Введение 5
1 Теоретико-методологические основы государственной молодежной
политики 12
1.1 Сущность и содержание молодежной политики Российской
Федерации 12
1.2 Структура и функции субъектов государственной молодежной политики 20
2 Анализ реализация молодежной политики в Пензенской
области 33
2.1 Механизм управления молодежной политикой в Пензенской области.. ..33
2.2 Основные направления реализации молодежной политики Пензенской
области 47
3 Основные проблемы в сфере молодежной политики и пути их
преодоления 65
Заключение 74
Список использованных источников 80
Приложения 85
Социализации российской молодежи, ее полноценному включению в общественные процессы способствует особая отрасль социальной политики в России - государственная молодежная политика. Необходимость создания основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения достойной жизни населения, укрепления и развития генофонда, конкурентоспособности и национальной безопасности государства требуют реализации эффективной, целостной и последовательной государственной молодежной политики. История России свидетельствует, что в периоды, когда удавалось сплотить и организовать молодое поколение, государство и общество заметно продвигались вперед в решении социально-экономических, политических, геополитических и других проблем.
В программе социально-экономического развития России отмечается, что «необходимо актуализировать работу по воспитанию компетентных и ответственных, нравственно и физически здоровых граждан, обратить внимание органов управления всех уровней на социальное развитие детей и молодежи, обеспечение их прав на качественное образование, творческое развитие, содержательный досуг» [5]. Молодежь - предмет особого внимания государства и общества. Именно оно является наиболее активной составляющей гражданского общества, молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, молодежь определяет воспроизводство населения, развитие трудовых ресурсов и экономики страны в перспективе. Актуальность выработки новых теоретически обоснованных подходов, научного поиска путей совершенствования политики государства, проводимой в данной сфере, обусловлено с необходимостью формирования объективных условий для реализации созидательного потенциала молодежи в структуре государства и общества.
Становление и развитие молодежи в современной России происходит в условиях реформирования фундаментальных основ жизни общества. Структурное и функциональное преобразование общественно-политической системы, вплетенное в ткань постоянно обновляющихся социально-экономических реалий и духовно-нравственный кризис в обществе обусловливают неоднозначные тенденции в молодежной среде.
Они связаны также с тем, что происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни подрастающего поколения. Резкое обострение демографической ситуации, снижение психической и физической дееспособности молодежи, ее образовательного и профессионально-квалификационного уровней, продолжающийся процесс маргинализации и криминализации в молодежной среде, деградирующее социальное положение некоторой части молодежи, ее низкие стартовые возможности вызывают множество внутригрупповых, внутрисемейных и межпоколенческих противоречий и конфликтов. Весь многоаспектный комплекс проблем не может быть разрешен без проведения сильной государственной политики, направленной на социальную поддержку и защиту молодежи, являющейся объектом национально-государственных интересов.
В то же время молодежь как социальная группа и молодой человек как гражданин стали более активно проявлять себя как социальные и политические субъекты, внедряя новые идеи и активно участвуя в реализации собственных, государственных и общественных интересов. Следует также отметить качественное улучшение волевых и деятельностных характеристик молодежи, положительную динамику в процессе ее включения в общественно-политическую жизнь. У нового поколения усиливаются такие качества, как самостоятельность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д. Наблюдается стабилизирующая тенденция, которая должна перейти и уже переходит в позитивные и конструктивные формы проявления активности молодежи.
Негативные и позитивные тенденции в становлении и развитии молодежи на современном этапе чрезвычайно актуализируют проблему молодежной политики. Отсутствие на федеральном уровне концептуальной базы, рассматривающей молодежь в качестве социально-стратегического ресурса общества, функциональная эклектичность, недостаточное финансовое обеспечение федеральных и региональных программ, адресованных молодежи, слабый контроль над ходом их реализации на фоне неразрешенных проблем может значительно усугубить ситуацию, если она не будет иметь позитивных перемен.
Современный этап государственной молодежной политики можно охарактеризовать как период поиска и накопления нового социальнополитического опыта ее формирования и функционирования. Углубление самостоятельности регионов и развитие системы органов самоуправления на местах предопределило современную региональную молодежную политику, реализацию программ и мероприятий, обращенных к молодому поколению того или иного региона. Между тем, проведение эффективной молодежной политики в регионе невозможно без фундаментальной теоретической базы и методологических оснований, которые в настоящий момент только складываются и находятся в стадии разработки. Все это делает более актуальным исследование региональной молодежной политики в современной России.
Немаловажным обстоятельством является и то обстоятельство, что возникла необходимость в обобщении накопленного опыта реализации молодежной политики, в частности в Пензенской области...
Молодежь - это особая социально-демографическая группа общества, с характерными социально-психологическими свойствами,
профессиональными и социальными ориентирами, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития. Молодежь является особой социальной группой со своими особенностями специфическими функциями. Именно от нее зависит конкурентоспособность нашей страны и национальная безопасность в мире. Именно молодежь призвана решить демографические, экономические проблемы и вывести нашу страну на качественно новый уровень развития. Государственная политика в отношении молодежи - это система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Она направлена на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на иностранных граждан и лиц без гражданства, молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи и молодежные объединения.
Государственная молодежная политика в России формируется и реализуется в соответствии с определенными принципами и намеченными приоритетными направлениями. Реализация данных направлений обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной
самореализации молодежи. Государственная молодежная политика также включает в себя пути решения жилищных проблем, вопросов занятости молодежи; поддержку молодой семьи и талантливой молодежи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха и многие другие вопросы. Такой подход способствует улучшению качества жизни молодого поколения и развития страны в целом.
Сегодня молодежная политика понимается как неотъемлемая составляющая социально-экономического курса государства,
разрабатываемая и реализуемая органом власти федерального и регионального уровней, направленная на подготовку кадров для всех сфер общества, новых политических лидеров и общественных активистов, нового поколения творческой элиты .
Поэтому необходимо говорить о молодежной политике не только на государственном, но и на региональном, поскольку в целом молодежная политика государства реализуется непосредственно через регионы.
Также необходимо отметить, что главной целью молодежной политики считается создание «необходимых социальных условий для развития молодежи посредством государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимулов к саморазвитию и самореализации».
Кроме того, государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных физических и юридических лиц. Цель молодежной политики заключается в развитии и реализации потенциала молодежи в интересах России.
Субъектами государственной молодежной политики являются:
1. федеральные органы государственной власти;
2. органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
3. органы местного самоуправления;
4. молодежные общественные объединения;
5. молодые граждане;
6. иные организации и отдельные граждане, принимающие участие в осуществлении прав и законных интересов молодежи.
Субъекты молодежной политики составляют разветвленную и сложную систему. Но следует сказать, что в этой системе зачастую отсутствует единство и взаимодействие. Это связано в первую очередь с отсутствием единого закона и четкого разграничения функций в сфере молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровне. Система правового регулирования государственной молодежной политики в РФ в настоящее время является окончательно не разработанной. Отсутствует специализированный законодательный акт, регулирующий основные принципы осуществления государственной молодежной политики, что приводит к мозаичности в формировании законодательной базы, лишает ее целостности, является сдерживающим фактом социального и политического признания молодежи. Поэтому принятие федерального закона «О государственной молодежной политике в РФ» должно стать первым и самым важным шагом на пути совершенствования политики государства в отношении молодежи...
1. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 5.04.2013. Доступ из справочной системы «Гарант» - 2015.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон Российской Федерации от 5 июня 1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс] Дата
обновления: 31.12.2014. Доступ из справочной системы «Гарант» - 2015.
3. Об утверждении положения о Федеральном агентстве по делам молодежи: постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.12.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант»- 2015.
4. Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в РФ: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р [Электронный ресурс] Дата обновления: 16.07.2009. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант»- 2015.
5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] Дата обновления: 8.08.2009. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант»- 2015.
6. Об утверждении Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации: приказ Министерства спорта туризма и молодежной политики РФ от 23 декабря 2008 г. № 72 [Электронный ресурс] Дата обновления: 3.02.2013. Доступ из справочной системы «Гарант» - 2015.
7. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Молодежь Пензенской области»: постановление Правительства Пензенской области от 15 октября 2008 г. № 661-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 16.12.2010. Доступ из справочной системы «Гарант» - 2015.
8. Об утверждении Положения о Комитете Пензенской области по физической культуре и спорту: постановление Правительства Пензенской области от 31 января 2013 г. № 31-пП [Электронный ресурс] Дата обновления: 20.08.2014. Доступ из справочной системы «Гарант» - 2015.
9. Об утверждении государственной программы Пензенской области
"Молодежь Пензенской области на 2014 - 2020 годы: постановление
Правительства Пензенской области от 24 сентября 2013г. № 712-пП
[Электронный ресурс] Дата обновления: 24.07.2015. Доступ из справочной системы «Гарант» - 2015.
10. Положение о Комитете по физической культуре, спорту г.Пензы: постановление Правительства Пензенской области от 18 августа 2010 г. № 471-пП [Электронный ресурс] Режим доступа: http://oblsport.pnzreg.ru/komitet (дата обращения 26.11.2015)
11. Положение об Управлении воспитания, молодежной политики и защиты прав детей Министерства образования Пензенской области [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minobr.pnzreg.ru/ndocs (дата обращения 6.12.2015)
12. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи: учеб. пособие. Науч.-исслед.центр при институте молодежи.- Екатеринбург, 2012.211 с.
13. Государственная молодежная политика в РФ: основные
направления // Аналитический вестник. - 2013. - №9.- С. 55-58.
14. Гусев Б. Б., Лопухин А. М. Стратегия государственной молодежной политики (с комментариями). М.:Издательство РГСУ, 2012.-148 с.
15. Елишев С.О. Подходы к определению понятия «молодежь» в социологии // Вестник МГУ. - 2014. - №3.- С.21-26...45