Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Общественно-политические и социально-нравственные вопросы сибирского общества в постановках «Пушкинского городского театра» Красноярска (1896-1917 гг.)

Работа №150838

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социально-нравственные вопросы общественной жизни Енисейской
губернии в репертуаре Пушкинского городского театра в 1896-1913гг 13
2. Общественно-политические проблемы российского общества в призме
театрального искусства г. Красноярска 1896-1913 гг 27
3. Репертуар Пушкинского городского театра в 1914-1917 гг 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что современные историки позволяют себе прибегать к другим видам гуманитарного знания, например, к социологии или искусству для того, чтобы выявить проблемы общества в тот или иной период. Парадигмальный сдвиг к междисциплинарному анализу объясняется необходимостью обрисовать образ социальной жизни человека в историческом разрезе с учетом всех видов его деятельности. История и искусство дополняют и помогают друг другу изучать различные феномены, имеющие место быть в тот или иной период.
В конце XIX- начале XX вв. театральные постановки пользовались большим спросом не только как средства провождения культурного досуга, но и как средства политического и социального просвещения. Еще с 1870-х гг. театр рассматривался как средство просвещения. Во многих провинциальных газетах размещали заметки о том, что театр должен отражать жизнь, воспитывать гражданские чувства и быть проводником цивилизации. Театр оснащал публику, общественно-значимыми ориентирами, житейским опытом, системой ценностей, моделировал социальное поведение, способствовал принятию или непринятию норм общества, укреплял целостность общества, формировал в общественном сознании картину мира. Спектакль - это не продукция отложенного спроса, он существует только своевременно, удовлетворяя интересы зрителей.
Следовательно, проанализировав исторический контекст тематической составляющей театрального репертуара можно выявить тревожившие проблемы, настроения, господствующие в обществе соответствующего периода.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день исторические работы, рассматривающие театральное искусство в Красноярске с позиции «канала отражения проблем населения», отсутствуют.
Дореволюционный период изучения театрального вопроса связан с деятельностью таких критиков как Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Будучи представителями революционно-демократически настроенной интеллигенции, они внесли большой вклад в театральную критику. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов рассматривали театр как феномен искусства и драматургию с точки зрения влияния на публику. В работе Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» центральным являлся вопрос соотношения искусства и действительности. Автор писал, что в основой содержания искусства как феномена, является жизнь во всех ее проявлениях, а человек, его судьба и ценности - ключевые элементы. По Н. А. Добролюбову принципиальная новизна жизненных пьес, заключается в изображении конфликтов, например, столкновение двух партий, старших и младших, богатых и бедных. Важность этих конфликтов в их кардинальности, жизненности и современности . Влияние Н. А. Добролюбова отчетливо прослеживается в критике театрального искусства провинции .
Дореволюционные историки и театроведы, рассматривая историю театра, на первое место ставили «императорскую» сцену . Исследователи изучали вопросы, связанные с деятельностью привилегированных государственных театров. Изучение провинциальных театров ограничивалось «внешней» историей, носило фактологический характер.
В советский период ученых интересовали особенности театра как публичного зрелища, как социально-психологического феномена массового общения. Безусловно, в условиях крепнущей советской идеологии перед учеными стоял выбор следовать «академическим» путем, рассматривая искусство в широком русле эстетики, гражданской истории, истории культуры, общественной психологии или подчиниться марксисткой догме и базироваться на приоритете социальной природы искусства. В рамках государственно-идеологического монополизма театроведение как научная дисциплина могло утвердиться, только отказавшись от плюралистического развития методологических принципов.
Так, об истории театра и его актерах вышли книги Л. И. Лифшица , П. Г. Маляревского , И. Ф. Петровской . Деятельность актера, драматурга, режиссёра начинает рассматриваться в связях и взаимовлиянии со зрителем как выразителем общественного настроения, носителем установок и ценностей массового сознания.
И.Ф. Петровская в своей работе «Театр и зритель российских столиц: 1895 - 1917», вышедшей в 1990 г., подробно рассмотрела состав театральной публики, ее требования к театральному искусству, изучила репертуар столичных театров в данный период. Она пишет, что театр искал пьесы, созвучные общественным настроениям, эти пьесы являются порождением своего времени и своей среды .
Л.И. Лифшиц в 1957 г. написал очерк о театральном искусстве в городе Красноярске. В своей работе он рассматривает историю становления театрального искусства в городе, развитие театра как учреждения. Особое внимание автор акцентирует на судьбе театров в годы Великой Отечественной войны и на роли театров в советском государстве в целом .
П.Г. Маляревский в работе «Очерк из истории театральной культуры Сибири» исследовал театры Сибири на примере Иркутского театра . Он рассматривал театральные зрелища Иркутска от их появления до послевоенных лет.
О культурной жизни сибиряков XIX - начала XX в. писали современные краеведы и историки в общеисторических и научно-публицистических работах, одним из вопросов рассмотрения которых была история духовной жизни Сибири и Красноярского края. Так, в книге «Красноярск в дореволюционном прошлом (X VII-XIX века)», в коллектив авторов которой вошли Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, Л. П. Бердников, рассмотрены культура и быт красноярцев . Авторы проиллюстрировали развитие материальной и духовных культур населения. В работе освещены все сферы культуры города.
Современный период отечественной историографии богат научными и научно-популярными работами о театре. Так, например работа Н. В. Дмитриевского «Основы социологии театра. История, теория, практика» , вышедшая в свет в 2015 г., освещает функциональные отношения отечественного театра и общества, сцены и зрительской аудитории. Воздействие искусства на общество рассматривает Ю. У. Фохт-Бабушкин в работе «Искусство в жизни людей. Конкретно¬социологические исследования искусства в России конца XIX - первых десятилетий XX вв. История и методология» . Автор делает акцент на функционирование искусства в обществе, рассматривает особенность социального функционирования различных видов искусства. Театральное искусство в современный период рассматривала А. А. Вислова в работе «Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков» . Автор анализирует сложное, подвергшееся кардинальным переменам состояние современного российского театра. А также показана его роль в культурной жизни страны.
Значимый вклад в рассмотрение истории театрального искусства на примере Енисейской губернии конца XIX-начала XX вв. внесли энциклопедические труды красноярских историков. «Енисейский энциклопедический словарь» включает в себя статьи, в которых авторы-составители касались отдельных вопросов культурной и политической жизни Красноярска дореволюционного периода .«Иллюстрированная история Красноярья (XVI-начало XX в.)» богата фотографиями, отражающими различные периоды из истории региона, к которым составлены исторические справки. Этапы длинного пути данного региона раскрыты на основе письменных источников и многочисленных изобразительных, картографических материалов .
Красноярские историки внесли огромный вклад в изучение условий жизни населения Сибири концаХХХ- начала XX вв. Среди них можно выделить работы Б. Е.Андюсева , Т. А. Катциной , работы коллектива авторов Т. В. Грязнухиной, А. Г. Грязнухина и М. Д. Северьянова , а также работы О. В. Коноваловой, А. П. Дворецкой и А. А. Терской . Интересными являются публикации студентки Гуманитарного института СФУ Д. Н. Матвеевой и ее научного руководителя Н. Л. Хаит, посвященные истории публичного дела в Енисейской губернии рубежа XIX-XX вв. Их анализ позволил реконструировать этические и нравственные порядки дореволюционной России в контексте социальных представлений общества того периода.
Цель исследования - анализ исторического контекста тематики театрального репертуара Пушкинского городского театра в качестве средства выражения проблем, беспокоящих население г. Красноярска в конце XIX-начале XX вв.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1. рассмотреть социально-нравственные проблемы населения г. Красноярска в призме театрального искусства г. Красноярска 1896-1913 гг.;
2. выявить общественно-политические проблемы российского общества в призме театрального искусства г. Красноярска 1896-1913 гг.;
3. рассмотреть репертуар Пушкинского городского театра в 1914-1917 гг.
Объектом исследования - репертуар спектаклей, поставленных на сцене Пушкинского городского театра г. Красноярска в конце XIX-начале XX вв.
Предмет исследования - социально-нравственные и общественно¬политические вопросы, поднятые в содержании спектаклей Пушкинского городского театра соответствующего периода.
Хронологические рамки - 1896-1917 гг. - объяснены периодом, во время которого претерпели определенную динамику оппозиционные мнения российского общества к существовавшей политической системе - от латентного развития к явному выражению. Нижней границей хронологических рамок избран 1896 г., который обусловлен началом более свободного репертуара Пушкинского городского театра в связи с окончанием строго контроля, ранее осуществлявшегося бывшим губернатором Енисейской губернии Л. К. Теляковским . Верхняя граница исследования - 1917 г. - это пик «революционной ситуации» в стране и Енисейской губернии, в частности. Внутри рассматриваемого периода были выделены два этапа: первый (1896-1913 гг.) - мирное время развития российского общества; второй (1915-1917 гг.) - военный период, обостривший накал социально-экономических и общественно-политических проблем.
Методология работы базируется на общенаучных и конкретно исторических методах познания. Метод анализа был применен для изучения теоретической базы, обоснования целей и задач исследования. Метод синтеза - для соединения воедино всех событий, происходящих в изучаемый период. Методы индукции и дедукции использованы для исследования особенностей репертуара «Пушкинского городского театра» г. Красноярска.
Из исторических методов использовались: сравнительно-исторический метод, который позволил расширить представления об изучаемых явлениях и процессах сравнительно исторической ситуации в России и Енисейской губернии в разные временные периоды; статистический метод, который предоставил возможность взглянуть на театральный репертуар в цифрах и, следовательно, выявить динамику изменения предпочтений театральной аудитории; путем использования хронологиче ского метода была установлена последовательность происходивших процессов и определены хронологические рамки исследования.
При этом основополагающей концепцией стала «Фрейм-аналитическая политическая социология повседневности» , объясняющая, что предмет данного исследования (театральный репертуар) является одним из проявлений интерпретации политической культуры общества.
Источниковая база исследования сформирована на основе опубликованных и неопубликованных материалов.
Опубликованные источники можно разделить на четыре группы. В первую группу источников входят законодательные акты правительства Российской империи и РСФСР. Например, стоит обратиться к Полному собранию законов Российской империи, в частности к Манифесту об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г., который провозглашал свободу слова, собраний, союзов и неприкосновенность личности .
Ко второй группе источников принадлежат материалы местной дореволюционной периодической печати, а именно многочисленные афишные объявления и статьи за 1896 г., 1905 г., 1915 г., 1917 г. из газет «Енисей», «Сибирский край», «Енисейская мысль», «Красноярский рабочий», годовые подборки которых дали достаточную информацию о репертуаре Пушкинского городского театра в конце XIX и начале XX вв. При этом акцент сделан на спектаклях социальной ориентации, нацеленных на формирование взгляда населения на те или иные актуальные для того времени вопросы.
К третьей группе источников следует отнести нарративные источники, а именно мемуары, сочинения, воспоминания, очерки современников изучаемого периода. Так как эта группа представлена источниками личного происхождения, следует отметить, что главной трудностью при работе с ними является субъективность автора.
К четвертой группе источников можно причислить статистические данные, собранные и опубликованные исследователями изучаемого периода.
К неопубликованным источникам относятся документы, хранящиеся в Государственном архиве Красноярского края (ГАКК). Так, например, в работе использованы дела фонда 865 « Материалы о деятельности Красноярского отдела Центрального Сибирского Областного комитета», фонда 792 «Обвинительные акты и списки лиц, привлеченных к суду за участие в вооруженном восстании» и т.д.
Таким образом, сформированная источниковая база исследования, позволяет решить поставленные цели и задачи.
Научная новизна исследования заключается в том, что в рамках анализа общественно-политических и социально-нравственных вопросов сибирского общества в постановках «Пушкинского городского театра» Красноярска (1896-1917 гг.) были использованы театральные афиши, которые позволяют реконструировать особенности репертуара того периода. Это в свою очередь дает возможность рассмотреть театральное искусства с точки зрения канала отражения проблем населения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранная источниковая база, выводы полученные в ходе исследования, могут быть использованы в работах краеведческого характера, служить дополнительным материалом для студентов и преподавателей - историков и искусствоведов.
Апробация работы. Результаты выпускной квалификационной работы были представлены на международных научно-практических конференциях Красноярского педагогического университета им. Астафьева в 2019 г. Одна из статей была отмечена дипломом победителя конференции .
Структура работы определена степенью изученности проблемы, и состоит из трех глав, раскрывающих:
1. отражение проблем населения г. Красноярска в постановках Пушкинского городского театра 1896-1913 гг.;
2. социально-нравственные проблемы населения г. Красноярска в призме театрального искусства г. Красноярска 1896-1905 гг.;
3. отражение социально-нравственных и общественно-политических проблем населения г. Красноярска в постановках Пушкинского городского театра 1915-1917 гг.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, искусство, в частности театральное, может способствовать выявлению настроений преобладающих в обществе, политического воззрения населения страны, проблемы и нужды народа. История театров Сибири представляет несомненный интерес для характеристики проблем населения сибирской провинции второй половины XIX-начала XX вв. Историческая ситуация второй половины XIX-начала XX вв. окрашена своеобразием экономических, политических и культурных местных условий, поэтому театральная культура Сибири этого времени явилась выражением тенденций, определявших развитие всего провинциального русского театра.
Театральные рецензенты еще в конце XIX в. требовали, чтобы спектакль приносил нравственную пользу, давая толчок самосознанию, пробуждая ко всему доброму, честному и великому. Эти мысли не раз повторялись, в частности, в газете «Сибирь», находившейся под влиянием политических ссыльных. По словам сотрудников этой газеты, театр, воспроизводя явления жизни, объясняя их, обогащает человеческий опыт, развивает душу, будит совесть. Значение сцены в том, что на ней предстают картины жизни всех сословий и раздаются призывы в защиту правды и добра .
Если до этого исследования история театрального искусства рассматривалась с точки зрения культурного развития общества, то теперь проведен тематический анализ, который позволил выявить историческую действительность через призму театрального искусства. Важно отличить реальность от художественного вымысла и сопоставить с известными процессами, протекавшими в исследуемый период, тогда культура послужит исследователю как инструмент. Также необходимо выявление факторов, которые влияют на формирование сознания, социально-политических предпочтений и т.д. Нужно понимать значимость особенностей изучаемого периода, случайных явлений, влиявших на жизнь общества и изменяющих ее. Именно в обыденности того или иного времени кроется историческая действительность. Так происходит выявление коллективного бессознательного, которое исследователь анализирует, изучает причины его возникновения, факторы влияющие на него и наконец проводит причинно - следственные связи.
История повседневности - одно из важнейших направлений в современной истории. Благодаря этому направлению мы можем воссоздать целостную картину общества в тот или иной период. В любой сфере искусства, будь это театр, музыка или литература, можно найти связующее звено с исторической действительностью. Это представляет собой своеобразную реконструкцию повседневной жизни в разные исторические периоды. Такой подход используется для того, чтобы комплексно изучить общество.



1.1.1. Манифест об усовершенствовании Государственного порядка // ПСЗ РИ. 3 изд. Т. 25. СПб. 1905. №26803. 17 октября. [Электронный ресурс] / Сайт: «Российская национальная библиотека». URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php[дата обращения: 11.05.2020].
1.2. Статистические материалы
1.2.1. Словцов И. Я. Материалы по истории и статистике Омска, извлеченные из однодневной переписи 1877 года / И. Я. Словцов. Омск: Труды Акмолинского статистического комитета, 1882. 108 с.
1.2.2. Ядринцев Н. М. Статистические материалы к истории ссылки в Сибирь /
H. М. Ядринцев. СПб.: Издание И. М. Сибирякова, 1889. 317 с.
1.3. Периодика
I. 3.1. Афиша // Енисей. 1905. № 9-22.
1.3.2. Афиша // Сибирский край. 1905. № 23, 78, 84-86, 91, 119-167.
1.3.3. Афиша // Енисейская мысль. 1915. №2-24, 27-31, 36, 52-57, 62, 66-79, 86, 88, 90,91, 98.
1.3.4. Афиша // Красноярский рабочий. 1917. №91, 101-102, 104-106, 115, 129, 131, 134, 145, 148, 153.
1.3.5. Друзья красноярской Мельпомены // Вечерний Красноярск. 2003. №68.
1.3.6. Заметки // Русская правда. 1908. №11. С. 2.
1.3.7. Заметки // Сибирь. 1887. №2. С. 3.
1.3.8. Театр и музыка // Енисей. 1896. № 3, 20, 23, 25-26, 40, 90, 96, 111, 115,125.
1.3.9. Чего хотят люди, которые ходят с красным флагом // Сибирский листок.
1905. №98. С. 2.
1.4. Мемуары
1.4.1. Горький М. Собрание сочинении / М. Горький. М.: Государственное издание художественной литературы, 1950. 520 с.
1.4.2. Добролюбов Н. А. Собрание сочинений / Н. А. Добролюбов. М.: Гослитиздат, 1961. 563 с.
1.4.3. Розанов В. В. Религия и культура / В. Розанов. СПб.: Изд. П. Перцова, 1899. 272 с.
1.4.4. Станиславский К. С. Собрание сочинений / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1954. 791 с.
1.4.5. Скугаревский А. П. Очерки и заметки / А. П. Скугаревский. Вильна: Типография Штаба Виленского воен. окр., 1913. 263 с.
1.4.6. Чукмалдин Н. Мои воспоминания / Н. Чукмалдин. Тюмень: Дизайн, 1997. 107 с.
1.4.7. Щапов А.П. Собрание сочинений / А. П. Щапов. СПб.: Издание М. В. Пирожкова, 1906. 803 с.
2. Неопубликованные исторические источники
2.1. Архивные материалы
Государственный архив Красноярского края (ГАКК)
Ф. 865 « Материалы о деятельности Красноярского отдела Центрального Сибирского Областного комитета»
Оп. 1. Д. 1, 26, 43, 44, 49.
Ф.792 «Обвинительные акты и списки лиц, привлеченных к суду за участие в вооруженном восстании»
Оп. 2. Д. 10.
Литература
1. Андрианова Н. Ю. А. А Богданов и А. Грамши о роли и месте культуры в процессах формирования общественного сознания // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2009. №. 14. C. 276-291.
2. Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX - начала XX вв. / Б. Е. Андюсев. Красноярск: РИО КГПУ, 2003. 336 с.
3. Болонкина Е. В. Основные тенденции в эволюции социально - экономического статуса дворянства Енисейской губернии во второй четверти XIX в. // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №1. С. 8-12.
4. Бродовская Л. Н. Учреждения культуры как центры аккумуляции исторической памяти в Российской империи в начале XX века / Л. Н. Бродовская, В. В. Буравлева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. №4. С. 49-53.
5. Быконя Г. Ф. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII-XIX века) / Г.Ф. Быконя, В. И. Федорова, Л. П. Бердников. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. 304 с.
6. Быконя Г. Ф. Иллюстрированная история Красноярья (XVI - начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. Красноярск: РАСТР, 2012. 240 с.
7. Вислова А. А. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков / А. А. Вислова. СПб.: Университетская книга, 2009. 272 с.
8. Голосенко И. А. Социологическая ретроспектива дореволюционной России / И. А. Голосенко. СПб.: Наука, 2002. 304 с.
9. Грязнухина, Т. В. Creative Intelligentsia in Socio-Political Processes of the Epoch of the First Russian Revolution / T. В. Грязнухина, А. Г. Грязнухин, M. Д. Северьянов, И. А. Пфаненштиль // BylyeGody. 2016. № 3. C. 804-812.
10. Гончаров Ю. M. Одинокие женщины в городах западной Сибири во второй половине XIX-начале XX века // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2011. № 2. С. 142-148.
11. Дамешек Л. М., Дамешек И. Л. Российские окраины в имперской модели управления XIX в. // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 433. С. 59-63.
12. Дворецкая А. П. Эволюция общественно-политических воззрений духовенства Енисейской губернии в период революционных потрясений начала XX в. / А. П. Дворецкая, О. В. Коновалова, А. А. Терскова // Былые годы. 2019. №53. С. 1333-1341.
13. Дмитриевскиий В. Н. Основы социологии театра. История, теория, практика / В. Н. Дмитриевский. СПб: Лань, 2015. 224 с.
14. Енисейский энциклопедический словарь / гл. ред. Н. И. Дроздов. Красноярск: Рус.энцикл., 1998. 735 с.
15. Ермакова Е. Е. Развитие просветительной деятельности в общественных организациях Енисейской губернии в конце XIX - начале XX вв. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. №1. С. 277 -281.
16. Закс Л. А. Горький: две ипостаси модернизма // Ярославский педагогический вестник. 2018. №5. С. 310-321.
17. Зайнутдинов А. Э. Интеллектуальная галерея сибирского областничества второй половины XIX века // Studiaculturae. 2010. № 1. С. 74-82.
18. Енисейский энциклопедический словарь / под ред. Н. И. Дроздова. Красноярск: Рус.энцикл., 1998. 735 с.
19. Иванов А. А. Проект И. И. Попова о введении земств в Сибири, выработанный в Иркутске накануне Первой русской революции // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. С. 102-109.
20. Карагулян К. Г. Политическая повседневность Восточной Сибири в театральном искусстве рубежа XIX-XX вв. (на материалах Енисейской губернии) / К. Г. Карагулян // История мировых цивилизаций: сб. науч. ст. / под ред. А. Г. Канаева. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2019. С. 26-37.
21. Карагулян К. Г. Социально-нравственные вопросы сибирского общества начала XX столетия в постановках «Пушкинского городского театра» Красноярска / К. Г. Карагулян // История и политика в искусстве: сб. науч. ст. / под ред. Е. Л.
Зберовской, А. Г. Канаева, Е. С. Меер. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2019. С. 70-72.
22. Карчаева Т. Г. Социокультурный портрет чиновников Енисейской губернии (1822-1917 гг.) // Гуманитарные науки и образование. 2016. №1. С. 135¬139.
23. Карчаева Т.Г. Енисейская губернская администрация: численность и состав (1822 - 1917 гг.) / Т. Г. Карчаева. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. С. 201.
24. Катаев И. М. Дореформенная бюрократия по запискам, мемуарам и литературе / И. М. Катаев. СПб.: Энергия, 1914.180 с.
25. Катцина Т. А. Уголовная ссылка и проблемы нищенства в сибирском обществе в XIX - начале XX в. // Вестник РУДН. Серия: история России. 2010. № 3. С. 5-15.
26. Кискидосова Т. А. «Жрицы любви» в городах Енисейской губернии в конце XIX- начале XX века // Вестник НГУ. Серия: история, филология. 2013. №8. С. 99-105.
27. Курганов И. А. Женщины и коммунизм / И. А. Курганов. Нью-Йорк: Издание автора, 1968. 264 с.
28. Лифшиц Л. И. Театр в Красноярске: исторический очерк / Л. И. Лифшиц. Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1957. 112 с.
29. Маляревский П. Г. Очерк из истории театральной культуры Сибири / П. Г. Маляревский. Иркутск: Иркутское книжное изд-во, 1957. 281 с.
30. Матвеева Д. Н. Социальный портрет публичной женщины XIX- начала XX века на примере материалов Енисейской губернии / Д. Н. Матвеева, Н. Л. Хаит // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2019. №2. С. 140-144.
31. Моравский В. Сибирские Евреи и конституция // Сибирский вопрос. 1909. №35. С. 15-19.
32. Нам И. В. Институционализация этничности в сибирском переселенческ ом обществе (конец XIX - начало XX в.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2014. Т. 10. С. 34 -49.
33. Островский Ю. Сибирские евреи / Ю. Островский. СПб.: тип. И. Лурье и К°, 1911. 62 с.
34. Очерки истории русской театральной критики. Вторая половина XIX века / Под ред. А. Я. Альтшуллера. Л.: Искусство, 1976. 399 с.
35. Палин А. В. Формирование региональных интересов центральных органов власти на этапе обсуждения сибирской губернской реформы конца XIX в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2018. Т. 26. С. 34-43.
36. Петровская И. Ф. Театр и зритель провинциальной России, вторая половина XIX в. / И. Ф. Петровская. Л.: Искусство, 1979. 247 с.
37. Петровская И. Ф. Театр и зритель российских столиц: 1895 - 1917. / И. Ф. Петровская. Л.: Искусство, 1990. 271 с.
38. Плотичкина Н. В. Политическая социология повседневности: Концепт практик versus концепт фреймов // Политэкс: рос.ист. жури. 2010. № 2. С. 227-240.
39. Пощечина общественному вкусу /Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников. М.: Издательство Г. Кузьмина и С. Долинского, 1912. 244-245 с.
40. Рабинович Г. X. Из истории буржуазии города Томска (конец XIX в. - 1914 г.) // Из истории Сибири. 1973. №6. 133 с.
41. Телешов Н. Д. За Урал. Из скитаний по Западной Сибири / Н. Д. Телешов. М.: Книга по Требованию, 2016. 208 с.
42. Троицкий С. А. Областничество в российской гуманитарной научной литературе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 1. С. 60-70.
43. Федорова В. И. Енисейская губерния 1861-1917 гг.: экономика, общество, культура / В. И. Федорова. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. 342 с.
44. Фомина Н. А. Красноярский краевой драматический театр им. А. С. Пушкина / Н. А. Фомина. Красноярск: Русская энциклопедия, 1998. 316 с.
45. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX - первых десятилетий XX вв. История и методология / Ю. У. Фохт-Бабушкин. СПб.: Алетейя, 2016. 220 с.
46. Фурсова Е. Ф. Заселение украинцами Сибири во второй половине XIX - первой трети XX в. // Сибирские вопросы. 1910. №12. С. 12-17.
47. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности / Н. Г. Чернышевский. М.: Гослитиздат, 1945. 159 с.
48. Шайдуров В.Н. Евреи, немцы, поляки в Западной Сибири XIX - начала XX в. / В. Н. Шайдуров. СПб: Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2013. 260 с.
49. Шашков С. С. История русской женщины / С. С. Шашков. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1879. 370 с.
50. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. СПб.: Типография А. С. Суворина , 1894. 250 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ