Введение 3
1. Теоретические основы управления социальной сферой муниципального образования 5
1.1 Теоретические подходы к управлению социальной сферой 5
1.2. Особенности управления социальной сферой на муниципальном уровне 17
2. Анализ управления социальной сферой муниципального образования 25
2.1 Анализ деятельности местной администрации муниципального образования Измайловское в области социальной сферы 25
2.2 Анализ деятельности органа опеки и попечительства муниципального образования Измайловское 32
3 Определение направлений для совершенствования системы управления социальной сферой муниципального образования Измайловское 41
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию управления социальной сферой муниципального образования Измайловское 41
3.2 Эффективность мер по совершенствованию системы управления социальной сферой муниципального образования Измайловское 45
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 1Вопросы местного значения муниципальных образований муниципальных округов 56
Приложение 2 Перечень служащих в местной администрации муниципального образования Измайловское 61
Управление социальной сферой и социальными процессами на всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Целью социальной сферы является удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение социальных гарантий. Главная цель социальной сферы - повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства [1].
Согласно Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Законодательная и исполнительная власти призваны соблюдать основные права человека, обеспечивать защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, малообеспеченность .
Социальную сферу образуют учреждения и предприятия, оказывающие услуги населению. С развитием общества изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, и повышаются требования к их качеству.
Органы местного самоуправления и органы власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий могут использовать финансовые ресурсы для проведения социальных программ. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей; устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивая государственную социальную поддержку гражданам. Четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами любого муниципального образования является ведущим звеном социально -экономического функционирования и обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Следовательно, совершенствование системы управления социальной сферой населения на муниципальном уровне является весьма актуальным, именно это и обусловило выбор темы данной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мер по повышению эффективности управления социальной сферой на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть теоретические основы управления социальной сферой муниципального образования;
-провести анализ управления социальной сферой муниципального образования Измайловское;
-определить направления для совершенствования системы управления социальной сферой муниципального образования Измайловское.
Объектом исследования является социальная сфера муниципального образования Измайловское.
Предметом исследования - управление социальной сферой муниципального образования Измайловское.
Для написания данной работы использовался анализ документов и статистической информации муниципального образования Измайловское.
В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Любое государство на различных этапах своего развития является динамичной структурой, постоянно осуществляющей поиск наиболее эффективных механизмов реализации публичной власти, воздействия на общественные отношения. В процессе такого поиска одно из центральных мест занимает вопрос оптимального разграничения полномочий между органами власти различных уровней: федерального, регионального, муниципального. При этом одной из важнейших форм такого разграничения является наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Локальные проблемы лучше и эффективнее решать не из федерального центра, а на местах путем активизации самодеятельности местного населения и избираемых им органов. Его реализация позволяет за счет приближенности к «очагу» проблемы достигать точности, своевременности ее решения, а также оптимизации расходов, связанных с его исполнением.
Были определены некоторые правовые проблемы, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления в процессе реализации таких полномочий (на примере отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству).
Также было определено, что организация системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге имеет ряд особенностей. Анализ этих особенностей позволяет сделать вывод, что реализация органами местного самоуправления города отдельных государственных полномочий, в частности в области опеки и попечительства, становится одной из основных и важнейших функций этих органов.
Были выявлены проблемы в области организации деятельности по опеке и попечительству и поиску возможных пут ей их разрешения в муниципальном образовании Измайловское города Санкт-Петербурга.
Несмотря на наличие проблем, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при реализации полномочий по опеке и попечительству, жители Санкт-Петербурга нуждаются в передаче таких полномочий органам власти, наиболее приближенным к населению. Поэтому, поискрешений, существующих в этой области проблем имеет смысл и практическую значимость.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.20 14 N 6-ФКЗ, от 30.12.2014 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.02.2017, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2009 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // "Российская газета", № 202, 08.10.20 15.
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон РФ от 24 июня 2014 № 120- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 28.06.2017. - № 26. - Ст. 3177.
4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 11сентября 2010 № 428-ФЗ // Российская газета. - 11.09.2015. - № 202.
5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 № 210 -ФЗ // Российская газета. - 30.07.2015. - № 168.
6. О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Закон Санкт-Петербурга от 27 ноября 2017 № 654-102 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 09.12.2017. - № 38.
7. П. 1 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2017 № 782-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
8. Распоряжении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга «О Порядке организации и осуществления органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге деятельности по опеке и попечительству» от 06.08.2014 № 217 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 09.12.2017. - № 38.
9. Айвазян С.С., компетенция исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления как субъектов государственного управления - М.: Питер, 2016
10. Алпатов, Ю.М. Российский федерализм и местное самоуправление. Монография. - М.: Юркомпани, 2013.
11. Баркина, А.Г.Проблемные аспекты развития системы местного самоуправления в Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - № 5 (99).
12. Бережкова Н.Ф., Правовое регулирование государственной службы в России. Этические нормы и присяга: монография, ЮНИТИ -ДАНА; Закон и право: - 2015
13. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Учебное пособие. -М., 2013
14. Выдрин, И.В. Муниципальное право России. - Подольск: УрГЮД, 2014.
15. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление. - М.: Проспект, 2015...(27)