СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИНОНИМИЧЕСКИХ
КОНСТРУКЦИЙ СИНТАКСИЧЕСКОГО ПОРЯДКА:
СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ)
Введение 4
1 Цифровые исторические проекты и новые медиа 9
1.1 Определение понятия «научно-популярная журналистика»9
1.2 Популяризация научного знания в истории отечественной
журналистики 12
1.3 Современные тенденции развития медиа и их влияние на научнопопулярную журналистику в России14
1.4 Историческая тематика в СМИ: медийная проблема 16
1.5 «Новые медиа»: определения и подходы 18
1.6 Медиапроекты и их классификация 22
1.6.1 Мультимедиа и мультимедийная история 23
1.6.2 Классификация медиапроектов 25
1.7 Анализ медиа Arzamas и «Дилетант» 26
1.8 Создание материалов на историческую тематику: характерные черты и форматы 29
1.9 Скринлайф видео: описание жанра 30
2 Создание авторского проекта «История 0+» 32
2.1 Аудитория проекта: работа с фокус-группой 33
2.2 Подготовительный этап работы над проектом 35
2.2.1 Выбор темы проекта 36
2.2.2 Ценность работы для культуры 37
2.2.3 Выбор формата 38
2.2.4 Выбор дикторов для озвучки 38
2.3 Написание сценария 40
2.4 Этап производства видео 41
2.4.1 Съемка скринлайф 41
2.4.2 Саунд-дизайн и монтаж аудио в программах Sound Forge и Reaper 42
2.4.3 Монтаж видеороликов в программе Adobe Premiere Pro 44
2.5 Этап визуализации проекта 45
2.5.1 Выбор стиля: цветовая гамма, шрифт, дизайн 45
2.5.2 Структура сайта 46
2.5.3 Расширения для возрастных групп 48
2.6 Трудности в работе над проектом 49
2.7 Анализ работы над проектом 50
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение А Опросник для фокус-группы 64
Приложение Б Сценарий для взрослых и молодых людей 66
Приложение В Сценарий для детей 68
Приложение Г Сценарий для подростков 70
Приложение Д Сайт мультимедийного проекта «История 0+»: декстопная версия 71
Приложение Е Сайт мультимедийного проекта «История 0+»: мобильная версия 73
С распространением Интернета во многих сферах нашей жизни произошли изменения. По данным ежегодного отчета «We are social» о состоянии медиасреды на январь 2022, на нашей планете проживает 7,91 миллиарда человек и 4,62 из них используют Интернет [We are social, 2022]. Исследователи отмечают, что эта цифра отражает именно активных пользователей сети - не тех, кто имеет доступ к всемирной паутине, а тех, кто постоянно находиться в медиасреде. Причем количество активных пользователей постоянно растет (еще в прошлом году их было на 42 миллиона меньше). В новом тысячелетии журналистика трансформируется с невероятной скоростью. Недостаточно подготовить интересный материал, необходимо подать его так, чтобы у человека возникло желание дочитать/досмотреть до конца. Клиповое мышление также внесло свои коррективы - у вас есть всего несколько секунд, чтобы заинтересовать потенциальную аудиторию. Сейчас люди живут в информационном избытке, поэтому СМИ приходится бороться за внимание потребителя, находить новые способы удержания и вовлечения аудитории, осваивать различные форматы подачи контента.
Новые медиа экспериментируют с формами визуализации данных, подачей информации в разных жанрах, виртуальной и дополненной реальностью.
Параллельно с медиасредой меняется и социальное пространство. Одним из признаков развитого общества является интерес к научному знанию, ведь внимание к науке способствует развитию критического мышления. Отсюда и появляется потребность к популяризации науки. Этим должны заниматься именно журналисты (совместно с учеными), потому что в массовом сознании наука, тем более, история, является скучной и непонятной. В школе и университете мало внимания уделяется глубинному познанию отдельных исторических процессов, потому что программа очень обширная, а время ограниченное. У многих навсегда закрепляется, что история - это про заучивание дат и череду скучных событий.
2022-й год посвящен культурному наследию народов России. Об этом говорится в Указе президента Российской Федерации Владимира Путина. Решение принято «в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей» .
Таким образом раскрывается актуальность работы. Россия является многонациональной страной, у каждого народа своя культура, язык, обычаи и традиции, которые бережно сохраняются. Это актуально и для Красноярского края - по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, в крае проживают представители 159 национальностей, 17 из которых наиболее многочисленны. Проект «История 0+» о культуре сибирских народов как раз находится в повестке.
Объект исследования - научно-популярная цифровая журналистика.
Предмет исследования - применение инструментов новых медиа в создании исторического медиапроекта о сибирской культуре в региональной повестке.
Соответственно, цель исследования - подготовка собственного мультимедийного проекта «История 0+». Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• дать определения ключевым понятиям работы: новые медиа, медиапроект, научно-популярная журналистика;
• изучить скринлайф-видео как жанр журналистского продукта;
• проанализировать научно-популярные медиа Arzamas и «Дилетант» на предмет наиболее популярных тем;
• разработать концепцию собственного проекта;
• учесть различные предпочтения разных возрастных групп;
• написать сценарий и произвести съемку необходимого материала;
• смонтировать три серии видеороликов в формате скринлайф;
• записать детский подкаст;
• сделать расширения проекта для разных возрастных групп;
• создать презентационный сайт для проекта;
• разместить видеоролики на YouTube-канале;
• опубликовать готовый проект «История 0+» в СМИ.
...
Репрезентация исторического наследия в СМИ является медийной проблемой. Если мы говорим об актуализации сибирской истории, то сталкиваемся и с проблемой трактовок: в источниках встречается совершенно разная информация об одних и тех же события. В рамках исследования было решено работать именно в этом направлении, что изначально представлялось просто интересным опытом. Однако по мере изучения проблемы, стало понятно, что проект выйдет за рамки учебного процесса - его можно презентовать в школах, подавать на конкурсы и гранты.
Цель дипломной работы состояла в создании цифрового проекта. В итоге был разработан проект «История 0+» об истории освоения Сибири и ее народов, адаптированный для людей разного возраста. В его основе 9 скринлайф-видео, детский подкаст и расширения.
По мере выполнения всех этапов работы над ВКР были решены все поставленные задачи:
• даны определения ключевым понятиям работы: новые медиа, медиапроект, научно-популярная журналистика;
• изучен жанр скринлайф;
• проанализированы медиа Arzamas и «Дилетант» на предмет наиболее популярных тем публикаций;
• разработана концепция проекта «История 0+» с учетом предпочтений разных возрастных групп;
• написан сценарий;
• произведена съемка и монтаж необходимого материала;
• записан детский подкаст;
• сделаны расширения проекта;
• подготовлен презентационный сайт на платформе Tilda;
• создан YouTube-канал для размещения видеороликов;
В теоретической части исследования выяснено, что новые медиа включают в себя все цифровые онлайн-технологии передачи информации и данных, которые способствуют взаимодействию между пользователями. С помощью этих средств современные технологии могут обеспечить ранее неизвестные формы освещения, обработки информации, ее сохранения, и передачи. Понятие является относительным, так как в любую эпоху новые медиа свои.
Медиапроект — это самостоятельно разработанный и изготовленный цифровой продукт от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, с использованием современных медиатехнологий.
Научно-популярная журналистика предназначена для массовой аудитории и привлекает внимание общества к науке как социальному институту. Жанр характеризуется легкостью восприятия текстов аудиторией, что достигается при помощи написания общедоступным языком и глубоким погружением журналиста в тему.
Скринлайф - это относительно новый формат визуального сторителлинга, где все события происходят полностью на экране компьютера, планшета или смартфона. Сначала он появился как формат киноповествования, так как кинематографисты заметили тенденцию по распространению компьютеров, мобильных устройств и Интернета. Первые попытки работы в этом жанре были предприняты в 2010-х годах, когда стало понятно, что технологии оказывают все большее влияние на повседневную жизнь.
Так как в практической части описана деятельность по созданию авторского проекта, контент-анализ существующей практики смежных медиапроектов был сделан также в теоретической части. Оказалось, что в медиа со смежной тематикой, преобладают публикации о культуре и истории народов, языках, древних цивилизациях, психологии.
Цель выпускной работы состояла в создании цифрового проекта в контексте истории Сибири. В итоге был разработан проект «История 0+» об истории освоения Сибири и ее народов, адаптированный для людей разного возраста. В его основе 9 скринлайф-видео, детский подкаст и расширения.
...
1 «История 0+» [Электронный ресурс]: Мультимедийный проект. - 2022. - URL: http://history0.tilda.ws.
2 Больц, Н. М. Азбука медиа / Н. М. Больц. — Москва : Европа, 2011.
• 136 с.
3 Ваганов, А. Г. Научно-популярная журналистика и престиж науки в
общественном сознании [Электронный ресурс] / А. Г. Ваганов - Российский химический журнал, 2007. - №3. - С. 15-20. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-populyarnaya-zhurnalistika-i-prestizh- nauki-v-obschestvennom-soznanii (дата обращения: 30.03.22).
4 Волкова, И. И. К вопросу о функциональности игры и игровых коммуникаций в современных медиа / И. И. Волкова - Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2013. - № 12 (30). - С. 41-45.
5 Гнедько, Т. Н. Функционально-стилевой статус научно-популярного текста [Электронный ресурс] / Т. Н. Гнедько - Науков1 записки [Нтжинського державного ушверситету 1м. Миколи Гоголя]. Сер.: Фшолопчш науки, 2014. - Кн. 2. - С. 47-52. - URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Nzfn 2014 2 10 (дата обращения: 30.03.22).
6 Грабовски, К. X. Научная журналистика для журналистов [Электронный ресурс] / Грабовски К. X. - Полит.ру: информационнополитический канал. - 2012. - URL: http://polit.ru/article/2012/03/30/grabovsky (дата обращения: 30.03.22).
7 Дебре, Р. Введение в медиологию / Р. Дебре // Пер. с франц. Б.М. Скуратова. - Москва : Праксис, 2010. - 368 с.
8 Деникин, А. А. Новые медиа и цифровое искусство / А. А. Деникин
• Сб. статей Развлечение и искусство. - Вып.2. - Санкт-Петербург : Нестор- История, 2011. - С. 382-396.
9 Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь) [Электронный ресурс] / Т. Г. Добросклонская - Москва : Флинта Наука, 2008. - 264 с. - URL: http://www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/dobrosklonskaya -medialingvistika.pdf (дата обращения: 30.03.22).
10 Ершов, Ю. М. Аудитория будущего: перспективы познавательного вещания [Электронный ресурс] / Ю. М. Ершов - Вести. Том. гос. ун-та. Филология, 2009. - №2 (6). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/auditoriya- buduschego-perspektivy-poznavatelnogo-veschaniya (дата обращения: 01.04.22).
11 О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: закон РФ
от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.07.2021). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/ (дата обращения: 19.05.22).
12 Иванов, С. Задача популяризации в истории состоит в том, чтобы отучать русских от мелкого провинциализма [Электронный ресурс] / С. Иванов
• 2010. - URL: http://os.colta.ru/literature/projects/175/details/18844 (дата обращения: 30.03.22).
13 Иванова, Г. С. Технология программирования / Г. С. Иванова - Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. - 320 с.
14 Интерактивные технологии в профессиональном воспитании: учебно-методическое пособие / 3. И. Исламова, А. Р. Айдагулова, Д. С. Занин, Л. Р. Саитова. - Уфа : Изд.-во БГПУ, 2012. - 212 с.
15 Кирилин, К. А. Формы и методы популяризации науки в российских СМИ [Электронный ресурс] / К. А. Кирилин, М. М. Скрипченко - МИР НАУКИ, культуры, образования - Горно-Алтайск : РМНКО, 2018. - №4 (71). - С. 439-441.
• URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-populyarizatsii-nauki-v- rossiyskih-smi (дата обращения: 10.05.22).
... всего 50 источников