Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование использования наглядности на уроках истории 12
§ 1. Сущность, принципы, типология и функции наглядности в
образовательном процессе 12
§2. Методологические приёмы и средства наглядного
обучения 19
§3. Работа с наглядностью на уроке истории в контексте требований к предметным результатам 32
Глава II. Понятие «занимательная наглядность» в целостном учебном процессе 36
§ 1.История возникновения комиксов, карикатур и мемов как средств для активного усвоения материала на уроках истории. Применение комиксов и карикатур в западной и отечественной педагогике 36
§ 2. «Графическая новелла» и карикатура как нестандартные средства наглядности, используемые на уроках истории. Методика работы с комиксами и карикатурами 58
Глава III Апробация теоретического материала на примере создания комиксов по учебнику «История России» под редакцией академика РАН А. В. Торкунова. 2016. 8 класс. Ч1. § 13-14 по теме «Эпоха Дворцовых
переворотов(1725-1762)» 77
Заключение 87
Список источников и литературы 90
Приложение 1 95
Приложение 2 98
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт описывает ряд основных подходов к обучению истории в школе, среди них актуализация и функционализация исторических знаний, преобладание системно-деятельностного подхода, гуманитаризация и гуманизация образовательной деятельности. Эти подходы имеют свою специфику в ключе использования средств наглядности на уроках истории. Развитие педагогической науки и модернизация подходов к образованию вообще и историческому образованию в частности влечёт за собой перемену содержательных компонентов, главным образом, средств и методов обучения. Впрочем, принцип наглядности ничуть не теряет своей востребованности в ходе осуществления работы по ФГОС и ИКС. По нашему мнению, перемены в этой области должны заключаться, прежде всего, в создании новой системы наглядных пособий и учебных комплексов по истории.
По требованиям актуального образовательного стандарта основного общего образования, работа учащихся со средствами наглядности - естественный компонент любого урока по истории. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» образовательного стандарта речь идёт о формировании у учащихся навыков работы с учебными картинами, символами, карикатурами, «графическими новеллами», навыков исследования языка символов, создания и оценки организованных моделей, формировании изобразительных, описательных техник и навыков, а также умений понимать информацию, которая представлена в схемах, таблицах, диаграммах, графиках, картинах, карикатурах, комиксах.
При помощи знаково-символической наглядности учащиеся внедряются в познавательную деятельность, формирующую диалектическое мышление, в результате чего они оказываются способными оценить достоинства, специфику, а также преимущества как теоретических знаний, так и знаний, полученных в ходе практической работы.
Помимо непосредственного получения знаний такой подход способствует формированию потребности в учении и деловом межличностном общении, а также активизации способностей мышления.
Системно-деятельностный подход будет успешным, если активно внедрять в образовательный процесс инновационные средства обучения, привлекающие к активной работе на уроке истории школьников и концентрирующие их внимание на ранее неизученном материале. Помочь всестороннему развитию личности ученика можно через использование на уроке «занимательной наглядности». Это новое определение, которое в последние годы все больше входит в научный оборот.
В работе мы используем определение, которое было сформулировано С.А. Куровской. «Занимательная наглядность» - это применение в процессе обучения истории разных дидактических средств и методических приемов, зрительно воздействующих на учащихся, вызывающих глубокий интерес и эмоциональный отклик, привлекающих тем самым их внимание к изучению истории. К «занимательной наглядности» методисты относят комиксы, карикатуры, коллажи, мемы, логические картинки и др.
Следует отметить, что если карикатуры достаточно давно вошли в состав средств наглядности обучения истории, то использование на уроке комиксов до сих пор вызывает дискуссии в педагогической среде. Одна сторона данной дискуссии считает, что учебный материал в виде графических новелл (здесь и далее мы будем считать определения «комикс» и «графическая новелла» синонимами) несовершенной формой, которая доносит до читателя искаженную информацию из-за жанровых ограничений на объем пояснительных текстов. Противоположная точка зрения подчеркивает достоинства комиксов как достаточно информативного, и при этом четко структурированного, и наполненного внутренней логикой, а главное, в высшей степени наглядного средства обучения.
Спецификой «занимательной наглядности», в отличие от наглядности вообще, является то, что она оказывает более глубокое эмоциональное воздействие, что очень важно для повышения активности учащихся при формировании исторического мышления...
В работе мы рассмотрели ведущие принципы, типологии и функции наглядности в образовательном процессе, а также методологические приёмы и средства наглядного обучения, дали определение понятию «занимательная наглядность», выделили плюсы и минусы использования «графических новелл», мемов и карикатур на уроках истории и даже разработали теоретическую модель использования комиксов на уроке истории на примере темы: «Эпоха Дворцовых переворотов (1725-1762). 8 класс», которую успешно применили в образовательном процессе. Стало понятно, что данное нестандартное средство развития познавательной активности приносит большие результаты, но необходимо проводить еще не одно исследование по внедрению комиксов в педагогической процесс.
Хотя использование «занимательных средств» и упрощает познание сложных исторических понятий, при их использовании у учащихся активно развивается образное и творческое мышление. Благодаря доступности и понятности материала, у школьников появляется интерес к творчеству. Чтобы учащийся мог успешно решить поставленные перед ним учебные задачи, он должен активизировать свои мыслительные процессы: прежде всего, понять суть и содержание задачи, самостоятельно найти пути решения, и в конечном итоге оценить полученный результат. А «занимательная наглядность» вызывает непроизвольное внимание и способствует лучшему усвоению исторического материала.
Применение на уроках истории наглядности, в том числе и «занимательной», позволяет сформировать у учащихся такие универсальные учебные действия, как:
1. личностные (смыслообразование, социальные и личностные ценности и др.)
2. регулятивные (прогностические, оценочные, планированные и др.)
3. познавательные (осознание, произвольное построение речи, постановка и формулировка проблемы и др.)
4. коммуникативные (постановка вопросов, умение выдвигать свои мысли и др.)
5. логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, доказательство и др.) и т.д.
В результате нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что, благодаря преимуществу «занимательных» наглядных пособий в процессе решения учебных задач, ребенок учится внимательно слушать пояснения учителя, последовательно выполнять действия для правильного решения всякой задачи, так, регулярное и систематическое применение наглядных пособий в процессе обучения развивает пространственное воображение и умение мысленно оперировать объемными объектами. Можно сделать вывод, что использование разных способов наглядного обучения определяется воспитательными и образовательными задачами школы...
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации [Электронный
ресурс]//Режимдоступа:ййр://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12 .29ФЗ Об образовании в Российской Федерации.pdf (Дата обращения:
18.03.2019).
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.В. Савинов - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901895864 (Дата обращения: 10.04.2019).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/938 (Дата обращения: 10.03.2019).
5. Торкунов А.В. История России 8 кл. Ч.1. - М.: Просвещение, - 2016, 84 - 88 с.
II. СТАТЬИ И МОНОГРАФИИ ПО ТЕМЕ ВКР
6. Абдулаев, Э. Н. Использование визуальной информации в преподавании истории / Э. Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. - 2012. - № 10. - С. 7 - 12.
7. Абдулаев, Э. Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / Э. Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 1. - С. 23 - 27.
8. Абдулаева Н.А. Использование вещественных и изобразительных источников на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. №3. С. 58 - 60.
9. Алексанова А.И. Комиксы на уроках истории//Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посв.100-ю Великой Российской революции 1917г. - Пенза, Издательство ПГУ. - 2О17.С.3О5-307.
10. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 2004. С. 344-345.
11. Архипова Л.М. Комиксы как инновационный метод активизации познавательной сферы учащихся // Ярославский педагогический вестник. 2012. №4. Том II. С. 106-110.
12. Борзова, Л.П., Дударев М. И. Работа с изобразительной наглядностью на уроках истории и при подготовке к ЕГЭ / Л. П. Борзова, М. И. Дударев // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2015. - С. 36 - 44.
13. Бочкарёва Е.А., Ипполитова А. П. Применение интернет-мемов на уроке истории как средства наглядности и повышения интереса обучающихся. 2018.
14. Вагин, А. А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. - М.: Просвещение, 1968. - 431 с.
15. Вагин А. А. М Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. // Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. С. 139-142...50