Занимательная наглядность как средство развития познавательной активности на уроках истории
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование использования наглядности на уроках истории 12
§ 1. Сущность, принципы, типология и функции наглядности в
образовательном процессе 12
§2. Методологические приёмы и средства наглядного
обучения 19
§3. Работа с наглядностью на уроке истории в контексте требований к предметным результатам 32
Глава II. Понятие «занимательная наглядность» в целостном учебном процессе 36
§ 1.История возникновения комиксов, карикатур и мемов как средств для активного усвоения материала на уроках истории. Применение комиксов и карикатур в западной и отечественной педагогике 36
§ 2. «Графическая новелла» и карикатура как нестандартные средства наглядности, используемые на уроках истории. Методика работы с комиксами и карикатурами 58
Глава III Апробация теоретического материала на примере создания комиксов по учебнику «История России» под редакцией академика РАН А. В. Торкунова. 2016. 8 класс. Ч1. § 13-14 по теме «Эпоха Дворцовых
переворотов(1725-1762)» 77
Заключение 87
Список источников и литературы 90
Приложение 1 95
Приложение 2 98
Глава I. Теоретическое обоснование использования наглядности на уроках истории 12
§ 1. Сущность, принципы, типология и функции наглядности в
образовательном процессе 12
§2. Методологические приёмы и средства наглядного
обучения 19
§3. Работа с наглядностью на уроке истории в контексте требований к предметным результатам 32
Глава II. Понятие «занимательная наглядность» в целостном учебном процессе 36
§ 1.История возникновения комиксов, карикатур и мемов как средств для активного усвоения материала на уроках истории. Применение комиксов и карикатур в западной и отечественной педагогике 36
§ 2. «Графическая новелла» и карикатура как нестандартные средства наглядности, используемые на уроках истории. Методика работы с комиксами и карикатурами 58
Глава III Апробация теоретического материала на примере создания комиксов по учебнику «История России» под редакцией академика РАН А. В. Торкунова. 2016. 8 класс. Ч1. § 13-14 по теме «Эпоха Дворцовых
переворотов(1725-1762)» 77
Заключение 87
Список источников и литературы 90
Приложение 1 95
Приложение 2 98
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт описывает ряд основных подходов к обучению истории в школе, среди них актуализация и функционализация исторических знаний, преобладание системно-деятельностного подхода, гуманитаризация и гуманизация образовательной деятельности. Эти подходы имеют свою специфику в ключе использования средств наглядности на уроках истории. Развитие педагогической науки и модернизация подходов к образованию вообще и историческому образованию в частности влечёт за собой перемену содержательных компонентов, главным образом, средств и методов обучения. Впрочем, принцип наглядности ничуть не теряет своей востребованности в ходе осуществления работы по ФГОС и ИКС. По нашему мнению, перемены в этой области должны заключаться, прежде всего, в создании новой системы наглядных пособий и учебных комплексов по истории.
По требованиям актуального образовательного стандарта основного общего образования, работа учащихся со средствами наглядности - естественный компонент любого урока по истории. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» образовательного стандарта речь идёт о формировании у учащихся навыков работы с учебными картинами, символами, карикатурами, «графическими новеллами», навыков исследования языка символов, создания и оценки организованных моделей, формировании изобразительных, описательных техник и навыков, а также умений понимать информацию, которая представлена в схемах, таблицах, диаграммах, графиках, картинах, карикатурах, комиксах.
При помощи знаково-символической наглядности учащиеся внедряются в познавательную деятельность, формирующую диалектическое мышление, в результате чего они оказываются способными оценить достоинства, специфику, а также преимущества как теоретических знаний, так и знаний, полученных в ходе практической работы.
Помимо непосредственного получения знаний такой подход способствует формированию потребности в учении и деловом межличностном общении, а также активизации способностей мышления.
Системно-деятельностный подход будет успешным, если активно внедрять в образовательный процесс инновационные средства обучения, привлекающие к активной работе на уроке истории школьников и концентрирующие их внимание на ранее неизученном материале. Помочь всестороннему развитию личности ученика можно через использование на уроке «занимательной наглядности». Это новое определение, которое в последние годы все больше входит в научный оборот.
В работе мы используем определение, которое было сформулировано С.А. Куровской. «Занимательная наглядность» - это применение в процессе обучения истории разных дидактических средств и методических приемов, зрительно воздействующих на учащихся, вызывающих глубокий интерес и эмоциональный отклик, привлекающих тем самым их внимание к изучению истории. К «занимательной наглядности» методисты относят комиксы, карикатуры, коллажи, мемы, логические картинки и др.
Следует отметить, что если карикатуры достаточно давно вошли в состав средств наглядности обучения истории, то использование на уроке комиксов до сих пор вызывает дискуссии в педагогической среде. Одна сторона данной дискуссии считает, что учебный материал в виде графических новелл (здесь и далее мы будем считать определения «комикс» и «графическая новелла» синонимами) несовершенной формой, которая доносит до читателя искаженную информацию из-за жанровых ограничений на объем пояснительных текстов. Противоположная точка зрения подчеркивает достоинства комиксов как достаточно информативного, и при этом четко структурированного, и наполненного внутренней логикой, а главное, в высшей степени наглядного средства обучения.
Спецификой «занимательной наглядности», в отличие от наглядности вообще, является то, что она оказывает более глубокое эмоциональное воздействие, что очень важно для повышения активности учащихся при формировании исторического мышления...
По требованиям актуального образовательного стандарта основного общего образования, работа учащихся со средствами наглядности - естественный компонент любого урока по истории. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» образовательного стандарта речь идёт о формировании у учащихся навыков работы с учебными картинами, символами, карикатурами, «графическими новеллами», навыков исследования языка символов, создания и оценки организованных моделей, формировании изобразительных, описательных техник и навыков, а также умений понимать информацию, которая представлена в схемах, таблицах, диаграммах, графиках, картинах, карикатурах, комиксах.
При помощи знаково-символической наглядности учащиеся внедряются в познавательную деятельность, формирующую диалектическое мышление, в результате чего они оказываются способными оценить достоинства, специфику, а также преимущества как теоретических знаний, так и знаний, полученных в ходе практической работы.
Помимо непосредственного получения знаний такой подход способствует формированию потребности в учении и деловом межличностном общении, а также активизации способностей мышления.
Системно-деятельностный подход будет успешным, если активно внедрять в образовательный процесс инновационные средства обучения, привлекающие к активной работе на уроке истории школьников и концентрирующие их внимание на ранее неизученном материале. Помочь всестороннему развитию личности ученика можно через использование на уроке «занимательной наглядности». Это новое определение, которое в последние годы все больше входит в научный оборот.
В работе мы используем определение, которое было сформулировано С.А. Куровской. «Занимательная наглядность» - это применение в процессе обучения истории разных дидактических средств и методических приемов, зрительно воздействующих на учащихся, вызывающих глубокий интерес и эмоциональный отклик, привлекающих тем самым их внимание к изучению истории. К «занимательной наглядности» методисты относят комиксы, карикатуры, коллажи, мемы, логические картинки и др.
Следует отметить, что если карикатуры достаточно давно вошли в состав средств наглядности обучения истории, то использование на уроке комиксов до сих пор вызывает дискуссии в педагогической среде. Одна сторона данной дискуссии считает, что учебный материал в виде графических новелл (здесь и далее мы будем считать определения «комикс» и «графическая новелла» синонимами) несовершенной формой, которая доносит до читателя искаженную информацию из-за жанровых ограничений на объем пояснительных текстов. Противоположная точка зрения подчеркивает достоинства комиксов как достаточно информативного, и при этом четко структурированного, и наполненного внутренней логикой, а главное, в высшей степени наглядного средства обучения.
Спецификой «занимательной наглядности», в отличие от наглядности вообще, является то, что она оказывает более глубокое эмоциональное воздействие, что очень важно для повышения активности учащихся при формировании исторического мышления...
В работе мы рассмотрели ведущие принципы, типологии и функции наглядности в образовательном процессе, а также методологические приёмы и средства наглядного обучения, дали определение понятию «занимательная наглядность», выделили плюсы и минусы использования «графических новелл», мемов и карикатур на уроках истории и даже разработали теоретическую модель использования комиксов на уроке истории на примере темы: «Эпоха Дворцовых переворотов (1725-1762). 8 класс», которую успешно применили в образовательном процессе. Стало понятно, что данное нестандартное средство развития познавательной активности приносит большие результаты, но необходимо проводить еще не одно исследование по внедрению комиксов в педагогической процесс.
Хотя использование «занимательных средств» и упрощает познание сложных исторических понятий, при их использовании у учащихся активно развивается образное и творческое мышление. Благодаря доступности и понятности материала, у школьников появляется интерес к творчеству. Чтобы учащийся мог успешно решить поставленные перед ним учебные задачи, он должен активизировать свои мыслительные процессы: прежде всего, понять суть и содержание задачи, самостоятельно найти пути решения, и в конечном итоге оценить полученный результат. А «занимательная наглядность» вызывает непроизвольное внимание и способствует лучшему усвоению исторического материала.
Применение на уроках истории наглядности, в том числе и «занимательной», позволяет сформировать у учащихся такие универсальные учебные действия, как:
1. личностные (смыслообразование, социальные и личностные ценности и др.)
2. регулятивные (прогностические, оценочные, планированные и др.)
3. познавательные (осознание, произвольное построение речи, постановка и формулировка проблемы и др.)
4. коммуникативные (постановка вопросов, умение выдвигать свои мысли и др.)
5. логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, доказательство и др.) и т.д.
В результате нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что, благодаря преимуществу «занимательных» наглядных пособий в процессе решения учебных задач, ребенок учится внимательно слушать пояснения учителя, последовательно выполнять действия для правильного решения всякой задачи, так, регулярное и систематическое применение наглядных пособий в процессе обучения развивает пространственное воображение и умение мысленно оперировать объемными объектами. Можно сделать вывод, что использование разных способов наглядного обучения определяется воспитательными и образовательными задачами школы...
Хотя использование «занимательных средств» и упрощает познание сложных исторических понятий, при их использовании у учащихся активно развивается образное и творческое мышление. Благодаря доступности и понятности материала, у школьников появляется интерес к творчеству. Чтобы учащийся мог успешно решить поставленные перед ним учебные задачи, он должен активизировать свои мыслительные процессы: прежде всего, понять суть и содержание задачи, самостоятельно найти пути решения, и в конечном итоге оценить полученный результат. А «занимательная наглядность» вызывает непроизвольное внимание и способствует лучшему усвоению исторического материала.
Применение на уроках истории наглядности, в том числе и «занимательной», позволяет сформировать у учащихся такие универсальные учебные действия, как:
1. личностные (смыслообразование, социальные и личностные ценности и др.)
2. регулятивные (прогностические, оценочные, планированные и др.)
3. познавательные (осознание, произвольное построение речи, постановка и формулировка проблемы и др.)
4. коммуникативные (постановка вопросов, умение выдвигать свои мысли и др.)
5. логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, доказательство и др.) и т.д.
В результате нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что, благодаря преимуществу «занимательных» наглядных пособий в процессе решения учебных задач, ребенок учится внимательно слушать пояснения учителя, последовательно выполнять действия для правильного решения всякой задачи, так, регулярное и систематическое применение наглядных пособий в процессе обучения развивает пространственное воображение и умение мысленно оперировать объемными объектами. Можно сделать вывод, что использование разных способов наглядного обучения определяется воспитательными и образовательными задачами школы...
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Исследования влияния интерактивных методов на развитие познавательной активности старшеклассников при изучении обществознании
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исторический материал, как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Проект «Арт-шпаргалка» как способ развития познавательного интереса младших подростков к истории изобразительного искусства в детской школе искусств
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в сельской школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Фотоматериалы и их использование на уроках истории в школе. 10 класс
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



