Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Работа №150923

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические подходы к изучению интернет-зависимости в
психологической науке 9
1.1 Понятие, сущность интернет-зависимости как одного из видов
аддиктивного поведения 9
1.2 Социально-психологические детерминанты склонности к
интернет-зависимости в подростковом возрасте 15
1.3 Возможности диагностики и профилактики интернет-зависимости
у подростков 23
2 Экспериментальное исследование интернет-зависимости у
подростков 29
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичного исследования 29
2.2 Программа профилактики интернет-зависимости у подростков ... 35
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложение А Факторы, способствующие появлению и развитию аддиктивного поведения у подростков 51
Приложение Б Описание блоков системы критериев диагностики компьютерной зависимости А. Гольдберга 52
Приложение В Социально-педагогическая профилактика интернет- зависимости 53
Приложение Г Основные направления работы по профилактике интернет-зависимости 54
Приложение Д Конспект занятий профилактической программы «Скажем нет Интернету» 55

Актуальность исследования, описанного в данной работе связана с повышением интернет-зависимости молодёжи. Также, следует отметить, что проведенные исследования в этой области недостаточны для раскрытия всех аспектов данной зависимости, следовательно, борьба с этой проблемой не имеет конкретных однозначных инструкций и представляет собой весьма непростой путь.
Процесс взаимодействия человека с сетью привлекает внимание специалистов из разных отраслей. Механизмы интернет-зависимости являются предметом исследования многих ученых, в том числе К. Янг и других.
Всемирная паутина (Интернет) предоставляет пользователям широкие информационные возможности, создает высокий уровень эмоционально интенсивных, интеллектуальных и коммуникативных действий, которые меняют многие социальные сферы, поскольку она обеспечивает другие формы общения и обучения, коммерции и развлечений.
Интернет-зависимое поведение, о котором и будет идти речь в данной работе, относится к нехимической аддикции, которую можно описать следующим образом: человек с интернет-зависимостью, которому характерно определённое аддиктивное поведение, становится интернет-зависимым в силу негармоничного использования этим человеком ресурсов Интернет. Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что к основной категории интернет-зависимых людей относятся подростки. Это можно объяснить тем, что они являются самыми активными пользователями сети Интернет из всех возрастных категорий. Так же следует сюда отнести незрелость их личности и непостоянство их личностных характеристик, что и способствует их уязвимости к различным негативным воздействиям извне.
Итог рассматриваемой нами зависимости накладывает свой негативный отпечаток на все стороны жизни зависимого: возникают трудности в учебной деятельности и дефицит общения со сверстниками вне сети Интернет, учащаются конфликты с родителями и другими членами семьи, формируется такая черта, как инфантильность. Интернет-зависимость в высокой степени в конечном итоге приводит к разрушительным последствиям.
Всемирная паутина Интернет открывает множество возможностей, что и привлекает подростков к неконтролируемому пребыванию в виртуальном мире. К этим возможностям относится:
1) способность иметь свой собственный мир, обособленный и недоступный для всех окружающих в реальном мире;
2) способность избегать ответственности за свои действия и операции в виртуальном мире;
3) способность чувствовать реализм процессов и полностью абстрагироваться от окружающего мира;
4) способность самостоятельно принимать любое решение (например, в контексте игровой деятельности).
В связи с актуальностью проблемы цель исследования: изучение интернет-зависимости у подростков.
Объект исследования: интернет-зависимость как психологический феномен.
Предмет исследования: возможности диагностики и профилактики интернет-зависимости у подростков.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме «интернет-зависимость», её причины, сущность; выявив социально­психологические детерминанты склонности к интернет-зависимости в подростковом возрасте.
2. Рассмотреть возможности диагностики и профилактики интернет- зависимости у подростков.
3. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование интернет-зависимости у подростков; проанализировать результаты исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время через Интернет молодые люди решают множество проблем: поиск новой информации, установление социальных связей на уровне бесконтактного общения, в котором отсутствует эмоционально-чувственная сфера, воспитательное руководство, что приводит к нехватке навыков межличностного взаимодействия в целом. Кроме того, подростки имеют специфические социально-психологические характеристики, наличие которых определяется как возрастными характеристиками молодёжи, так и тем, что их социально-экономическая и социально-политическая позиция, нравственно­ценностная сфера находятся в состоянии становления, формирования. В этом смысле именно в подростковом возрасте возникают проблемы, связанные с интернет-зависимостью.
Интернет-зависимость — это следствие эмоционального и психологического невроза, депрессивного состояния конкретного человека, выражающегося в уходе в виртуальный мир и нежелании правильно воспринимать реальность и пытаться улучшить отношение к жизни в действительности.
К предпосылкам формирования и развития интернет-зависимости подростков можно отнести: стремление к идентификации, неприкосновенность частной жизни, желание обособиться от родителей и семьи в целом, устранение разочарования, избегание реальности посредством наличия возможности анонимного социального взаимодействия; желание обрести чувство безопасности и наличие осознания своей анонимности; возможность реализовать некоторые идеи, фантазии с обратной связью; неограниченный доступ к информации.
Несмотря на существование психодиагностических методов для определения степени интернет-зависимости, следует отметить, что средств для их диагностики все ещё недостаточно. Индивидуальная или групповая работа, использование инновационных технологий определяют эффективность профилактики.
С целью изучения интернет-зависимости у подростков на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска Красноярского края было проведено экспериментальное исследование. В исследовании принимали участие учащиеся 7-8 классов (13-14 лет), в количестве 26 человек.
Проводя экспериментальное исследование интернет-зависимости подростков, был сделан вывод о том, что у большинства респондентов преобладает интернет-зависимость либо чрезмерное увлечение интернетом. Данные молодые люди стремятся к виртуальной стимуляции чувств через Интернет, переходят в виртуальный мир и чувствуют свою незащищённость в реальном мире. Интернет-зависимые подростки не способны и не изъявляют желания отвлекаться от Интернета даже на короткое время, а тем более перестать работать в сети совсем. С вынужденным отвлечением от Интернета подростки испытывают гнев и раздражение, навязчивые мысли об интернете. Подростки с интернет-зависимостью стараются проводить максимальное свободное время в Интернете и не могут планировать время окончания определенной интернет-сессии. Подростки готовы лгать друзьям и семье и недооценивать продолжительность и частоту посещений онлайн. Когда они посещают Интернет, они могут забыть о других важных мероприятиях, обязанностях и встречах. Молодые люди не хотят принимать критику этого образа жизни от родителей и учителей. Они готовы принять потерю друзей и круга общения из-за занятости в сети. Зависимые от Интернета подростки избегают или пытаются снизить физическую активность, что оправдывают необходимостью выполнения неотложных задач через Интернет.
Важной особенностью зависимости является способность легко переключаться с одной формы зависимости на другую, сохраняя при этом основные механизмы зависимости. Как следствие, интернет-зависимость может позднее включать другие формы зависимости, которые не менее опасны для подростков, поэтому чрезмерное использование Интернета может нанести вред когнитивной, поведенческой сферам, то есть повлиять на здоровье человека.
Все это подчеркивает необходимость профилактики интернет- зависимости посредством информирования о последствиях чрезмерного увлечения Интернетом, в дополнение к принятию мер по повышению самооценки, укреплению психического здоровья и организации развлекательных мероприятий.
Исходя из результатов исследования, нами разработана
профилактическая программа «Интернет-зависимости» подростков.
Профилактическая программа состоит из 2 этапов.
Развивающий этап программы предполагает реализацию групповых занятий, направленных на преодоление компьютерной зависимости, которые проходят раз в неделю. Сюда входят различные упражнения, групповые дискуссии, рефлексия.
Просветительский этап подразумевает проведение тематических классных часов «Компьютер: за и против», «Правила защиты от негативного влияния компьютера», тематическое выступление на родительских собраниях «Ребёнок и компьютер. Опасная грань».
Систематическая работа по предотвращению интернет-зависимости служит условием прекращения её развития, поскольку помогает сформировать осознанное отношение у подростков использования Интернета. Профилактическая работа с интернет-зависимыми сокращает время, которое они проводят в сети, снижая уровень зависимости, приобретая навыки межличностного общения и умения решать стрессовые ситуации, повышения уровня общительности, самооценки, уверенности в себе и стрессоустойчивости....


1. Антропова, К. А. Проблема компьютерной зависимости школьников / К. А. Антропова, А. А. Колесникова // Педагогика: наука и образование. - 2014. - С. 10-14.
2. Балаян, С. Е. Профилактика интернет-зависимости школьников [Электронный ресурс] / С. Е. Балаян, Р. С. Зарипова // Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме : сб. науч. тр. - Тюмень, 2018.
• С. 13-16. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36279608
3. Бережнова, Д. Б. Влияние виртуальной среды на агрессивное
поведение подростков [Электронный ресурс] / Д. Б. Бережнова, А. А. Москаленко // Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения : сб. науч. тр. - Кубанский гос. ун-т. - Краснодар, 2017. - С. 11-14. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30084259
4. Божович, Л. И. Психологические особенности развития личности подростка / Л. И. Божович. - Москва : Знание, 2009. - 124 с.
5. Брагина, О. А. Современные научные взгляды на феномен психологической зависимости от онлайн-игр как один из видов интернет- аддикции [Электронный ресурс] / О. А. Брагина // Экопрофилактика, оздоровительные и спортивно-тренировочные технологии : сб. науч. тр. - Саратовский национальный исследовательский гос. ун-т. - Саратов, 2018 - С. 383-393. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35692713
6. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / под ред. А. Е. Войскунского. - Москва : Проспект, 2015. - 226 с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский.
• Москва : Эксмо, 2015. - 1136 с.
8. Гриффитс, М. Интернет-зависимость: факт или выдумка? / М. Гриффитс // Психолог. - 1999. - № 5. - С. 246-250.
9. Дмитриев, К. Г. Психологические детерминанты Интернет- зависимости в юношеском возрасте : автореф. дне. ... канд. псих. наук : 19.00.01 / Дмитриев Кирилл Геннадьевич. - Москва, 2013. - 29 с.
10. Дрепа, М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М. И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - № 2. - С. 189-193.
11. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. - Санкт- Петербург : Речь, 2015. - 135 с.
12. Ениколопов, С. Н. Агрессия и Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / С. Н. Ениколопов. - Москва : Акрополь, 2015. - 391 с.
13. Жичкина, А. Е. Пространство, населённое Другими / А. Е. Жичкина // Интернет. - 2015. - № 16. - С. 76-81.
14. Завалишина, О. В. Педагогическая поддержка подростков, склонных к Интернет-зависимости : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Завалишина Ольга Валентиновна. - Курск, 2012. - 27 с.
15. Закаблукова, А. А. Психологические и физиологические признаки кибераддикции у подростков [Электронный ресурс] / А. А. Закаблукова, Л. П. Капустина // Научный альманах. - Тамбов, 2017. - № 1-2 (27). - С. 330-333. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28396762...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ