Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Основные характеристики детско-родительских отношений
1.2. Детско-родительские отношения в семьях с сиблингами
1.3. Детско-родительские отношения в семье с единственным ребенком
Вывод по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование в различиях детско-родительских отношениях в семьях с сиблингами и единственными детьми
2.1. Описание процедуры и методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Выводы
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Семья является важнейшей ценностью в жизни людей. С момента рождения и до конца жизни каждый человек обладает такой
характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Семья - это малая социальная группа, в которой есть субъект
деятельности - родитель и объект воздействия - ребенок. Именно для ребенка семья представляет собой среду, в которой и складывается условия его развития. Родители представляют собой первую социальную среду формирования и воспитания ребенка, которая обеспечивает удовлетворение его потребностей, в том числе любви, заботе, безопасности и защите.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Следовательно, в зависимости от различных характеристик детско- родительских отношений будут не только определенным образом формироваться социально-психологические особенности ребенка, но и его личностные особенности. Так например, родительская гиперопека может привести к пассивности и нерешительности ребенка, тотальный контроль со стороны родителей детерминирует проявление зависимых отношений и формирование тревожности как личностной черты.
Кроме того, сами дети априори также имеют различия в характеристиках, которые обусловлены их положением в семье.
Многие авторы, занимающиеся изучением сиблинговых отношений, такие как А. Адлер, Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, Р.Б. Зайонц, Р.У. Ричардсон, У. Тоумен, Л.Б. Шнейдер, пишут о том, что число детей, их пол и порядок рождения влияют на развитие и формирование личности каждого ребенка. Данная позиция влияет на появление существенных различий у братьев и сестер.
При этом, «сиблингами» психологи называют всех братьев-сестер в семье.
Еще Ф. Гальтон обнаружил, что единственные дети - самые зависимые и наиболее ориентированные на достижения по сравнению с детьми, занимающими все остальные позиции в порядке рождения. Родители часто предъявляют к ним непомерные требования, а дети, в свою очередь, расценивают это как непонимание и несправедливое обращение.
Родители склонны предъявлять повышенные требования к первенцам, поэтому последние аккумулируют и генерируют более разнообразное поведение, чем др. дети. В тенденции, первенцы сильно мотивированы, имеют высокие цели, твердо придерживаются правил и, по-видимому, больше других нуждаются в соц. контактах и похвале. Однако они робки, чувствительны к боли и, кажется, менее способны. К тому же у них не редко появляется возможность взять ответственность на себя.
К младшим детям, напротив, родители относятся снисходительно и не требуют от них результатов. Они имеют больше свободы, в отличие от других позиций.
Стереотипы сиблинговых позиций не означают, что каждый должен быть именно таким. Однако, они указывают, что люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, чаще всего и бывают именно такими.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным фактором, влияющих на становление личности ребенка.
Но существует мало исследований, касающихся позиции ребенка в семье с точки зрения детско-родительских отношений. Как правило, младшие дети всегда остаются малышами для своих родителей, всегда остается желание оберегать, воспитывать и заботится о них. В то время как единственный ребенок более зависим от опеки, от чего может стать центром внимания взрослых. Из-за чего, ребенок, не имевший совместного опыта с родителями в воспитании братьев и сестер, оказывается менее самостоятельным и ответственным в жизни...
Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным фактором, влияющих на становление личности ребенка.
Но существует мало исследований, касающихся позиции ребенка в семье с точки зрения детско-родительских отношений. Как правило, младшие дети всегда остаются малышами для своих родителей, всегда остается желание оберегать, воспитывать и заботится о них. В то время как единственный ребенок более зависим от опеки, от чего может стать центром внимания взрослых. Из-за чего, ребенок, не имевший совместного опыта с родителями в воспитании братьев и сестер, оказывается менее самостоятельным и ответственным в жизни.
О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как источник детского развития.
По нашему мнению, несмотря на большое количество опубликованных работ по данной проблеме, она требует дальнейших теоретических и практических изысканий. В частности, интерес представляют исследования связи сиблинговой позиции ребенка с желанием его опекать и ставить в центр семьи.
Детско-родительские отношения разными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Как показал анализ литературных источников, существуют различные подходы к пониманию родительских отношений к своему ребенку.
В эмперической части данной дипломной работы мы выявили различия в детско-родительских отношениях в семьях с сиблингами и в семьях с единственным ребенком. Результаты показали, что в семьях единственных детей родители склоны в своей воспитательной тактике к гиперопеке над ребенком, и придерживаются высокого контроля над ним и реже предоставляют самостоятельность.
Таким образом, результаты проделанной нами работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы.
Данные, полученные нами в ходе исследования, могут быть использованы в консультативной, диагностической и коррекционной работе психолога по проблеме детско-родительских отношений.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов: пер. с англ.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 448 с.
2. Андреева Т. В. Психология современной семьи. Монография - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
3. Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений: Учеб-метод. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого - Великий Новгород: НовГУ, 2006. - 214 с.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения - М., 1986. - 209 с.
6. Герхардсен Элизабет. И больше не дерись! Как избежать ревности между детьми в семье - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 232 с.
7. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
8. Голубева Е. В. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6. - с. 25-34.
9. Дружинин В.И. Психология семьи - М.: ВЛАДОС, 1999. - 354 с.
10. Капустин С. А. Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании: Когито-Центр, 2014. - 19 с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы
семейного консультирования: Учебное пособие - М.: Гардарики, 2005. -
320 с.
12. Кэтрин А. и Тодд К. Шакельфорд. На пути к Эволюционной психологии семьи: Оксвордский университет , 2008 . - 377 с.
13. Кириленко И.Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы - М.: КРЕДО, 2015. - 212 с.
14. Кошелёва А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. - М., 2007. - 361 с.
15. Кузьмина В. П. “Эмпатия в детско-родительских отношениях: теория и условия оптимизации в семье: Уч. пособие для студентов - Киров,
2011. - 101 с...34