ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ СРЕДИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Физиологические особенности и проблемы детей-инвалидов с
нарушением слуха 6
1.2. Особенности обучения биологии слабослышащих детей 12
1.3. Значение использования ИКТ в обучении слабослышащих детей на
уроках биологии 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 24
2.1. Методические особенности организации процесса обучения биологии
для слабослышащих детей с использованием ИКТ и критерии оценивания его эффективности 24
2.2. Результаты реализации комплекса уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий при обучении биологии
среди слабослышащих детей 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Физиологические особенности и проблемы детей-инвалидов с
нарушением слуха 6
1.2. Особенности обучения биологии слабослышащих детей 12
1.3. Значение использования ИКТ в обучении слабослышащих детей на
уроках биологии 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 24
2.1. Методические особенности организации процесса обучения биологии
для слабослышащих детей с использованием ИКТ и критерии оценивания его эффективности 24
2.2. Результаты реализации комплекса уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий при обучении биологии
среди слабослышащих детей 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность исследования. В жизни современного человека в настоящий момент одно из ключевых мест занимают компьютерные и информационно-коммуникационные технологии. Информатизация сегодня затрагивает все сферы жизнедеятельности, дает возможность каждому человеку получить доступ к любым открытым информационным источникам в удобной для него форме. Очевидно, что информатизация образования - важнейший этап развития современного общества, включающий в себя комплекс методов, программных и аппаратных средств обучения и позволяющий обрабатывать, хранить и передавать информацию с целью повышения эффективности учебного процесса. Примечательно, что одним из следствий данного процесса является обеспечение равных возможностей для получения образовательных услуг всем детям, в том числе и детям с особыми образовательными потребностями [27].
Дети-инвалиды менее адаптированы в обществе, чем их сверстники. Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья можно считать следствием низкого уровня сформированное™ умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к учебной деятельности. Большинство учащихся коррекционных школ не проявляют интереса к учебной деятельности. Поэтому необходимо создать в коррекционных учреждениях адаптивную образовательную среду, чтобы школьники с особыми образовательными потребностями могли обучаться в комфортных, доступных для них условиях.
В связи с этим, в работах зарубежных и отечественных авторов отмечается перспективность использования информационных технологий в специальной (коррекционой) школе (Речицкая Е. Г., Кукушкина О. И., Баймуратова А. Т, Орынтаева р. К.). Во-первых, это позволяет эффективно организовать познавательную деятельность школьников с нарушениями слуха на уроках, повысить качество усвоения материала за счет активизации зрительного анализатора и остаточного слухового восприятия средствами мультимедиа. Во-вторых, дифференцировать процесс обучения, дать возможность выбора индивидуальной траектории для всех учеников, повысить мотивацию, заинтересовать и вовлечь в учебную деятельность каждого ребенка. В-третьих, потенциальные возможности компьютеров позволяют существенно расширить комплекс познавательных средств, используемых для обучения детей с нарушенной слуховой функцией [27].
Следовательно, ИКТ в образовании могут выступать как основная составляющая урока, так и как его дополнение, позволяя совершенствовать образовательный процесс, повышать эффективность усвоения учебного материала обучающимися, вызывать их интерес к школьному предмету. Использование ИКТ позволяет повысить качество наглядности учебного материала, что является одним их основополагающих принципов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [24].
Объект исследования: процесс обучения биологии слабослышащих детей.
Предмет исследования: особенности применения ИКТ в процессе обучения биологии слабослышащих детей.
Цель работы: изучение особенностей и значения использования ИКТ в обучении биологии слабослышащих детей...
Дети-инвалиды менее адаптированы в обществе, чем их сверстники. Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья можно считать следствием низкого уровня сформированное™ умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к учебной деятельности. Большинство учащихся коррекционных школ не проявляют интереса к учебной деятельности. Поэтому необходимо создать в коррекционных учреждениях адаптивную образовательную среду, чтобы школьники с особыми образовательными потребностями могли обучаться в комфортных, доступных для них условиях.
В связи с этим, в работах зарубежных и отечественных авторов отмечается перспективность использования информационных технологий в специальной (коррекционой) школе (Речицкая Е. Г., Кукушкина О. И., Баймуратова А. Т, Орынтаева р. К.). Во-первых, это позволяет эффективно организовать познавательную деятельность школьников с нарушениями слуха на уроках, повысить качество усвоения материала за счет активизации зрительного анализатора и остаточного слухового восприятия средствами мультимедиа. Во-вторых, дифференцировать процесс обучения, дать возможность выбора индивидуальной траектории для всех учеников, повысить мотивацию, заинтересовать и вовлечь в учебную деятельность каждого ребенка. В-третьих, потенциальные возможности компьютеров позволяют существенно расширить комплекс познавательных средств, используемых для обучения детей с нарушенной слуховой функцией [27].
Следовательно, ИКТ в образовании могут выступать как основная составляющая урока, так и как его дополнение, позволяя совершенствовать образовательный процесс, повышать эффективность усвоения учебного материала обучающимися, вызывать их интерес к школьному предмету. Использование ИКТ позволяет повысить качество наглядности учебного материала, что является одним их основополагающих принципов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [24].
Объект исследования: процесс обучения биологии слабослышащих детей.
Предмет исследования: особенности применения ИКТ в процессе обучения биологии слабослышащих детей.
Цель работы: изучение особенностей и значения использования ИКТ в обучении биологии слабослышащих детей...
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы и проведения исследования нами были реализованы следующие задачи:
1. Была проанализирована научная литература по вопросам проблем и особенностей физиологии и обучения слабослышащих детей.
2. Рассмотрены физиологические особенности и проблемы детей- инвалидов с нарушением слуха, в ходе чего было определено, что дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся степенью (тугоухость и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная, смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.
3. Охарактеризованы особенности обучения биологии слабослышащих детей и было определено, что при проведении уроков биологии наглядность выступает одним из основных средств обучения. Оно дает более полное и глубокое осмысление учебного материала, может в зависимости от задач урока выполнять функции источника знаний и подтверждения устного или печатного слов.
4. Рассмотрено значение использования ИКТ в обучении
слабослышащих детей на уроках биологии. Было выяснено, что использование информационно-коммуникативных технологий при обучении биологии слабослышащих детей обеспечивает наглядность обучения и дает возможность визуализировать изучаемый материал, а также проще выполнять задания детей.
5. Эмпирически изучены особенности применения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения биологии слабослышащих детей 7 класса. При этом было установлено, что содержание образовательной программы несколько меняется при условии его коррекционной направленности. Так увеличивается количество часов на изучение живых организмов, повышается необходимость постоянного закрепления материала. Составление презентации тоже имеет свои особенности. В нее должна быть обеспечена как можно меньшая информативная нагрузка, повышенная яркость не приветствуется, при рассказе мы постоянно обеспечивали взаимодействие и следили за четкостью и правильностью произношения слов учениками. Мы проводили как минимум две гимнастических паузы при проведении урока, чтобы глаза детей, являющиеся ведущих анализатором, отдыхали. При этом очень помогала презентация, так как на ней проще представить упражнения и описать их. Кроме того, при изучении новой темы мы старались исключить самостоятельную работу с учебником, так как дети могли не понять его содержание, а вот практическое применение полученных знаний посредством выполнения заданий, представленных на слайдах, использовалось. Также большим преимуществом использования презентации при обучении слабослышащих детей является возможность показа видеофрагментов, что обеспечивает большую наглядность.
Для оценки эффективности применения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения биологии среди слабослышащих детей нами применялось анкетирование и критерии оценки эффективности организации процесса обучения биологии (познавательная активность, успеваемость и уровень усвоения знаний обучающимися). Оценка проводилась в двух 7 классах («А» и «Б»), один класс был выбран в качестве экспериментального, второй - в качестве контрольного...
1. Была проанализирована научная литература по вопросам проблем и особенностей физиологии и обучения слабослышащих детей.
2. Рассмотрены физиологические особенности и проблемы детей- инвалидов с нарушением слуха, в ходе чего было определено, что дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся степенью (тугоухость и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная, смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.
3. Охарактеризованы особенности обучения биологии слабослышащих детей и было определено, что при проведении уроков биологии наглядность выступает одним из основных средств обучения. Оно дает более полное и глубокое осмысление учебного материала, может в зависимости от задач урока выполнять функции источника знаний и подтверждения устного или печатного слов.
4. Рассмотрено значение использования ИКТ в обучении
слабослышащих детей на уроках биологии. Было выяснено, что использование информационно-коммуникативных технологий при обучении биологии слабослышащих детей обеспечивает наглядность обучения и дает возможность визуализировать изучаемый материал, а также проще выполнять задания детей.
5. Эмпирически изучены особенности применения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения биологии слабослышащих детей 7 класса. При этом было установлено, что содержание образовательной программы несколько меняется при условии его коррекционной направленности. Так увеличивается количество часов на изучение живых организмов, повышается необходимость постоянного закрепления материала. Составление презентации тоже имеет свои особенности. В нее должна быть обеспечена как можно меньшая информативная нагрузка, повышенная яркость не приветствуется, при рассказе мы постоянно обеспечивали взаимодействие и следили за четкостью и правильностью произношения слов учениками. Мы проводили как минимум две гимнастических паузы при проведении урока, чтобы глаза детей, являющиеся ведущих анализатором, отдыхали. При этом очень помогала презентация, так как на ней проще представить упражнения и описать их. Кроме того, при изучении новой темы мы старались исключить самостоятельную работу с учебником, так как дети могли не понять его содержание, а вот практическое применение полученных знаний посредством выполнения заданий, представленных на слайдах, использовалось. Также большим преимуществом использования презентации при обучении слабослышащих детей является возможность показа видеофрагментов, что обеспечивает большую наглядность.
Для оценки эффективности применения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения биологии среди слабослышащих детей нами применялось анкетирование и критерии оценки эффективности организации процесса обучения биологии (познавательная активность, успеваемость и уровень усвоения знаний обучающимися). Оценка проводилась в двух 7 классах («А» и «Б»), один класс был выбран в качестве экспериментального, второй - в качестве контрольного...



