ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ “BIG DATA” В КОНТЕКСТЕ ДИСКУРС
АНАЛИЗА МАСС МЕДИА 5
1.1. Понятие “big data” 5
1.2. Критический дискурс анализ как исследовательская парадигма 10
1.3. Основные модели критического дискурс анализа 15
1.4. Стратегии дискурса массмедиа 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОНЯТИЯ “BIG
DATA” В МАССМЕДИЙНОМ ИСПАНСКОМ ДИСКУРСЕ 28
2.1. Манифестации дискурсивных стратегий в модернистском дискурсе... 28
2.2.1 Диктумная стратегия 28
2.2.2. Стратегии оценки и эмоционализации 31
2.2.3. Стратегия прогнозирования 35
2.2.4. Стратегии активации и пассивации 38
2.2.5. Стратегия генерализации 43
2.3. Манифестации дискурсивных стратегий в консервативном дискурсе . 47
2.3.1. Диктумная стратегия 48
2.3.2. Стратегии оценки и эмоционализации 51
2.3.3. Стратегия прогнозирования 55
2.3.4. Стратегии активации и пассивации 58
2.3.5. Стратегия генерализации 61
2.4. Сопоставительный анализ дискурсивных стратегий модернистского и
консервативного дискурса 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 77
Данная работа посвящена изучению специфики использования понятия “big data” в современных испанских медиатекстах. Особый интерес для нас представляет изучение воздействующего потенциала “big data” на массового читателя и отношение СМИ к феномену больших данных.
Актуальность темы бакалаврской работы связана с необходимостью изучения понятия “big data”, в связи с его стремительным распространением во многих сферах деятельности, где данное понятие зачастую используется в качестве инструмента влияния на массовое сознание. А также с возможностью выявить особенности восприятия “big data” в современном испанском массмедиа.
Новизна работы заключается в том, что впервые понятие “big data” рассматривается как составляющая дискурсивных стратегий воздействия в массмедиа. Ранее данное понятие изучалось в технологическом аспекте, в то время как в нашей работе оно исследуется с лингвистической стороны. Нами было проанализировано как понятие “big data” применяется для воздействия на массовое сознание на материале испанского языка.
Объектом исследования является воздействующий потенциал дискурса испанских массмедиа.
Предметом исследования выступают стратегии дискурсивного воздействия на массовое сознание, реализуемые в испанских массмедиа с использованием понятия Big data.
Цель данной работы - выявить и описать стратегии дискурсивного воздействия на массовое сознание, реализуемые в испанских массмедиа с использованием понятия “big data”. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить сущность понятия “big data”;
2) Охарактеризовать специфику критического дискурс -анализа как исследовательской парадигмы;
3) Изучить и проанализировать основные модели критического дискурс- анализа;
4) Охарактеризовать специфику дискурса массмедиа;
5) Проанализировать дискурсивные стратегии, использующие понятие “big data” в качестве инструмента воздействия в модернистском и консервативном дискурсах в испаноязычных массмедиа;
6) Провести сопоставительный анализ дискурсивных контекстов использования “big data” в модернистском и консервативном дискурсах.
Методы исследования: метод сплошной выборки, дискурсивный, контекстный и семантический виды анализа.
Материалом для исследования послужили следующие общенациональные газеты: El pais, ABC, El economista, El mundo, La vanguardia. Общий объем проанализированного материала - 60 статей, которые составили 150 страниц текста в формате А4.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его материалов при изучении дискурса масс- медиа, а также в рамках учебных курсов по общему языкознанию, лексикологии, стилистике, на практических занятиях по переводу испанского языка.
Цель настоящего исследования заключалась в изучении дискурсивного воздействия понятия “big data” в контекстах испанских массмедиа.
Первым этапом данного исследования было определение сущности понятия “big data”, под которым в данной работе понимаются технологии, инструменты и способы обработки структурированной и неструктурированной многообразной информации больших размеров. Большие данные получили широкое распространение и применение во многих сферах современной жизни человека, в особенности в общественно¬политической.
В рамках нашего исследования нами была изучена специфика стратегий дискурсивного воздействия, реализуемых в испанских массмедиа с использованием понятия “big data” и было выявлено, что данное понятие активно используется в качестве инструмента воздействия на массовое сознание в современных испаноязычных массмедиа.
Анализ практического материала позволил изучить специфику дискурсивных контекстов использования “big data” в испанском массмедийном дискурсе и выделить два типа дискурса: модернистский - в котором понятие “big data” используется как инструмент призыва к модернизации общества и консервативный - где оно выступает как основа для возвращения общества к традиционным ценностям. Также оно служит средством реализации 7 основных стратегий: диктумная стратегия, стратегия оценки, стратегия эмоционализации, стратегия прогнозирования, стратегия активации, стратегия пассивации, стратегия генерализации.
Исследование показало, что каждая стратегия имеет свое специфическое языковое наполнение и отличается способами реализации в модернистском и консервативном дискурсах. Так, в модернистском дискурсе преобладает диктумная стратегия, реализуемая посредством нейтральной лексики и специальных информационно-технологических терминов, лексических единиц с семантикой авторизации и номинативов. В то время как в консервативном дискурсе превалирует стратегия эмоционализации, которая реализуется посредством эмоционально окрашенной лексики, усилительных частиц, а также стилистических приемов, выражающих эмоции, таких как метафора, сравнение, инверсия, риторические вопросы, параллельные конструкции, градация.
1. Алефиренко Н.Ф. Ценностно-смысловое пространство медиадискурса // Русский язык в современном медиа пространстве: сб. науч. трудов. Белгород: Белгород. гос. ун -т. 2009. С. 8 - 11.
2. Алефиренко Н.Ф. Медиадискурс и его коммуникативно- прагматическая сущность // Медиалингвистика. 2016. № 1 (11). С. 49 - 57.
3. Александрова А. П. Модальность возможности в испанском языке // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. [Электронный ресурс]. 2010. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/modalnost- vozmozhnosti-v-ispanskom-yazyke(дата обращения: 20.05.2021).
4. Большие данные // Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана [Электронный ресурс]. 2013 URL: https:ZZru.bmstu.wiki/Big_Data (дата обращения: 10.09.2020).
5. Борисенко В.А., Бабиян Т.В., Самофалова М.В. Характерные особенности политического дискурса Великобритании // Современные научные исследования и инновации. № 12 [Электронный ресурс]. 2015. URL: https:ZZweb.snauka.ruZissuesZ2015/12/62086 (дата обращения: 09.04.2021).
6. Володенков С. В. Total Data как феномен формирования политической постреальности // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017.№ 3. С. 409 - 415.
7. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. М: Высшая школа, 2002.
8. Герасимова, В. А. Функционально-семантические особенности средств выражения страдательного залога в испанском языке // Первые шаги в науке: Сборник научных работ студентов кафедры "Теория и практика перевода" ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет". Севастополь. 2017. С. 95 - 99.
9. Голуб И.Б. Стилистика Русского языка. Айрис -Пресс, 2010. 314 с.
10. Давыдова, С.В. Язык средств массовой информации // Lingua mobilis. 2011. № 2 (28). С. 93 - 96.
11. Денисов Н.В. Реализация когнитивной карты человека в англоязычном медиадискурсе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. No. 6 (206). С. 38 - 41.
12. Дзялошинский И.М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества // Деловая пресса России: настоящее и будущее. Москва. 1999. С. 185 - 227.
13. Добросклонская Т.Г. Роль СМИ в динамике языковых процессов // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 3. С. 38 - 54.
14. Добросклонская Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. 2006. № 2. С. 20 - 33.
15. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к
изучению языка [Электронный ресурс]. 2008. URL:
http://www.ffLmsu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/dobrosklonskaya- medialingvistika.pdf(дата обращения: 26.01.2021).
16. Дубровская, О.Н. Формирование средствами массовой информации общественного мнения // Проблемы речевой коммуникации. Межвузовский сборник научных работ под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд -во: Саратовский университет. 2004. Вып. 4: Власть и речь. С. 91 - 97.
17. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 4-е. М.: КомКнига. 2006. 288 с.
18. Казак, М.Ю. Специфика современного медиатекста [Электронный ресурс]. URL: http://discourseanalysis.org/ada6/st42.shtml(дата обращения: 20.02.2021).
19. Коньков, В. И. Стилистические явления в речевой практике СМИ // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. Выл. 6. С. 14 - 18.
20. Костюшкина Г.М. Современные направления во французской лингвистике: учебное пособие. Изд. 2 -е. Изд-во БГУЭП. 2005. С. 262 - 263.
21. Кухаренко В. А. Семинарий по стилистике английского языка. М: Высшая школа, 1977.
22. Ларионова, Т.В. Семантические средства аргументации в формировании речевого имиджа в педагогическом дискурсе // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 1. - С. 111 - 114.
23. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2001. 224 с.
24. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.
25. Матыцина М.С. Критический дискурс -анализ: теоретико-методологические подходы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2019. 18 (3). С. 206 - 216.
26. Местников А. А. Инновационный дискурс как фактор
модернизации российской экономики // Инновации. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-diskurs-kak-faktor-modernizatsii- rossiyskoy-ekonomiki(дата обращения: 15.04.2021).
27. Пименов Н.П. Концепты новых форм политической коммуникации в современной России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. № 11. 2015, С. 105 - 111.
28. Русакова О.Ф. Медиадискурс как инструмент конструирования политической реальности // Масс-медиа и массовые коммуникации: статус научных и учебных дисциплин. Сборник научных работ. Белгородский государственный университет. Изд -во: Политерра. 2013. С. 95 - 99.
29. Сакулин С.В. Political Big data: новая форма коммуникация, или угроза манипулирования массовым сознанием // Научно-аналитический журнал обозреватель - Observer. 2019. №2. С. 66 - 76.
30. Сергеева А.С. Критический дискурс-анализ как инструмент исследования организационного дискурса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. № 2 -2. С. 257 - 265.
31. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ: Теория и метод. Харьков, 2004. С. 100 - 104.
32. Чайковский Д.С. Перспективы развития технологий "Big data"в России // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: Изд-во: "Наука и Просвещение". 2017. С. 199 - 201.
33. Червякова Е.С. Жанрово-дискурсивные особенности британской консервативной идеологии (на материале речей м. Тэтчер). [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://cheloveknauka.com/zhanrovo-diskursivnye- osobennosti-britanskoy-konservativnoy-ideologii(дата обращения: 21.04.2021).
34. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость,
интертекстуальность, интердискурсивность. — М., 2009.
35. ABC: Big Data, el gran y desconocido aliado de la economla.
11.05.2013 [Электронный ресурс]. 2013.
URL: https://www.abc.es/tecnologia/informatica-soluciones/20131101/abci-data- spain-beneficios-espana-201310312135.html(дата обращения: 21.02.2020).
36. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://dictionary. cambridge.org/dictionary/english/big-data(дата обращения: 12.04.2020).
37. Digital 2020 [Электронный ресурс]. 2020.
URL: https://wearesocial.com/digital-2020(дата обращения: 2.09.2020).
38. Faircloug N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. London, 1995. 265 p.
39. Fairclough N., Wodak R. Critical discourse analysis // T. van Dijk (Hg.): Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction. 1997. Vol. 2. London. 258-284 p.
40. Fairclough N. Discourse, social theory and social research: the discourse of welfare reform // Journal of Sociolinguistics. Vol. 4. 2000. P. 163 - 195.
41. Fairclough N. Textual analysis for social research. New York: Routledge, 2003. 270 p.
42. Gee J. An Introduction to Discourse Analysis: Theory and Method. New York: Routledge, 2011. 218p.
43. Lohr S. The Origins of ‘Big Data': An Etymological Detective Story
// The New York Times. [Электронный ресурс]. 2013.
URL: https://bits.blogs.nytimes.com/2013/02/01/the-origins-of-big-data-an-
etymological-detective-story/ (дата обращения: 10.09.2020).
44. Oxford dictionaries [Электронный ресурс]. 2020. URL:
[https://www.lexico.com/en/definition/big_data] (дата обращения: 12.04.2020).
45. Van Dijk T.A. Discourse Studies and Education // Applied Linguistics, 2. 1981. P. 1 - 26.
46. Van Dijk T.A. Critical Discourse Analysis // Handbook of Discourse Analysis / ed. by D. Tannen, D. Schiffrin, H. Hamilton. Oxford, 2001. P. 352-372.
47. Van Leeuwen T. The representation of social actors // Texts and Practices: Readings in Critical Discourse Analysis / ed. by C.R. Caldas-Coulthard, M. Coulthard. London: Routledge. 2003. P. 32 - 70.
48. Wodak R., Meyer M. Critical discourse analysis: history, agenda, theory and methodology // Methods of critical discourse analysis / R. Wodak, M. Meyer (eds.). London :Sage. 2009. P. 1 - 33.
49. Wodak R. The Discourse of Politics in Action. Politics as Usual. New York: Palgrave Macmillan. 2011. 252 p.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
1. Abril G. Las mentes matematicas mueven el mundo // El pais
[Электронный ресурс]. 2019. URL:
https://elpais.com/elpais/2019/01/15/eps/1547557079_800501.html (дата
обращения: 15.04.2021).
2. Bacorelle J. Como usan tu telefono movil para controlar tus
desplazamientos // ABC [Электронный ресурс]. 2021. URL:
https://www.abc.es/motor/reportajes/abci-como-usan-telefono-movil-para- controlar-desplazamientos-202101200101_noticia.html (дата обращения:
13.04.2021).
3. Big Data, el gran y desconocido aliado de la economia // ABC [Электронный ресурс]. 2013. URL: https://www.abc.es/tecnologia/informatica- soluciones/20131101/abci-data-spain-beneficios-espana-201310312135.html(дата обращения: 19.02.2020).
4. Big Data, la profesion mas demandada por la empresa espanola tras la
pandemia // El Economista [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://www. eleconomista. es/ecoaula/noticias/1093 5394/12/20/Big-Data-la- profesion-mas-demandada-por-la-empresa-espanola-tras-la-pandemia.html (дата
обращения: 11.04.2021).
5. Calvar A.N. Sobrepasados por el ‘big data’ // El pais [Электронный
ресурс]. 2019. URL:
https://elpais.com/cultura/2019/01/04/actualidad/1546601759_505183.html (дата обращения: 15.04.2021).
6. Carpizosa S. Su ascenso lo decide un algoritmo // El pais [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://elpais.com/economia/2020-11-21/su- ascenso-lo-decide-un-algoritmo.html(дата обращения: 10.04.2021).
7. Clavell G.G. ^Big Data para el cambio? // El pais [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://elpais.com/ccaa/2016/06/02/catalunya/1464891066 _514492.html (дата обращения: 19.02.2020).
8. Clemente P. El Big Data que enfrenta cuestiones sociales, ^solucion o
problema? // El mundo [Электронный ресурс]. 2017. URL:
https://www. elmundo.es/cataluna/2017/09/19/59c0f61746163fab248b4614.html (дата обращения: 20.03.2020).
9. Contexto y cambios en la cultura corporativa, asi funciona el ‘big data’ en la era de la covid // El pais [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://retina.elpais.com/retina/2021/03/03/tendencias/1614753121_656292.html(дата обращения: 13.04.2021).
10. Cordero D. Mes ‘big data’ per al clima // El pais [Электронный
ресурс]. 2019. URL:
https://cat.elpais.com/cat/2019/07/04/cultura/1562229649_701860.html (дата
обращения: 02.03.2021).
11. D.J.O. Los grandes escollos del Big Data: imprecision, privacidad y
seguridad // El mundo [Электронный ресурс]. 2015. URL:
https://www.elmundo.es/economia/2015/06/17/55805ed3268e3eca338b4593.html(дата обращения: 20.02.2020).
12. De la Cruz Ruiz J. ‘Big data’ para clientes con rostro humano // El
pais [Электронный ресурс]. 2019. URL:
https://elpais.com/economia/2019/04/24/actualidad/1556108070_591486.html(дата обращения: 05.04.2021).
13. El impacto de Big Data en Espana en el 2020 equivaldria al total de
deuda publica en Letras del Tesoro prevista para el 2013 // El Economista [Электронный ресурс]. 2013. URL:
https://www.eleconomista.es/tecnologia/noticias/5269234/10/13/El-impacto-de- Big-Data-en-Espana-en-el-2020-equivaldria-al-total-de-deuda-publica-en-Letras- del-Tesoro-prevista-para-el-2013.html(дата обращения: 10.04.2021).
14. Faes I. El 'big data' llega a Hacienda: un superordenador vigilara a las multinacionales // El Economista [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://www.eleconomista.es/legislacion/noticias/10325315/01/20/El-big-data-
llega-a-Hacienda-Un-superordenador-vigilar-a-lasmultinacionales.html (дата
обращения: 20.02.2020).
15. Femmine L.D. Hacienda recurre a las nuevas tecnologias para perseguir a los espanoles que simulan vivir en el extranjero // El pais [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://elpais.com/economia/2021-02- 01/hacienda-usara-el-big-data-para-reforzar-el-control-de-los-espanoles-que- simulan-vivir-en-el-extranjero.html(дата обращения: 3.04.2021).
16. Ficapal W. Los beneficios del Big Data incentivan a los espanoles a descubrir esta tecnologia // La vanguardia [Электронный ресурс]. 2013. URL:https://www.lavanguardia.com/tecnologia/innovacion/20131108/5439391132 4/big-data-espanoles-datos.html (дата обращения: 20.03.2020).
17. Fischer J. ^Quien liderara el siglo XXI? // El pais [Электронный
ресурс]. 2019. URL:
https://elpais.com/elpais/2019/08/16/ideas/1565945290_909787.html (дата
обращения: 02.04.2021).
18. Gallego J.L. Big data, drones y semillas inteligentes para reforestar
Espana y combatir la crisis climatica // La vanguardia [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://www.lavanguardia.com/natural/ecogallego/20201125/49677707207/big- data-drones-y-semillas-inteligentes-para-reforestar-espana-y-combatir-la-crisis- climatica.html(дата обращения: 13.04.2021).
19. Garcia C. Solo el 3% de los jovenes podria trabajar con "big data"//
El Economista [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://www.eleconomista.es/ecoaula/noticias/10328446/01/20/Solo-el-3-de-los- jovenes-podria-trabajar-con-big-data.html(дата обращения: 22.02.2020).
20. Garcia F. Como big data decide por nosotros // La vanguardia
[Электронный ресурс]. 2017. URL:
https://www.lavanguardia.com/cultura/20170706/423920672704/big-data-decide- nosotros.html(дата обращения: 10.03.2020).
21. Garcia J.G. Al turismo espanol se le atraganta el ‘big data’ // El pais
[Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://retina.elpais.com/retina/2020/12/24/innovacion/1608812624_391545.html(дата обращения: 3.04.2021).
22. Garcia J.P. La necesaria digitalizacion de la empresa // La vanguardia
[Электронный ресурс]. 2019. URL: https://www.lavanguardia.com/que-
estudiar/20190918/47458111277/necesaria-digitalizacion-empresa-big-data.html (дата обращения: 10.03.2020).
23. Gomez J.A. Unir Big Data e Inteligencia Artificial, la clave para una transformacion digital de alto nivel // El periodico [ Электронный ресурс]. 2021. URL: https://www. elperiodico.com/es/activos/opinion/20210315/unir-big-data-e- inteligencia-11580997(дата обращения: 15.04.2021).
24. Gomez R.G. El 'big data' acelera la publicidad programatica // El pais
[Электронный ресурс]. 2019. URL:
https://elpais.com/economia/2019/07/12/actualidad/1562945862_043854.html(дата обращения: 02.04.2021).
25. J. de la C. Copernicus: el ‘big data’, un escudo contra el cambio
climatico // El pais [Электронный ресурс]. 2021. URL:
https://elpais.com/sociedad/2021-03-23/copernicus-el-big-data-un-escudo-contra- el-cambio-climatico.html(дата обращения: 13.04.2021).
26. Konanykhin A. 'Big data': el gran reto de la economia digital // La
vanguardia [Электронный ресурс]. 2012. URL:
https://www. lavanguardia. com/tecnologia/20120824/54341044255/big-data-reto- economia-digital.html (дата обращения: 10.03.2020).
27. La formacion en Big Data, la salida laboral mas demandada en Espana con el COVID // El Economista [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://www.eleconomista.es/ecoaula/noticias/10910511/11/20/La-formacion-en- Big-Data-la-salida-laboral-mas-demandada-en-Espana-con-el-COVID.html(дата обращения: 15.04.2021).
28. Lassalle J.M. ‘Big deal’ y ‘fake humans’ // El pais [Электронный
ресурс]. 2018. URL:
https://elpais.com/elpais/2018/03/26/opinion/1522087432_970559.html (дата
обращения: 04.04.2021).
29. Limon R. La fiebre del ‘Big Data’ llega al empleo // El pais
[Электронный ресурс]. 2018. URL:
https://elpais.com/tecnologia/2018/09/25/actualidad/1537892876_048111 .html (дата обращения: 19.02.2020).
30. Limon R. La fiebre del ‘Big Data’ llega al empleo // El pais
[Электронный ресурс]. 2018. URL:
https://elpais.com/tecnologia/2018/09/25/actualidad/1537892876_048111 .html (дата обращения: 15.04.2021).
31. Llantada C.C. Un punado de consejos (eticos y legales) que deberiamos aplicar al big data desde ya // El pais [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://retina. elpais.com/retina/2020/10/06/tendencias/1601959318_304056. html (дата обращения: 10.04.2021).
32. Lorenzo A., Romera J. Francisco Javier Anton: "Cada vez hay menos
personas formadas en 'big data' y hay miles de empleos nuevos al ano"// El Economista [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://www. eleconomista. es/empresas- finanzas/noticias/10364868/02/20/Francisco-Anton-Cada-vez-hay-menos- personas-formadas-en-big-data-y-la-oferta-de-empleo-crece-por-miles-cada- ano.html (дата обращения: 21.02.2020).
33. Mantilla J.R. El algoritmo desafia al instinto en la toma de decisiones editoriales // El pais [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://elpais. com/cultura/2020/01/15/actualidad/1579118144_664177.html (дата обращения: 15.04.2021).
34. Marinero I. Big Data: el 'asesino' de los guionistas // El mundo
[Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.elmundo.es/papel/pantallas/2016/09/05/57cd40d5268e3e3f248b4633. html (дата обращения: 21.02.2020).
35. Mascia C. Luces, camaras y... algoritmos // El pals [Электронный
ресурс]. 2019. URL:
https://elpais.com/elpais/2019/09/20/ideas/1568973669_641115.html (дата
обращения: 02.04.2021).
36. Mendieta M.V. Polltica como tecnologla // El pals [Электронный
ресурс]. 2019. URL:
https://elpais.com/elpais/2019/09/18/opinion/1568818116_696852.html (дата
обращения: 02.04.2021).
37. Montes L. ^Frenara el big data la corruption? 'Ll ambito publico exige perder privacidad'// El mundo [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://www.elmundo.es/economia/2015/11/06/563ce9e022601dd7418b4685.html(дата обращения: 21.02.2020).
38. Nadal P. Alguien ya sabe a donde vas a ir de vacaciones este verano //
El pais [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://elpais.com/elpais/2020/01/29/paco_nadal/1580327684_382080. html (дата обращения: 04.04.2021).
39. O.G. / J.P. El ‘big data’ termina con las colas en los museos // El pais
[Электронный ресурс]. 2019. URL:
https://elpais.com/economia/2019/11/27/thinkbig_empresas/1574847790_730935. html (дата обращения: 15.04.2021).
40. O.G./J.P. As! ayuda el ‘big data’ a montar un nuevo negocio // El pals
[Электронный ресурс]. 2019. URL:
https://elpais.com/economia/2019/10/20/thinkbig_empresas/1571565945_179892. html (дата обращения: 04.04.2021).
41. O.G./J.P. El antldoto contra la Espana despoblada // El pals
[Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://elpais.com/economia/2020/01/16/thinkbig_empresas/1579166934_115704. html (дата обращения: 04.04.2021).
42. Oliver N. ‘Big Data’: ^antidote contra la corruption? // El pais
[Электронный ресурс]. 2017. URL:
https://elpais.com/elpais/2017/03/24/ciencia/1490358953_071638.html (дата
обращения: 20.02.2020).
43. Oliver R. Datos que revelan talento // El pais [Электронный ресурс].
2016. URL:
https://elpais.com/economia/2016/06/15/actualidad/1465985689_215000.html(дата обращения: 20.02.2020).
44. Ortega J.S. Agriculture inteligente para protegerse del cambio
climatico // El pais [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://elpais.com/elpais/2020/09/10/planeta_futuro/1599723844_846240.html(дата обращения: 10.04.2021).
45. Pallares G. ^Tenemos ‘big data’, pero no sabemos que hacer con ello?
// El pais [Электронный ресурс]. 2018. URL:
https://elpais.com/elpais/2018/10/24/planeta_futuro/15403 82982_652775.html (дата обращения: 15.04.2021).
46. Pallares G. Como usar los datos para que nadie se quede atras // El
pais [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://elpais.com/elpais/2017/01/16/planeta_futuro/1484566096_928831.html(дата обращения: 04.04.2021).
47. Peinado F. Se busca 2019. URL:
https://elpais.com/ccaa/2019/05/09/madrid/1557397997_097635.html (дата
обращения: 05.04.2021).
48. Perez-Barco M.J. El Big Data revoluciona los Recursos Humanos //
ABC [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.abc.es/economia/abci- data-revoluciona-recursos-humanos-201609021552_noticia. html (дата
обращения: 21.02.2020).
49. Ratti C., Helbing D. El peligro oculto del ‘Big Data’ // La vanguardia
[Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.lavanguardia.com/vivo/ciudad/20160923/41494083695/peligro-big- data.html(дата обращения: 20.04.2020).
50. Rodriguez S. ^Cuales son las ventajas y desventajas de la Inteligencia Artificial? // Big Data Magazine [Электронный ресурс]. 2020. URL: http://bigdatamagazine.es/cuales-son-las-ventajas-y-desventajas-de-la-inteligencia- artificial(дата обращения: 11.04.2021).
51. Romero A. El 'big data' como una suerte de nueva electricidad // El
Mundo [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://www.elmundo.es/extras/30- aniversario-el-mundo/2019/11/05/5dc17eacfc6c83cc1e8b45f3.html (дата
обращения: 11.04.2021).
52. Rubio I.,‘Big data’ o como los datos dan respuestas a las empresas //
El pais [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://elpais.com/economia/2020/04/15/actualidad/1586948343_945608.html(дата обращения: 20.04.2020).
53. Sabates R. La Espana que ha recobrado la normalidad // El pais
[Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://elpais.com/sociedad/2020/05/28/actualidad/1590658076_074065.html (дата обращения: 04.04.2021).
54. Sanchez R. Estas son las 13 startups espanolas de Big Data mas
“brillantes” // ABC [Электронный ресурс]. 2018. URL:
https://www.abc.es/economia/abci-estas-13-startups-espanolas-data-mas-brillantes- 201810081630_noticia.html(дата обращения: 10.04.2021).
55. Sanchiz A.R. ^Big Data o Big Brother? La gran perversion de las
tecnologicas // ABC [Электронный ресурс]. 2016. URL:
https://www.abc.es/economia/abci-data-o-brother-gran-perversion-tecnologicas- 201811260854_noticia.html(дата обращения: 22.02.2020).
56. Silio E. La carrera de Matematicas se dispara en plena era del ‘big
data’ // El pais [Электронный ресурс]. 2019. URL:
https://elpais.com/sociedad/2019/05/28/actualidad/1559060134_280031.html(дата обращения: 01.03.2021).
57. Torrado S.C. Carolina Marin y el poder del ‘big data’ en el deporte // El pais [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://elpais.com/eps/2021-04- 04/carolina-marin-la-reina-del-big-data.html(дата обращения: 10.04.2021).
58. Torres M.E. Se rompe la fe ciega en el Big Data // El pais
[Электронный ресурс]. 2017. URL:
https://elpais. com/elpais/2017/11/17/icon/1510934721_849466.html (дата
обращения: 15.04.2021).
59. Tosas G. El lado oscuro del Big Data // La vanguardia [Электронный
ресурс]. 2014. URL:
https://www.lavanguardia.com/tecnologia/internet/20140529/54408468908/lado- oscuro-big-data.html(дата обращения: 10.03.2020).
60. Vicente T.S. La Agencia Tributaria reforzara con «big data» el control
de espanoles que fingen residir en el extranjero // ABC [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://www.abc.es/economia/abci-agencia-tributaria-reforzara-data- control-espanoles-fingen-residir-extranjero-202102011059_noticia.html (дата
обращения: 13.04.2021).