ПОЭТИКА АБСУРДА В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
|
Введение 3-6
Глава 1. Традиции абсурда в мировой литературе
1.1. Понятие «абсурда» 7-10
1.2. Жанр лимерика и творчество Льюиса Кэрролла 10-14
1.3. Творчество «обэриутов» 14-19
1.4. Особенности театра абсурда 19-22
Глава 2. Специфика абсурда в современной детской литературе
2.1. Поэтика сказок Людмилы Петрушевской 23-29
2.2. Абсурдистский мир рассказов Ксении Драгунской 29-35
2.3. Приёмы и функции абсурда в пьесах Артура Гиваргизова 35-41
Глава 3. Место литературы абсурда в системе современного школьного образования 41-54
Заключение 55-57
Список литературы
Глава 1. Традиции абсурда в мировой литературе
1.1. Понятие «абсурда» 7-10
1.2. Жанр лимерика и творчество Льюиса Кэрролла 10-14
1.3. Творчество «обэриутов» 14-19
1.4. Особенности театра абсурда 19-22
Глава 2. Специфика абсурда в современной детской литературе
2.1. Поэтика сказок Людмилы Петрушевской 23-29
2.2. Абсурдистский мир рассказов Ксении Драгунской 29-35
2.3. Приёмы и функции абсурда в пьесах Артура Гиваргизова 35-41
Глава 3. Место литературы абсурда в системе современного школьного образования 41-54
Заключение 55-57
Список литературы
В произведениях многих современных детских писателей (таких как Григорий Остер, Ксения Драгунская, Сергей Седов, Людмила Петрушевская, Георгий Юдин, Артур Гиваргизов, Олег Кургузов, Тим Собакин и др.) можно выделить такие особенности, как: размывание границ жанра, мозаичная структура, активное использование элементов пародирования, межтекстовые связи, игра слов и т.д. Все эти описанные особенности не только соотносятся с общей историко-литературной ситуацией и отражают тенденции развития постмодернизма, но и свидетельствуют о продуктивности абсурдистской поэтики в современной детской литературе (исследованной в литературоведении только в связи с творчеством Г. Остера). Но создание абсурдного мира нельзя считать особенностью современной литературы - истоки находятся намного раньше.
Классиками абсурда являются английские авторы, которые жили и творили в XIX веке, Эдвард Лир и Льюис Кэрролл, причём произведения последнего становятся особенно востребованными в последующей литературе и культуре. В конце этого же столетия приобретает популярность и английский стихотворный жанр лимерик - пятистишие абсурдистского содержания. В середине XX века в европейской литературе возникает явление «театр абсурда» (наиболее яркими представителями этого направления в драматургии являются Эжен Ионеско и Сэмюэл Беккет). Предвосхищает его творчество ОБЭРИУ - группа русских писателей и деятелей культуры, существовавшая в первой половине двадцатого столетия, - и произведения К.И. Чуковского. Развитию культуры абсурда во многом способствовала культура постмодернизма, произведения которой не вмещаются в традиционные представления о жанрах и стилях. Литература постмодернизма характеризуется ярко выраженным игровым началом, это же проявляется и в литературе абсурда.
Литература абсурда всегда возникает как защитная реакция человека на излишне рационалистический, нормированный, формализованный мир. И чаще всего это происходит в переходные периоды или на сломе веков. «Возможно, наиболее адекватной формой своеобразного ответа вызовам переходной эпохи становится литература абсурда, выставляющая бессмысленными, парадоксальными, нелепыми или смешными привычные условности, правила, законы и логические значения» [URL: Черняк; Петербургский акцент в литературе абсурда XX века].
Для детской абсурдистской литературы важными являются следующие функции:
• разрушение стереотипов мышления и восприятия;
• психотерапевтическая/смехотерапия, т.е. обеспечение
положительного эмоционального заряда;
• воспитательная.
Неоднозначность восприятия подобных текстов подтверждает актуальность выбранной темы. Взрослые читатели с рационалистических позиций называют детскую литературу, где сильны традиции абсурда, бесполезной, а иногда и вредной, потому что в таких произведениях не описано идеальное поведение героев, не дан образец для подражания. Однако вполне очевидно, что абсурд - одна из центральных тенденций современной детской литературы. Считаем важным выяснить причины такого явления и определить функциональное наполнение поэтики абсурда в детских произведениях.
Художественным материалом для исследования послужили сказки Людмилы Петрушевской (сборник «Ну, мама, ну: Сказки, рассказанные детям»), рассказы Ксении Драгунской (сборник «Целоваться запрещено!»), пьесы Артура Гиваргизова (сборник «Древнегреческая трагедия и Контрольный диктант»). Выбор авторов обусловлен несколькими причинами: во-первых, ярким проявлением в их творчестве абсурдистского начала и выражением наиболее значимых его тенденции; во-вторых, каждый из них создает абсурдистские тексты в разных жанрах, следовательно, анализ произведений этих авторов позволит увидеть многообразие особенностей абсурда.
Объектом исследования является категория абсурда как писательская стратегия.
Предметом - приёмы абсурда в текстах Людмилы Петрушевской, Ксении Драгунской, Артура Гиваргизова.
Цель: выявить специфику абсурда в текстах современной детской литературы.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «абсурд»;
2. Определить истоки абсурда в современной детской литературе;
3. Выявить приёмы абсурда в текстах разной жанровой принадлежности;
4. Определить функции абсурда в современной детской литературе;
5. Обозначить место литературы абсурда в системе чтения современного подростка.
Методологической основой исследования послужили работы Е.В. Клюева, ОЛ. Чернорицкой, И.Ю. Вераксича, О. Бурениной, А. Машевского, Е.И. Ражаевой, И.Л. Галинской и т.д.
Методы, используемые в исследовании: структурный, биографический, сравнительно-сопоставительный, экспериментальный (проведение поискового эксперимента).
Практическая значимость дипломной работы заключается в изучении и выявлении поэтики абсурда в современных детских текстах. Результаты исследования применимы в процессе преподавания литературы в школе: на уроках внеклассного чтения и на уроках литературы. Также данное исследование можно взять за основу элективных курсов. Полученные результаты могут пригодиться в университете на курсах по выбору для студентов-филологов, а также в процессе преподавания дисциплины «Детская литература».
Апробация работы осуществлялась в форме доклада на тему «Поэтика абсурда в рассказах Ксении Драгунской» на XVIII Международном научно-практического форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в КГПУ им. В.П. Астафьева (26 апреля 2017 года) и в форме урока внеклассного чтения на тему «Абсурд в творчестве современных детских авторов» в 5 классе лицея №8 г. Красноярск во время прохождения педагогической практики по литературе (октябрь 2016 года).
Структура работы:
• Введение, в котором определены актуальность, объект и предмет, цель и задачи, методы и практическая значимость.
• Исследование включает теоретическую, практическую и методическую главы. В теоретической главе дан обзор традиций абсурда в мировой литературе. Практическая глава представляет собой анализ произведений разной жанрово-родовой принадлежности (сказки Л. Петрушевской, рассказы К. Драгунской, пьесы А. Гиваргизова) современной детской литературы на предмет поэтики абсурда. В методической главе представлена разработка урока внеклассного чтения для 5 класса.
• Заключение, в котором подводятся итоги исследования.
• Список литературы, включающий 39 источников.
Классиками абсурда являются английские авторы, которые жили и творили в XIX веке, Эдвард Лир и Льюис Кэрролл, причём произведения последнего становятся особенно востребованными в последующей литературе и культуре. В конце этого же столетия приобретает популярность и английский стихотворный жанр лимерик - пятистишие абсурдистского содержания. В середине XX века в европейской литературе возникает явление «театр абсурда» (наиболее яркими представителями этого направления в драматургии являются Эжен Ионеско и Сэмюэл Беккет). Предвосхищает его творчество ОБЭРИУ - группа русских писателей и деятелей культуры, существовавшая в первой половине двадцатого столетия, - и произведения К.И. Чуковского. Развитию культуры абсурда во многом способствовала культура постмодернизма, произведения которой не вмещаются в традиционные представления о жанрах и стилях. Литература постмодернизма характеризуется ярко выраженным игровым началом, это же проявляется и в литературе абсурда.
Литература абсурда всегда возникает как защитная реакция человека на излишне рационалистический, нормированный, формализованный мир. И чаще всего это происходит в переходные периоды или на сломе веков. «Возможно, наиболее адекватной формой своеобразного ответа вызовам переходной эпохи становится литература абсурда, выставляющая бессмысленными, парадоксальными, нелепыми или смешными привычные условности, правила, законы и логические значения» [URL: Черняк; Петербургский акцент в литературе абсурда XX века].
Для детской абсурдистской литературы важными являются следующие функции:
• разрушение стереотипов мышления и восприятия;
• психотерапевтическая/смехотерапия, т.е. обеспечение
положительного эмоционального заряда;
• воспитательная.
Неоднозначность восприятия подобных текстов подтверждает актуальность выбранной темы. Взрослые читатели с рационалистических позиций называют детскую литературу, где сильны традиции абсурда, бесполезной, а иногда и вредной, потому что в таких произведениях не описано идеальное поведение героев, не дан образец для подражания. Однако вполне очевидно, что абсурд - одна из центральных тенденций современной детской литературы. Считаем важным выяснить причины такого явления и определить функциональное наполнение поэтики абсурда в детских произведениях.
Художественным материалом для исследования послужили сказки Людмилы Петрушевской (сборник «Ну, мама, ну: Сказки, рассказанные детям»), рассказы Ксении Драгунской (сборник «Целоваться запрещено!»), пьесы Артура Гиваргизова (сборник «Древнегреческая трагедия и Контрольный диктант»). Выбор авторов обусловлен несколькими причинами: во-первых, ярким проявлением в их творчестве абсурдистского начала и выражением наиболее значимых его тенденции; во-вторых, каждый из них создает абсурдистские тексты в разных жанрах, следовательно, анализ произведений этих авторов позволит увидеть многообразие особенностей абсурда.
Объектом исследования является категория абсурда как писательская стратегия.
Предметом - приёмы абсурда в текстах Людмилы Петрушевской, Ксении Драгунской, Артура Гиваргизова.
Цель: выявить специфику абсурда в текстах современной детской литературы.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «абсурд»;
2. Определить истоки абсурда в современной детской литературе;
3. Выявить приёмы абсурда в текстах разной жанровой принадлежности;
4. Определить функции абсурда в современной детской литературе;
5. Обозначить место литературы абсурда в системе чтения современного подростка.
Методологической основой исследования послужили работы Е.В. Клюева, ОЛ. Чернорицкой, И.Ю. Вераксича, О. Бурениной, А. Машевского, Е.И. Ражаевой, И.Л. Галинской и т.д.
Методы, используемые в исследовании: структурный, биографический, сравнительно-сопоставительный, экспериментальный (проведение поискового эксперимента).
Практическая значимость дипломной работы заключается в изучении и выявлении поэтики абсурда в современных детских текстах. Результаты исследования применимы в процессе преподавания литературы в школе: на уроках внеклассного чтения и на уроках литературы. Также данное исследование можно взять за основу элективных курсов. Полученные результаты могут пригодиться в университете на курсах по выбору для студентов-филологов, а также в процессе преподавания дисциплины «Детская литература».
Апробация работы осуществлялась в форме доклада на тему «Поэтика абсурда в рассказах Ксении Драгунской» на XVIII Международном научно-практического форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в КГПУ им. В.П. Астафьева (26 апреля 2017 года) и в форме урока внеклассного чтения на тему «Абсурд в творчестве современных детских авторов» в 5 классе лицея №8 г. Красноярск во время прохождения педагогической практики по литературе (октябрь 2016 года).
Структура работы:
• Введение, в котором определены актуальность, объект и предмет, цель и задачи, методы и практическая значимость.
• Исследование включает теоретическую, практическую и методическую главы. В теоретической главе дан обзор традиций абсурда в мировой литературе. Практическая глава представляет собой анализ произведений разной жанрово-родовой принадлежности (сказки Л. Петрушевской, рассказы К. Драгунской, пьесы А. Гиваргизова) современной детской литературы на предмет поэтики абсурда. В методической главе представлена разработка урока внеклассного чтения для 5 класса.
• Заключение, в котором подводятся итоги исследования.
• Список литературы, включающий 39 источников.
В современной детской литературе существует тенденция использовать приемы абсурда. Ярким подтверждением этого тезиса являются примеры текстов Людмилы Петрушевской, Ксении Драгунской, Артура Гиваргизова, Григория Остера, Сергея Седова и др. Само понятие «абсурд» неоднозначно: оно представляет собой как философскую, так и эстетическую систему. Конечно, создание абсурдного мира нельзя считать нововведением нынешних писателей - истоки находятся намного раньше. В теоретической части своей работы мы проанализировали явления, которые, на наш взгляд, в значительной мере оказали влияние на произведения современной детской литературы: жанр лимерика, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, тексты ОБЭРИУ и произведения «театра абсурда». На этом список нельзя ограничивать, в него смело можно добавить жанр небылиц, макаронические стихи Ивана Петровича Мятлева, творчество Николая Васильевича Гоголя, сатирические стихи и афоризмы Козьмы Пруткова, ранние рассказы Антона Павловича Чехова, стихотворения Корнея Ивановича Чуковского и многое другое.
В анализируемых нами произведениях современные авторы (Л. Петрушевская, К. Драгунская, А. Гиваргизов) используют приемы пародийно-игрового начала, свойственные и всей современной детской литературе. Эту форму в своем творчестве они дополняют собственными специфичными фигурами.
Людмила Петрушевская в своих сказках повторяет приемы классиков абсурда: показывает бессмысленность содержания или нелепость поведения описываемых характеров; увлекается мелочами и бытовыми деталями; смешивает высокие и низкие объекты изображения, смешное и страшное, сказочное и повседневное, волшебное и бытовое. Автор обращается к речевым парадоксам, помещая живую, разговорную речь в волшебный мир сказок, используя каламбуры, употребляя абсурдные имена. Жанр сказки в творчестве Петрушевской активно меняется, приспосабливаясь к современной реальности.
Ксения Драгунская в рассказах обрывает логику в повествовании, вставляет необычные имена и названия, копируя тем самым манеру ребенка. В мире, созданном в ее произведениях, родитель уравнен в поведении с детьми.
В некоторых пьесах Артур Гиваргизов повторяет приемы «театра абсурда»: отрицает реалистичные персонажи и ситуации; ставит вопрос о кризисе понимания, включая в свои произведениях бесцельную болтовню. Вслед за европейскими пьесами создает атмосферу бессмыслицы повторяющимся хронотопом, показывая застой и неизменность обстоятельств. Гиваргизов реализует абсурд и через ремарки. Есть и новаторство - принцип, который мы условно назвали «перевертыш».
К сожалению, практика показала, что такие тексты остаются понятыми не всеми детьми. Чтобы определенно полезные функции абсурда (смехотерапия, разрушение стереотипов мышления и восприятия, воспитательная) начали реализовываться, нужно систематично работать с подобными произведениями. При этом должны преобладать не аналитичные приемы работы с текстом, а эмоционально-образные (инсценировки, чтение по ролям, художественное рассказывание и др.). А так как взрослые (относящиеся, как правило, из-за своих рационалистических убеждений негативно к таким текстам) составляют школьные программы и проводят уроки, то и о включении в круг чтения ребенка таких произведений не может быть и речи.
Произведения изученных нами авторов двунаправленны, т.е. обращены и к детям, и к взрослым. Серьезные темы и проблемы, на которые подают жалобы, адресованы именно родителям, так как дети, в силу небольшого житейского и читательского опыта, большинство информации просто не считывают. Поэтому эти многочисленные претензии мы расцениваем как нежелание признавать и бороться с существующими проблемами, которые современные детские авторы выставляют в нарочито абсурдном свете. Художника (здесь мы обобщаем) всегда интересует настоящее, и для XXI века это не стало исключением.
В анализируемых нами произведениях современные авторы (Л. Петрушевская, К. Драгунская, А. Гиваргизов) используют приемы пародийно-игрового начала, свойственные и всей современной детской литературе. Эту форму в своем творчестве они дополняют собственными специфичными фигурами.
Людмила Петрушевская в своих сказках повторяет приемы классиков абсурда: показывает бессмысленность содержания или нелепость поведения описываемых характеров; увлекается мелочами и бытовыми деталями; смешивает высокие и низкие объекты изображения, смешное и страшное, сказочное и повседневное, волшебное и бытовое. Автор обращается к речевым парадоксам, помещая живую, разговорную речь в волшебный мир сказок, используя каламбуры, употребляя абсурдные имена. Жанр сказки в творчестве Петрушевской активно меняется, приспосабливаясь к современной реальности.
Ксения Драгунская в рассказах обрывает логику в повествовании, вставляет необычные имена и названия, копируя тем самым манеру ребенка. В мире, созданном в ее произведениях, родитель уравнен в поведении с детьми.
В некоторых пьесах Артур Гиваргизов повторяет приемы «театра абсурда»: отрицает реалистичные персонажи и ситуации; ставит вопрос о кризисе понимания, включая в свои произведениях бесцельную болтовню. Вслед за европейскими пьесами создает атмосферу бессмыслицы повторяющимся хронотопом, показывая застой и неизменность обстоятельств. Гиваргизов реализует абсурд и через ремарки. Есть и новаторство - принцип, который мы условно назвали «перевертыш».
К сожалению, практика показала, что такие тексты остаются понятыми не всеми детьми. Чтобы определенно полезные функции абсурда (смехотерапия, разрушение стереотипов мышления и восприятия, воспитательная) начали реализовываться, нужно систематично работать с подобными произведениями. При этом должны преобладать не аналитичные приемы работы с текстом, а эмоционально-образные (инсценировки, чтение по ролям, художественное рассказывание и др.). А так как взрослые (относящиеся, как правило, из-за своих рационалистических убеждений негативно к таким текстам) составляют школьные программы и проводят уроки, то и о включении в круг чтения ребенка таких произведений не может быть и речи.
Произведения изученных нами авторов двунаправленны, т.е. обращены и к детям, и к взрослым. Серьезные темы и проблемы, на которые подают жалобы, адресованы именно родителям, так как дети, в силу небольшого житейского и читательского опыта, большинство информации просто не считывают. Поэтому эти многочисленные претензии мы расцениваем как нежелание признавать и бороться с существующими проблемами, которые современные детские авторы выставляют в нарочито абсурдном свете. Художника (здесь мы обобщаем) всегда интересует настоящее, и для XXI века это не стало исключением.
Подобные работы
- ПОЭТИКА АБСУРДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ГИВАРГИЗОВА И К. ДРАГУНСКОЙ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - Традиции Олега Григорьева в современной детской поэзии
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Процесс восприятия и изучения современной русской драматургии школьниками 8 – 11 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - МИФОПОЭТИКА И КАТЕГОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОСТИ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНА КОКТО «УЖАСНЫЕ ДЕТИ» И «УЖАСНЫЕ РОДИТЕЛИ»
(литературоведческий и методический аспекты)
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Влияние философской сказки на развитие мышления младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Единицы малого поэтического жанра и их применение в школе (на материале лимериков и клерихью)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Экзистенциальное начало в рок-поэзии Эдмунда Шклярского
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016



