Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ДЗЮДОИСТОВ С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

Работа №150633

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы56
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Функциональная асимметрия в спортивной деятельности 6
1.1 Возрастные особенности организма подростков 14-16 лет 6
1.2 Функциональная асимметрия: понятие и характеристика 10
1.3 Способы определения преобладающего профиля функциональной
асимметрии 16
1.4 Влияние функциональной асимметрии на построение тренировочного
процесса дзюдоистов 19
2 Организация и методы исследований 24
2.1 Организация исследований 24
2.2 Методы исследований 25
3 Подготовка спорсменов в дзюдо с учетом профиля функциональной
асимметрии 27
3.1. Определение профиля функциональной асимметрии у борцов дзюдо 14-16
лет 27
3.2. Особенности подготовки дзюдоистов с учетом профиля функциональной
асимметрии 35
Заключение 40
Практические рекомендации 41
Список использованных источников 42
Приложение А-Г 49-51

Актуальность: невозможно недооценивать влияние функциональной асимметрии на результаты спортсмена. Известно, профиль асимметрии определяет характеристики произвольных движений и позы, скорость и успешность адаптации, психоэмоционые показатели человека [9,14,20,32]. Достаточно много внимания уделяется развитию моторной (двигательной) асимметрии. А.А. Подлесных отмечает, что латеральный фенотип составляет основу индивидуальной двигательной деятельности, регламентирует возрастные и половые особенности ее организации и управления [35]. Повышенный интерес к вопросам, связанным с функциональной асимметрией, много лет существует в спорте. Очень часто определение профиля асимметрии используется в спортивном отборе.
В последнее время проблема учета асимметрии в единоборствах обсуждалась в работах ряда исследователей. Но не существует единой точки зрения, как строить тренировочный процесс в дзюдо с учетом асимметрии: нужно использовать особенности спортсмена, позволяя ему в большей степени отрабатывать технические действия в удобную для него сторону, или следует снижать асимметрию за счет развития неведущей стороны. Зачастую выбирается первый вариант, так как это позволяет спортсмену более результативно выполнять действия в удобную для него сторону, а для лиц с ведущей левой стороной появляется дополнительное преимущество при выполнении технических действий в неудобную для соперника сторону. Однако Т.К. Ким и А.А. Подлесных выявились негативное влияние выполнения технических действий в удобную для юного спортсмена сторону на проявления мышечного дисбаланса [24, 25]. Также проведение тренировочного процесса без учета профиля асимметрии спортсмена может являться одной из причин того, что хорошо проявившие себя юные дзюдоисты не могут достичь столь впечатляющих результатов во взрослом спорте [36]. Таким образом, проблема подготовки борцов дзюдо с разным профилем асимметрии является актуальной и требует дополнительного изучения.
Объект: тренировочный процесс борцов дзюдо в возрасте 14-16 лет.
Предмет: подготовка борцов дзюдо с учетом их профиля функциональной асимметрии.
Цель исследования: выявить особенности подготовки 14-16 летних дзюдоистов, имеющих разный профиль функциональной асимметрии.
Цель достигается через решение следующих задач:
1. Изучить влияние функциональной асимметрии спортсменов- подростков на занятия дзюдо;
2. Провести анализ преобладания профилей функциональной асимметрии у борцов дзюдо 14-16 лет;
3. Выявить особенности подготовки дзюдоистов, имеющих разный профиль асимметрии.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, динамометрия, тестирование, методы математической статистики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в тренировочном процессе спортсменов 14-16 лет, занимающихся борьбой дзюдо, учет профиля функциональной асимметрии является важным условием повышения эффективности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам исследования можно сделать выводы:
1. Из всех форм (моторной, сенсорной и психической) функциональной асимметрии для борцов дзюдо большее значение имеет моторная асимметрия. Установлено, что на начальном этапе подготовки асимметрия менее выражена, так как только складывают стереопиты двигательных навыков, а при спортивной специализации большинство дзюдоистов предпочитает проводить технические движения в удобную сторону, что еще больше усиливает асимметрию и может привести к дисбалансу мышц и другим отклонениям в состоянии опорно-двигательного аппарата. Тренировочный процесс, разумеется, влияет на степень асимметрии, как в силовом, так и в координационном плане. При этом асимметрия определяет направление технических действий в дзюдо и влияет на результативность схватки.
2. Анализ распределения индивидуального профиля функциональной асимметрии 14 -16-летних борцов дзюдо свидетельствует, среди спортсменов преобладает правосторонний профили асимметрии (66,7% борцов), 26,7 % имеют левосторонний профиль асимметрии и 6,% - амбидекстеры.
3. В тренировочном процессе дзюдоистов необходимо учитывать профиль моторной асимметрии спортсмена. Предпочтительнее не усиливать развитие ведущей стороны, так как при таком построении тренировочного процесса 8 человек (53,33%) отметили улучшения состояния опорно­двигательного аппарата. 10 спортсменов (66,67%) заметили, что им стало легче выполнять технические действия в неведущую сторону во время схватки, а 7 (46,67%) из них считают, что это улучшило их спортивные результаты.


1. Аганянц Е.К. Функциональные асимметрии в спорте: место, роль и перспективы исследования / Е.К. Аганянц // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №5. - С. 61-65.
2. Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга: учебное пособие для студентов / С. Г. Александров; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра нормальной физиологии. - Иркутск: ИГМУ, 2014. - 62 с
3. Антропова Л.К. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека / Л.К. Антропова // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2011. - №5. - C. 71-76.
4. Анисимов М.П. Модель обучения техническим действиям юношей в смешанном боевом единоборстве с учетом функциональной асимметрии / М.П. Анисимов // Журнал Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №6. - С. 21-23.
5. Ашмарин Б.А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б.А. Ашмарин. - М.:Академия,2004.-287с.
6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и
практика физ. культуры, 2000. -274 с.: ил.
7. Бакуменко С.А. Функциональный профиль асимметрии у спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 21.03.06 / Бакуменко С.А. - Краснодар, 2007. - 9-10 с.
8. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких,
В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
9. Бердичевская Е. М. Функциональная межполушарная асимметрия и спорт / Е. М. Бердичевская // Функциональная межполушарная асимметрия: хрестоматия. - М.: Научный мир, 2004. - С. 636-671.
10. Близнюк А. А. Педагогическая проблема преодоления фактора двигательной асимметрии в ударных единоборствах с позиции кинематики / А. А. Близнюк, Д. А. Левченко, Ю. А. Шулика // Физческая культура, спорт - наука и практика. -2011. - № 3. - С. 6-10.
11. Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. - М.: Медицина. - 2008. - 288 с.
12. Герасимов С.И. Влияние двигательной асимметрии на формирование технических действий юных борцов // Автореф.дисс.. .канд.пед.наук. - Л. - 2007. - 25 с.
13. Гутник Б.И. Функциональная асимметрия и возможные физиологические механизмы ее активного отражения в мануальной деятельности растущего организма // Автореф.дисс.докт.биол.наук. - М. - 2010. - 45 с.
14. Грабиенко Е.В. Особенности функциональной асимметрии мозга и коэффициента латерализации спортсменов в зависимости от специализации / Е.В. Грабиенко // Здоровье человека, теория и методика физической культуры. - 2017. - №2. - С. 46-51.
15. Доброхотова Т.А. Левши / Функциональная асимметрия человека: учебник Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина. - М.: Наука, 2005. - 230 с....53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ