ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Введение 4
1 Теоретические аспекты управления физической культурой и спортом 6
1.1 Структура физической культуры и спорта в России 6
1.2 Характеристика и организация физкультурных и спортивных
мероприятий 15
1.3 Особенности организации и проведения крупных спортивных
мероприятий 21
2 Организация и методы исследований 30
2.1 Организация исследований 30
2.2 Методы исследований 32
3 Оценка эффективности показателей управления физической культурой и
спортом 38
3.1 Анализ состояния развития физической культуры и спорта 38
на территории Российской Федерации и Красноярского края 38
3.2 Сравнительная характеристика темпов развития физической культуры и
спорта в Красноярском крае и Республике Татарстан в период подготовки и проведения всемирной универсиады 46
3.3 Практические рекомендации по повышению уровня развития физической
культуры и спорта в регионе 54
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение А 66
В настоящее время происходит активное развитие физической культуры и спорта на территории Российской Федерации. Данная сфера предоставляет услуги в области физической культуры и спорта и является одной из социально-экономической отраслей. Стратегической целью государственной политики является создании условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры.
Эффективная организация физической культуры и спорта в сфере проведения крупных спортивных соревнований влияет на социальный уровень жизни населения и городскую среду. Основная направленность деятельности ориентирована на: эффективное использование возможностей отрасли в формировании у населения ценностей здорового образа жизни; вовлечение жителей в регулярные занятия физической культурой и спортом; увеличение доли населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями. Регионы, которые успешно реализуют планы проведения спортивных мероприятий, имеют возможность получать дополнительное финансирование для дальнейшего развития, благодаря этому имеют больше перспектив к улучшению социально жизни населения и поднятию узнаваемости города.
Организация и проведение крупных спортивных мероприятий является движущей силой к подъему уровня развития физической культуры и спорта. Немаловажно не только сохранить нарощенные темпы, и эффективно использовать созданные ресурсы. В России показательными событиями стали проведение Всемирных студенческих игр в Казани в 2013 году и в Красноярске в 2019 году, поэтому для оценки эффективности после проведения данных мероприятий были изучены показатели развития физической культуры и спорта. С помощью данных показателей можно определить в каком состоянии находится 4
сфера физической культуры и спорта [20].
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью проведения анализа развития физической культуры и спорта для поиска механизмов ее совершенствования.
Объект исследования - организация физической культуры и спорта в России.
Предмет исследования - влияние крупных спортивных соревнований на эффективность развития физической культуры и спорта в регионе.
Цель: обоснование влияния проведения крупных спортивных соревнований на эффективность развития физической культуры и спорта в регионах (на примере Республики Татарстан и Красноярского края).
Задачи:
1. Рассмотреть структуру физической культурой и спортом в Российской Федерации, охарактеризовать организацию физкультурных и спортивных мероприятий и определить особенности организации и проведения крупных спортивных мероприятий в регионе.
2. Оценить показатели развития физической культуры и спорта на территории Российской Федерации, Красноярского края и Республики Татарстан.
3. Провести сравнительный анализ уровня развития физической культуры и спорта в Красноярском крае и Республике Татарстан в период подготовки и проведения Всемирной Универсиады.
4. Дать рекомендации для повышения эффективности развития физической культуры и спорта в регионе, на основе тенденций, выявленных в ходе исследования.
Методы: анализ научно-методической литературы, анализ статистических отчетов подведомственных министерств и комитетов, методы математической обработки данных.
1. В ходе анализа научно-методической литературы нами было рассмотрена структура физической культуры и спорта, охарактеризована организация физкультурных и спортивных мероприятий, а также определены особенности организации и проведения крупных спортивных мероприятий в регионе. Любая организация спортивного мероприятия должна быть тщательно продумана и проработана изначально. Существует 5 этапов проведения спортивного мероприятия, где 3 из них касается только самой организации соревнования. Несомненно, любое крупное спортивное мероприятие оставляет после себя большое наследие, которое влияет, как и на имидж города, так и на саму физическую культуру и спорт, поэтому с одной точки зрения, необходимо, как можно чаще проводить спортивные масштабные мероприятия у нас в стране.
2. Проанализированы показатели уровня развития физической культуры спорта на территории Российской Федерации, Красноярского края и Республики Татарстан.
В Российской Федерации доля занимающихся систематически физической культурой и спортом увеличилась в период с 2017 по 2020 гг. на 11,3%, расходы на развитие физической культуры и спорта во время подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий увеличивается, и также после остается на высоком уровне. Количество спортивных сооружений увеличилось почти на 30 тысяч в период за 2017-2020 гг. Объем платных услуг вырос в период 2017-2019 гг., а в 2020 году упал из-за эпидемиологической обстановки в мире.
В Красноярском крае доля занимающихся систематически физической культурой и спортом увеличилась в период с 2017 по 2020 гг. на 7%, расходы на развитие физической культуры и спорта во время подготовки и проведения Всемирной Универсиады уменьшились к 2020 году. Количество спортивных сооружений увеличилось на 3126 единиц. Объем платных услуг стремительно рос в период 2017-2019 гг., но в 2020 году сократился из-за эпидемиологической обстановки в мире.
В Республике Татарстан доля занимающихся систематически физической культурой и спортом увеличилась в период 2017 по 2020 гг. почти на 8%, расходы на развитие физической культуры и спорта во время подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу уменьшились к 2020 году. Количество спортивных сооружений почти не изменилось (361 единиц). Объем платных услуг стремительно рос в период 2017-2019 гг., но в 2020 году сократился из-за эпидемиологической обстановки в мире.
3. Проведен сравнительный анализ уровня развития физической культуры и спорта в Красноярском крае и Республике Татарстан в период подготовки и проведения Всемирной Универсиады.
Сравнивая показатели развития физической культуры и спорта Всемирных студенческих игр, проходимых в Казани в 2013 году и в Красноярске в 2019 году можно выделить следующее: международное спортивное мероприятие сильно влияет на развитие физической культуры и спорта в регионе, увеличивается доля занимающихся, развивается спортивная инфраструктура, количество выделяемых бюджетных ассигнований увеличивается, возрастает объем платных услуг населению. Международное спортивное мероприятие благоприятно сказывается на уровень культуры населения и имидж города в целом.
4. Были даны практические рекомендации для повышения эффективности развития физической культурой и спорта: создать узнаваемость города, участие в заявочной кампании, повышение квалификации работников, создание условий для стажировки студентов профильных институтов, рациональное использование спортивного наследия, рациональный подход к выбору и проектированию спортивных сооружений.
1. Абрамович, Д.В. Материально-техническая база, как важнейший элемент в развитии физической культуры и массового спорта (на примере г. Иркутска) / Д.В. Абрамович // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №3. - С. 71-75.
2. Аверин, А.В. Совершенствование механизмов управления спортивной инфраструктурой и спортивными сооружениями города Владивосток: проблемы и перспективы / А.В. Аверин, Ю.О. Иванова, Д.Б. Микрюкова // Экономика устойчивого развития. - 2020. - №2. - С. 10-14.
3. Амбарова, П.А. Значение крупных спортивных мероприятий в развитии территорий / П.А Амбарова, М.Э. Мустафаев // V международная научно-практическая конференция «стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» (г. Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г.). - Екатеринбург. 2019. - С. 8-12.
4. Аппакова-Шогина, Н.З. Ценностные аспекты наследия крупных спортивных событий / Н.З. Аппакова-Шогина, А.В. Гут, Ю.В. Пайгунова // Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона (г. Казань, 28-29 ноября 2013 г.). - Казань. 2013. - С. 27-29.
5. Бекетов, Ж.Т. Административно-правовые аспекты
государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта / Ж.Т. Бекетов // Труды института государства и права Российской академии наук. - 2011. - №11. - С. 92-96.
6. Близневский, А.Ю. Программно-целевое управление развитием сферы физической культуры и спорта в пространстве Красноярского края / А.Ю. Близневский. - диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2015. - 310 с.
7. Близневский, А.Ю. Программно-целевое управление развитием физической культуры и спорта в пространстве Красноярского края / А.Ю. Близневский. - автореф. дисс. ... доктора педагогических наук. - Санкт- Петербург, 2015. - 41 с.
8. Близневский, А.Ю. Роль всероссийских массовых акций для развития физкультурно-оздоровительного движения в муниципальных образованиях субъектов РФ / А.Ю. Близневский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - №10. - С. 71-75.
9. Бобровский, Е.А. Кадровая политика в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации / Е.А. Бобровский // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6, №4. - С. 315-318.
10. Воронина, В.Т. Анализ изменения размера заработной платы административного персонала в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации/ В.Т. Воронина, Н.Л. Корчагина // Иннов: электронный научный журнал. - 2017. - №4. - С. 1-12.
11. Воронина, В.Т. Динамика развития и финансирования спортивных сооружений в России / В.Т. Воронина // Иннов: электронный научный журнал. - 2017. - №4. - С. 1-12.
12. Галиева, Е.Б. Система государственного управления физической культурой и спортом / Е.Б. Галиева // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2017. - № 2. - С. 34-39.
13. Гуськов, У.И. Государство и спорт / У.И. Гуськов. - М.: Рагот, 2015.
- 174 с.
14. Гущина, А.В. Направления развития физической культуры и спорта в г. Красноярске в условиях подготовки к проведению зимней универсиады / А.В. Гущина // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - №10. - С. 71-75.
15. Давыдова, Е.Ю. Основные функции менеджмента на примере спортивных соревнований Санкт-Петербурга / Е.Ю. Давыдова // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2008.
- № 5. - С. 13-25.
16. Демьянов, С.А. Спортивный менеджмент и маркетинг: учебно-методическое пособие / С.А. Демьянов, В.П. Колесникович. - Пинск: ПолесГУ, 2013. - 72 с.
17. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс] - Режим доступа:https: //www.fedstat.ru/(Дата обращения 05.05.2021).
18. Жолдак, В.И. Основы менеджмента спорта / В.И. Жолдак. - Чита: Из
- во Тюменгос ин-та, 2017. - 127 с.
19. Замятина, М. Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России / М.Р. Замятина // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 108-110.
20. Колмаков, В. И. The Impact of the Winter Universiade-2019 on a Russian University Sport Development / В. И. Колмаков // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2021. - №2 С. 266-273.
21. Концепция подготовки спортивного резерва в Российской
Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение от 17.10.2018 № 2245-р ред. от 29.04.2021 - Режим доступа:
https://minsport.gov.ru/2019/doc/Koncepciya-podgotovki-sport-rezerva.pdf(Дата обращения 10.05.2021).
22. Корольков, В.В. Правовые основы физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / В.В. Корольков. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. - 79 с.
23. Котляров, М.А. Мегаспортивные мероприятия и развитие территорий (работы зарубежных авторов) [Текст] : [науч. изд.] / сост. и пер. с англ. д-р экон. наук, проф. М. А. Котляров, д-р пед. наук, проф. Л. А. Рапопорт].
— Екатеринбург, 2016. — Часть вторая. — 123 с.
24. Котляров, М.А. Социально-экономическая эффективность проведения крупномасштабного международного спортивного мероприятия для развития региона (на примере Свердловской области) / М.А. Котляров, Л.А.
Рапопорт // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15, №2. - C. 222-236.
25. Кудинова, В.А. Комплексная оценка показателей развития физической культуры и спорта в российской федерации на региональном уровне / В.А. Кудинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №4. - С. 67-71.
26. Лазарев, Е.А. Особенности физкультурно-спортивной
инфраструктуры крупного города (на примере Новосибирска) / Е.А. Лазарев // Творчество и современность. - 2019. - №5. - С. 91-95.
27. Мастер-план подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней
универсиады 2019 года в г. Красноярске, версия 2.1 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://krsk2019.ru/uploads/shared/documeHts/files/functional planning.pdf(Дата обращения 10.03.2021).
28. Менеджмент: учебное пособие / Глазов М.М. и др. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - СПб. : Астерион, 2013. - 419 с.
29. Методические рекомендации по организации и проведению
юношеских и юниорских первенств России, спартакиад и других детско- юношеских всероссийских официальных спортивных мероприятий [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/34951/(Дата обращения 05.05.2021).
30. Методические рекомендации по подготовке международных
спортивных соревнований и физкультурных мероприятий на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://minsport.gov.ru/2019/doc/Met-rek-po-org-i-proved-mer.pdf(Дата обращения 05.05.2021).
31. Методические рекомендации по управлению физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации и на муниципальном уровне [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://minsport.gov.ru(Дата обращения 30.05.2020)
[Электронный ресурс] : Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - Режим доступа:
https://www.gks.ru/bgd/regl/B09 78/IssWWW.exe/Stg/metod.htm(Дата обращения 10.05.2021).
33. Мустафаев, М.Э. Некоторые проблемы кадрового обеспечения учреждений физической культуры и спорта на примере Свердловской области / М.Э. Мустафаев // Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием «здоровье, физическая культура и спорт в высшей школе: опыт, проблемы и перспективы» (г. Екатеринбург, 01-05 декабря 2017 г.). - Екатеринбург. 2017. - С. 177-183.
34. Ногуманов, Р.У. Роль инфраструктуры сектора спортивных услуг в экономическом развитии мезосистем / Р.У. Ногуманов // Российское предпринимательство. - 2017. - Т.18, №12. - С. 1999-2010.
35. О физической культуре и спорте в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : федер. закон Российской Федерации от 4 дек. 2007 г. №329-Ф3 ред. от 30.04.2021. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru/do cument/cons doc LAW 73038/(Дата обращения 25.03.21).
36. Об утверждении Методики расчета показателя «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» национального проекта «Демография» и показателей федерального проекта «Спорт - норма жизни» [Электронный ресурс] : приказ Минспорта России от 19.04.2019 № 324 ред. от 26.05.2020 - Режим доступа: https://minsport.gov.ru/2019/doc/order324 190419.pdf(Дата обращения 20.04.20).
37. Обожина, Д.А. Управление физкультурно-спортивной организацией : учеб. пособие / Д. А. Обожина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 76 с
38. Общий менеджмент: учебное пособие / Л.С. Ружанская [и др.] ; под общ. ред. Л.С. Ружанской, И. В. Котляревской.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017.— 116 с.
39. Основные итоги развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minsport.tatarstan.ru/(Дата обращения 05.05.2021).
40. Пасмуров, А.Г. Влияние наследия Универсиады 2013 в Казани на развитие студенческого спорта / А.Г. Пасмуров // Педагогике- психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - №1.
- С. 1-6.
41. Положение о Единой всероссийской спортивной классификации [Электронный ресурс] : приказ Минспорта от 20.02.2017 № 108 ред. от 10.04.2020
- Режим доступа:https://minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/(Дата обращения 10.03.2021).
42. Романова, Е.Ф. Роль волонтерского движения в организации и управлении спортивными мероприятиями / Е.Ф. Романова, С.Ю. Махов // Наука- 2020. - 2019. - №3. - С. 129-133.
43. Савенкова, Е.А. Экспертная методика выбора критериев оценки развития физической культуры и спорта в субъектах РФ / Е.А. Савенкова // Вестник спортивной науки. - 2010. - №12. - С. 67-72.
44. Сводный отчет 1-ФК по Российской Федерации за 2011-2020 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/?PAGEN 1=1 &special version=N(Дата обращения 05.05.2021).
45. Соглаев, Н.В. Международная логистика спортивных мероприятий / Н.В. Соглаев // Наука, образование и культура. - 2017. - №4. - С. 38-41.
46. Солонцев, И.В. Эффективность деятельности спортивных
организаций / И.В. Солонцев // Федерализм. - 2017. - № 3. - С. 49-62.
47. Структура министерства спорта Красноярского края [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.kraysport.ru/ministry/structure(Дата обращения 30.05.2020)
48. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tatstat.gks.ru/(Дата обращения 05.05.2021).
49. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва [Электронный ресурс] - Режим доступа:https: //krasstat. gks. ru/(Дата обращения 05.05.2021).
50. Тимофеев, А.Е. Мониторинг основных показателей развития физической культуры и спорта в Российской Федерации / А.Е. Тимофеев // Экономика и общество. - 2018. - №2. - С. 145-149.
51. Туник, К.В. Наследие крупных спортивных событий как инновационный фактор развития инфраструктуры регионов / К.В. Туник // Инновационное развитие экономики. - 2017. - №2. - С. 122-125.
52. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://rosstat.gov.ru/(Дата обращения 05.05.2021).
53. Шаруненко, Ю.М. Сущность и основные направления деятельности физкультурно-спортивных организаций / Ю.М. Шаруненко // Наука-2020. - 2016. - № 3. - С. 60-69.
54. Шерин B.C. Менеджмент физической культуры и спорта: Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2010. - 124 с.
55. Якубов, Ю. Д. Основные проблемы региональной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации / Ю.Д. Якубов // Ученые записки Казанского университета. - 2014. - №4. - С. 93-97.