Введение 3
Глава 1 Анализ технологии агрегации и репрезентации историко -культурного наследия в цифровой среде 5
1.1 Значимость историко-культурного наследия 5
1.2 Агрегация историко-культурного наследия 9
1.3 Репрезентативность историко-культурного наследия 13
1.4 Проект «Сибириана» 17
1.5 Мобильное приложение агрегатора историко-культурного наследия 18
Глава 2 Инструменты, технологии построения мобильных приложений 22
2.1 Выбор платформы 22
2.2 Выбор языка программирования и среды разработки 22
2.3 Выбор фреймворка 23
2.4 Выбор архитектуры приложения 27
Глава 3 Создание мобильного приложения и модуля визуализации трёхмерных объектов при помощи технологии дополненной реальности 33
3.1 Создание модели коллекций 33
3.2 Создание пользовательского интерфейса 35
3.3 Написание кода для каждого класса 38
3.4 Reality Composer 42
3.5 Якоря изображений 43
3.6 Конвертирование и импорт файлов трёхмерных объектов 43
3.7 Написание кода модуля визуализации трёхмерных объектов44
3.8 Тестирование мобильного приложения 45
Заключение 47
Список использованных источников49
В современном мире сложно представить человека, не использовавшего информационные технологии. Они способны делать то, что ещё сто лет назад казалось невозможным. В кармане почти каждого человека на земле находится мобильное устройство, которое позволяет узнавать и создавать информацию. Одной из такой сфер информации является историко-культурное наследие, оно позволяет помнить традиции и культурные ценности, которые необходимы для сознания каждого человека.
Мобильное устройство позволяет использовать огромное количество технологий, одной из таких является технология дополненной реальности. Технология дополненной/виртуальной/смешанной реальности является одной из наиболее перспективной в наши дни. Дополненная реальность уже зарекомендовала себя во многих сферах: военное дело, медицина, образование. Главным достоинством данной технологии является наглядность, которая способствует наиболее продуктивному усвоению информации.
Существует проект «Сибириана», который предоставляет цифровые коллекции, отражающие природу, культуру Енисейской Сибири. В настоящее время у проекта есть сайт, который позволяет просматривать элементы коллекций (фотографии, SD-модели) и изучать информацию про них. Именно благодаря данной платформе родилась идея создания мобильного приложения, которое позволит просматривать объекты коллекций в дополненной реальности - это позволит пользователям увидеть их в реальных размерах.
Актуальность работы обусловлена привлечением новых пользователей к цифровым коллекциям Енисейской Сибири посредством мобильного приложения с простым и удобным интерфейсом. Дополнительным фактором привлечения новых людей является возможность просматривать элементы коллекций в дополненной реальности.
Объектом исследования является агрегация историко-культурного наследия в цифровой среде.
Предметом исследования являются технологии визуализации данных историко-культурного наследия на мобильных устройствах.
Цель работы заключается в создании мобильного приложения платформы агрегатора историко-культурного наследия.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить понятие агрегатора историко-культурного наследия;
• проанализировать мобильные приложения агрегаторы, выделить их преимущества и недостатки;
• выбрать среду разработки для создания мобильного приложения;
• создать мобильное приложение платформы агрегатора историкокультурного наследия;
• создать модуль визуализации трёхмерных объектов с помощью технологии дополненной реальности.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа содержит введение, три главы, семнадцать параграфов, заключение, список использованной литературы.
В данной выпускной квалификационной работе, посвящённой созданию мобильного приложения агрегатора историко-культурного наследия, была проделана следующая работа.
В первой главе, состоящей из пяти параграфов, были изучены такие понятия, как: значимость, агрегация, репрезентативность историко-культурного наследия. Также, был рассмотрен проект «Сибириана» и проанализированы существующие мобильные приложения агрегатора историко-культурного наследия (Google Arts & Culture, National Geographic, TripAdvisor, Historypin). Изученная информация позволила выявить актуальность историко-культурного наследия для современного человека. Рассмотренные же мобильные приложения позволили выявить их сильные стороны, что оказало влияние на создание своего мобильного приложения, а именно было принято решение использовать дополненную реальность, с целью привлечения молодёжи.
Во второй главе, состоящей из 4 параграфов, были описаны положительные стороны выбора платформы IOS, языка программирования Swift, среды разработки Xcode, фреймворков Cocoa Touch Class, ARKit и архитектуры приложения MVC.
В третьей главе, состоящей из восьми параграфов, был описан процесс реализации мобильного приложения агрегатора историко-культурного наследия. В данной главе описано создание модели коллекций, пользовательского интерфейса, рассмотрено ПО Reality Composer, описан процесс конвертирования и импорт файлов трёхмерных объектов. Также был написан код для каждого класса и модуля визуализации трёхмерных объектов при помощи технологии дополненной реальности. Далее было проведено тестирования созданного мобильного приложения на физических устройствах (iPhone 11, iPad Air 2022).
Таким образом, было создано мобильное приложение агрегатора историко-культурного наследия для устройств на операционной системе IOS, iPadOS для платформы «Сибириана». Мобильное приложения позволяет ознакомиться с элементами коллекций, просмотреть их в дополненной реальности и создать свою экспозицию из предложенных объектов.
Ознакомиться и установить мобильное приложение можно по ссылке на гит-репозиторий https://github.com/Hunyakamolodoy.
1. Smith, L. Uses of heritage: guidebook / Smith, L. - Routledge, 2006.
2. Buhalis, D. SoCoMo marketing for travel and tourism: Empowering cocreation of value / Buhalis, D., Foerste, M. - Journal of Destination Marketing & Management, 2015. - 151-161 с.
3. Horng, J. S. Personalized travel recommendation system based on user interests and points of interest visit durations / Horng, J. S., Liu, C. H., Chou, S. F. - Journal of Travel Research, 2017. - 245-257 с.
4. Gretzel, U. Smart tourism: foundations and developments / Gretzel, U., Sigala, M., Xiang, Z., Koo, C. - Electronic Markets 25(3), 2015. - 179-188 с.
5. Gritti, L. A framework for assessing the effectiveness of mobile tour guides / Gritti, L., & Fesenmaier, D. R. - Journal of Travel Research, 55(7), 2016. - 951-965 с.
6. Kenteris, M. Mobile applications for cultural heritage and tourism: Exploring the possibili-ties / Kenteris, M., Rizopoulos, C. - In Information and Communication Technologies in Tourism, 2015. - 607-619 с.
7. Жирова, Н. В. Мультимедийные технологии в популяризации культурного наследия: учебное пособие / Жирова, Н. В., Рычков, Ю. В. - Актуальные научные иссле-дования в современном мире, (6-2), 2017. - 67-73 с.
8. Амосов, А. Мобильные музеи: практика создания и использования / Амосов, А. - Вестник Московского университета, 2016. - 5-18 с.
9. Литвинова, Л. О. Инклюзивный туризм в цифровую эпоху: возможности, проблемы, перспективы / Литвинова, Л. О., Яшин, А. А. - Вестник МГОУ, 2019. - 39-50 с.
10. Rizzo, I. Cultural heritage in the digital age: Leveraging new technologies for the preservation and dissemination of cultural heritage / Rizzo, I., Verschure, P. - Frontiers in Robotics and AI, 3, 46, 2016.
11. Панченко, А.А. Агрегация цифровых объектов историко-культурного наследия в целях визуализации регионального культурного пространства / Панченко, А.А., & Жукова, О.Н. - Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Искусствоведение, (4), 2019. - 625-636 с.
12. Губанов, Д.А. Информационно-коммуникационные технологии в сфере сохранения историко-культурного наследия / Губанов, Д.А. - Вестник Национального технического университета "Харьковский политехнический институт", 2018. - 44-51 с.
13. Информационные технологии в культуре и искусстве: практика, проблемы, перспективы / Ред. В.Е. Раткевич. - Москва: Издательство Юрайт, 2017.
14. Чудова, Т. Ю. Онтологии и семантические сети / Чудова, Т. Ю. - Москва: Издательство Юрайт, 2014.
15. Europeana Collections: европейская цифровая библиотека: сайт. - Нидерланды, 2008 - . - URL: https://www.europeana.eu/en (Дата обращения
18.04.2023).
... всего 36 источников