План-график
Введение 5
Глава 1. Проблемно-предметная область 7
1.1 Целевая аудитория 7
1.2 Выявление проблем, возникающих у психологов при удаленной
работе с клиентами 7
1.3 Описание критериев для сравнения систем 10
1.4 Обзор существующих решений 12
1.6 Выводы по первой главе 17
Глава 2. Проектирование системы поддержки клиентов 18
2.1 UML-моделирование 18
2.1.1 Диаграммы вариантов использования 19
2.1.2 Диаграммы активности 31
2.2 Создание алгоритма подбора специалиста 40
2.3 Архитектура программного обеспечения системы 45
2.5 UX-дизайн 48
2.5.1 Информационная архитектура 49
2.5.2 Разработка каркасов 58
2.6 UI-дизайн 59
2.6.1 UI-kit 60
2.6.2 Дизайн системы 62
2.6.3 Прототипирование и анимация интерфейса 65
2.7 Выводы по второй главе 66
3 Тестирование прототипа системы поддержки клиентов 67
3.1 План тестирования 67
3.2 Результаты первого тестирования 69
3.3 Отзывы участников тестирования 72
3.4 Вывод по третьей главе 72
Заключение 73
Список сокращений 74
Список использованных источников 75
Приложение А 78
На фоне событий, происходящих на данный момент в мире, людям всё чаще нужна помощь специалистов, чтобы справиться с паникой и другими тревожными состояниями. По статистике, в 2022 году потребность в психологах в России выросла по сравнению с 2021 годом на 62 %, а число новых клиентов в психологических центрах и клиниках выросло на 46 % [1]. Благодаря посещению специалиста человек может проанализировать свои текущие проблемы и найти пути к их решению, избавиться от каких-либо ментальных расстройств.
Однако не у всех есть возможность обратиться за психологической помощью. Это может быть связано с территориальной удаленностью, нехваткой времени, болезнью, финансовой невозможностью или, в конце концов, с боязнью личного общения со специалистом. Если люди не могут посещать психолога, то и от волнующих их проблем и ментальных расстройств им будет затруднительно избавиться.
Решением данной проблемы может стать система поддержки клиентов психологического центра, которая представляет собой приложение для удаленного мониторинга ментального состояния человека, психологической помощи и поддержки. Данное приложение позволит консультироваться у специалистов в комфортных условиях, не выходя из дома, не показывая своего лица, общаясь при этом в чате или по телефону. Удаленное консультирование также может выступать помощником в промежутках между очными консультациями.
Помимо общения со своим специалистом, клиенты получат возможность самим наблюдать за своим состоянием. Такой мониторинг ментального состояния помогает людям самостоятельно выявлять стрессовые ситуации и подготавливаться к ним. Система удаленного мониторинга будет содержать необходимую для консультаций информацию о клиентах, начиная с их контактной информации, заканчивая статистикой по выполненным тестам, упражнениям и практикам.
Целью выпускной квалификационной работы является улучшение взаимодействия между клиентами и сотрудниками психологического центра при помощи системы удаленной коммуникации. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить необходимый набор требований для проектируемой системы:
a. Провести интервью со специалистами в сфере психологии;
b. Выполнить анализ существующих сервисов для контроля ментального здоровья и онлайн-консультаций;
2. Спроектировать систему поддержки клиентов;
3. Протестировать прототип системы поддержки клиентов.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были выявлены требования к проектируемой системе поддержки клиентов психологического центра. Для выполнения данной задачи было проведено интервью со специалистами сферы психологии, выявлены проблемы, возникающие при удаленной работе с клиентами, а также проведен обзор существующих решений, имеющих похожую направленность. Из обзора существующих решений выявлен набор функциональных требований, включающий в себя наличие чата с видеоконференциями, обмен файлами, ведение записей и заметок, статистика в виде графиков и диаграмм и т. д.
Описанные в первой главе функциональные требования при проектировании системы были расширены и описаны при помощи UML- моделирования, а именно диаграмм вариантов использования. При помощи диаграмм активности описаны сложные варианты использования «Регистрация», «Выбор специалиста» и «Запись на консультацию». Вариант использования «Выбор специалиста» расширен при помощи создания алгоритма для подбора психолога. Спроектирована архитектура программного обеспечения и определены технические средства и инструменты. Также проведено UX- и UI-проектирование, а именно описана информационная архитектура для таких пользователей, как клиент, специалист и руководитель организации, созданы каркасы экранов и страниц приложения, составлен набор готовых решений UI-kit, при помощи которого впоследствии разработан дизайн мобильного и веб-приложения. Проведено прототипирование с добавлением анимации и переходов между всеми разработанными экранами и страницами.
Готовый прототип системы поддержки клиентов был протестирован при помощи юзабилити-тестирования. От участников тестирования были получены отзывы и рекомендации, благодаря которым в структуру и дизайн приложения были внесены необходимые изменения.