Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ С 2019 ПО 2022 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА «ПЛОЩАДЬ МИРА»)

Работа №150712

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы89
Год сдачи2023
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические положения экспонирования 16
1.1 Анализ понятия «Экспозиция» 16
1.2 Исторические аспекты возникновения экспозиции как культурного
феномена 20
1.3 Особенности современной практики музейного экспонирования 26
1.4 Проблемы региональных практик музейного экспонирования 31
2 Анализ экспозиций музейного центра «Площадь Мира» с 2019 по 2022 гг....38
2.1 Анализ экспозиции «Двойная реальность», художник Николай Касаткин...39
2.2 Анализ экспозиции «Вечное Синее», художник Александр Мортаев 43
2.3 Анализ экспозиции «Фризы», художник Виктор Сачивко 47
2.4 Анализ экспозиции «Формы чудесного», художник Саша Фролова 49
2.5 Соотношение экспонирования музейного центра с современными
тенденциями экспонирования 54
2.6 Соотношение экспонирования музейного центра с региональными
проблемами экспонирования 58
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения А-Г 73-87

Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин. Современное искусство представляет из себя глобальную и всеобъемлющую составляющую культуры. Данный феномен связан с развитием художественных музеев, их архитектурой и новой организацией внутреннего пространства. Начинают задаваться новые ориентиры и возможности прочтения произведения, привносятся новые средства воздействия на посетителя, создается обширное поле для субъективной интерпретации. Актуальным становится художественный взгляд не на предмет творчества художника, а на способ его показа (демонстрации).
Художественное пространство музея XXI века проявляет себя как синтетическое. Оно включает в себя новые элементы воздействия на восприятие, а также подразумевает активное участие аудитории в таком пространстве. Ключевой функцией в работе музея по своему значению является экспонирование.
Современная экспозиция в художественном музее является неотъемлемым способом коммуникации между зрителем (посетителем), музеем и музейными предметам (предметами искусства). Данное культурное явление играет важную роль в жизни общества, так как является актуализатором и транслятором эстетического взгляда, социально-культурного опыта, а также источником познавательного опыта и средством обогащения художественного опыта. Экспозиционная деятельность воздействует на формирование и приобщение носителей современной культуры к искусству.
С началом XXI века формируются новые методы экспонирования, появляется большое количество средств художественной выразительности, предлагаются новые формы отражения и отображение предметов искусства. Постоянное развитие и введение современных экспозиционный практик определяет необходимость исследования данного явления. Таким образом, в наше время актуальность исследования теоретических и практических аспектов особенностей экспонирования современного искусства в художественном музее, в том числе и региональном, является важным предметом изучения. Современный человек коммуницирует в пространстве музея с искусством посредством экспозиции. Если экспозиционные решение не актуальны, не развиты и не приспособлены для восприятия, то и диалог с современным посетителем не состоится. Данная несостоятельность в свою очередь может сказаться на выполнении основных функциях культурного института.
Степень изученности темы исследования представляется обширной в области новых тенденций в музее и варьируется следующим образом:
1. Группа зарубежных исследователей, рассматривающие принципы общего развития демонстрации искусства.
2. Группа отечественных исследователей, рассматривающие новые тенденции и практики в современном музее.
3. Группа современных исследователей, чьи работы раскрывают региональные особенности экспонирования в музеях.
Первый блок источников представляют работы зарубежных исследователей. Среди них можно выделить труды:
К. Шуберта , который прослеживает эволюцию западного музея, начиная с XVIII века до начала XXI. В его труде рассматриваются концепции и методы экспонирования. Отдельно выделяется тема кураторства: изменение статуса куратора и его функций;
Т. Смита , который понимает кураторскую работу отдельным и самостоятельным элементом, подчеркивая его значимость и влияние в художественном мире. В работе Т. Смита определяются формы и специфика кураторства, образы современных практик экспонирования в пространстве музея и вне его;
Б. О'Догерти , который исследует взаимовлияние между экономикой, социальными явлениями и эстетикой в художественном пространстве. В работе осмысляется и система современного искусства через деятельность независимого куратора. Внимание уделяется материальным условиям, а именно пространству выставки белого куба, которое становится областью активных действий и предписывает конкретный образ восприятия. Белый куб становится моделью искусства XX века, а его целью является приближение к сакральному месту. Такое пространство не ограничивается предметами музея, оно создается посредством окружающих элементов. Идея того, что сакрализация произведений искусства происходит за счет контекста, в который оно помещается, приводит к тому, что в сформированном модернизме контекст становится содержанием. В связи с чем вся выставка становится читаемой для любого зрителя. Автор призывает к воспитанию личного виденья, использованию и доверию собственной интуиции посетителя музея;
К. Бишоп , которая также анализирует музеи Западной Европы и США. Автор видит в новом ключе трактовку «современность» в музейном контексте. Современность определяется, по мнению автора, своевременностью, а не хронологией. Таким образом, концепции и практики музеев становятся важнее их коллекций. Большое значение в книге отводится и кураторской деятельности. К. Бишоп на примере разных музеев обращает внимание на необходимость по-новому обращаться к зрителю (посетителю), определять какими должны быть современное музейное коллекционирование и выставочные практики;
Отечественный исследователь И. А. Гринько рецензирует зарубежную работу «Радикальный музей» с теоретическими советами музеям современным, а именно российским. Анализируя книгу К. Бишоп автор вывел в своей рецензии три главных тезиса. Первый заключается в отказе от строительства новых музейных пространств, ведь это чаще приводит к пониманию «музей- здание», а не «музей-коллектив», «музей-структура». Второй тезис о диалектичности взгляда на «современность» и о нередкой сложности в определении этого понятия. Разрешается проблема тем, что современность определяется скорее современными методами и практиками экспонирования, чем хронологией, таким образом Гринько выводит простую формулу: концепция музея сегодня становится важнее его коллекций. И третий тезис утверждает безусловную важность социокультурной направленность в деятельности музея, ведь музеи - коллективное выражение того, что мы считаем важным в культуре;
Н. Буррио , в работе которого акцентируется внимание на проблему экспонирования современного искусства. В книге рассмотрены художественные практики в период с 1990-2000-х годов;
А. В. Коротковой , которая рецензирует монографию зарубежных авторов Э. Александера и М. Александера «Музеи в движении» . Книга представляет собой ценный материал для музейной литературы. В ней содержится фактический материал и широкий библиографический список, а также теоретические тезисы по осмыслению музеологических проблем. В основном авторы книги опираются на опыт американских музеев, который отличается от европейского и российского, но имеет общие тенденции. В части, посвященной выставочной и экспозиционной деятельности, анализируются современные методы представления художественных объектов. Для общества XXI века важна «атмосфера» в музее. Одной из характерных черт современного художественного пространства является - интерактивность, она представляет возможность посетителям проявить свободу и творчество. М. Александер считает, что музейные учреждения должны внедрять образовательные программы и стать местом приятного времяпрепровождения, а также пространством развлечения. Резюмируя А. В. Короткова пишет о том, что в книге «Музеи в движении» представлен образ постепенных изменений понимания роли музея в культуре общества.
Второй блок включает в себя исследования актуальных тенденций экспозиции в музее. Авторы ставят перед собой задачу охарактеризовать, появившиеся способы экспозиционной деятельности в целом.
В статье «Стратегии выставочной деятельности фестивалей и биеннале современного искусства в России» Ю. В. Мунькова проводит краткий анализ выставочной деятельности, проводимой регулярно на территории РФ. Автор отмечает, что с началом XXI века увеличилось количество проводимых фестивалей и биеннале на регулярной основе, а также то, что инициатива проведения в равной степени исходит как от частных, так и от государственных структур. В связи с тенденцией роста числа выставочных событий автор рассматривает экспозиционные и содержательные методы их реализации. Автор разбирает стратегию современной выставочной деятельности на основе пространственной классификации, которая помогает выделить два типа мероприятий: музейные и внемузейные. Уделяется внимание вопросу
современной тенденции коммуникации искусства и зрителя в музее, а также роли кураторства в этой области.
В контексте выбранной темы следует обратить внимание на диссертационные исследования. Научные изыскания Д. В. Дёмкиной представляют актуальность концепции первичного авторства куратора. В научной работе рассмотрены принципы и методы кураторской деятельности при создании музейного проекта. Также в труде выделены основные проблемы работы и функционирования современного института кураторства. В диссертации рассматриваются пути развития современного искусства, его закономерные тенденции и направления. Е. Ф. Леванова также выделяет в своем научном труде основополагающие аспекты дальнейшего развития актуального искусства в культуре постмодернизма. В целом, в статье раскрываются особенности культурных явлений, влияющих на становление и развитие современного искусства.
Д. И. Агеева в научной статье «Феномен музеев современного искусства» отмечает, что музеи современного искусства являются новым явлением в культуре и обладают неким феноменом. Феноменальность основывается на том, что музеи несут в себе устаревшие классические традиции, при этом становятся элементами нового мира, не схожего с реальным. Еще одним элементом является и то, что музей чаще всего сам является произведением искусства, благодаря своему архитектурному облику. Новизна же заключается в использовании новых методов экспонирования произведений искусства. Автор пишет о новом методе экспонирования, благодаря которому зритель становится частью существования и процесса творения современного искусства в музее. Таким образом, автор приходит к выводу, что современные выставки в музее современного искусства акцентируют внимание на отражении в своем пространстве художественного процесса.
В научной работе «Коммуникативное пространство современного искусства» автор пишет о том, что коммуникация основывается на воздействии искусства на психику зрителя, применяя при этом разнообразные раздражители: звуки, фразы, действия. Отмечается, что зритель занимает активную позицию источника информации - автора, - что обеспечивает абсолютно точный коммуникативный процесс без искажения смыслов.
Третий блок связан с публикациями, посвященными экспонированию в региональных художественных музеях. Научных исследований в этом аспекте - меньше, но они есть. Данной теме посвящена работа «Особенности организации выставок произведений современного искусства (на примере г. Владивостока)» . В своем научном труде «Специфика экспозиций современных музеев исторического профиля» А. Н. Злобина анализирует экспозиционные возможности и решения музея г. Екатеринбурга.
В статье «Развитие современного искусства в регионах России: Глобальные проекты и локальные проекты» выделяются аспекты деятельности музеев на региональном уровне. Отмечается, что интерес посетителей направлен на динамичные тенденции и проблемы современного искусства, в связи с проведением биеннале, фестивалей, выставок и конференций. Развитие региональных музеев способствует и развитию города, а также может решать проблему культурной идентичности.
В статье ««Реанимируя Андерсона» Музей и карта в формировании современных идентичностей» авторы касаются темы региональных идентичностей двух городов Сибири на примере музеев Ханты-Мансийска и Сургута. В первом случае отмечается экспонирование на постоянной выставке карты региона с историческими памятниками Югры. Тем самым, по мнению авторов, создается иллюзия древности и исконности центра территории. В Сургуте иначе подошли к формированию своей идентичности: посетителей музея встречает карта России, в центре которой расположен Сургут, выделенный красным цветом. Авторы статьи указывают на некий условный символизм, что делает город центром не только Сибири, но и России. Такая трактовка связывается с проведением в Сургуте фестиваля «Мангазейский ход», завершая тем самым образ (бренд) музея и получив основу для выстраивания культурных и коммерческих проектов.
В статье «О способах представления истории в музейных экспозициях» уделяется внимание рассмотрению выбора методологического подхода в региональных музеях России. Анализируется опыт художественных пространств, как Краеведческий музей Тетюш, национальный музей республики Татарстан, музей истории Казанского университета, музей изобразительного искусства республики Татарстан. Особое внимание уделяется теоретической проблеме неясности музейных концепций, которая меняет исторические аспекты или ведет к фрагментарности в осмыслении прошлого, а также к проблеме политизированного прочтения истории.
В. И. Кирпика в своей научной работе рассматривает особенности организации выставок произведений современного искусства на примере города Владивостока. Популяризацией центров современного искусства Владивосток обязан публикациям СМИ, к которым в первую очередь можно отнести интервью работников данных центров. Особую роль играет участие галереи «Арка» в международных ярмарках, некоммерческих и благотворительных проектах, а также проведение выставок зарубежных художников. В культурном центре «Хлебзавод» проходят концептуальные лекции и мастер-классы связанные тематически с выставочными проектами. В данном центре программы рассчитаны на разные возрастные категории.
В статье А. Е. Овчинниковой представлен обзор реализованных онлайн-проектов в 2020 году. Применение виртуальных технологий рассматривается на примере работы музея «Заельцовка», филиала МКАУ «Музей Новосибирска». Отмечается, что подготовленная онлайн-программа, посвященная Дню Победы в 2020 году, включала в себя ознакомление с экспозицией в виртуальном режиме. Формат постов, статей и видеоматериалов, в частности видеоэкскурсия, был представлен в социальных сетях музея. В рамках онлайн-программы «Ночь музеев», был проведен проект «Кухня по- Заельцовски», включавший в себя четыре мастер класса по приготовлению традиционных блюд района, знакомство с историей российских немцев и показ хроники. Автор делает вывод, что в пространстве музея в двадцать первом веке, можно и нужно, привлекать и использовать современные технологии.
В статье «Традиция выставки и влияние глобализации в современном турецком искусстве» автор выделяет основные факторы изменения традиционного показа искусства. В первую очередь к ним относятся различные социальные, политические и экономические аспекты. Но важным процессом, повлиявшим на перспективу развития, является - глобализация. В турецком искусстве традиции показа зародились в первой половине 19 века, но уже в конце 20 века отчетливо прослеживается новый импульс развития. Конкретно с 1990-х годов можно наблюдать новые события: биеннале, инновационные художественные ярмарки, рост международных объединений и новаторски- альтернативных художественных движений, отрицание модернистского стиля, развитие отечественного и зарубежного кураторского направления. Отмечается, что современные кураторы способствовали глобальному переходу и были одним из носителей этого процесса. Начиная уже с 2000-х годов, происходят поиски самоконцепции и альтернативного пространства для выставок турецкого искусства. В результате развития технологий выставки используют новые формы и методы художественного выражения. Видео проекция, световая проработка, программы компьютерной графики открыли новые возможности на практики репрезентации искусства. Создается международное сотрудничество, возможность взаимодействовать с мировой художественной сценой и современным турецким искусством. Таким образом, с конца 20 века отмечается ориентир на культурные диалоги, художественная политика ориентируется на внешний мир. С помощью кураторских выставок был осуществлен переход к новой концепции экспозиции.
Проблемой исследования является не изученность теоретических аспектов демонстрации современного искусства в региональных художественных музеях.
Объектом исследования является экспозиция музейного центра «Площадь Мира».
Предмет исследования - особенности экспонирования регионального художественного музея «Площадь Мира» в г. Красноярске в период 2019-2022 гг.
Цель работы - определение особенностей экспонирования современного искусства в региональном художественном музее «Площадь Мира».
В связи с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «экспозиция» и дать ему общую характеристику,
2. Выделить причины развития и появления культурного явления экспозиции,
3. Определить особенности современного экспонирования в XXI веке,
4. Определить региональные проблемы современного экспонирования,
5. Проанализировать экспозиционные решения в художественном музее г. Красноярка «Площадь мира».
Методология исследования содержит в себе комплекс общенаучных методов, таких как наблюдение, описание, анализ, синтез, аналогия, экстраполяция, формализация и интерпретация.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 10 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Опираясь на вышеизложенное, можно подвести итоги. Целью работы стало определение особенностей экспонирования регионального художественного музея. В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: дана общая характеристика дефиниции «экспозиция», рассмотрены историко-культурные причины появления экспонирования, определены особенности современного экспонирования, выделены региональные проблемы в экспозиционных решениях, а также проведен анализ экспозиционных решений в региональном художественном музее «Площадь Мира» с сопоставлением с современными особенностями и региональными проблемами экспонирования.
В первой главе решались теоретические задачи. В первую очередь раскрыта дефиниция музейной экспозиции — это специально созданная, организованная и научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, целью которой является осмысление и понимание воспринимающего субъекта себя или окружающей действительности, создание специфического музейного образа разнородных явлений. Также выделены аспекты экспозиционной деятельности. К ним относится установка коммуникативных связей; использование информативной системы; композиционная организация; техническое и художественное оформление; освещение ценности экспонатов, места в историческом процессе и особенностей материала.
Следующим шагом было выделение истоков экспозиционных решений. Зафиксировано, что начало праэкспозиционной деятельности было практикуемым в архаичное время. Причинами данного явления стали потребность в передаче и получении информации; собирательстве; хранении и накапливании ценностей. В настоящее время экспонирование продолжает тенденцию в передачи и получении информации через художественные предметы. Практика собирания ценных предметов в одном месте актуальна и реализуется с помощью экспонирования. Так, истоки экспозиционных решений продолжают проявлять себя в наши дни в модифицированном виде.
Следующей решенной задачей стало определение особенностей современной практики музейного экспонирования. На основе анализа источников выделяются следующие характерные особенности: использование приемов зрелищных искусств, драматических законов, сценариев; расширение художественного пространства; использование продуктов научно-технического прогресса. Главными акцентами в построении экспозиции становятся: грамотный визуальный ряд, интерактивность, информативность, яркость, динамичность, многофункциональность, использование сценариев, аудиовизуальное сопровождение.
Заключительной теоретической задачей стало определение проблем региональных практик экспонирования. В региональном экспонировании на основе изучения научных источников выделяются два развития событий. Регионы использующие и внедряющие в свои экспозиции динамичные тенденции, современные технологии, использование интерактива, аудиовизуальную составляющую. Регионы, которые придерживаются в своих экспозиционных решениях статичных, универсальных, локальных образов без использования технологий и новшеств. Обозначаются следующие проблемы: нехватка материально-технического оснащения (в плане световых, звуковых, дизайнерских решений); отсутствие возможности создания инсталляций современных авторов; движение по экспозиции задано экспонатами, а не общей идеей; сопроводительная информация произведений искусства раскрывает объект, но не вовлекает зрителя в пространство общей экспозиции.
Во второй главе решались практические задачи, связанные с обнаружением особенностей экспонирования музейного центра «Площадь Мира». Был проведен анализ 4 экспозиций современного искусства в музее в период с 2019 по 2022 гг.; соотнесены найденные черты экспозиций с актуальными российскими тенденциями экспонирования, которые были выведены в третьем параграфе первой главы исследования; соотнесены найденные черты экспозиций с российскими региональными проблемами экспонирования, которые были выведены в четвертом параграфе первой главы исследования. На основе анализа четырех экспозиций были определены черты экспонирования в музейном центре: сплетение архитектурной динамики с художественной в виде многоуровненности; идеи, заложенные в архитектурных решениях - определяют смыслы передвижения; целостная смысловая конструкция экспозиции включает в себя членение экспозиции на темы связанные с земной жизнью, переходно-чувственного состояния, иррациональными мотивами; оформление экспозиции (светом, звуком, дизайном) имеет цель создать удобное расположение экспонатов для чтения общей идеи. Следующий этап позволяет определить к каким современным тенденциям обращается музейный центр. К выявленным тенденциям относятся: эмпатийный характер коммуникации; использование драматических элементов и приемов зрелищных искусств; расширение художественного пространство с помощью идей; наличие небольшого арсенала специального оборудования; заданная архитектурой музея динамика в экспозициях. Заключительный этап исследования позволил выявить наличие некоторых общих региональных проблем экспонирования, в особенности - тенденцию к применению большинством региональных музеев статичных элементов (где движение по экспозиции задано экспонатами), чего в свою очередь в музейном центре не наблюдается. Художественный музей «Площадь Мира» сталкивается с такими региональными проблемами экспонирования как: нехватка некоторого материально-технического оснащения в экспозициях, отсутствие интерактивных технологий. Тем не менее музей ориентирован на современные тенденции и внедряет в свои экспозиции динамику посредством драматургии, обыгрывания архитектурных решений. Сопроводительная информация произведений искусства вовлекает зрителя в пространство общей экспозиции.
Использование дополнительных материалов, и создание инсталляций расширяют представление художественных идей. Таким образом, выделяются следующие особенности экспонирования посредством решения региональных проблем: смещение акцентов в экспонировании на смысловую нагрузку и полноту восприятия художественного образа, что обусловлено неиспользованием технических (компьютеризированных) средств; индуктивное построение идеи экспозиции обеспечивает ценность совокупности экспонатов, делая важным результат взаимодействия всех экспонатов, а не каждого в отдельности; использование динамичных архитектурных особенностей вместо создания интерактива. Опираясь на вышеизложенное, можно заключить следующее: музейный центр «Площадь Мира» помимо профессионального решения региональных проблем, открывает инновационный взгляд на наличие проблемы - в музейном центре она теряет свою суть и становится полем творческого переосмысления с возможностью стать особенностью. Итогом второй главы является определение особенностей экспонирования современного искусства в региональном художественном музее.



1. Агеева, Д. И. Феномен музеев современного искусства / Д. И. Агеева. // Academy. - 2017. - №2. - С. 99-101.
2. Александер, Э. П. Музеи в движении: введение в историю и функции музеев / Э. П. Александер, М. Александер // Лэнхэм: АльтаМираПресс. - 2008. - 352 с.
3. Андреева, И. В. Технологии выставочной деятельности: учеб. пособие / И. В. Андреева. - Челябинск: ЧГИК, 2018. - 205 с. - ISBN978-5- 94839-648-4.
4. Арзамасцев, В. П. О семантической структуре музейной экспозиции / В. П. Арзамасцев // На пути к музею XXI века:сб. науч. тр. / ред. кол . Н. А. Никишин. - М.: НИИК, 1989 (1990). С. 35- 49.
5. Арутюнова, А. Арт-рынок в XXI веке. Пространство художественного эксперимента: [монография] / А. Арутюнова. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 232 с. - ISBN 978-5-7598-2704-7.
6. Белдан, Н. Ю. Традиция выставки и влияние глобализации в современном турецком искусстве / Н. Ю. Белдан // Прецессия - Социальные и поведенческие науки. - 2012. - С. 613-617.
7. Бишоп, К. Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства?: [монография] / К. Бишоп: редактор А. Ю. Митюшина. - М.: Ад МаргинемПресс, 2013. - 96 с. - ISBN 978-5-91103¬183-1.
8. Брянский, Н. С. Отечественные музеи и социальные сети: опыт и перспективы / Н. С. Брянский, О. Э. Мишакова // Сохранение, изучение и популяризация наследия: опыт участия и векторы развития: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции / Восточно-Сибирский государственный институт культуры. - Улан-Удэ, 2019. - С. 82-87.
9. Буррио, Н. Реляционная эстетика. Постпродукция: [монография] / Н. Буррио. - М.: Ад МаргинемПресс, 2016. - 216 с. - ISBN 978-5-91103-290-6.
10. Галкина, Д. В. Развитие современного искусства в регионах Росии: Глобальные проекты и локальные проекты / Д. В. Галкина, А. Ю. Куклина // Вестник томского государственного университета. - 2015. - № 397. - С. 65-74.
11. Галкина, Т. В. Музееведение: основы создания экспозиции: учебно-методическое пособие / Т. В. Галкина; Томский государственный педагогический университет. - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2004. - 56 с.
12. Гринько, И. А. Радикальная музеология . Рецензия на книгу Клэр Бишоп / И. А. Гринько // Культурологический журнал. - 2014. - №2 - С. 4.
13. Гринько, И. А. Реанимируя Андерсона: музей и карта в формировании современных идентичностей / И. А. Гринько, А. А. Шевцова // Культурологический журнал. - 2015. - №1. - С. 8.
14. Гурьянова, Г. Г. Современное искусство Ямала: практика и перспективы / Г. Г. Гурьянова // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2022. - №2. - С. 8-15.
15. Демшина, А. Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации
культуры: институциональный аспект: [монография] / А. Ю Демшина. - Санкт- Петербург: Астерион, 2010. - URL: https://www.litres.ru/book/anna-
demshina/vizualnye-iskusstva-v-sttuacii-globalizacii-kultury-instituc4887799/ (дата обращения: 30.04.2023).
16. Демкина, Д. В. Кураторство и художественный проект в системе современного искусства: историко-теоретический анализ: специальность 17.00.04 «Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура »: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Демкина Дарья Викторовна; Алтайский государственный университет. - Барнаул, 2012. - 156 с.
17. Злобина, А. Н. Специфика экспозиций современных музеев
исторического профиля: специальность 50.04.03 «История искусств»:
диссертация на соискание академической степени магистра / Злобина
Александра Николаевна; Уральский федеральный университет. - Екатеринбург, 2017. - 143 с.
18. Змеул, А. А. Музеи в культурном пространстве города
(комплексный анализ на примере Нижнего Новгорода 1985-
2003гг.): специальность 24.00.03 «Музееведение, консервация и реставрация
историко-культурных объектов»: диссертация на соискание ученной степени кандидата исторических наук / Змеул Александр Александрович; Российский институт культурологии. - Москва, 2004. - 237 с.
19. Калугина, Т. П. Художественный музей как феномен культуры: [монография] / Т. П. Калугина. - Санкт - Петербург: Изд-во Петрополис, 2001. - 224с. - ISBN 5-94656-006-9.
20. Карлова А. И. Музей современного искусства в советской и Российской культуре / А. И. Карлова // Вестник СПбГУ. - №4. - 2009. - С. 131-136.
21. Каулен, М. Е. Музейное дело России: [монография] / М. Е. Каулен, И. М. Коссова, А. А. Сундиева; редактор М. Е. Каулен, И. М. Коссова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ВК, 2003. - С. 676. - ISBN 978-5¬98405-083-8.
22. Каулен, М. Е. Словарь актуальных музейных терминов: Музей / М.
Е . Каулен, А. А. Сундиева, И. В. Чувилова, О. Е. Черкаева [и др.] // Журнал «Музей». - 2009. - № 5. - С. 47-68. URL: http://museumstudy.ru/wp-
content/uploads/2015/12/slovar_actualnuh_teminov.pdf (дата обращения:
05.05.2023).
23. Ким, Г. П. Музейное дело: учеб.-метод. пособие / Г. П. Ким // Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. - 2007. -117 с.
24. Кирпика, В. И. Особенности организации выставок произведений современного искусства: направление подготовки: 53.03.01 - Культурология: выпускная бакалаврская работа / В. И. Кирпика // Дальневосточный федеральный университет. - Владивосток, 2018. - 77 с.
25. Коноплева, А. А. Коммуникативное пространство современного искусства / А. А. Коноплева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2013. - №4. - С. 233-238.
26. Коренева, А. Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты / А. Ю. Корнеева // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2015. - №1. - С. 43.
27. Коровникова, Н. А. Цифровой музей: особенности и перспективы развития: Социальные новации и социальные науки. - / Н. А. Коровникова // М.: ИНИОН РАН. - 2021, № 1. - С. 145-154.
28. Короткова, А. В. «Музеи в движении»: история и функции музеев в книге Эдварда и Мэри Александер / А. В. Короткова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2009. - №15. - С. 267-274.
29. Кротов, Ф. Г. О задачах совершенствования экспозиций исторических и краеведческих музеев / Ф. Г. Кротов // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции. Сб. научн. тр. / ЦМР СССР, М., 1982. - С.40-52.
30. Леванова , Е. Ф. Современное искусство и его многомерность / Е. Ф Леванова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2014. - №3 (15). - С. 14-19.
31. Левыкина, К. Г. Музееведение. Музеи исторического профиля / К. Г. Левыкина, В. Хербста // М.: Высшая школа. -1988. - С. 431, С. 15.
32. Малкова, Е. В. Применение информационных технологий в классических художественных музеях: учеб. пособие / Е. В. Малкова, И. А. Сизова // Томск: Изд-во Том ун-та. - 2017. - С. 108.
33. Мазный, Н. В. Музейная выставка: история, проблемы,
перспективы / Н. В. Мазный , Т. П. Поляков, Э. А. Шулепова // М.: Б. и. - 1997.
- С. 211.
34. Майстровская, М. Т. Музей как объект культуры: искусство экспозиционного ансамбля / М. Т. Майстровская // М.: Прогресс-Традиция. -
2016. - С. 678.
35. Майстровская, М. Т. Принципы и композиционные приемы экспонирования художественных произведений в интерьере / М. Т. Майстровская // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. - 2013. - № 3. - С. 003-015.
36. Маркова, М. М. Современное искусство в глобализирующемся мире / М. М. Маркова // Электронный вестник. - 2017. - №60. - С. 139-152.
37. Мунькова, Ю. В. Стратегии выставочной деятельности фестивалей и биеннале современного искусства в России / Ю. В. Мунькова // Символ науки. - 2016. - №3-4. - С. 215-218.
38. Мягтина, Н. В. Профильные группы музеев: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 072300 - музеологияи охрана объектов культурного и природного наследия / Н. В. Мягтина // Изд-во Владим. гос. ун-та. - 2011. - С. 212.
39. Никишин, Н. А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности / Н. А. Никишин // М.: НИИК, сб. науч. тр. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности.
- 1988. - С . 7- 15 .
40. Овчинникова, А. Е. Онлайн-проекты музея «Заельцовка» / А. Е. Овчинникова // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения, материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. НГУ. - 2020.
- С.154 -159.
41. О'Догерти, Б. Внутри белого куба. Идеология галерейного пространства / Б. О'Догерти // М.: Ад МаргинемПресс. - 2015. - С. 143.
42. Шулепова, Э. А. Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А . Шулепова. М.: Едиториал УРСС. - 2005. - С. 258.
43. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия». - 1986.
44. Порчайкина, Н. В. Выставка современного искусства как вид особой художественной среды / Н. В. Порчайкина // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. - 2012. - №5. - С. 691-697.
45. Порчайкина, Н. В. К вопросу о классификации современных художественных выставок / Н. В. Порчайкина // Известия Алтайского государственного университета. - №2. - 2011. - С. 185-188.
46. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / Рос. ин-т культурологии МК РФ и РАН; ред. кол.: В. Л. Янин (пред.) [и др.]. - М.: Прогресс: Риполклассик, 2001, Т. 2: Н-Я. Т. 2. - 2001. - С. 434., С.355 (цитата).
47. Ротань, М. В. Современные тенденции в формировании выставочных экспозиций / М. В. Ротань // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integra 1». - 2019. - №2. - С. 247-252.
48. Саймон, Н. Партиципаторный музей / Н. Саймон // М.:
АдМаргинемПресс. - 2017. - С. 440.
49. Смит, Т. Осмысляя современное кураторство / Т. Смит // М.: АдМаргинемПресс. - 2015. - С. 272.
50. Сизова, И. А. (отв. ред.) Мировое культурное наследие и музеи: история, проблемы и перспективы: мат. Всеро с . науч. - практич. конф-ии / И. А. Сизова, О. И. Матющенко, Э. И. Черняк - ред. кол. // Томск: Том. ун-та. -
2017. - С. 140.
51. Сыченкова, Л. А. О способах представления истории в музейных экспозициях / Л. А. Сыченкова // ВМ. - 2010. - №2. - С. 124-135.
52. Тарасова, М. В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства: монография / М. В. Тарасова // Красноярск: Сибирский федеральный университет. - 2015. - С. 236.
53. Тельчаров, А. Д. Музееведение / А. Д. Тельчаро в// М.: Научный мир. - 2011. - С. 184.
54. Турчин, В. С. Современное искусство просится в музеи / В. С. Турчин // Современная Европа. - 2002. - №1 (9). - С. 85-94.
55. Федосеева, О. А. Экспозиция современного музея / О. А. Федосеева // Волгоград: Музей и общество на пороге XXI - Перемена, 2000. - 2002. - С. 18-21.
56. Черкаева, О. Е. Современный музейный ландшафт и новые тенденции музейной деятельности / О. Е. Черкаева // Вестник СПбГИК. - 2019. - №4. - С. 131-136.
57. Шляхтина, Л. М. Современный музей: идеи и реалии / Л. М. Шляхтина // ВМ. - 2011. - №2. - С. 14-19.
58. Шуберт, К. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней / К. Шуберт // М.: АдМаргинемПресс. - 2016. - С. 224.
59. Эльван, Э. И. Корпусный жанровый анализ рекламно-информационного дискурса в онлайн-обзорах выставок живописи / Э. И. Эльван // Английский для специальных целей. - 2023. - С. 44-56.
60. Юренева, Т. Ю. Музееведение: учеб. Для студентов гуманитар. специальностей вузов / Т. Ю. Юренева // М.: Акад. Проект. - 2004. - С.558.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ