Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования ассортимента дополнительных услуг и
исследования конкурентоспособности в индустрии гостеприимства 5
1.1 Современное состояние рынка гостиничных услуг 5
1.2 Сущность гостиничного продукта и особенности его формирования 11
1.3 Дополнительные услуги: сущность и классификация 20
1.4 Конкурентоспособность в условиях рынка и ее оценка 27
2 Анализ деятельности гостиницы «Огни Енисея» 37
2.1 Общая характеристика гостиницы «Огни Енисея» 37
2.2 Анализ и оценка ассортимента услуг гостиницы «Огни Енисея» 45
2.3 Анализ конкурентоспособности гостиничных предприятий категории
«три звезды» города Красноярска 52
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности гостиницы «Огни
Енисея» за счет внедрения дополнительных услуг 59
Список использованных источников 74
Приложение А Свидетельство о присвоении категории гостинице
«Огни Енисея» 78
На сегодняшний день индустрия гостеприимства является важной составляющей экономики туризма. Эту сферу деятельности составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные отели и хостелы, апартаменты и другие средства размещения. Размещение играет ведущую роль в комплексе гостиничных услуг, предоставляемых путешественникам, и является неотъемлемой частью каждого тура.
Гостиничный бизнес привлекателен для предпринимателей по ряду причин: относительно небольшие стартовые вложения, преимущественно высокий спрос на туристские услуги, а также высокая рентабельность предприятия и средний срок окупаемости затрат на бизнес.
Для современного гостиничного бизнеса характерна жесткая, постоянно усиливающаяся конкурентная борьба, которая длится на протяжении многих лет. Конкурентоспособность на рынке гостиничных услуг определяется способностью предпринимателя не только сохранить свой сегмент рынка, но и добиться его расширения. Именно поэтому руководителям гостиничных предприятий необходимо находиться в постоянном поиске новых форм и методов в работе с клиентами. Одним из способов повышения конкурентоспособности гостиниц является внедрение новых дополнительных услуг.
Актуальность бакалаврской работы заключается в том, что для успешного функционирования гостиничного предприятия необходимо постоянно внедрять новые услуги в соответствии с запросами туристов. Эти услуги способны повлиять на повышение устойчивого, позитивного отношения туристов.
Объектом бакалаврской работы является деятельность гостиницы «Огни Енисея».
Цель бакалаврской работы - обосновать целесообразность внедрения новых дополнительных услуг в гостиницу «Огни Енисея».
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• раскрыть теоретические аспекты формирования дополнительных услуг и исследования конкурентоспособности в индустрии гостеприимства;
• изучить современное состояние рынка гостиничных услуг;
• выполнить анализ возможностей гостиницы «Огни Енисея» для внедрения новых дополнительных услуг;
• выработать рекомендации по расширению дополнительных услуг для гостиницы «Огни Енисея».
В условиях сильнейшей конкурентной борьбы для успешного функционирования гостиничного предприятия необходимо постоянно внедрять новые услуги. На сегодняшний день гостиничный бизнес все еще продолжает свое восстановление после ограничений, вызванных коронавирусом. Это обуславливает стремление гостиничных предприятий выделиться на конкурентном рынке и предложить потенциальным клиентам новый гостиничный продукт, удовлетворяющий их потребности.
Теоретический анализ литературы позволил получить данные о современном состоянии рынка гостиничных услуг на международном уровне, а также уровне страны и города. Также в 1 главе мы определили сущность гостиничного продукта и особенности его формирования, разобрали дополнительные услуги в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ. Кроме того, были изучены теоретические аспекты конкурентоспособности в условиях рынка, закреплены особенности и цели методов анализа внешней и внутренней среды гостиниц.
Во 2 главе бакалаврской работы была охарактеризована деятельность гостиницы «Огни Енисея». Это гостиничное предприятие с категорией «3 звезды», номерной фонд которого составляет 142 номера. Была определена организационная структура управления, а также особенности предоставления основных и дополнительных услуг.
Нами проведен анализ качества ассортимента дополнительных услуг, а также проведено соответствие требованиям к услугам, закрепленным в Положении о классификации гостиниц. В ходе работы были выявлены недостатки обслуживания посредством опроса постояльцев и анализа отзывов на сайте Островок.ру. Также мы проанализировали конкурентоспособности гостиничных предприятий категории «три звезды» города Красноярска с помощью SWOT-анализа гостиницы «Огни Енисея», матрицы конкурентоспособности, а также сравнительной характеристики отелей по отзывам постояльцев на различных интернет-площадках.
Рекомендации по внедрению новой дополнительной услуги для повышения конкурентоспособности гостиницы «Огни Енисея» представлены в заключительной главе бакалаврской работы. Мы предложили две идеи для бизнес-туристов и выбрали наиболее перспективную из них посредством оценки основных факторов успеха для конкурирующих идей. В связи с тем, что среди целевой аудитории гостиницы есть организованные группы с детьми, отдыхающие во время каникул, а также спортсмены, было предложено проводить экскурсии на теплоходе по реке Енисей. Для продвижения рекомендованных дополнительных услуг мы предложили таргетированную рекламу Вконтакте, продемонстрировав возможности ее применения на практике.
На основе оценки конкурентоспособности гостиницы «Огни Енисея» посредством анализа отзывов можно сделать вывод, что ее преимуществами являются: удобное месторасположение в историческом центре города,
панорамный вид из окон на реку Енисей, вкусные завтраки, хорошая организация работы конференц-залов и внимательный персонал. Есть и отрицательные стороны: сторонами являются: старая сантехника и мебель, слабая сеть Wi-Fi, слишком высокие цены в ресторане, а также плохая звукоизоляция окон.
Для снижения рисков и угроз деятельности, а также повышения конкурентоспособности, гостинице «Огни Енисея» следует своевременно устранять недостатки, отмеченные постояльцами. Внедрение новых дополнительных услуг поможет привлечь потенциальных клиентов, а также удовлетворить потребность в получении новых знаний у бизнес-туристов и решить вопрос с интересным времяпрепровождении гостей.
Таким образом, при рациональном использовании собственного потенциала и ресурсов, а также при реализации вышеуказанных рекомендаций гостиница «Огни Енисея» сможет устоять в конкурентной борьбе на рынке гостиничных услуг города Красноярска.
1. ГОСТ Р 50646-2012. Услуги населению. Термины и определения = Services for people. Terms and definitions : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 29 ноября 2012 г. № 1612-ст : взамен ГОСТ Р 50646-94 : дата введения 2014-01-01 / разработан ОАО «ВНИИС». - Москва : Стандартинформ, 2014. - 11 с.
2. ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения = Trade.
Terms and definitions : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 28 августа 2013 г. № 582-ст : взамен ГОСТ Р 51303-99 : дата введения 2014-04-01 / разработан ОАО
«ВНИИС». - Москва : Стандартинформ, 2014. - 19 с.
3. Об утверждении Положения о классификации гостиниц [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 // КонсультантПлюс : справочная система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2022).
4. Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг
[Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853 (ред. от 01.04.2021) // Консультант Плюс : справочная система. URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2022).
5. Артюхова, И. В. Управление факторами сезонности в гостиничном бизнесе / И. В. Артюхова, В. А. Хуторская // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 4. - C. 25-27.
6. Афиша бизнес мероприятия // ВсеТренинги.ру: [сайт]. - 2022. - URL: https://vsetreningi.ru/yarsk/trainers/ (дата обращения: 03.06.2022).
7. Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия: практикум / Л. В. Баумгартен. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. - 216 с.
8. Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия : учебник для академического бакалавриата / Л. В. Баумгартен. - Москва: Юрайт, 2019. - 338 с.
9. Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия : учебник для академического бакалавриата / Л. В. Баумгартен. - Москва: Юрайт, 2020. - 338 с.
10. Более 1 млн россиян смогут путешествовать по России с кешбэком
20% в 2022 году // Интерфакс: [сайт]. - 2022. - URL:
https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/86164/ (дата обращения: 30.04.2022).
11. В АТОР подвели туристические итоги 2021 года // Ассоциация
Туроператоров: [сайт]. - 2022. - URL: https://www.atorus.ru/news/press-
centre/new/58171.html (дата обращения: 30.04.2022).
12. Внутренний туризм в 2021 году восстановился на 90% к
доковидному уровню // Интерфакс: [сайт]. - 2022. - URL:
https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/85418/ (дата обращения: 30.04.2022).
13. Всяких, М. В. Современные методы оценки кредитоспособности предприятия / М. В. Всяких, Ю. В. Всяких // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - 2015. - № 3. - С. 104-109.
14. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме : учебное пособие для студентов вузов / А. П. Дурович. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 314 c.
15. Итоги КЭФ-2022: зрителями форума стали более 1,5 млн человек //
krskstate.ru: [сайт]. - 2022. - URL:
http://www.krskstate.ru/press/news/forumZ0/news/103514 (дата обращения:
01.05.2022)....32