ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЮЖНАЯ ГОТИКА: ГЕНЕЗИС И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ.. 6
1.1. Генезис готического романа. Основные черты готической литературы ... 6
1.2. Жанр готического романа в американской литературе 14
1.3. Жанровое своеобразие южного готического романа 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И
ПОЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНОВ К. МАККАЛЛЕРС ... 25
2.1. Особенности хронотопа в романах К. Маккаллерс 25
2.2. Роль музыки в романном творчестве К. Маккаллерс 34
2.3. Элементы карнавальной культуры в романах К. Маккаллерс. Поэтика
гротеска 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНАХ К. МАККАЛЛЕРС 55
3.1. Система женских образов в романах К. Маккаллерс 55
3.2. Мужские образы в романах К. Маккаллерс 59
3.3. Поэтика детских образов в романах К. Маккаллерс 66
3.4 Типология образов афроамериканцев в романах К. Маккаллерс 79
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
Становление поджанра южного готического романа обусловлено исторически. Этот литературный жанр возник в южных штатах США в конце XIX - первой половине XX веков (в период т.н. «южного ренессанса») и базируется на американском романтизме (Ф. Купер, Э. По) и классическом английском готическом романе (Г. Уолпол, Б. Стокер, М. Шэлли). Главным фактором, постоянно осмысляемым в произведениях южной готики, становится Гражданская война в США (1861 - 1865 гг.), итогом которой стало упразднение старой аристократии и работорговли. Выдающимися авторами данного жанра являются такие писатели, как У. Фолкнер, Х. Ли, Т. Уильямс, Т. Капоте, К. Маккаллерс, Ф. О’Коннор и У. Стайрон.
В южноготических романах присутствует специфический хронотоп, который расширяется до южных плантаций и городской среды, и вводятся новые типы героев, морально изувеченных и пытающихся противостоять жестокому миру. Время в романах нелинейно, действие происходит как в сознании героев, которые обращаются к прошлому, так и в городской среде, где царят грязь, разруха и нищета. Представляя собой результат смешения викторианской и американской готической традиции, претерпевшей метаморфозы в контексте исторической обстановки на Юге США, южная готика становится уникальным явлением в американском литературном процессе. Несмотря на относительную молодость, южноготический роман имеет уже сложившуюся традицию.
Своеобразие южного готического романа нашло отражение в творчестве К. Маккаллерс. В произведениях писательница выражает серьезную озабоченность проблемами Южных штатов Америки и стремится показать духовный кризис южан. Маккаллерс раскрывает проблемы, с которыми южане столкнулись в начале ХХ века под влиянием разного рода объективных факторов. Герои романов автора абсурдны, гротескны, представляют собой цирк уродов, что является неотъемлемой частью поэтики романов писательницы и подчеркивает их связь с карнавальной культурой.
В отечественном литературоведении феномен южноготического романа вызывает большой интерес. Среди ученых, занимающихся исследованием традиций южной готики, можно выделить В.В. Переяшкина, Я.Н. Засурского, Б.Р. Напцок. Авторы рассматривают данный поджанр в идейно-тематическом аспекте и большое внимание уделяют проблемам хронотопа. Творческое наследие К. Маккаллерс в трудах отечественных исследователей упоминается лишь обзорно. Ученые акцентируют внимание на частных проблемах творчества автора - поэтике гротеска и демифологизации истории южного населения, отсутствует комплексный анализ ее произведений в контексте южноготической традиции и исследование литературной эволюции, что обусловливает научную новизну данной работы и позволяет расширить представление о школе южной готики.
Научная новизна работы заключается в определении специфики творчества К. Маккаллерс как носителя традиций южноготической школы.
Актуальность работы обусловлена устойчивым интересом научного сообщества к проблематике и жанровой специфике южготического романа, исследованию его традиции в новейшей литературе.
Объектом исследования является проблематика и поэтика южноготического романа.
Предметом исследования являются поэтологические особенности творчества К. Маккаллерс.
Цель работы: исследовать особенности воплощения традиции южной готической прозы в романном творчестве К. Маккаллерс.
Задачи исследования:
1. Исследовать генезис английского готического романа и определить его жанровые особенности.
2. Рассмотреть своеобразие американской готической литературы и определить жанровую специфику южного готического романа.
3. Выявить особенности художественного времени и пространства в романном творчестве К. Маккаллерс.
4. Определить роль музыки в раскрытии идейного содержания романов К. Маккаллерс.
5. Проанализировать элементы карнавальной культуры и формы гротеска в творчестве К. Маккаллерс.
6. Составить типологию героев в романах К. Маккаллерс
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в освещении теоретических основ изучения жанра южного готического романа на примере романного наследия К. Маккаллерс.
Практическая значимость: результаты работы могут быть
использованы в вузе при изучении истории зарубежной литературы первой половины XX века и в спецкурсах по американской литературе.
Материалом исследования являются романы К. Маккаллерс: «Сердце - одинокий охотник» (1940), «Отражения в золотом глазу» (1941), «Участница свадьбы» (1946), «Часы без стрелок» (1961).
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы, посвященные изучению готической литературы и ее традиции в современной литературе: Я.Н Засурского, М.Б. Ладыгина, В.Э. Вацуро и Б.Р. Напцок, В.В. Переяшкина.
Структура работы. Дипломная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Апробация работы. Результаты отдельных частей исследования были представлены на 2 конференциях: XV Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека», (18-19 апреля 2023 г.); XVI
Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (11-12 апреля 2024 г.).
Южная готика как самостоятельный жанр сформировалась вследствие смешения традиций классической викторианской готики и американского готического романа. Гражданская война, Великая депрессия, экономический упадок - все эти факторы предопределили возникновение поджанра южной готики.
Становление готики как жанра приходится на XVIII век, когда был создан первый готический роман - «Замок Отранто» Г. Уолпола. Автор формирует топику, которая в дальнейшем будет трансформироваться в произведениях А. Радклифф, М. Г. Льюиса и др. Уолполл фиксирует строгую образную систему, намечает основное место действия и закрепляет в качестве ключевых сюжетообразующих факторов иррациональный элемент, родовое проклятие. Жанрообразующим фактором становится хронотоп замка, где происходят основные события.
Американская готика опирается на европейскую романтическую традицию и провозглашает себя интеллектуальной литературой, отрицающей идеи Старого Света и действующей на благо социума. Свое развитие данный жанр получает в творчестве Ч. Брауна, Г. Мелвилла, Н. Готорна, Э. По. Новелла Э. По «Падение дома Ашеров» предвосхищает появление поджанра южной готики. Автором намечаются основные топосы и темы, к которым впоследствии будут обращаться создатели южноготических романов.
Южная готика опирается на традиции викторианского готического романа и переосмысляет его. Место действия переносится из средневекового замка в герметичную городскую среду, утрачивается инфернальный мотив. Образная система претерпевает свои изменения: в произведениях нет героя- антагониста, который противопоставлен остальным персонажам. Герой южной готики - обособленная от всего общества личность со своими желаниями и стремлениями, существующая в условиях всеобщей тенденции упадничества. В повествование вводится особый тип героя - человека с 89
физическим недугом, что подчеркивает его исключительность и изолированность от общества.
Ключевой фигурой в становлении южной готики становится У. Фолкнер, в произведениях которого оформляется художественный метод и специфика данного жанра. В своих романах Фолкнер размышляет о проблемах морали, силы духа, расизма и исключительности Юга.
Творчество К. Маккаллерс представляет собой уникальное сочетание черт южноготического романа и литературы романтизма. Хронотоп романов писательницы подчинен законам южной готики: автор изображает пустынные улицы послевоенной южной глубинки, а в сознании героев происходит синтез реального и исторического времени. Пространственно-временные отношения в произведении нелинейны: основное повествование прерывается
воспоминаниями героев, всплывающими в ретроспекции. Маккаллерс отрицает фолкнеровскую идею исключительности Юга и демифологизирует историю южан, описывая их повседневность. Герои романов обращаются к прошлому, так как именно в нем они видят утешение, и тоскуют о былом укладе жизни.
Автор обращается к злободневным проблемам расизма, нищеты, отчуждения. Одиночество героев детерминировано как социальными факторами, так и психологическими. Под психологическими факторами подразумевается модернистская экзистенциальная концепция тотального одиночества, когда люди страдают от взаимонепонимания, чувствуют себя отчужденными и уродливыми.
Своеобразной панацеей от тягот суровой жизни и социальной несправедливости для героев К. Маккаллерс становится музыка. С одной стороны, погружение в мир музыки - это форма эскапизма, бегства от реальности; с другой - благодаря музыке герои могут лучше понять друг друга.
Важную роль в произведениях южноамериканской писательницы играет поэтика гротеска. Гротеск в творчестве Маккаллерс можно рассматривать в 90
аспекте карнавальной концепции культуры М. Бахтина (набор определенных топосов (цирк, ярмарка уродов), общая театральность всего происходящего, мотив гигантизма), но не в ренессансном прочтении, а с точки зрения философии экзистенциализма. В. Кайзер отмечает, что посредством гротеска в романах Маккаллерс выражен не страх смерти, а страх перед жизнью. Смерть является не более чем переходом субъекта из одного состояния в другое. Страх перед жизнью обусловлен суровой реальностью, которая в сознании персонажей представляется хаотичной, нелогичной, ирреальной.
Анализ системы образов в романах К. Маккаллерс позволяет сделать вывод о том, что писательница изображает одиноких героев, которые не могут выстроить какие-либо здоровые социальные связи, обречены на вечное одиночество и непонимание со стороны других людей. Все герои являются абсурдными и нелепыми, они деформированы социальной средой, и результатом этого влияния становятся их физические аномалии или психологические отклонения, что, с одной стороны, наделяет их маркером исключительности, а с другой - показывает, насколько люди отошли от продиктованного Богом образа человека. Каждый отдельный мир закрыт для остальных персонажей, а попытки вторгнуться в это пространство сопровождаются агрессией со стороны представителей того или иного типа героев.
Таким образом, в творчестве К. Маккаллерс воплощается и переосмысляется традиция южного готического романа. Писательница выражает свое видение сложившейся в начале XX в. политической и социальной ситуации в Южных штатах. Автор показывает, как исторические события, утрата прежних идеалов и статуса деформируют обычных людей и приводят их к отчуждению и вынашиванию на протяжении всей жизни разного рода амбициозных планов, обреченных на неудачу в силу морального закостенения и невозможности преодолеть экзистенциальный кризис.
1. Браун Ч.Б. Виланд, или Превращение / Пер. с англ. Т. Жданова. СПб: Терра-Книжный Клуб, 1998. 236 с.
2. Готорн Н. Дом о семи фронтонах / Пер. с англ. Г. Шмакова. М.: Ленинград, 1975. 504 с.
3. Маккаллерс К. Сердце - одинокий охотник / Пер. с англ. Е. Голышевой. М.: АСТ, Эксклюзивная классика, 2019. 416 с.
4. Маккаллерс К. Участница свадьбы. Отражения в золотом глазу / Пер. с англ. Б. Останина Ю. Дроздова. СПб: Амфора, 2000. 399 с.
5. Ли Х. Убить пересмешника / Пер. с англ Н. Галь. М.: Вагриус, 2008. 416 с.
6. Льюис М.Г. Монах / Пер. с англ. Б. Пастернака. М.: АСТ, 2021. 448 с.
7. Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец / Пер. с англ. А. Щадрина. Л.: Наука, 1977. 740 с.
8. О’Коннор Ф. Мудрая кровь / Пер. с англ. Н. Абдуллина. М.: АСТ, Эксклюзивная классика, 2018. 192 с.
9. О’Коннор Ф. Царство небесное силою берется / Пер. с англ. А. Василенко, В. Михайлина. М.: АСТ, Эксклюзивная классика, 2022. 224 с.
10. По Э. Падение дома Ашеров / Пер. с англ. Н. Галь. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. 320 с.
11. Радклиф А. Шедевры в одном томе: Удольфские тайны / Пер. с англ. Т. Осиной. М.: АСТ, Neoclassic, 2022. 704 с.
12. Стайрон У. Выбор Софи / Пер. с англ. Т. Кудрявцевой. М.: АСТ, Эксклюзивная классика, 2021. 736 с.
13. Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда / Пер. с англ. И. Гуровой. М.: АСТ, Эксклюзивная классика, 2016. 416 с.
14. Стокер Б. Дракула / Пер. с англ. Т. Красавченко. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2007. 448 с.
15. Уолпол Г. Замок Отранто / Пер. с англ. В. Шора. М.: АСТ, Эксклюзивная классика, 2021. 224 с....57