ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ “BIG DATA” В КОНТЕКСТЕ ДИСКУРС
АНАЛИЗА МАСС МЕДИА 5
1.1. Понятие “big data” 5
1.2. Критический дискурс анализ как исследовательская парадигма 10
1.3. Основные модели критического дискурс анализа 15
1.4. Стратегии дискурса массмедиа 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОНЯТИЯ “BIG
DATA” В МАССМЕДИЙНОМ ИСПАНСКОМ ДИСКУРСЕ 28
2.1. Манифестации дискурсивных стратегий в модернистском дискурсе... 28
2.2.1 Диктумная стратегия 28
2.2.2. Стратегии оценки и эмоционализации 31
2.2.3. Стратегия прогнозирования 35
2.2.4. Стратегии активации и пассивации 38
2.2.5. Стратегия генерализации 43
2.3. Манифестации дискурсивных стратегий в консервативном дискурсе . 47
2.3.1. Диктумная стратегия 48
2.3.2. Стратегии оценки и эмоционализации 51
2.3.3. Стратегия прогнозирования 55
2.3.4. Стратегии активации и пассивации 58
2.3.5. Стратегия генерализации 61
2.4. Сопоставительный анализ дискурсивных стратегий модернистского и
консервативного дискурса 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 77
Данная работа посвящена изучению специфики использования понятия “big data” в современных испанских медиатекстах. Особый интерес для нас представляет изучение воздействующего потенциала “big data” на массового читателя и отношение СМИ к феномену больших данных.
Актуальность темы бакалаврской работы связана с необходимостью изучения понятия “big data”, в связи с его стремительным распространением во многих сферах деятельности, где данное понятие зачастую используется в качестве инструмента влияния на массовое сознание. А также с возможностью выявить особенности восприятия “big data” в современном испанском массмедиа.
Новизна работы заключается в том, что впервые понятие “big data” рассматривается как составляющая дискурсивных стратегий воздействия в массмедиа. Ранее данное понятие изучалось в технологическом аспекте, в то время как в нашей работе оно исследуется с лингвистической стороны. Нами было проанализировано как понятие “big data” применяется для воздействия на массовое сознание на материале испанского языка.
Объектом исследования является воздействующий потенциал дискурса испанских массмедиа.
Предметом исследования выступают стратегии дискурсивного воздействия на массовое сознание, реализуемые в испанских массмедиа с использованием понятия Big data.
Цель данной работы - выявить и описать стратегии дискурсивного воздействия на массовое сознание, реализуемые в испанских массмедиа с использованием понятия “big data”. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить сущность понятия “big data”;
2) Охарактеризовать специфику критического дискурс -анализа как исследовательской парадигмы;
3) Изучить и проанализировать основные модели критического дискурс- анализа;
4) Охарактеризовать специфику дискурса массмедиа;
5) Проанализировать дискурсивные стратегии, использующие понятие “big data” в качестве инструмента воздействия в модернистском и консервативном дискурсах в испаноязычных массмедиа;
6) Провести сопоставительный анализ дискурсивных контекстов использования “big data” в модернистском и консервативном дискурсах.
Методы исследования: метод сплошной выборки, дискурсивный, контекстный и семантический виды анализа.
Материалом для исследования послужили следующие общенациональные газеты: El pais, ABC, El economista, El mundo, La vanguardia. Общий объем проанализированного материала - 60 статей, которые составили 150 страниц текста в формате А4.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его материалов при изучении дискурса масс- медиа, а также в рамках учебных курсов по общему языкознанию, лексикологии, стилистике, на практических занятиях по переводу испанского языка.
Цель настоящего исследования заключалась в изучении дискурсивного воздействия понятия “big data” в контекстах испанских массмедиа.
Первым этапом данного исследования было определение сущности понятия “big data”, под которым в данной работе понимаются технологии, инструменты и способы обработки структурированной и неструктурированной многообразной информации больших размеров. Большие данные получили широкое распространение и применение во многих сферах современной жизни человека, в особенности в общественно¬политической.
В рамках нашего исследования нами была изучена специфика стратегий дискурсивного воздействия, реализуемых в испанских массмедиа с использованием понятия “big data” и было выявлено, что данное понятие активно используется в качестве инструмента воздействия на массовое сознание в современных испаноязычных массмедиа.
Анализ практического материала позволил изучить специфику дискурсивных контекстов использования “big data” в испанском массмедийном дискурсе и выделить два типа дискурса: модернистский - в котором понятие “big data” используется как инструмент призыва к модернизации общества и консервативный - где оно выступает как основа для возвращения общества к традиционным ценностям. Также оно служит средством реализации 7 основных стратегий: диктумная стратегия, стратегия оценки, стратегия эмоционализации, стратегия прогнозирования, стратегия активации, стратегия пассивации, стратегия генерализации.
Исследование показало, что каждая стратегия имеет свое специфическое языковое наполнение и отличается способами реализации в модернистском и консервативном дискурсах. Так, в модернистском дискурсе преобладает диктумная стратегия, реализуемая посредством нейтральной лексики и специальных информационно-технологических терминов, лексических единиц с семантикой авторизации и номинативов. В то время как в консервативном дискурсе превалирует стратегия эмоционализации, которая реализуется посредством эмоционально окрашенной лексики, усилительных частиц, а также стилистических приемов, выражающих эмоции, таких как метафора, сравнение, инверсия, риторические вопросы, параллельные конструкции, градация.