ТЕКСТ СОВРЕМЕННОЙ ПЕСНИ: ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (на материале хитов жанра «альтернативный рок»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КАТЕГОРИИ ЦЕННОСТИ В ЛИНГВИСТИКЕ 8
1.1 Лингвоаксиология: ключевые этапы становления научного направления 8
1.2. Категория ценности как объект лингвистического исследования 12
1.3 Лингвоаксиологические константы культуры и их отображение в русском языке 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2 КАТЕГОРИЯ ЦЕННОСТИ В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ
ПЕСЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ЖАНРА «АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РОК»... 30
2.1 Характеристика формы и содержания песенного текста 30
2.1.1 Методики анализа песенного текста 30
2.1.2 Специфика музыкального жанра «альтернативный рок» 33
2.1.3 Вербальная составляющая песенных текстов 36
2.2 Ценности и антиценности в текстах современных песен музыкального
жанра «альтернативный рок» 38
2.2.1 Ценностные концепты и их языковое выражение 39
2.2.2 Антиценности и их языковое выражение 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КАТЕГОРИИ ЦЕННОСТИ В ЛИНГВИСТИКЕ 8
1.1 Лингвоаксиология: ключевые этапы становления научного направления 8
1.2. Категория ценности как объект лингвистического исследования 12
1.3 Лингвоаксиологические константы культуры и их отображение в русском языке 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2 КАТЕГОРИЯ ЦЕННОСТИ В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ
ПЕСЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ЖАНРА «АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РОК»... 30
2.1 Характеристика формы и содержания песенного текста 30
2.1.1 Методики анализа песенного текста 30
2.1.2 Специфика музыкального жанра «альтернативный рок» 33
2.1.3 Вербальная составляющая песенных текстов 36
2.2 Ценности и антиценности в текстах современных песен музыкального
жанра «альтернативный рок» 38
2.2.1 Ценностные концепты и их языковое выражение 39
2.2.2 Антиценности и их языковое выражение 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
Выпускное квалификационное исследование посвящено анализу текстов современных песен музыкального жанра «альтернативный рок» с позиции ценностных категорий.
Изучение категории ценности связано с обращением к аксиологии - особому разделу философии. Аксиология - это учение о ценностях, направленное на выявление этих ценностей и их анализ. Изучение этой категории значимо, в первую очередь, применительно к исследованиям лингвокультурологической и лингвоэкологической направленности.
Так как музыка является одной из составляющих национальной культуры, она способна оказывать влияние на ценностную систему и ориентации людей. Текст современной песни в совокупности с невербальными действиями (поведение артистов на сцене во время концертов) способен достаточно сильно влиять на носителя языка и формировать его мировоззрение, культурные ценности. Разнообразные музыкальные жанры и направления по-разному интерпретируют эти ценности. В текстах современных песен помимо ценностных категорий наблюдается и пропаганда антиценностей, которые отражают противоречие между сознанием и поведением человека и вступают в противоречие с моральными нормами общества.
Рок-культура - субкультура, в которую входят многие стили рок- музыки, пропагандирует определённый образ жизни [Культурология XX век. Энциклопедия, 1998: 151]. Альтернативный рок, ставший популярным жанром в конце ХХ в., отличается от традиционных музыкальных жанров своим звучанием и социальным окружением. Неоднозначное отношение к творчеству музыкантов, причисляющих свою деятельность к альтернативному року, вызванное наличием в текстах песен пубертатных настроений и негатива, в том числе в адрес политического режима, позволило сформулировать гипотезу исследования: учитывая популярность среди молодежи музыкального жанра «альтернативный рок», где, среди прочего, показываются негативные социальные явления, можно сделать предположение, что тексты данного жанра пропагандируют антиценностное отношение, которое негативно влияет на эмоциональное состояние человека.
Проблема исследования - соотношение транслируемых рок- музыкантами ценностей и антиценностей посредством текстов жанра «альтернативный рок». На основании сформулированной гипотезы и проблематики исследования считаем представляемое исследование актуальным.
Объект исследования - песенные тексты рок-музыкантов жанра «альтернативный рок».
Предмет исследования - взаимодействие ценностей и антиценностей аксиологической картины мира обозначенных песенных текстов.
Цель - представить систему базовых ценностей и антиценностей, транслируемых в песенных текстах музыкального жанра «альтернативный рок».
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1) представить теоретические основы исследования, включающие в себя изложение истории становления лингвоаксиологического направления, определение лингвистического понятия ценности и рассмотрение рабочих типов классификаций;
2) определить, что составляет вербальный компонент песенных текстов;
3) ознакомиться с методиками анализа песенного текста и выбрать основополагающую;
4) выявить базовые ценности и охарактеризовать их языковые средства выражения в собранных песенных текстах жанра «альтернативный рок»;
5) выявить базовые антиценности и охарактеризовать их языковые средства выражения в собранных песенных текстах жанра «альтернативный рок»;
6) проанализировать выбранные песенные «альтернативный рок» с позиции лингвоэкологии.
Материалом исследования послужили тексты песен жанра «альтернативный рок», исполняемые в течение последних 22 лет (с 2000 по 2022 гг.). Общее количество привлеченных к исследованию текстов составило - 111 шт.
Методология и методы исследования
Тексты музыкального жанра «альтернативный рок» осмысливаются как одна из составляющих речевой среды обитания его слушателей. Среда обитания влияет на формирование речевой культуры, ценностных и культурных ориентиров личности. В этой связи для решения проблемы исследования и выделенных в выпускной квалификационной работе задач опираемся на труды ученых, развивающих теорию лингвоаксиологии (Купина, 2021; Казыдуб, 2009; Вотинцева, 2018), лингвокультурологии (Карасик, 2002), лингвоэкологии (Полежаева, 2011; Сковородников, Копнина, 2017).
Ведущим в исследовании выступил метод аксиологического анализа (применялся при анализе песенных текстов жанра «альтернативный рок»: выявление и подсчёт аксиологем - «вербальных номинаций ценностей, являющихся базой» [Купина, 2021: 51], в нашем случае, для общности
людей). Привлекались приемы исследования лингвокультурологического анализа (рассмотрение ценностного компонента концепта [Карасик, 2002: 121]) и приемы, применяемые лингвоэкологией (анализ вербальной составляющей песенных текстов, в том числе, выявление «лингвотоксинов» как «явлений, которые наносят вред, с одной стороны, языку как коммуникативной системе, а с другой - языковому сознанию носителей этого языка <...>» [Сковородников, Копнина, 2017: 29]). Для сбора эмпирического материала в исследовании совмещаются методики целенаправленной и сплошной выборки.
Новизна исследования состоит в том, что в ВКР предложено понимание терминов «ценность» и «антиценность», что, как полагаем, научно значимо для лингвоаксиологического направления. Кроме того, в научный оборот введен эмпирический материал, ранее не подвергающийся анализу в аксиологическом ключе.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут оказаться полезными в дальнейшем изучении ценностей и антиценностей, транслируемых в песенных текстах любого музыкального жанра. Кроме того, результаты исследования открывают возможность для начала составления аксиологических словарей базовых анти/ценностных категорий культуры русских музыкальных групп и исполнителей. Результаты также могут быть использованы в курсе «Общее языкознание» и в отдельных спецкурсах по лингвистической аксиологии.
Апробация исследования предусмотрена в виде защиты выпускной квалификационной работы.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 55 наименований, списка использованных словарей, состоящих из 10 наименований.
Во введении обосновывается актуальность выпускной квалификационной работы на основании обозначенной проблематики и сформулированной гипотезы, указываются объект и предмет исследования, ставятся цель и необходимые для её реализации задачи, обозначаются материал и методы исследования, определяется научная новизна и предполагается практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования: излагаются основные этапы становления лингвистической аксиологии, анализируется категория ценности как объект лингвистического исследования, разделяются понятия ценности и антиценности, даются общие и частные классификации, определяются лингвоаксиологические константы и средства их отображения в языке.
Во второй главе определяются методологическая основа и дополнительные приёмы исследования песенного текста, специфика выбранного музыкального жанра, материал исследования и вербальная составляющая. Прежде всего, проводится лингвоаксиологический анализ, при помощи которого выявляются базовые анти/ценности музыкальных групп жанра «альтернативный рок» и их языковые средства выражения. Дополнительно осуществляется приём лингвоэкологического направления для обозначения силы и характера влияния языковых элементов песенных текстов на сознание слушателя.
В заключении даются выводы и проводится решение по поводу выдвинутой в начале работы гипотезы.
Изучение категории ценности связано с обращением к аксиологии - особому разделу философии. Аксиология - это учение о ценностях, направленное на выявление этих ценностей и их анализ. Изучение этой категории значимо, в первую очередь, применительно к исследованиям лингвокультурологической и лингвоэкологической направленности.
Так как музыка является одной из составляющих национальной культуры, она способна оказывать влияние на ценностную систему и ориентации людей. Текст современной песни в совокупности с невербальными действиями (поведение артистов на сцене во время концертов) способен достаточно сильно влиять на носителя языка и формировать его мировоззрение, культурные ценности. Разнообразные музыкальные жанры и направления по-разному интерпретируют эти ценности. В текстах современных песен помимо ценностных категорий наблюдается и пропаганда антиценностей, которые отражают противоречие между сознанием и поведением человека и вступают в противоречие с моральными нормами общества.
Рок-культура - субкультура, в которую входят многие стили рок- музыки, пропагандирует определённый образ жизни [Культурология XX век. Энциклопедия, 1998: 151]. Альтернативный рок, ставший популярным жанром в конце ХХ в., отличается от традиционных музыкальных жанров своим звучанием и социальным окружением. Неоднозначное отношение к творчеству музыкантов, причисляющих свою деятельность к альтернативному року, вызванное наличием в текстах песен пубертатных настроений и негатива, в том числе в адрес политического режима, позволило сформулировать гипотезу исследования: учитывая популярность среди молодежи музыкального жанра «альтернативный рок», где, среди прочего, показываются негативные социальные явления, можно сделать предположение, что тексты данного жанра пропагандируют антиценностное отношение, которое негативно влияет на эмоциональное состояние человека.
Проблема исследования - соотношение транслируемых рок- музыкантами ценностей и антиценностей посредством текстов жанра «альтернативный рок». На основании сформулированной гипотезы и проблематики исследования считаем представляемое исследование актуальным.
Объект исследования - песенные тексты рок-музыкантов жанра «альтернативный рок».
Предмет исследования - взаимодействие ценностей и антиценностей аксиологической картины мира обозначенных песенных текстов.
Цель - представить систему базовых ценностей и антиценностей, транслируемых в песенных текстах музыкального жанра «альтернативный рок».
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1) представить теоретические основы исследования, включающие в себя изложение истории становления лингвоаксиологического направления, определение лингвистического понятия ценности и рассмотрение рабочих типов классификаций;
2) определить, что составляет вербальный компонент песенных текстов;
3) ознакомиться с методиками анализа песенного текста и выбрать основополагающую;
4) выявить базовые ценности и охарактеризовать их языковые средства выражения в собранных песенных текстах жанра «альтернативный рок»;
5) выявить базовые антиценности и охарактеризовать их языковые средства выражения в собранных песенных текстах жанра «альтернативный рок»;
6) проанализировать выбранные песенные «альтернативный рок» с позиции лингвоэкологии.
Материалом исследования послужили тексты песен жанра «альтернативный рок», исполняемые в течение последних 22 лет (с 2000 по 2022 гг.). Общее количество привлеченных к исследованию текстов составило - 111 шт.
Методология и методы исследования
Тексты музыкального жанра «альтернативный рок» осмысливаются как одна из составляющих речевой среды обитания его слушателей. Среда обитания влияет на формирование речевой культуры, ценностных и культурных ориентиров личности. В этой связи для решения проблемы исследования и выделенных в выпускной квалификационной работе задач опираемся на труды ученых, развивающих теорию лингвоаксиологии (Купина, 2021; Казыдуб, 2009; Вотинцева, 2018), лингвокультурологии (Карасик, 2002), лингвоэкологии (Полежаева, 2011; Сковородников, Копнина, 2017).
Ведущим в исследовании выступил метод аксиологического анализа (применялся при анализе песенных текстов жанра «альтернативный рок»: выявление и подсчёт аксиологем - «вербальных номинаций ценностей, являющихся базой» [Купина, 2021: 51], в нашем случае, для общности
людей). Привлекались приемы исследования лингвокультурологического анализа (рассмотрение ценностного компонента концепта [Карасик, 2002: 121]) и приемы, применяемые лингвоэкологией (анализ вербальной составляющей песенных текстов, в том числе, выявление «лингвотоксинов» как «явлений, которые наносят вред, с одной стороны, языку как коммуникативной системе, а с другой - языковому сознанию носителей этого языка <...>» [Сковородников, Копнина, 2017: 29]). Для сбора эмпирического материала в исследовании совмещаются методики целенаправленной и сплошной выборки.
Новизна исследования состоит в том, что в ВКР предложено понимание терминов «ценность» и «антиценность», что, как полагаем, научно значимо для лингвоаксиологического направления. Кроме того, в научный оборот введен эмпирический материал, ранее не подвергающийся анализу в аксиологическом ключе.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут оказаться полезными в дальнейшем изучении ценностей и антиценностей, транслируемых в песенных текстах любого музыкального жанра. Кроме того, результаты исследования открывают возможность для начала составления аксиологических словарей базовых анти/ценностных категорий культуры русских музыкальных групп и исполнителей. Результаты также могут быть использованы в курсе «Общее языкознание» и в отдельных спецкурсах по лингвистической аксиологии.
Апробация исследования предусмотрена в виде защиты выпускной квалификационной работы.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 55 наименований, списка использованных словарей, состоящих из 10 наименований.
Во введении обосновывается актуальность выпускной квалификационной работы на основании обозначенной проблематики и сформулированной гипотезы, указываются объект и предмет исследования, ставятся цель и необходимые для её реализации задачи, обозначаются материал и методы исследования, определяется научная новизна и предполагается практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования: излагаются основные этапы становления лингвистической аксиологии, анализируется категория ценности как объект лингвистического исследования, разделяются понятия ценности и антиценности, даются общие и частные классификации, определяются лингвоаксиологические константы и средства их отображения в языке.
Во второй главе определяются методологическая основа и дополнительные приёмы исследования песенного текста, специфика выбранного музыкального жанра, материал исследования и вербальная составляющая. Прежде всего, проводится лингвоаксиологический анализ, при помощи которого выявляются базовые анти/ценности музыкальных групп жанра «альтернативный рок» и их языковые средства выражения. Дополнительно осуществляется приём лингвоэкологического направления для обозначения силы и характера влияния языковых элементов песенных текстов на сознание слушателя.
В заключении даются выводы и проводится решение по поводу выдвинутой в начале работы гипотезы.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены содержащиеся в песенных текстах музыкальных групп «альтернативного рока» ценности и антиценности.
В результате изучения теоретических источников было установлено, что категория ценности, наряду с категорией оценки, является одной из центральных в лингвистической аксиологии - науке, оформившейся в начале XXI века. Интерес к этой категории возникает в результате установления антропоцентрической мегапарадигмы, в центре которой находится человек и его сознание.
Ценностные значения подразделяются на ценности и антиценности, которые имеют бинарный характер. Применительно к выпускной квалификационной работе мы формулируем следующие определения на основе анализа известных нам дефиниций: ценность - положительная абстрактная единица сознания, отвечающая общепринятым идеалам и нормам и, как правило, являющаяся предметом внимания творческих личностей; антиценность - отрицательная абстрактная единица сознания, отражающая негативное отношение людей к действиям, явлениям или характеристикам, не отвечающим установленным нормам, и вызывающая, часто, ответный творческий отклик.
Лингвоаксиологические константы в нашем понимании играют роль базовых анти/ценностей-концептов, представленных исключительно абстрактными именами, вербальные знаки которых называются анти/аксиологемами.
Методику исследования текста современной песни мы определили как комбинацию главного аспекта исследования - лингвоаксиологического анализа с приёмами анализа, сформированными лингвокультурологическим и лингвоэкологическим направлениями, в целях всестороннего обзора анти/ценностней и характера влияния содержащих их песенных текстов на человека, его поведение и ориентиры.
В ходе исследования было установлено, что специфика жанра «альтернативный рок» (жанровое/стилевое смешение и социально-политическое содержание песенных текстов) обусловила зафиксированную концентрацию политических базовых анти/ценностей в количестве четырёх из шести выявленных. Установлено, что все лингвоаксиологические константы относятся к терминальным анти/ценностям, то есть представляют собой цели (человек либо стремится к ним, либо отвергает их). Тем самым, вырабатывается определённое поведение, ищутся способы достижения, что является второстепенными инструментальными анти/ценностями.
В песнях выбранного жанра последних 22 лет, представляющих собой песни-ситуации и песни-слоганы, наиболее частотно вербально отображены такие ценности, как Страна, Любовь, Свобода и антиценности: Государство, Война, Наркомания и Алкоголизм. Ценности Любовь и Свобода совпадают с ценностями русской культуры так же, как и антиценности Война и Наркомания и Алкоголизм идентичны с антиценностями русской культуры. Главные аксиологические концепты, которые являются общими для всех концептов, образуют дихотомию Страна (дом, семья) - Государство (правительство, политический режим), имеющую значение для авторов и исполнителей песен жанра «альтернативный рок».
Наиболее представлена в песенных текстах 2000-2022 гг. нравственная ценность Любовь, встречаемая в виде аксиологемы, куда входит аксиологема-паремия (более всего облекитесь в Любовь). Ценность Любовь представлена вместе со словами как с положительной коннотацией, так и отрицательной, однако количественная составляющая и семантика главного слова даёт основание полагать, что это то, что дорого для людей, занимающихся творчеством в жанре «альтернативный рок». Её средствами выражения главным образом являются средства художественной выразительности, а именно: метафора (по дороге любви), олицетворение (это то, что в белой фате со злобным оскалом / По следу рыщет. /Я говорю тебе про любовь), сравнение (моя религия - это любовь). Присутствует грамматический способ репрезентации - это форма простой степени прилагательного (Что во много раз сильнее войны / Мир и любовь). Ценностное отношение также выражается посредством модуса желательности как синтаксического способа (Я всегда хотел диктат любви, диктатом стала грязь!).
Следующая ценность политическая - Свобода. Эта ценность тесно связывается с антиценностями Наркомания и Государство как источника порабощения и ценностями Равенство, Жизнь и т.д. «Альтернативщики» ощущают нехватку свободы и выражают это разными способами, например, через средства художественной выразительности: сравнение (Вчера опять искали свободу - чуть не превысили дозу), метафора (дыхание свободы покоряю себя), неоднократный повтор (каждый вправе быть свободным). В песенных текстах задаются риторические вопросы (Кто здесь до конца свободен?) С помощью образов-символов «Воздушный шар» и «Кигуруми» авторами также репрезентируется ценность Свобода.
В песенных текстах «альтернативного рока» распространена политическая ценность Страна. Со Страной были найдены антиценностные ассоциации Ложь, Г осударство, Насилие, Алкоголизм, однако на значимость в большинстве песенных текстов указывает использование возвратного местоимения «моя», не исключая названия («Моя провинция», «Моя страна»). Положительность лингвоаксиологического концепта доказывается лексико-семантическим способом его выражения - контекстной синонимией, в которой Родина/Страна является домом (Моя родина здесь, - / (Я вернулась домой)), и синтаксическими: риторическое обращение в сочетании с прямым призывом (Вспомни себя такой, / Моя страна), апозиопезис - намеренный обрыв высказывания (Страна...). Грамматический способ, указывающий на расположение к Стране, показывает деятельностный подход к выражению субъекта в лексеме «люблю» (Я так люблю свою страну.. и ненавижу / Государство.) Здесь же ценность Страна противопоставляется антиценности Государство посредством двух противоположных лексем «люблю» и «ненавижу».
Политическая антиценность Государство в значении правительства описывается крайне негативно и не содержит в своём составе возвратное местоимение «моя». Вместо лексемы «государство» могут использоваться слова «страна» или «родина» с прилагательными положительной окраски, с возвратными местоимениями, но в ироничном ключе, который понятен из контекста или по фонетическому способу выражения (Здравствуй, родная страна; Слышу, как поёт моя великая Родина). Средствами языкового выражения также являются лексико-семантический способ - контекстная синонимия (государство - враг; государство - гетто), такие средства художественной выразительности, как сравнение (Ну не страна, а декорация какая-то) и метафора в сочетании с прямым призывом (Убей в себе государство). Для негативного отзыва о государстве применяются фразеологизмы: сонное царство, тридевятое царство, царство.
Для политической антиценности Война, которая соотносится с Ложью, Слепым патриотизмом, распространённым способом выражения является парцелляция, например: Война! Война! Война! К синтаксическому способу относится риторические вопросы (Зачем ты создаёшь войну в родных просторах?) и акцент на антиценности, контрастирующей с ценностью, в конце предложения (Время любить, не время разбрасывать бомбы).
Наркомания и Алкоголизм являются антиценностью витальной, которая репрезентируется с помощью синтаксического (прямой призыв: не издевайся над собою; трогать не смей) и лексико-семантического способов (контекстная синонимия: наркотики - приговор).
В результате исследования были отмечены менее частотные, не базовые ценности (Жизнь, Равенство, Добро, Семья, Ответственность/Активность, Планета Земля/Природа, Честность, Дружба) и антиценности (Конформизм, Ложь, Разврат, Мнимая религиозность, Масс- медиа/Интернет, Насилие, Равнодушие семейное и социальное, Излишнее потребительство), транслируемые в песенных текстах «альтернативного рока». Считаем, что рассмотрение этих концептов может быть перспективой дальнейшего лингвоаксиологического изучения «альтернативного рока» и близких ему жанров.
Анализ вербального компонента песенных текстов показал, что 70,2% текстов имеют лингвотоксичные элементы. В них содержатся обсценная лексика (15,3%), иноязычные заимствования (14,4%), молодёжный и наркоманский жаргон (11,7%), разговорно-сниженные, грубые просторечные слова (9,9%) и бранная лексика (18,9%). Остальная часть текстов содержит аллюзии и цитаты (7,2%), часто видоизменённые фразеологизмы (12, 6%), а также авторские метафоры, сравнения и олицетворения, репрезентирующие тот или иной концепт. Основная функция составляющих вербального компонента - создание и усиление экспрессивного и эмоционального по большей части злокачественного эффекта.
В сочетании с ними такие ценности русской культуры, как Вера, Патриотизм, Государство через песни могут переформироваться в антиценности и вызвать негативный настрой слушателя как гражданина. Кроме того, в подавляющем числе песенных текстов «альтернативного рока» активно акцентируется внимание на негативных составляющих жизни в стране и государстве, против которых необходимо принимать меры, внушается неуверенность в будущем и чувство страха за свою жизнь, подстрекающие к антигосударственному и антиконформистскому настроениям, несмотря на параллельное воспевание нравственных и социальных ценностей. Создаётся впечатление, что государство и народ под его влиянием не соответствуют этим ценностям.
Таким образом, посредством анализа текстов наша гипотеза о том, что тексты «альтернативного рока» пропагандируют антиценностое отношение, чем оказывают неблагоприятное влияние на ценностные ориентации и эмоциональное состояние, была доказана.
В результате изучения теоретических источников было установлено, что категория ценности, наряду с категорией оценки, является одной из центральных в лингвистической аксиологии - науке, оформившейся в начале XXI века. Интерес к этой категории возникает в результате установления антропоцентрической мегапарадигмы, в центре которой находится человек и его сознание.
Ценностные значения подразделяются на ценности и антиценности, которые имеют бинарный характер. Применительно к выпускной квалификационной работе мы формулируем следующие определения на основе анализа известных нам дефиниций: ценность - положительная абстрактная единица сознания, отвечающая общепринятым идеалам и нормам и, как правило, являющаяся предметом внимания творческих личностей; антиценность - отрицательная абстрактная единица сознания, отражающая негативное отношение людей к действиям, явлениям или характеристикам, не отвечающим установленным нормам, и вызывающая, часто, ответный творческий отклик.
Лингвоаксиологические константы в нашем понимании играют роль базовых анти/ценностей-концептов, представленных исключительно абстрактными именами, вербальные знаки которых называются анти/аксиологемами.
Методику исследования текста современной песни мы определили как комбинацию главного аспекта исследования - лингвоаксиологического анализа с приёмами анализа, сформированными лингвокультурологическим и лингвоэкологическим направлениями, в целях всестороннего обзора анти/ценностней и характера влияния содержащих их песенных текстов на человека, его поведение и ориентиры.
В ходе исследования было установлено, что специфика жанра «альтернативный рок» (жанровое/стилевое смешение и социально-политическое содержание песенных текстов) обусловила зафиксированную концентрацию политических базовых анти/ценностей в количестве четырёх из шести выявленных. Установлено, что все лингвоаксиологические константы относятся к терминальным анти/ценностям, то есть представляют собой цели (человек либо стремится к ним, либо отвергает их). Тем самым, вырабатывается определённое поведение, ищутся способы достижения, что является второстепенными инструментальными анти/ценностями.
В песнях выбранного жанра последних 22 лет, представляющих собой песни-ситуации и песни-слоганы, наиболее частотно вербально отображены такие ценности, как Страна, Любовь, Свобода и антиценности: Государство, Война, Наркомания и Алкоголизм. Ценности Любовь и Свобода совпадают с ценностями русской культуры так же, как и антиценности Война и Наркомания и Алкоголизм идентичны с антиценностями русской культуры. Главные аксиологические концепты, которые являются общими для всех концептов, образуют дихотомию Страна (дом, семья) - Государство (правительство, политический режим), имеющую значение для авторов и исполнителей песен жанра «альтернативный рок».
Наиболее представлена в песенных текстах 2000-2022 гг. нравственная ценность Любовь, встречаемая в виде аксиологемы, куда входит аксиологема-паремия (более всего облекитесь в Любовь). Ценность Любовь представлена вместе со словами как с положительной коннотацией, так и отрицательной, однако количественная составляющая и семантика главного слова даёт основание полагать, что это то, что дорого для людей, занимающихся творчеством в жанре «альтернативный рок». Её средствами выражения главным образом являются средства художественной выразительности, а именно: метафора (по дороге любви), олицетворение (это то, что в белой фате со злобным оскалом / По следу рыщет. /Я говорю тебе про любовь), сравнение (моя религия - это любовь). Присутствует грамматический способ репрезентации - это форма простой степени прилагательного (Что во много раз сильнее войны / Мир и любовь). Ценностное отношение также выражается посредством модуса желательности как синтаксического способа (Я всегда хотел диктат любви, диктатом стала грязь!).
Следующая ценность политическая - Свобода. Эта ценность тесно связывается с антиценностями Наркомания и Государство как источника порабощения и ценностями Равенство, Жизнь и т.д. «Альтернативщики» ощущают нехватку свободы и выражают это разными способами, например, через средства художественной выразительности: сравнение (Вчера опять искали свободу - чуть не превысили дозу), метафора (дыхание свободы покоряю себя), неоднократный повтор (каждый вправе быть свободным). В песенных текстах задаются риторические вопросы (Кто здесь до конца свободен?) С помощью образов-символов «Воздушный шар» и «Кигуруми» авторами также репрезентируется ценность Свобода.
В песенных текстах «альтернативного рока» распространена политическая ценность Страна. Со Страной были найдены антиценностные ассоциации Ложь, Г осударство, Насилие, Алкоголизм, однако на значимость в большинстве песенных текстов указывает использование возвратного местоимения «моя», не исключая названия («Моя провинция», «Моя страна»). Положительность лингвоаксиологического концепта доказывается лексико-семантическим способом его выражения - контекстной синонимией, в которой Родина/Страна является домом (Моя родина здесь, - / (Я вернулась домой)), и синтаксическими: риторическое обращение в сочетании с прямым призывом (Вспомни себя такой, / Моя страна), апозиопезис - намеренный обрыв высказывания (Страна...). Грамматический способ, указывающий на расположение к Стране, показывает деятельностный подход к выражению субъекта в лексеме «люблю» (Я так люблю свою страну.. и ненавижу / Государство.) Здесь же ценность Страна противопоставляется антиценности Государство посредством двух противоположных лексем «люблю» и «ненавижу».
Политическая антиценность Государство в значении правительства описывается крайне негативно и не содержит в своём составе возвратное местоимение «моя». Вместо лексемы «государство» могут использоваться слова «страна» или «родина» с прилагательными положительной окраски, с возвратными местоимениями, но в ироничном ключе, который понятен из контекста или по фонетическому способу выражения (Здравствуй, родная страна; Слышу, как поёт моя великая Родина). Средствами языкового выражения также являются лексико-семантический способ - контекстная синонимия (государство - враг; государство - гетто), такие средства художественной выразительности, как сравнение (Ну не страна, а декорация какая-то) и метафора в сочетании с прямым призывом (Убей в себе государство). Для негативного отзыва о государстве применяются фразеологизмы: сонное царство, тридевятое царство, царство.
Для политической антиценности Война, которая соотносится с Ложью, Слепым патриотизмом, распространённым способом выражения является парцелляция, например: Война! Война! Война! К синтаксическому способу относится риторические вопросы (Зачем ты создаёшь войну в родных просторах?) и акцент на антиценности, контрастирующей с ценностью, в конце предложения (Время любить, не время разбрасывать бомбы).
Наркомания и Алкоголизм являются антиценностью витальной, которая репрезентируется с помощью синтаксического (прямой призыв: не издевайся над собою; трогать не смей) и лексико-семантического способов (контекстная синонимия: наркотики - приговор).
В результате исследования были отмечены менее частотные, не базовые ценности (Жизнь, Равенство, Добро, Семья, Ответственность/Активность, Планета Земля/Природа, Честность, Дружба) и антиценности (Конформизм, Ложь, Разврат, Мнимая религиозность, Масс- медиа/Интернет, Насилие, Равнодушие семейное и социальное, Излишнее потребительство), транслируемые в песенных текстах «альтернативного рока». Считаем, что рассмотрение этих концептов может быть перспективой дальнейшего лингвоаксиологического изучения «альтернативного рока» и близких ему жанров.
Анализ вербального компонента песенных текстов показал, что 70,2% текстов имеют лингвотоксичные элементы. В них содержатся обсценная лексика (15,3%), иноязычные заимствования (14,4%), молодёжный и наркоманский жаргон (11,7%), разговорно-сниженные, грубые просторечные слова (9,9%) и бранная лексика (18,9%). Остальная часть текстов содержит аллюзии и цитаты (7,2%), часто видоизменённые фразеологизмы (12, 6%), а также авторские метафоры, сравнения и олицетворения, репрезентирующие тот или иной концепт. Основная функция составляющих вербального компонента - создание и усиление экспрессивного и эмоционального по большей части злокачественного эффекта.
В сочетании с ними такие ценности русской культуры, как Вера, Патриотизм, Государство через песни могут переформироваться в антиценности и вызвать негативный настрой слушателя как гражданина. Кроме того, в подавляющем числе песенных текстов «альтернативного рока» активно акцентируется внимание на негативных составляющих жизни в стране и государстве, против которых необходимо принимать меры, внушается неуверенность в будущем и чувство страха за свою жизнь, подстрекающие к антигосударственному и антиконформистскому настроениям, несмотря на параллельное воспевание нравственных и социальных ценностей. Создаётся впечатление, что государство и народ под его влиянием не соответствуют этим ценностям.
Таким образом, посредством анализа текстов наша гипотеза о том, что тексты «альтернативного рока» пропагандируют антиценностое отношение, чем оказывают неблагоприятное влияние на ценностные ориентации и эмоциональное состояние, была доказана.



