Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖАННЫМ РАЗВИТИЕМ

Работа №150900

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЗАДЕРЖАННОМ РАЗВИТИИ С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
1.1. Понятие монологической речи и проблема её развития 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 11
1.3. Особенности связной монологической речи детей с ЗПР 14
1.4. Сюжетные картинки в работе с дошкольниками 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ результатов исследования сформированности монологической речи при задержанном развитии у старших дошкольников 27
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПРИ ЗАДЕРЖАННОМ РАЗВИТИИ С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНЫХ
КАРТИНОК
3.1. Организация и содержание формирующего эксперимента 39
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


Одним из важнейших направлений развития и образования дошкольников, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, является речевое развитие. Эта область дошкольного образования включает обогащение словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из конкретных задач данной образовательной области является развитие связной, грамматически правильно оформленной диалогической и монологической речи.
Связная речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из критериев оценки мышления ребенка.
Связное высказывание должно быть развернутым, иметь смысл и быть понятным для собеседника. Связи в высказывании должны быть осознаны говорящим человеком и верно переданы в экспрессивной речи. Видами связной речи считаются диалогическая речь и монологическая.
Формирование связной монологической речи относится к числу важнейших задач коррекционно-развивающей работы, входящей в систему комплексной психолого-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития. Овладение связной монологической речью - важнейшее достижение в речевом воспитании дошкольников. Формирование связности речи включает умение строить высказывания разных типов: повествование (описание событий в движении и времени), описание (мир в статике), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Связная речь развивается в тесном взаимодействии с развитием других ее сторон: фонетической, лексической, грамматической
(Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с формированием связной речи у дошкольников. В работах, посвященных этой проблеме, авторами отмечается, что при задержанном психическом развитии у детей отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи. Дошкольники с ЗПР затрудняются в программирования содержания развернутых высказываний и их языковом оформлении. Высказывания таких детей (пересказ, различные виды рассказов) характеризуются нарушением связности, последовательности изложения, смысловыми пропусками, выраженной «немотивированной» ситуативностью и фрагментарностью, низким уровнем используемой фразовой речи и др.
Существует ряд работ, раскрывающих особенности речевого развития детей с задержкой психического развития (И.Ю. Боряковя,
Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков, Р.И. Ляляева, И.А. Симинова). Авторы этих работ отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов, слабую речевая активность, бедность и недифференцирован- ность словаря.
Вопросы формирования монологической формы связной речи в целом изучены. Но, в то же время стоит отметить, что и сегодня остается ряд недостаточно изученных актуальных проблем. К ним можно отнести вопросы обучения монологам-описаниям, связным высказываниям типа рассуждений. Нет системной методики обучения монологической речи и развития структуры связного высказывания, разработанной для старших дошкольников с задержкой психического развития.
Развитие связной речи осуществляется через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи - рассуждения (объяснительная речь, речь - доказательство, речь - планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для успешного обучения ребенка в школе важным условием является достаточный уровень овладения навыком связной речи, формирующимся в дошкольном возрасте. Несформированность этих навыков и умений негативно отражается на развитии речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности и значительно затрудняет возможности овладения знаниями. Для детей с задержанным развитием эта проблема имеет особое значение, так как системное нарушение речи, как правило, входит в структуру дефекта при задержке психического развития.
Дети с задержкой психического развития представляют собой достаточно разнородную группу. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью.
Выявление данного нарушения психического развития позволяет делать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально-волевой сферы и прочее.
К числу важнейших задач коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой развития относится формирование у них связной монологической речи.
Овладение связной речью дошкольником предполагает возможность правильного построения высказываний разных типов: повествования, описания, рассуждения. Дети с задержанным развитием характеризуются наличием значительных трудностей в овладении навыками связной речи. Их высказывания отличаются нарушением связности, последовательности изложения, ситуативностью и фрагментарностью.
Целью данной работы явилось изучение особенностей монологической речи детей с задержанным развитием и использование сюжетных картинок в коррекционо-логопедической работе по ее развитию сюжетных картинок как 57
средства формирования монологической речи детей при задержанном развитии у детей старшего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью на базе детского сада №149 г. Пензы было проведено исследование сформированности монологической речи при задержанном развитии у детей старшего дошкольного возраста с помощью серии экспериментальных заданий, на материале составления фраз, пересказа и связного рассказа по серии сюжетных картинок.
Анализ результатов позволил нам сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержанным развитием наблюдается отставание по срокам в овладении навыками связной монологической речи относительно нормативно развивающихся сверстников, а также ее качественное своеобразие. Объем составляемых детьми рассказов недостаточный, затруднено использование языковых средств, нарушена связность, последовательность, логика изложения.
У дошкольников с задержкой психического развития отмечалось нарушение лексико-грамматического оформления высказываний, а также синтаксической связи между фразами и фрагментами рассказа. Для высказываний детей были характерны бедность и однообразие используемых языковых средств, грубые аграмматизмы...


1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 300с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед институтов / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2014. - 380с.
3. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А.Волкова. - М.:
Просвещение, 2014. - 328 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Академия, 2014. - 180 с.
5. Гербова, В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок / В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С.23-26.
6. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР при обучении их пересказу / В.П. Глухов - М.,1989. - С. 14- 27. [Электронный ресурс] - http ://pedlib.ru/Books/5/0015/5 0015-1. shtml
7. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П.Глухов // Дефектология. - 2016. - № 4. - С.14-18.
8. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М.: Флинта, 2015. - 400 с.
9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников /Л.Н.
Ефименкова. - М.: Академия, 2016. - 228 с.
10. Детская речь / под ред. Н.А. Рыбникова. - М.: Просвещение, 2016. - 280 с.
11. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Наука, 2015. - 300 с.
12. Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов и воспитателей детсадов / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 2016. - 288 с.
13. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2015. - 300 с.
14. Коррекционная педагогика / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Флинта, 2015. - 400 с.
15. Лалаева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. - СПб.: Питер, 2016. - 300 с...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ