ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы сущности правового воспитания детей дошкольного возраста 9
1.2. Методика ознакомления детей с правами ребёнка 20
1.3. Роль детской художественной литературы в ознакомлении старших
дошкольников с правами человека 27
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о правах человека
у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Организация работы по ознакомлению старших дошкольников с правами
человека с использованием художественной литературы 43
2.3. Определение эффективности использования художественной литературы в
работе по ознакомлению старших дошкольников с правами человека 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является её переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребёнка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед педагогами ДОО, является воспитание у дошкольников уважения к правам и свободам человека, формирование чувства собственного достоинства [4, с. 95].
Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной её актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребёнка.
Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребёнку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребёнка...
Тема выпускной квалификационной работы актуальна. В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию в дошкольном возрасте. В теоретических исследованиях проблема правового воспитания рассматривается под углом зрения уважения свободы ребёнка как личности. Правовое воспитание связывается с развитием самооценки ребенка, его уверенности в себе, моральных мотивов поведения и взаимоотношений.
Впервой главе представлен анализ научных источников по проблеме исследования, раскрывающих понятие правового воспитания и методику ознакомления детей с их правами. Право - это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов власти, регулирующих общественные отношения в данном конкретном обществе.
В последнее время как в зарубежной, так и в отечественной педагогике система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания, которое включает в себя: правовую грамотность, нравственно-правовые чувства, правовое мышление. Вышеназванные элементы правового сознания способствуют реализации цели - воспитанию у личности правовой культуры.
С.А. Козлова, поднимая вопрос о методике ознакомления детей с их правами, подчёркивает, что особенности психического развития дошкольников позволяют формировать у них представления о правах человека. Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми.
Отдельный параграф посвящён литературе как средству ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правами человека.
Во второй главе представлены описание организации и анализ опытно-экспериментальной работы по использованию художественной литературы как средства ознакомления старших дошкольников с правами человека. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ СОШ с. Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области. В исследовании принимала участие группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек: 10 детей - контрольная группа, 10 детей - экспериментальная группа.
Педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный...
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. - URL: http:ZZpedlib.ru/Books/4Z0018
2. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. - М.:
Просвещение, 2006. - 574 с.
3. Антонов В.А. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 217 с.
4. Атемаскина Ю. Литературное произведение как средство ознакомления
детей старшего дошкольного возраста с правами человека. // Воспитание дошкольника. - 2015. - №6. - С. 95-99. - URL: https://dovosp.ru/
j dv/wak/literaturnoe-proizvedenie-kak-sredstvo-oznakomleniya-detej-starshego- doshkolnogo-vozrasta-s-pravami-cheloveka
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/5/0174
6. Ваулина Т.Г. Родителям и детям о правах ребёнка. // Ребёнок в детском саду. - 2007. - №3. - С. 15-17.
7. Гаврилина С.Ю., Кутявина Н.Г., Топоркова И.К., Щербина С.А. Безопасность вашего малыша. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 160 с.
8. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. - М.: Изд-во «Скрипторий», 2006. - 95 с.
9. Давыдова О.И. Этнопедагогика народной сказки: учеб. пособие / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 174 с.
10. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребёнка. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
11. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е.и др. Защита прав и достоинства маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада. - М.: Просвещение, 2006. - 143 с.
12. Емельянова М. Консультация «Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста». - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-hudozhestvenaja- literatura-kak-yefektivnoe-sredstvo-formirovanija-pravovoi-kultury-detei-doshkol nogo- vozrasta.html
13. Есикова Т.В. Психологическое исследование правосознания в детском возрасте. // Педагогическое образование в России. - 2011. - №4. - С. 160-165.
14. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения. // Избр. психологические труды. Т. 1. - М.: Педагогика, 2009. - 128 с.
15. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я - ребёнок и я имею право! - М.: Изд-во «Скрипторий», 2007. - 96 с...37