Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты педагогических технологии 7
1.1 Нормативные документы об образовании Российской Федерации 7
1.2 Понятие педагогической технологии в научно-методической
литературе 10
1.3 Виды педагогических технологий в научно-методической
литературе 15
1.3.1 Т ехнология развития критического мышления 17
1.3.2 Технология проблемного обучения 22
1.3.3 Технология модульного обучения 25
2 Методические рекомендации по использованию педагогических
технологий в 7-9 классах 30
2.1 Методическая разработка урока по теме: «Формулы сокращенного умножения» с применением технологии развития критического мышления.. 30
2.2 Методическая разработка урока по теме: «Квадрат суммы и
разности двух выражений» с применением технологии проблемного обучения 38
2.3 Методическая разработка модуля по теме «Сумма и разность кубов
двух выражений» 44
Заключение 49
Список использованных источников 50
Приложение А Тест по теме «Формулы сокращенного умножения» 54
Ведущей тенденцией в развитии образования последнего времени стало стремление к поиску нового, так как на современном этапе начали появляться все новые требования. Современная педагогическая теория и практика, во все более значимой степени ориентируясь на гуманистические ценности, обнаруживает тенденцию движения к идеалам истинной образованности, культуры и интеллигентности человеческой личности. Основная особенность федерального государственного образовательного стандарта - это их деятельностный характер, главной задачей является развитие личности учащегося.
Процесс внедрения технологий обучения, начавшийся во второй половине XX века, является одним из действенных факторов, который помогает поменять образ образования в целом. Именно педагогические технологии способствуют организовать учебный процесс таким образом, чтобы были учтены образовательные потребности каждого учащегося. Им зачастую не понятен или не интересен учебный материал, а педагогические технологии помогают учителю создать продуктивный урок и реализовать весь познавательный потенциал школьников.
В связи с актуальностью проблемы целью исследования является изучение и рассмотрение педагогических технологий на уроках математики в 79 классах в условиях реализации ФГОС.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: педагогические технологии (ТРКМ, ТПО, ТМО) в условиях реализации ФГОС.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие педагогической технологии в научно-методической литературе.
2. Раскрыть виды педагогических технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения (ТПО), технология модульного обучения (ТМО).
3. Разработать методические рекомендации по использованию педагогических технологий на уроках математики в условиях реализации ФГОС.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ учебной, учебно-методической, научной литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Обобщение педагогического передового опыта в преподавании математики.
Методологической основой выпускной работы выступили труды зарубежных исследователей: Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, С. Уолтер, Д. Халперн, Д. Дьюи, Б.Ф. Скинер, М. Гольдшмид, В. Оконь, Дж. Расселл, К. Курх, Г. Оуене и отечественных исследователей: И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, М.В. Кларин, И.В. Муштавинская, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, С.Я. Батышев, Н.В. Борисова, Д.Е. Назаров, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене.
Теоретическая значимость выпускной работы состоит в раскрытии теоретических аспектов педагогических технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что методические рекомендации, представленные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы учителями математики, а также студентами при подготовке к семинарам, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (в количестве 40 наименований) и одного приложения.
Изучив научно-методическую литературу, можно сказать, что определений понятия «педагогическая технология» существует достаточно много. В каждом из них можно увидеть что-то общее, но в тоже время их отличает разное видение авторов на данное понятие. Под педагогическими технологиями будем понимать «продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [27].
На основе анализа учебной и учебно -методической литературы нами выделены основные характеристики ТРКМ, ТПО и ТМО. Были обозначены исторические аспекты педагогических технологий, представлены различные представления ученых о педагогических технологиях, определены основные принципы, в соответствии с которыми разрабатываются конспекты уроков, применяя образовательные технологии, обозначено как реализуется обратная связь, оптимальная передача информационного и методического материала.
Представлены методические рекомендации по применению педагогических технологий, которые включают в себя условия, необходимые при переходе на ТРКМ, ТПО, ТМО. Предложены методические разработки конспектов уроков с применением данных технологий, цель которых сформировать у учащихся умения самостоятельно получать новые знания и формы деятельности, а также способность и готовность к практической работе.
В результате нашего исследования поставленные задачи решены и цель достигнута.
Выпускная квалификационная работа может быть полезна студентам института при прохождении педагогической практики, при подготовке к семинарам, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также учителям предметникам общеобразовательных школ.
1. Аксенов, К.В. Педагогическая технология, ее существенные признаки и составляющие / К.В. Аксенов // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. - Ярославль, 2017. - №1. - С. 5-13.
2. Алгебра. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.Б. Суворова ; под ред. С.А. Теляковского - 3 изд. - Москва: Просвещение, 2019. - 256 с.
3. Ананьева, Е. И. Модульное обучение студентов как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Е. И. Ананьева // Вестник Оренбургского гос. универе. - 2016. - №4. - С. 4 - 12. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru.
4. Асмолов, А.Г. Содействие ребенку - развитие личности [Текст] / А.Г. Асмолов // Новые ценности образования. Вып. 6. - М. : Инноватор, 1996. - 39 с.
5. Баженова, О. В. Внедрение модульных технологий в образовательную среду педагогического университета / О. В. Баженова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - №1. - С. 79 - 80.
6. Белоусова, М.А. Использование педагогических технологий при преподавании естественнонаучных дисциплин (география, биология) в непрофильном вузе [Электронный ресурс] / М. А. Белоусова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - №2. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru.
7. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии : учебное пособие / В.П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1989. - 192 с.
8. Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Р. Бустром. - Москва : Открытое общество, 2016. - 431 с.
9. Веденеева, О. А Педагогические технологии в современном образовательном процессе : учебное пособие / О.А. Веденеева, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев. - Москва : Мир науки, 2016. - 284 с.
10. Вульфсон, Б. Я. Джон Дьюи и советская педагогика / Б. JI. Вульфсон // Педагогика. - 1992. - № 9-10. - С. 99-105.
11. Гапоненко, А. В. Особенности применения современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе / А. В. Гапоненко, А. Н. Головин // Культурная жизнь Юга России. - 2011. - №1 (39). - С. 21 - 24.
12. Гольбина, Н.М. Технология модульного обучения [Электронный ресурс] / Н.М. Гольбина // Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. - №7. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru.
13. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования: учебное пособие /
Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. - Москва : Логос, 2016. - 224 с.
14. Егорова, Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка : словарь / Т.В. Егорова. - Москва :Аделант, 2014. - 800 с.
15. Жаворонкова, Ю.М. Применение современных педагогических технологий на уроках технологии / Ю.М. Жаворонкова, И.А. Кильмасова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - Новосибирск, 2016.
• №43. - С. 29-34....40