Введение 2
Глава 1. Теоретические основы рассмотрения проблемы мотиваций и предпочтений студентов при выборе программ стажировок в современных компаниях 7
1.1 Стажировки как способ получения производственного опыта. Определение понятий 7
1.2 История развития программ стажировок в мире и в России 13
1.3 Важность стажировок для компаний и студентов 18
Выводы 22
Глава 2. Эмпирическое социологическое исследование на тему «Мотивации и предпочтения студентов при выборе программ стажировок». 23
2.1 Программа исследования 23
2.3 Результаты исследования 28
2.4 Выводы 60
Заключение 62
Список литературы 66
Приложения 69
Приложение 1. Анкета 69
Приложение 2. Концептуальная модель 79
Сейчас спрос на квалифицированную рабочую силу продолжает расти, программы стажировок стали ключевым инструментом для развития талантов и предоставления студентам практического опыта работы. Согласно исследованию «Исследование: потребности россиян в стажировках и производственных практиках», интерес людей к стажировкам значительно вырос, запрос в интернете о стажировке вырос в 1,5 раза за период с 2016 по 2019 год.
Преимущества прохождения стажировки огромны: преодоление разрыва между теорией и практикой позволяет студентам познакомиться с профессиональной культурой через обучение на практике, а также построить личные связи с профессионалами, работающими в интересующей их области. Исследование, проведенное Стевани, подчеркивает положительную корреляцию между стажировкой и навыками студентов. Учитывая это, а также выводы Ренганатана и др. о том, что представители поколения Y, только что окончившие университет, получают положительные результаты от международной стажировки, можно сделать вывод о том, насколько важными могут быть стажировки при разработке стратегий университетских учебных программ, направленных на повышение перспектив трудоустройства.
Также стоит отметить, что включение эффективных программ стажировки может оказаться весьма полезным в формировании завтрашней рабочей силы, поэтому понимание мотивации и предпочтений студентов в отношении стажировки имеет решающее значение.
Таким образом, использование преимуществ программ стажировок дает возможность учащимся, нацеленным на стратегические планы, дополнить теоретические знания, полученные во время учебы, практической подготовкой, применимой на протяжении всей их карьеры, что в конечном итоге помогает прокладывать новые пути или открывать области, выходящие далеко за рамки привычных норм.
Развитие программ стажировок в российских компаниях является важной темой, так как она отражает изменения в отношении карьеры и трудовой деятельности у молодых людей. Студенты, которые ищут стажировки, могут быть мотивированы разными факторами, включая желание получить опыт работы в своей области, улучшить свои профессиональные навыки и расширить свои контакты в индустрии. Также нужно помнить о предпочтениях студентов в отношении программ стажировок. Например, некоторые студенты могут предпочитать стажировки в крупных компаниях, которые имеют сильный имидж и могут предложить возможности для карьерного роста. Однако, есть и те, кто предпочитает работать в малых компаниях, где они могут получить более индивидуальный подход и больше возможностей для участия в различных проектах.
С точки зрения социологии, развитие программ стажировок может отражать изменения в отношении карьеры и трудовой деятельности у молодых людей. Студенты могут выбирать стажировки вместо традиционного поиска работы после окончания университета, так как они хотят получить опыт работы в своей области и узнать больше о том, что требуется для успешной карьеры.
Объектом исследовательской работы являются программы стажировок в современных компаниях. Этот объект включает в себя различные аспекты программ стажировок, такие как их структуру, формат, условия участия, требования к участникам и т.д.
Предметом исследования являются мотивации и предпочтения студентов, относящиеся к участию в таких программах стажировок.
...
Исследование посвящено анализу роли и значения стажировок для студентов и молодых специалистов в современной России. В работе рассматриваются мотивации и предпочтения студентов при выборе программ стажировок, а также ожидания компаний от стажеров.
Теоретическая часть раскрывает важность стажировок как ключевого элемента профессионального развития студентов, предоставляющего практический опыт, возможности для развития навыков и построения карьеры. Анализируется история развития программ стажировок в России.
Эмпирическая часть основана на изучении мотиваций и предпочтений студентов, касательно вопроса выбора стажировки, а также оценке опыта тех, кто участвовал в программах. Результаты демонстрируют положительное влияние стажировок на развитие компетенций студентов и их карьерные перспективы.
В ходе настоящего исследования были исследованы мотивации и предпочтения студентов относительно стажировок в современных компаниях. Результаты исследования предоставили ценную информацию о том, что студенты ищут в стажировках, какие факторы оказывают наибольшее влияние на их выбор и что мотивирует их вступить в стажировку.
Во-первых, результаты показали, что студенты ценят стажировки в первую очередь как возможность приобрести практический опыт и применить свои знания в реальной рабочей среде. Они также стремятся к расширению своей профессиональной сети контактов и получению ценного менторства от опытных специалистов.
Во-вторых, наиболее привлекательными для студентов являются стажировки в компаниях с известным брендом, которые предлагают стимулирующие возможности развития и карьерного роста. Открытость и доступность информации о программе стажировок также играют важную роль при принятии студентами решения о присоединении к стажировке.
В-третьих, мотивация студентов к участию в стажировках часто связана с возможностью применить свои знания в практике, приобрести новые навыки и опыт, а также определиться с будущим профессиональным направлением.
Наконец, работа подчеркивает важность соответствия программ стажировок ожиданиям и потребностям студентов. Понимание мотиваций и предпочтений студентов поможет компаниям создавать более привлекательные и эффективные программы стажировок, что в свою очередь приведет к взаимной выгоде для обеих сторон – студентов и компаний.
Таким образом, исследование предоставляет важные выводы и рекомендации для компаний, стремящихся привлечь талантливых студентов через программы стажировок, а также для образовательных учреждений, которые могут использовать эту информацию для поддержки студентов в выборе и осуществлении успешных стажировок.
Развитие программ стажировок в России встает на перекрестке современных вызовов и потребностей. Оно представляет собой не только важную задачу для социальных исследований, но и ключевой элемент практических инициатив в области подготовки кадров. В этом контексте выделяются несколько ключевых аспектов, определяющих успешность таких программ.
Первым из них является адаптация к новым технологиям и цифровизации. Бурное развитие технологий и переход экономики к цифровой форме делают необходимым ориентирование программ стажировок на приобретение навыков, соответствующих современным требованиям. Это включает в себя не только технические аспекты, такие как программирование и аналитика, но и умение работать с большими данными и другими инструментами цифровой среды.
Второй важный аспект связан с уклоном в сторону практического опыта и проектной работы. Сегодня студенты все более ценят возможность получить реальный опыт в ходе стажировки. Поэтому программы должны активно стимулировать проектную деятельность, где студенты могут применять свои знания на практике, работая над реальными продуктами или услугами.
...
1. Международная организация труда. Основы качественных программ ученичества: руководство для директивных органов / Международная организация труда. - Женева : МОТ, 2021. - URL: https://webapps.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_731211.pdf[2] (дата обращения: 20.01.2024).
2. Беккер Г. С. Человеческий капитал: Теоретический и эмпирический анализ, с особым упором на образование / Г. С. Беккер. — Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1964.
3. Блау П. М. Обмен и власть в социальной жизни / П. М. Блау. — Нью-Йорк: Джон Уайли, 1964.
4. Хоманс Г. К. Социальное поведение как обмен / Г. К. Хоманс // Американский журнал социологии. — 1958. — Т. 63, № 6. — С. 597-606.
5. Шульц Т. В. Инвестиции в человеческий капитал / Т. В. Шульц // Американское экономическое обозрение. — 1961. — Т. 51, № 1. — С. 1-17.
6. Врум В. Х. Труд и мотивация / В. Х. Врум. — Нью-Йорк: Джон Уайли энд Сонс, 1964.
7. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда //Вопросы экономики. – 2008. – №. 6. – С. 98-110.
8. Золотина О.А., Сагдеева А.Т. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ // УПИРР. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-truda-i-zanyatost-molodezhi-v-rossii (дата обращения: 20.01.2024).
9. Рынок труда в России: экономика России, население трудоспособного возраста / Неизвестный автор. - TAdviser. - 2017. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Рынок_труда_в_России(дата обращения: 20.01.2024).
10. Потребности Россиян в стажировках и производственных практиках // https://courseburg.ru : сайт. – URL:https://courseburg.ru/analytics/potrebnosti_rossian_v_stajirovkah_i_pr_praktikah.pdf
11. Scholz R. W., Steiner R., Hansmann R. Role of internship in higher education in environmental sciences //Journal of Research in Science Teaching: The Official Journal of the National Association for Research in Science Teaching. – 2004. – Т. 41. – №. 1. – С. 24-46.
12. Neumann B. R., Banghart S. Industry‐university “consulternships”: an implementation guide //International Journal of Educational Management. – 2001.
13. Stevani S., Yulhendri Y. PengaruhPraktekKerjaIndustri (Prakerin), KeterampilanSiswa dan Self Efficacy TerhadaKesiapanMemasuki Dunia KerjaSiswaAdministrasiPerkantoran SMK Negeri Bisnis dan Manajemen Kota Padang //Jurnal Kajian Pendidikan Ekonomi. – 2014. – Т. 1. – №. 1.
14. Renganathan S., Karim Z. A. B. A., Li C. S. Students’ perception of industrial internship programme //Education+ Training. – 2012.
15. Asmara A., Ming-Chang W. An analytical study on the effective approaches to facilitate higher education cooperate with industry: Based on faculty members perspective //TEM Journal. – 2020. – Т. 9. – №. 4. – С. 1721.
...
30 источников