ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
|
Реферат
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
1.1. Анализ понятия «речевое творчество» детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогическом контексте
1.2. Особенности формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
1.3. Характеристика педагогических условий формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1. Диагностика сформированное™ речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
2.2. Система работы педагога по реализации педагогических условий формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.3Методические рекомендации по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Заключение
Приложение
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
1.1. Анализ понятия «речевое творчество» детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогическом контексте
1.2. Особенности формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
1.3. Характеристика педагогических условий формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1. Диагностика сформированное™ речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
2.2. Система работы педагога по реализации педагогических условий формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.3Методические рекомендации по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Заключение
Приложение
В современных реалиях проблема формирования речевого творчества дошкольников становится все более актуальной. Это продиктовано требованиями общества к современному выпускнику ДОУ, который должен быть самостоятельным, любознательным, инициативным, хорошо владел устной речью, используя ее для выражения своих мыслей и действий. Эти положения нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где указано, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [46].
Дошкольный возраст, по мнению ученых (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев и др., является начальным этапом становления основ творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности.
Многочисленные исследования (А. М. Бородич, Р. Т. Ветчинкина, Н. А. Ветлугина, В. В. Гербова) свидетельствуют о том, что дошкольники отличаются особыми возможностями в речевом творчестве: сочиняют сказки и небылицы, предлагают собственную интерпретацию тех или иных событий, которые могут произойти с героями книг и мультфильмов. В связи с этим актуальность выбора темы выпускного исследования «Формирование речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» не вызывает сомнений.
Цель исследования: теоретическое описание и практическая реализация педагогических условий формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
• проанализировать понятие «речевое творчество» детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогическом контексте;
- описать особенности формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
• охарактеризовать педагогические условия формирования речевого творчества старших дошкольников в условиях ДОУ;
• провести опытно-экспериментальную работу по формированию речевого творчества старших дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: речевое творчество детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого
педагогической литературы, научных материалов и публикаций периодической печати по проблеме исследования; систематизация, классификация, составление библиографии.
Методологической основой выпускной работы явились теоретические исследования о взаимосвязи языка, мышления и речи, относящиеся к теме исследования Л.О.Выготского, А.А. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, Ушаковой О.С. и др.[10], [27], [37], [40].
Материалы исследования могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также при написании докладов или рефератов. Теоретические и практические знания могут быть полезны в профессиональной деятельности педагогов при организации работы по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МАДОУ № 6 «Светлячок» города Лесосибирска.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные
положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах по итогам XIV Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 47 наименований.
Дошкольный возраст, по мнению ученых (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев и др., является начальным этапом становления основ творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности.
Многочисленные исследования (А. М. Бородич, Р. Т. Ветчинкина, Н. А. Ветлугина, В. В. Гербова) свидетельствуют о том, что дошкольники отличаются особыми возможностями в речевом творчестве: сочиняют сказки и небылицы, предлагают собственную интерпретацию тех или иных событий, которые могут произойти с героями книг и мультфильмов. В связи с этим актуальность выбора темы выпускного исследования «Формирование речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» не вызывает сомнений.
Цель исследования: теоретическое описание и практическая реализация педагогических условий формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
• проанализировать понятие «речевое творчество» детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогическом контексте;
- описать особенности формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
• охарактеризовать педагогические условия формирования речевого творчества старших дошкольников в условиях ДОУ;
• провести опытно-экспериментальную работу по формированию речевого творчества старших дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: речевое творчество детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого
педагогической литературы, научных материалов и публикаций периодической печати по проблеме исследования; систематизация, классификация, составление библиографии.
Методологической основой выпускной работы явились теоретические исследования о взаимосвязи языка, мышления и речи, относящиеся к теме исследования Л.О.Выготского, А.А. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, Ушаковой О.С. и др.[10], [27], [37], [40].
Материалы исследования могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также при написании докладов или рефератов. Теоретические и практические знания могут быть полезны в профессиональной деятельности педагогов при организации работы по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МАДОУ № 6 «Светлячок» города Лесосибирска.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные
положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах по итогам XIV Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 47 наименований.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Мы проанализировали понятие «речевое творчество» и пришли к выводу, что понятие оно является базовым в проблемном поле педагогических исследований по отношению к разным формам речевого творчества дошкольников. В контексте нашего исследования под понятием «речевое творчество» дошкольников мы будем придерживаться мнения исследователя О. С. Ушаковой, которая под ним понимает деятельность дошкольника по созданию новых оригинальных речевых образцов, включающая в себя словотворчество, пересказ, сочинительство и речевую импровизацию.
Мы выделили следующие особенности формирования речевого творчества старших дошкольников:
• речь ребенка старшего дошкольного возраста преобразуется из ситуативной в контекстную;
• приоритетной становится регулирующая функции речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
• в старшем дошкольном возрасте ребенок сначала использует элементы речевого творчества в игре, а затем и в образовательной деятельности;
• совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: ребенок становится способен преодолевать дефекты звукопроизношения, различать сходные звуки на слух и в собственной речи.
Мы провели диагностику сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ № 6 «Светлячок» города
Лесосибирска. Для этого мы использовали методики:
1. Методика выявления связной речи у старших дошкольников.
2. Методика выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста.
З.Методика «Составь рассказ».
Нами были получены следующие результаты:высокого уровня сформированности речевого творчества не показал ни один ребенок, 9 детей - имеют средний уровень и 6 человек - продемонстрировали низкий уровень сформированности речевого творчества. Полученные данные позволяют нам сделать вывод о необходимости организации системы работы по формированию речевого творчества в условиях ДОУ.
Полученные данные позволяют нам сделать вывод о необходимости организации системы работы по формированию речевого творчества в условиях ДОУ. Мы организовали систему работы по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы создавали и обеспечивали в ДОУ следующие педагогические условия:
• организация предметно-развивающей среды, способствующей формированию речевого развития дошкольников в дошкольном образовательном учреждении;
• создание педагогом специальных образовательных ситуаций, способствующих формированию речевого творчества старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Работа по формированию речевого творчества является очень длительным процессом, поэтому мы посчитали нецелесообразным проводить повторную диагностику, а будем наблюдать за наметившейся динамикой и вносить коррективы в систему работы в зависимости от потребностей дошкольников. Поэтому на данном этапе мы сформулировали методические рекомендации по формированию речевого творчества
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
Мы проанализировали понятие «речевое творчество» и пришли к выводу, что понятие оно является базовым в проблемном поле педагогических исследований по отношению к разным формам речевого творчества дошкольников. В контексте нашего исследования под понятием «речевое творчество» дошкольников мы будем придерживаться мнения исследователя О. С. Ушаковой, которая под ним понимает деятельность дошкольника по созданию новых оригинальных речевых образцов, включающая в себя словотворчество, пересказ, сочинительство и речевую импровизацию.
Мы выделили следующие особенности формирования речевого творчества старших дошкольников:
• речь ребенка старшего дошкольного возраста преобразуется из ситуативной в контекстную;
• приоритетной становится регулирующая функции речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
• в старшем дошкольном возрасте ребенок сначала использует элементы речевого творчества в игре, а затем и в образовательной деятельности;
• совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: ребенок становится способен преодолевать дефекты звукопроизношения, различать сходные звуки на слух и в собственной речи.
Мы провели диагностику сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ № 6 «Светлячок» города
Лесосибирска. Для этого мы использовали методики:
1. Методика выявления связной речи у старших дошкольников.
2. Методика выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста.
З.Методика «Составь рассказ».
Нами были получены следующие результаты:высокого уровня сформированности речевого творчества не показал ни один ребенок, 9 детей - имеют средний уровень и 6 человек - продемонстрировали низкий уровень сформированности речевого творчества. Полученные данные позволяют нам сделать вывод о необходимости организации системы работы по формированию речевого творчества в условиях ДОУ.
Полученные данные позволяют нам сделать вывод о необходимости организации системы работы по формированию речевого творчества в условиях ДОУ. Мы организовали систему работы по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы создавали и обеспечивали в ДОУ следующие педагогические условия:
• организация предметно-развивающей среды, способствующей формированию речевого развития дошкольников в дошкольном образовательном учреждении;
• создание педагогом специальных образовательных ситуаций, способствующих формированию речевого творчества старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Работа по формированию речевого творчества является очень длительным процессом, поэтому мы посчитали нецелесообразным проводить повторную диагностику, а будем наблюдать за наметившейся динамикой и вносить коррективы в систему работы в зависимости от потребностей дошкольников. Поэтому на данном этапе мы сформулировали методические рекомендации по формированию речевого творчества
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой (Томский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОД ПО СОЦИАЛЬНО-
КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023





