Введение 3
Глава I. Говорение как вид речевой деятельности обучающихся и его особенности 7
1.1 Характеристика понятия «говорение» 7
1.2 Современные методы и приемы обучения иноязычному
говорению в средней общеобразовательной школе 13
1.3 Структура раздела «Говорение» в ЕГЭ по английскому языку 22
Глава 2. Методика подготовки обучающихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку 30
2.1 Анализ современных УМК при подготовке обучающихся к
устной части ЕГЭ по английскому языку 30
2.2 Методические рекомендации по подготовке обучающихся к
выполнению заданий устной части ЕГЭ по английскому языку 33
2.3 Введение элективного курса для реализации предложенных
методических рекомендаций 47
2.3.1 Актуальность разработки элективного курса 48
2.3.2 Цель, задачи обучения и планируемый результат 51
2.3.3 Структура курса и организация обучения 53
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложение 1 63
Данная работа посвящена исследованию особенностей подготовки обучающихся к выполнению заданий раздела «Говорение» ЕГЭ по английскому языку.
Ни одно из нововведений последних лет в российской образовательной системе не вызывает столько споров, тревог и волнений, как Единый Государственный экзамен, который постепенно становится всё более масштабной реалией российского образовательного пространства. Поэтому всем преподавателям иностранного языка необходимо иметь полное и чёткое представление о формате и структуре нового экзамена и об особенностях процедуры его проведения.
Актуальность темы данной работы определяется проблемой неподготовленности российского среднего образования в теоретическом и практическом планах к сдаче введенного в 2015 году раздела «Говорение» в ЕГЭ по английскому языку. Основной его целью является введение формы независимой оценки уровня учебных достижений обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы. В настоящее время обучению устной речи в школе уделяется большее внимание, чем несколько лет назад. Говорение является составной частью экзаменационных испытаний, например Единого государственного экзамена в России, равно как и частью международных тестов: TOEFL, Cambridge First Certificate in English, IELTS и других.
Недооценка аспекта «Говорение» может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Известно, что говорение - очень трудный вид речевой деятельности. Современные выпускники школ практически не владеют данным умением Создание условий развития лексических навыков должно занимать важное место уже на начальном этапе.
Впервые устная часть экзамена была проведена в 2015 году. Результат беседы с преподавателями английского языка г.Пензы показал, что учащимся на протяжении трех лет труднее всего дается именно выполнение заданий раздела «Говорение». Причиной этого, помимо волнения и большого психического напряжения в связи с нововведениями, является неспособность работать с предложенными заданиями и недостаточная сформированность умений выражения собственной мысли по предложенным темам. Помимо этого, все задания ЕГЭ характеризуются определенной спецификой, не учитываемой в учебниках школьной программы. Выявленное противоречие также определяет актуальность данного исследования.
Проблемами и вопросами модернизации ЕГЭ и развития лексических навыков занимались такие ученые, как М.В. Вербицкая, И.А. Зимняя, В.В. Сафонова, чьи работы послужили теоретической базой нашего исследования.
Объектом данного исследования является процесс формирования навыков говорения у обучающихся старшего звена при подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку.
Предметом исследования являются формы работы с лексическим материалом английского языка при подготовке к сдаче раздела ЕГЭ «Говорение».
Цель данной работы состоит в изучении особенностей подготовки обучающихся к выполнению заданий раздела говорения в ЕГЭ по английскому языку и выявлении эффективных методов обучения говорению в рамках подготовки к сдаче соответствующего раздела говорения в ЕГЭ по английскому языку...
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы было выявлено, что развитие у обучающихся навыка говорения является одной из актуальных проблем в современной системе образования вообще и обучении иностранному языку в частности.
Г оворение является одним из самых сложных видов речевой деятельности учащихся. В настоящее время существует многообразие подходов к проблеме обучения говорению.
Цель проведенной нами работы состояла в выявлении ключевых особенностей подготовки учащихся к сдаче раздела «Говорение» в ЕГЭ, в создании для учителей методических рекомендаций, позволяющих наиболее эффективно подготовить учащихся к успешному выполнению заданий раздела «Говорения» ЕГЭ.
Итоги данной дипломной работы заключаются в следующем:
1. Теоретические положения о подготовке учащихся
общеобразовательной школы к сдаче Единого государственного экзамена проанализированные в первой части работы были конкретизированы применительно к объекту исследования. В ходе исследования были выявлены наиболее частые ошибки и трудности, возникающие у учащихся в процессе подготовки и сдачи устной части ЕГЭ.
2. Рассмотрено понятие «говорение» и определены его особенности как основного вида речевой деятельности обучающихся. Выявлена структурная специфика раздела «Говорение» Единого Государственного экзамена по английскому языку. Определены факторы, влияющие на успешность выполнения заданий ЕГЭ участниками экзамена по английскому языку.
Изучены современные методы обучения говорению, определены их достоинства и недостатки.
3. На основе современных требований по подготовке к ЕГЭ разработаны методические рекомендации для учителей по использованию заданий различных типов и уровней сложности в период подготовки обучающихся к выполнению заданий устной части ЕГЭ с целью формирования навыков говорения у участников экзамена и экспериментальным путем подтверждена их эффективность.
1. Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной речи. - Тбилиси, 1974. - С.118-120
2. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. - М.:
Просвещение. - 1996. - 180 с.
3. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Д. Дули, Б. Оби, В. Эванс УМК Английский язык для основной школы (10-11 классы) - М.: Просвещение, 2014.
4. Бим И.Л., Каменецкая Н.П. О преподавании иностранных языков на современном этапе // Иностранные языки в школе. - 1995. - № 3. - С. 6 - 11.
5. Болотов В.А. Единый государственный экзамен. Сборник статей. - М.: Логос. - 2002. - 208 с.
6. Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е., Д. Дули, В. Эванс. УМК Английский язык для основной школы (10-11 классы) - М.: Просвещение, 2014.
7. Вербицкая М. В., Махмурян К. С., Симкин В. Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского языка (на основе анализа типичных затруднений выполнений заданий ЕГЭ) // М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, В. Н. Симкин. М.: ФИПИ, 2014 - 21с.
8. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н., Соловова Е.Н. Новая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2013. - №9. - С.10-21.
9. Вербицкая М.В., Соловова Е.Н. Единый государственный экзамен. -М.: Интеллект- Центр, 2010.
10. Все о ЕГЭ [Электронный ресурс] // Режим доступа: HYPERLINK
"http://www.egeinfo.ru" www.egeinfo.ru
11. Гез Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения // Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М.Тореза. - 1984. - с. 124.
12. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия. - 2008. - 366 с.
13. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. - М.:
Академия. - 2010.
14. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. - М.: Минобразования РФ, 2002. - 233 с
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М. - 2001...48