Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование представлений об интеллекте и творческих способностях 8
1.1. Понятие интеллекта. Общие подходы к интеллекту 8
1.2. Понятие творческих способностей. Креативность и творчество 15
1.3. Творчество и интеллект 25
1.4. Возрастно-психологические особенности интеллектуальных и
творческих способностей младших школьников 29
Глава 2. Эмпирическое исследование связи интеллектуальных и творческих способностей младших школьников 34
2.1. Организация эмпирического исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования связи
интеллектуальных и творческих способностей младших школьников 41
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по разработке программы формирования интеллектуальных и творческих способностей школьников в
учебном процессе 53
Выводы 58
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложения 67-71
Развитие интеллектуальных и творческих способностей подрастающего поколения выступает одним из приоритетных направлений содержания российского образования, так как интенсивное развитие нашего государства невозможно без интеллектуального и творческого потенциала его граждан, без развития инициативы, активности, способностей. Сегодня востребована личность, готовая не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на социальную действительность, изменяя её к лучшему. А это под силу лишь творчески мыслящим людям.
Ответом на вопрос как российская школа достигает обозначенного результата - личности выпускника, способного активно и компетентно действовать в современной информационной, конкурентной социальной действительности отчасти дается в данном исследовании. Отсюда вытекает проблема: соответствия требований общества и семьи к
формированию самостоятельно мыслящей, креативной личности, способной к самообразованию, самореализации и реальным продуктом образовательной сферы - личности школьника с актуальным уровнем развития интеллекта и креативности.
Рассматривая структуру интеллекта, многие ученые выделяют в ней творческие способности, понимаемые, как способности к порождению разнообразных оригинальных идей. В то же время, ряд исследователей, включают интеллектуальные компоненты в структуру творческих способностей. Таким образом, интересным представляется вопрос о взаимосвязи интеллекта и творческих способностей.
В психологии и педагогике под интеллектом понимается, в широком смысле, вся познавательная деятельность человека, в более узком - мышление. По одному из определений современной психологии интеллект рассматривается как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности (в том числе и творческой). Под творческими способностями понимается совокупность свойств и особенностей личности, характеризующие ее готовность к творческой деятельности...
Данное исследование посвящено проблеме развития интеллекта и творческих способностей старшеклассников. Выбранная тема является очень актуальной в наши дни.
Исследование включало в себя теоретический анализ психологической, педагогической литературы по теме исследования. Были сформулированы теоретические положения, определены ключевые понятия работы. В первой главе дается понятие интеллекта и общие подходы к данной проблеме; представлены различные структурные модели интеллекта, дается сравнение моделей; рассматриваются разные точки зрения на природу интеллектуальных способностей (генетическая теория интеллекта, социальная теория интеллекта, эпигенетический подход, а также противоречие теорий и результаты исследований в ключе разных направлений). Так же рассказывается о развитии интеллекта и креативности в раннем юношеском возрасте.
Представлены различные подходы к определению понятий способности, интеллект, творчество, креативность и творческие способности; говорится о природе творческих способностей; уделено внимание изучению творчества и этапам творческого процесса; рассмотрены различные виды творчества; отражено развитие творческих способностей; говорится о креативности, как об общей способности к творчеству, и о взаимосвязи творческих способностей и интеллекта.
В отечественной психологии проблема интеграции интеллектуальных способностей и креативности имела место, однако была выражена не так рельефно, как в американской или западноевропейской науке. Главная причина состояла в отказе от теории и практики тестирования по системе IQ и в изучении интеллектуальных способностей в основном методом проблемных ситуаций, который, как известно, прямо ориентировал исследователя на трактование интеллекта (в первую очередь - мышления) как комплексной характеристики, рассматривающей креативность как необходимую составляющую.
Психологическая диагностика сегодня располагает большим арсеналом разнообразных методик, позволяющих установить индивидуальные различия между людьми по тем или иным психологическим признакам. Методики диагностики интеллекта и креативности занимают среди них особое место, так как их использование имеет далекие социальные последствия. В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер.
Креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана, деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей...
1. Айзенк Г.Ю. Проверь свои интеллектуальные способности. - Республика, 2002. - 250 с.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 2006. - 550 с.
4. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону "Феникс", 2003. - 375 с.
5. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 2004.
6. Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. - № 1. - С. 5-7.
7. Веретенникова Л. К.Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология/ Журнал,выпуск № 1 / 2010.
8. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] - М.: АСТ- ПРЕСС, 1999.-368с.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер,
2004.
10. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 2007 г.
11. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 2003.
12. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография,-СПб., 2005.
13. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире:
перспективы развития востребованности, привлекательности,
результативности : материалы Международной научно-практической
конференции. В 2-х ч. Ч. 2 / Челябинск - Москва / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск : ЧИ1111КРО, 2013.
14. Дружинин В.Н.. Психология общих способностей. - СПБ.: Питер, 2007. - 368 с.
15. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания школьников- М.: 2010...44