Реферат
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
1.1. Анализ понятия «речевое творчество» детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогическом контексте
1.2. Особенности формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
1.3. Характеристика педагогических условий формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.1. Диагностика сформированное™ речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
2.2. Система работы педагога по реализации педагогических условий формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
2.3Методические рекомендации по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Заключение
Приложение
В современных реалиях проблема формирования речевого творчества дошкольников становится все более актуальной. Это продиктовано требованиями общества к современному выпускнику ДОУ, который должен быть самостоятельным, любознательным, инициативным, хорошо владел устной речью, используя ее для выражения своих мыслей и действий. Эти положения нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где указано, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [46].
Дошкольный возраст, по мнению ученых (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев и др., является начальным этапом становления основ творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности.
Многочисленные исследования (А. М. Бородич, Р. Т. Ветчинкина, Н. А. Ветлугина, В. В. Гербова) свидетельствуют о том, что дошкольники отличаются особыми возможностями в речевом творчестве: сочиняют сказки и небылицы, предлагают собственную интерпретацию тех или иных событий, которые могут произойти с героями книг и мультфильмов. В связи с этим актуальность выбора темы выпускного исследования «Формирование речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» не вызывает сомнений.
Цель исследования: теоретическое описание и практическая реализация педагогических условий формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
• проанализировать понятие «речевое творчество» детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогическом контексте;
- описать особенности формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
• охарактеризовать педагогические условия формирования речевого творчества старших дошкольников в условиях ДОУ;
• провести опытно-экспериментальную работу по формированию речевого творчества старших дошкольников в условиях ДОУ.
Объект исследования: речевое творчество детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого
педагогической литературы, научных материалов и публикаций периодической печати по проблеме исследования; систематизация, классификация, составление библиографии.
Методологической основой выпускной работы явились теоретические исследования о взаимосвязи языка, мышления и речи, относящиеся к теме исследования Л.О.Выготского, А.А. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, Ушаковой О.С. и др.[10], [27], [37], [40].
Материалы исследования могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также при написании докладов или рефератов. Теоретические и практические знания могут быть полезны в профессиональной деятельности педагогов при организации работы по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МАДОУ № 6 «Светлячок» города Лесосибирска.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные
положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах по итогам XIV Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 47 наименований.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Мы проанализировали понятие «речевое творчество» и пришли к выводу, что понятие оно является базовым в проблемном поле педагогических исследований по отношению к разным формам речевого творчества дошкольников. В контексте нашего исследования под понятием «речевое творчество» дошкольников мы будем придерживаться мнения исследователя О. С. Ушаковой, которая под ним понимает деятельность дошкольника по созданию новых оригинальных речевых образцов, включающая в себя словотворчество, пересказ, сочинительство и речевую импровизацию.
Мы выделили следующие особенности формирования речевого творчества старших дошкольников:
• речь ребенка старшего дошкольного возраста преобразуется из ситуативной в контекстную;
• приоритетной становится регулирующая функции речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
• в старшем дошкольном возрасте ребенок сначала использует элементы речевого творчества в игре, а затем и в образовательной деятельности;
• совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: ребенок становится способен преодолевать дефекты звукопроизношения, различать сходные звуки на слух и в собственной речи.
Мы провели диагностику сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ № 6 «Светлячок» города
Лесосибирска. Для этого мы использовали методики:
1. Методика выявления связной речи у старших дошкольников.
2. Методика выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста.
З.Методика «Составь рассказ».
Нами были получены следующие результаты:высокого уровня сформированности речевого творчества не показал ни один ребенок, 9 детей - имеют средний уровень и 6 человек - продемонстрировали низкий уровень сформированности речевого творчества. Полученные данные позволяют нам сделать вывод о необходимости организации системы работы по формированию речевого творчества в условиях ДОУ.
Полученные данные позволяют нам сделать вывод о необходимости организации системы работы по формированию речевого творчества в условиях ДОУ. Мы организовали систему работы по формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы создавали и обеспечивали в ДОУ следующие педагогические условия:
• организация предметно-развивающей среды, способствующей формированию речевого развития дошкольников в дошкольном образовательном учреждении;
• создание педагогом специальных образовательных ситуаций, способствующих формированию речевого творчества старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Работа по формированию речевого творчества является очень длительным процессом, поэтому мы посчитали нецелесообразным проводить повторную диагностику, а будем наблюдать за наметившейся динамикой и вносить коррективы в систему работы в зависимости от потребностей дошкольников. Поэтому на данном этапе мы сформулировали методические рекомендации по формированию речевого творчества
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
1. Алексеева, М. М.,. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях по воспитанию умственной активности у детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова - Москва : Образование, 2019. - 86 с.
2. Алексеева, М. М., Развитие речи дошкольников / М М. Алексеева, В. И. Яшина - Москва : Академия, 2017. - 159 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2020. - 400 с.
4. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет / Г. П. Антонова. - Москва : Мысль, 2016. - 124 с.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова . - Москва : Мозаика-Синтез, 2020. - 272 с.
6. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н. Белкина . - Ярославль: Академический проспект, 2017. - 256 с.
7. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - Москва : Издательский центр «Академия», 2019. - 320 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Образование, 2020. - 255 с.
9. Ветчинкина, Р.Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2022. - № 3. - С.14-15.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2001. - 224 с.
11. Вергелес, Г. И. Творческие способности как предмет психологопедагогического исследования / Г. И. Вергелес // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сборник научных трудов. - Санкт - Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. - С. 309-310.
12. Веракса, Н. Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н. Е. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2007. - №1. - С. 22 - 27.
13. Веракса, Н. Е. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса . - Москва : Мозаика - Синтез, 2021. - 336 с.
14. Ветлугина, Н. А. Развитие речи через музыкальные занятия / Н. А. Ветлугина, И. Ю. Дзержинская , Л. А. Комиссарова. -Москва : «Музыка», 2016.- 188 с.
15. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. - Москва : Просвещение, 2015. - 143 с....48