которого было выявлено что в данном классе преобладала большая часть учеников с низким (46,6%) и средним (40%) уровнем развития исследовательских умений. После проведения диагностики развития исследовательских умений нами были предложены методические разработки для совершенствования организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.
Результат повторной диагностики показал повышение показателей уровня сформированное™ исследовательских умений младших школьников, что говорит о том, что разработанные нами методические рекомендации по совершенствованию организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира результативны.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. - Москва: Издательство Юрайт, 2014. - 435 с.
2. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской
деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.researcher.ru/methodics/teor/teor 0001 .html (дата обращения: 16.04.2021).
3. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно­исследовательской деятельности / В. И. Андреев. Москва: Высшая школа,
2014. - 240 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Юрайт, 2007. - 218 с.
5. Баукина, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / А.В. Баукина // Известия института педагогики и психологии образования. - 2017. - № 4. - С. 26-27.
6. Белова, Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании / Т.Г. Белова // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76. - С. 30 - 35.
7. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности: избранные психологические труды под редакцией Д.И. Фельдштейна. - Москва: Международная едагогическая академия, 1995. - 192 с.
8. Вахрушев, А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. - Москва: Баласс,
2015. - 144 с.
9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин - Москва: Университет, 2000. - 336 с.
10. Гончаров, В.С. Психология проектирования когнитивного развития / В.С. Гончаров. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2005. - 203 с.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов - Москва, 1986. - 256 с.
12. Далингер, В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики / В.А. Далингер // Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 11. - С. 37- 38.
13. Дубровина, И. В. Психология: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - Москва: Академия, 2002. - 206 с.
14. Дубровина, И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся / И.В. Дубровина // Ценностные ориентации и интересы школьников. - Москва: Сфера, 2000. - С. 27-35.
15. Ефимкина, Р.П. Детская психология: методические указания /
Р.П. Ефимкина [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pedlib.ru/Books/1/0404/1_0404-1.shtml (дата обращения: 19.04.2021)....63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ