Введение 3
Глава 1 Теоретический обзор психологии детей 6-10 лет 12
1.1 Психологические особенности младших школьников 12
1.2 Самоорганизация и ее роль в развитии школьников 17
1.3 Социальные модели поведения младших школьников в условиях
группы продленного дня как социального пространства 26
Глава 2 Опытно-экспериментальное обоснование возможности организации младших школьников в условиях группы продленного дня 34
2.1 Содержание опытно-экспериментальной работы 34
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 40
2.3 Программа самоорганизации младших школьников в условиях
группы продленного дня 48
Заключение 60
Список использованных источников 64
Актуальность исследования. В современном образовательном контексте вопросы развития самоорганизации у младших школьников приобретают особую актуальность, особенно в условиях группы продленного дня. Развитие компетенций самоорганизации является ключевым аспектом успешного обучения и адаптации детей к быстро меняющимся образовательным требованиям. Группы продленного дня предоставляют уникальные возможности для тщательного изучения процессов самоорганизации в контексте расширенного образовательного времени.
Актуальность проведения исследования по теме "Самоорганизация младших школьников в условиях группы продленного дня" находит свое обоснование в современных вызовах, стоящих перед системой образования и обществом в целом.
Во-первых, современное образование подвергается воздействию существенных трансформаций, вызванных динамичным развитием технологий, изменением социокультурной среды и новыми требованиями к компетенциям, необходимым для успешной адаптации в современном мире. В условиях стремительных перемен в обществе и экономике, образовательные учреждения вынуждены адаптироваться к новым вызовам, предоставляя обучающимся дополнительные возможности для получения знаний и навыков.
Группы продленного дня, как инновационная форма образовательного пространства, становятся важным элементом современной образовательной политики. Предоставляя дополнительные часы обучения и широкий спектр дополнительных образовательных возможностей, эти группы отвечают на вызовы изменяющегося образовательного ландшафта. Они предоставляют обучающимся не только дополнительное время для усвоения учебного материала, но и создают пространство для развития дополнительных навыков, которые могут быть важными для успешной интеграции в современное общество.
В этом контексте исследование влияния групп продленного дня на развитие младших школьников представляет собой актуальную задачу. Оно позволяет понять, как эти образовательные программы влияют на формирование навыков, необходимых для успешного функционирования в современном мире. Анализируя воздействие групп продленного дня на образовательный процесс, мы сможем выделить ключевые факторы, способствующие развитию учащихся, и тем самым определить эффективность данной формы обучения в современных образовательных реалиях.
Во-вторых, младшие школьники находятся в периоде активного формирования своей личности и базовых навыков. Изучение самоорганизации в условиях группы продленного дня позволяет более полно раскрыть механизмы влияния дополнительного образовательного времени на формирование навыков планирования, самостоятельности и ответственности у детей.
К тому же младшие школьники находятся в стадии активного освоения основных учебных и социальных навыков. Группы продленного дня предоставляют дополнительное пространство для интеграции обучающихся в различные образовательные практики, что способствует более глубокому освоению учебного материала и формированию ключевых компетенций.
Также данная возрастная группа находится в периоде, когда формируются базовые навыки планирования, самостоятельности и ответственности. Изучение процессов самоорганизации в условиях групп продленного дня позволяет более подробно раскрыть механизмы воздействия дополнительного образовательного времени на формирование этих навыков у младших школьников. Отслеживание и анализ этих процессов предоставляют возможность выявить, какие аспекты групп продленного дня способствуют наиболее эффективному развитию планирования, самостоятельности и ответственности у детей. Таким образом, исследование в данной области не только актуально для понимания влияния дополнительного образовательного времени на обучение младших школьников, но и обогатит психологические знания о формировании ключевых навыков в данном возрасте...
В ходе данного исследования, посвященного теме «Самоорганизация младших школьников в условиях группы продленного дня», были обширно рассмотрены психологические особенности младших школьников, роль самоорганизации в их развитии, а также социальные модели поведения, формирующиеся в условиях групп продленного дня как особого социального пространства.
Содержание опытно-экспериментальной работы охватывало внедрение программы, направленной на развитие самоорганизации у детей. Были подчеркнуты важность индивидуальной адаптации, системы отслеживания прогресса, развития метапознания и расширения выбора активностей в контексте групп продленного дня.
Результаты опытно-экспериментальной работы дали возможность сделать следующие выводы:
Развитие самоорганизации: Внедрение программы активно
способствовало развитию навыков самоорганизации у младших школьников. Индивидуализированный подход, учет интересов и система отслеживания прогресса оказали положительное воздействие на общий уровень самоорганизации участников.
Социальные навыки: Программа также содействовала формированию социальных навыков. Вовлечение детей в групповые активности и стимулирование общения привели к улучшению коммуникативных умений и взаимодействия.
Адаптация и гибкость: индивидуальная адаптация и возможность выбора активностей содействовали лучшей адаптации к программе. Гибкость в подходе к каждому ребенку давала возможность эффективного включения в образовательный процесс.
Активное участие родителей: вовлечение родителей в процесс программы оказалось важным фактором успешного развития учащихся. Регулярные встречи и совместные проекты способствовали лучшему пониманию и поддержке родителями образовательного пути своих детей.
На основе полученных результатов мы предлагаем следующие рекомендации по улучшению программы.
Индивидуальная адаптация: усиление практики проведения вводных сессий для более глубокого выявления уникальных потребностей и интересов каждого ребенка...
1. Афонькина Ю.А. Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей 2-3 лет. Методики выявления и изучения; М.: Учитель, 2021. 637 с.
2. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. М: Попурри, 2021. 147 с.
3. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду. Моногр. М.: Мозаика-Синтез 2021. 144 c.
4. Веракса, Н.Е. Детская психология. Учебник для академического бакалавриата. М. : Люберцы Юрайт, 2016. 446 c.
5. Волков Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение. Моногр. М.: Питер, 2021. 304 с.
6. Волков Б.С. Детская психология. Логические схемы. М.: Владос, 2007. 252 с.
7. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Лекции. М.: А- Приор, 2010. 160 с.
8. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. Учебное пособие. М.: Форум, 2011. 288 с.
9. Коновалова Н.Л. Профилактика школьной дезадаптации при психологическом сопровождении. Монография. М.: Питер, 2020. 931 с.
10. Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. М.: АНО «Психологическая электронная библиотека» 2017. 78с.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М.: УРАО, 2011. 243с.
12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.:Наука, 2006, 82с.
13. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Владос, 2021. 644с.
14. Эльконин Д.Б, Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста. М.: Владос, 2015.126с.
15. Смирнова Е.О. Детская психология. М.:СПб: Питер, 2012. 304 c...30