Объект исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» (г. Краснокаменск).
Проведен анализ персонала за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
Введение 4
1 Теоретические аспекты профессионального выгорания сотрудников организации 6
1.1 Особенности, сущность и основные понятия профессионального выгорания сотрудников организации 6
1.2 Основные причины, признаки профессионального выгорания сотрудников организации 14
1.3 Методы изучения профессионального выгорания персонала 22
2 Исследование профессионального выгорания в МАОУ «Гимназии № 9» г. Краснокаменск 29
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Анализ трудовых ресурсов МАОУ «Гимназии № 9» 33
2.3 Анализ профессионального выгорания сотрудников 40
3 Пути совершенствования профилактики профессионального выгорания в МАОУ «Гимназии №9» г. Краснокаменск 63
3.1 Программа совершенствования профилактики профессионального выгорания63
3.2 Мероприятия по профилактике профессионального выгорания и эффективность предложенных мероприятий 67
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложение А Опросник эмоционального состояния сотрудников «Гимназии № 9» 79
Приложение Б Вопросы к тесту по авторской методике К. Маслач и С. Джексон80
Приложение В Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко. 83
Стремительные изменения в экономике и обществе привлекают все большее внимание к проблеме профессионального выгорания сотрудников. Зарубежные и отечественные исследователи выделяют различное количество этапов в процессе развития выгорания, а также факторов, влияющих на его развитие.
Выгорание можно назвать процессом постепенной утраты жизненной энергии, проявляющимся как в физическом, эмоциональном и умственном истощении, равнодушии и неудовлетворении от выполняемой работы.
Синдром профессионального выгорания в наибольших случаях возникает в результате хронического стресса на работе. Многие ученые считают, что на процесс выгорания личностные способности влияют намного больше, чем демографические характеристики и факторы рабочей среды. Разные взгляды на развитие процесса выгорания сходятся в том, что переоценка собственных способностей и возможностей постепенно ведет к разочарованию, снижению мотивации, смене жизненных установок, а далее к психосоматическому заболеванию и полному истощению.
Актуальность исследования профессионального выгорания у сотрудников состоит в том, чтобы доказать, что при постоянной монотонной и рутиной работе без отпуска и отдыха, такие сотрудники чаще всего подвержены стрессу, эмоциональному истощению, ну и конечно профессиональному выгоранию, чем те сотрудники, которые уже отдохнули.
Многочисленные исследования, направленные на выявление основных критериев профессионального выгорания, отмечают, что основные трудности этого жизненного этапа, сопровождаются эмоциональными расстройствами, которые усложняют профессиональные и социальные функции. Это показывает, насколько важно уделять внимание активной диагностике этого синдрома, Чаще всего это происходит без психологической помощи в самоисследовании, без четких диагностических критериев и агрессивных жалоб.
В современной динамичной социально-экономической ситуации профессиональная деятельность сопровождается воздействием множества неблагоприятных факторов. Из этого ряда, ученые отдельно выделяют профессиональный стресс, о чем свидетельствуют все более частые и масштабные исследования, регулярные публикации в медицинских и психологических журналах.
В ходе исследования в работе применялись такие методы как: метод беседы, метод экспертной оценки, методика К. Маслач и С. Джексон, методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко.
Теоретической основой исследования явились труды таких авторов как, Г. Фрейденбергер, К. Маслач, Р. Кочюнас, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Л.А. Китаев-Смык, К. Чернисс, М. Фридман, Р. Розенман, Г. Селье.
Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанной программы совершенствования профилактики профессионального выгорания в деятельности организации
Дипломная работа выполнялась по Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 9».
Целями деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направлений.
Право осуществления образовательной деятельности возникает у Учреждения с момента получения соответствующей лицензии.
Теоретическая часть включает в себя анализ научной литературы, посвященной профессиональному выгоранию как психологическому феномену, определяет его структуру и особенности. В организации был применён метод наблюдения за сотрудниками до и после отпуска, затем метод беседы с сотрудниками до и после отпуска на определении их эмоционального истощения и стресса. Для подтверждения двух первых методов был использован метод экспертной оценки. В роли экспертов выступали завучи школы. Которые хорошо знают специфику работы и сотрудников, что помогло им определить уровень стресса и стадии профессионального выгорания у своих подчиненных.
В исследовании приняло участие 34 сотрудника гимназии, половина из них была в очередном отпуске. Другая еще нет. Такая выборка объясняется тем, что бы доказать, что люди, которые давно не были в отпуске устают, чаще подвергаются стрессу и эмоциональному истощению чем те кто уже отдохнул.
По результатам проведенного исследования установлено: что в группе сотрудников до отпуска наиболее сильно выражен симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, который присутствует у 56%. Также наблюдаются симптомы тревоги и депрессии у 18%, представленные крайней точкой формирования фазы напряжения. При этом практически отсутствуют признаки неудовлетворения собой и ощущений загнанности в клетку, только 1% .
В то время, в группе сотрудников после отпуска можно заметить, что все показатели снижены. Переживания психотравмирующих обстоятельств 7%. Показатели по неудовлетворенности собой 0%. загнанность в клетку 1%, тревога и депрессия 15%.
Симптом, переживания психотравмирующих обстоятельств больше проявлен в группе работников до отпуска 56%, чем в группе работников после отпуска 7%. Это свидетельствует о том, что условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность на предприятии, может рассматриваться в виде одной из предпосылок для обострения переживания психотравмирующих ситуаций. Также важно отметить на выраженность в группе сотрудников до отпуска симптома тревога и депрессия 18% так как характер работы, переработка, не нормированный рабочий день дает свои отпечатки.
Научная новизна данного эмпирического исследования заключается в том, что зная основные факторы и особенности проявления синдрома профессионального выгорания в профессиональной деятельности, можно на ранней стадии определить основные направления профилактики. Стоит отметить, что профилактика синдрома профессионального выгорания обязана быть комплексной и вестись в разных направлениях.
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке Программы совершенствования профилактики профессионального выгорания сотрудников «Гимназии № 9» г. Краснокаменск.
Таким образом, задачи, поставленные в дипломной работе, реализованы, цель достигнута.
1. Анисимов, В. М. Энциклопедический словарь работника кадровой службы / В. М. Анисимов, С. В. Дудников, В. Ф. Ковалевский [и др.]; под общ. ред. В. М. Анисимова. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 328 с
2. Аширов, Д. А. Управление персоналом: учеб, пособие. – М.: ТК Велби, Изд–во Проспект, 2010. – 432 с.
3. Барков, С. А. Управление персоналом. – М.: ЮристЪ, 2012, – 451 с.
4. Варданян, И. С. Новые тенденции к мотивации персонала / И. С. Варданян // Управление персоналом. 2011. № 9–10. С. 39–44
5. Верхоглазенко, В. Система мотивации персонала // Консультант директора. 2014. № 4. С. 23–24.
6. Веснин, В. Р. Менеджмент / В. Р. Веснин. – М.: ТД Элит–2010, 2003. – 552 с.
7. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 4–е изд. – М.: Экономистъ, 2013. – 670 с.
8. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. Изд. 2–е, перераб. – М.: Дело, 2011. – 320 с.
9. Герчиков, В. И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: учеб. пособие / В. И. Герчиков. М.: ИНФРА–М, 2011. 282 с.
10. Герш, М. В. Еще раз о мотивации // Отдел кадров коммерческой организации. 2013. № 9. С. 13–14.
11. Дубрин, Э. Что значит быть хорошим начальником? / Э. Дубрин; пер. с англ. И. В. Болгова. М.: АСТ–Астрель, 2013. 348 с.
12. Дятлов, В. А., Кибанов А.Я., Пихало В. Т. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов./ – М.: ПРИОР, 2011. – 268 с.
13. Журавлев, П. В. Технология управления персоналом / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов [и др.]. – М.: Экзамен, 2013. – 576 с.
14. Кабушкин, И. И. Основы менеджмента: учеб. пособие / И. И. Кабушкин. 6–е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2013. – 336 с.
15. Казанцев, А. К. Менеджмент в предпринимательстве: учеб. пособие по спец. «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» /
А. К. Казанцев, А. А. Крупанин. – М.: ИНФРА–М, 2011. – 230 с.
16. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 304 с.
17. Козлов, А. А. К вопросу управления персоналом в условиях переходной экономи¬ки / А. А. Козлов // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 46–55.
18. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. «Менеджмент» и «Маркетинг» / Ю. Д. Красовский. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2013. – 511 с.
19. Кристиани, А. Мотивация успеха. 111 советов для достижения лучших результа¬тов / А. Кристиани. – М.: Интерэксперт, 2011. – 256 с.
20. Лапуста, М. Г. Предпринимательство / под ред. М. Г. Лапусты. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 224 с.
21. Лафта, Дж. К. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / Дж. К. Лафта. 2–е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2014. – 592 с
22. Лифинец, А. С. Основы управления персоналом. – Иваново.: Дом книги, 2011. – 256с.
23. Лукашевич, М. П. Социология труда / М. П. Лукашевич. МАЧП, 2012. – 320 с.
24. Лукичева, Л. И. Управление персоналом: курс лекций; практические занятия / Л. И. Лукичева; под ред. Ю. П. Анискина. – М.: Омега–Л, 2014. – 264 с.
25. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия, «ИНФРА – М», Москва – Новосибирск, 2011. – 432с.
26. Менеджмент организации: учеб. пособие / под. ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. – М.: ИНФРА–М, 2007. – 432 с.
27. Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2011. – 477 с.
28. Мордовин С. К. Управление персоналом: Современная российская практика. 2 – е изд. – Спб.: Питер, 2012. – 304 с.
29. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4–е изд., доп. – М.: ИТИ Технология, 2013. – 944 с.
30. Основы менеджмента: учебник для вузов / Д. Д. Вачугов [и др.]; под ред. Д. Д. Вачугова. 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2011. – 376 с.
31. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг,
Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 5–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2011. – 496 с.
32. Самоукина, Н. В. Что людям надо: персональные мотиваторы в трудовой деятельности//Кадровик. – Воронеж, 2012 г. – № 7. – С. 28.
33. СНиП 21–01–97 Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике. (госстрой России). Постановление Министерства строительства Российской Федерации от 13 февраля 1997 г. № 18–7
34. Травин, В. В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дятлов. 4–е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2012. 272 с.
35. Управление персоналом: учеб. пособие / под общ. ред. А. Я. Кибанова. – М.: Кно– Рус, 2013. – 200 с.
36. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова,
Б. Л. Еремина. 2–е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2012. 360 с.
37. Уткин, Э. А. Управление персоналом. Вопросы и ответы / Э. А. Уткин, Т.В. Бутова. – М.: Эксмо, 2002. – 224 с.