Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА АБСУРДА В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Работа №150590

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
Глава 1. Традиции абсурда в мировой литературе
1.1. Понятие «абсурда» 7-10
1.2. Жанр лимерика и творчество Льюиса Кэрролла 10-14
1.3. Творчество «обэриутов» 14-19
1.4. Особенности театра абсурда 19-22
Глава 2. Специфика абсурда в современной детской литературе
2.1. Поэтика сказок Людмилы Петрушевской 23-29
2.2. Абсурдистский мир рассказов Ксении Драгунской 29-35
2.3. Приёмы и функции абсурда в пьесах Артура Гиваргизова 35-41
Глава 3. Место литературы абсурда в системе современного школьного образования 41-54
Заключение 55-57
Список литературы

В произведениях многих современных детских писателей (таких как Григорий Остер, Ксения Драгунская, Сергей Седов, Людмила Петрушевская, Георгий Юдин, Артур Гиваргизов, Олег Кургузов, Тим Собакин и др.) можно выделить такие особенности, как: размывание границ жанра, мозаичная структура, активное использование элементов пародирования, межтекстовые связи, игра слов и т.д. Все эти описанные особенности не только соотносятся с общей историко-литературной ситуацией и отражают тенденции развития постмодернизма, но и свидетельствуют о продуктивности абсурдистской поэтики в современной детской литературе (исследованной в литературоведении только в связи с творчеством Г. Остера). Но создание абсурдного мира нельзя считать особенностью современной литературы - истоки находятся намного раньше.
Классиками абсурда являются английские авторы, которые жили и творили в XIX веке, Эдвард Лир и Льюис Кэрролл, причём произведения последнего становятся особенно востребованными в последующей литературе и культуре. В конце этого же столетия приобретает популярность и английский стихотворный жанр лимерик - пятистишие абсурдистского содержания. В середине XX века в европейской литературе возникает явление «театр абсурда» (наиболее яркими представителями этого направления в драматургии являются Эжен Ионеско и Сэмюэл Беккет). Предвосхищает его творчество ОБЭРИУ - группа русских писателей и деятелей культуры, существовавшая в первой половине двадцатого столетия, - и произведения К.И. Чуковского. Развитию культуры абсурда во многом способствовала культура постмодернизма, произведения которой не вмещаются в традиционные представления о жанрах и стилях. Литература постмодернизма характеризуется ярко выраженным игровым началом, это же проявляется и в литературе абсурда.
Литература абсурда всегда возникает как защитная реакция человека на излишне рационалистический, нормированный, формализованный мир. И чаще всего это происходит в переходные периоды или на сломе веков. «Возможно, наиболее адекватной формой своеобразного ответа вызовам переходной эпохи становится литература абсурда, выставляющая бессмысленными, парадоксальными, нелепыми или смешными привычные условности, правила, законы и логические значения» [URL: Черняк; Петербургский акцент в литературе абсурда XX века].
Для детской абсурдистской литературы важными являются следующие функции:
• разрушение стереотипов мышления и восприятия;
• психотерапевтическая/смехотерапия, т.е. обеспечение
положительного эмоционального заряда;
• воспитательная.
Неоднозначность восприятия подобных текстов подтверждает актуальность выбранной темы. Взрослые читатели с рационалистических позиций называют детскую литературу, где сильны традиции абсурда, бесполезной, а иногда и вредной, потому что в таких произведениях не описано идеальное поведение героев, не дан образец для подражания. Однако вполне очевидно, что абсурд - одна из центральных тенденций современной детской литературы. Считаем важным выяснить причины такого явления и определить функциональное наполнение поэтики абсурда в детских произведениях.
Художественным материалом для исследования послужили сказки Людмилы Петрушевской (сборник «Ну, мама, ну: Сказки, рассказанные детям»), рассказы Ксении Драгунской (сборник «Целоваться запрещено!»), пьесы Артура Гиваргизова (сборник «Древнегреческая трагедия и Контрольный диктант»). Выбор авторов обусловлен несколькими причинами: во-первых, ярким проявлением в их творчестве абсурдистского начала и выражением наиболее значимых его тенденции; во-вторых, каждый из них создает абсурдистские тексты в разных жанрах, следовательно, анализ произведений этих авторов позволит увидеть многообразие особенностей абсурда.
Объектом исследования является категория абсурда как писательская стратегия.
Предметом - приёмы абсурда в текстах Людмилы Петрушевской, Ксении Драгунской, Артура Гиваргизова.
Цель: выявить специфику абсурда в текстах современной детской литературы.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «абсурд»;
2. Определить истоки абсурда в современной детской литературе;
3. Выявить приёмы абсурда в текстах разной жанровой принадлежности;
4. Определить функции абсурда в современной детской литературе;
5. Обозначить место литературы абсурда в системе чтения современного подростка.
Методологической основой исследования послужили работы Е.В. Клюева, ОЛ. Чернорицкой, И.Ю. Вераксича, О. Бурениной, А. Машевского, Е.И. Ражаевой, И.Л. Галинской и т.д.
Методы, используемые в исследовании: структурный, биографический, сравнительно-сопоставительный, экспериментальный (проведение поискового эксперимента).
Практическая значимость дипломной работы заключается в изучении и выявлении поэтики абсурда в современных детских текстах. Результаты исследования применимы в процессе преподавания литературы в школе: на уроках внеклассного чтения и на уроках литературы. Также данное исследование можно взять за основу элективных курсов. Полученные результаты могут пригодиться в университете на курсах по выбору для студентов-филологов, а также в процессе преподавания дисциплины «Детская литература».
Апробация работы осуществлялась в форме доклада на тему «Поэтика абсурда в рассказах Ксении Драгунской» на XVIII Международном научно-практического форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в КГПУ им. В.П. Астафьева (26 апреля 2017 года) и в форме урока внеклассного чтения на тему «Абсурд в творчестве современных детских авторов» в 5 классе лицея №8 г. Красноярск во время прохождения педагогической практики по литературе (октябрь 2016 года).
Структура работы:
• Введение, в котором определены актуальность, объект и предмет, цель и задачи, методы и практическая значимость.
• Исследование включает теоретическую, практическую и методическую главы. В теоретической главе дан обзор традиций абсурда в мировой литературе. Практическая глава представляет собой анализ произведений разной жанрово-родовой принадлежности (сказки Л. Петрушевской, рассказы К. Драгунской, пьесы А. Гиваргизова) современной детской литературы на предмет поэтики абсурда. В методической главе представлена разработка урока внеклассного чтения для 5 класса.
• Заключение, в котором подводятся итоги исследования.
• Список литературы, включающий 39 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной детской литературе существует тенденция использовать приемы абсурда. Ярким подтверждением этого тезиса являются примеры текстов Людмилы Петрушевской, Ксении Драгунской, Артура Гиваргизова, Григория Остера, Сергея Седова и др. Само понятие «абсурд» неоднозначно: оно представляет собой как философскую, так и эстетическую систему. Конечно, создание абсурдного мира нельзя считать нововведением нынешних писателей - истоки находятся намного раньше. В теоретической части своей работы мы проанализировали явления, которые, на наш взгляд, в значительной мере оказали влияние на произведения современной детской литературы: жанр лимерика, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, тексты ОБЭРИУ и произведения «театра абсурда». На этом список нельзя ограничивать, в него смело можно добавить жанр небылиц, макаронические стихи Ивана Петровича Мятлева, творчество Николая Васильевича Гоголя, сатирические стихи и афоризмы Козьмы Пруткова, ранние рассказы Антона Павловича Чехова, стихотворения Корнея Ивановича Чуковского и многое другое.
В анализируемых нами произведениях современные авторы (Л. Петрушевская, К. Драгунская, А. Гиваргизов) используют приемы пародийно-игрового начала, свойственные и всей современной детской литературе. Эту форму в своем творчестве они дополняют собственными специфичными фигурами.
Людмила Петрушевская в своих сказках повторяет приемы классиков абсурда: показывает бессмысленность содержания или нелепость поведения описываемых характеров; увлекается мелочами и бытовыми деталями; смешивает высокие и низкие объекты изображения, смешное и страшное, сказочное и повседневное, волшебное и бытовое. Автор обращается к речевым парадоксам, помещая живую, разговорную речь в волшебный мир сказок, используя каламбуры, употребляя абсурдные имена. Жанр сказки в творчестве Петрушевской активно меняется, приспосабливаясь к современной реальности.
Ксения Драгунская в рассказах обрывает логику в повествовании, вставляет необычные имена и названия, копируя тем самым манеру ребенка. В мире, созданном в ее произведениях, родитель уравнен в поведении с детьми.
В некоторых пьесах Артур Гиваргизов повторяет приемы «театра абсурда»: отрицает реалистичные персонажи и ситуации; ставит вопрос о кризисе понимания, включая в свои произведениях бесцельную болтовню. Вслед за европейскими пьесами создает атмосферу бессмыслицы повторяющимся хронотопом, показывая застой и неизменность обстоятельств. Гиваргизов реализует абсурд и через ремарки. Есть и новаторство - принцип, который мы условно назвали «перевертыш».
К сожалению, практика показала, что такие тексты остаются понятыми не всеми детьми. Чтобы определенно полезные функции абсурда (смехотерапия, разрушение стереотипов мышления и восприятия, воспитательная) начали реализовываться, нужно систематично работать с подобными произведениями. При этом должны преобладать не аналитичные приемы работы с текстом, а эмоционально-образные (инсценировки, чтение по ролям, художественное рассказывание и др.). А так как взрослые (относящиеся, как правило, из-за своих рационалистических убеждений негативно к таким текстам) составляют школьные программы и проводят уроки, то и о включении в круг чтения ребенка таких произведений не может быть и речи.
Произведения изученных нами авторов двунаправленны, т.е. обращены и к детям, и к взрослым. Серьезные темы и проблемы, на которые подают жалобы, адресованы именно родителям, так как дети, в силу небольшого житейского и читательского опыта, большинство информации просто не считывают. Поэтому эти многочисленные претензии мы расцениваем как нежелание признавать и бороться с существующими проблемами, которые современные детские авторы выставляют в нарочито абсурдном свете. Художника (здесь мы обобщаем) всегда интересует настоящее, и для XXI века это не стало исключением.



1. Александров А.А. Ванна Архимеда: Сборник (вступительная статья).
— Л.: Художественная литература, 1991. + там же «Декларация
ОБЭРИУ». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.e-reading.club/bookreader.php/148166/Oberiuty-
_Vanna_Arhimeda_%28sbomik%29.html[Дата обращения 23 января 2017 года].
2. Бобина Т.О. Пародийно-игровое начало в современной детской
литературе [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.uraledu.ru/files/Пародийно-игровое%20начало%20в%20современной%20детской%20книгеЛое[Дата обращения 7 мая 2017 года].
3. Бобина Т.О. Сказки нового века [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.uraledu.ru/files/Сказки%20нового%20века. doe [Дата
обращения 7 мая 2017 года].
4. Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина/Абсурд и вокруг (сборник статей)/Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 448 с.
5. Быков Дмитрий. Ксюндра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //velib .com/read book/dragunskaj a ksenij a viktorovna/celovatsj a zapreshheno sbornik/ksjundra/[Дата обращения 12 сентября 2016 года].
6. Вераксич И.Ю. Лекция №14. Театр абсурда/Зарубежная литература XX века. Курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/veraksich-hh-vek-kurs-lekcij/lekciya-14.htm[Дата обращения 28 января 2017 года].
7. Галинская И.Л. Льюис Кэрролл и загадка его текстов [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http: //il galinsk.narod.ru/carroll/c chapt 1 .htm
[Дата обращения 4 февраля 2016 года].
8. Гиваргизов Артур. Контрольный диктант и древнегреческая трагедия:
[пьесы: для сред. шк. возраста] / Артур Гиваргизов; [ил. А.
Войцеховского]. - М.: Самокат, 2009. - 80 с.
9. Драгунский В.Ю. Денискины рассказы [текст]. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://vseskazki.su/dragunskii-deniskiny-
rasskazy.html?start=40[Дата обращения 25 марта 2017 года].
10. Драгунская Ксения. Целоваться запрещено! [текст]. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://e-libra.ru/read/247852-celovatsya-
zapreshheno-sbornik.html[Дата обращения 12 сентября 2016 года].
11. Ельцова Е.С. «Костюм покроя шокинг» или литературные эксперименты в начале XX века // Литература в школе. - 2014 г. - №8. С. 31-34.
12. Ионеско Эжен. Есть ли будущее у театра абсурда? Театр абсурда
(сборник статей и публикаций). СПб. - 2005 [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-
franciya7ionesko-est-li-buduschee-u-teatra-absurda.htm[Дата обращения 28 января 2017 года].
13. Клюев Е.В. Теория литературы абсурда. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //modernlib .ru/books/klyuev evgeniy vasilevich/teoriya literaturi absurda/read/[Дата обращения 2 марта 2017 года].
14. Колоскова Нина. Этот «непедагогичный» Артур Гиваргизов.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lib.1september.ru/2005/15/20.htm[Дата обращения 2 апреля 2017 года].
15. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://enc-dic.com/fwords/Absurd-316.html[Дата обращения 25 мая 2017 года].
16. Кравченко А. Гиваргизов? Несерьезный какой-то [текст интервью].
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://family.booknik.ru/articles/intervyu/givargizov-nesereznw-kakoy-to/[Дата обращения 12 сентября 2016 года].
17. Кэрролл Льюис. Алиса в стране чудес (перевод Самуила Маршака)
[текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lib.ru/CARROLL/alisa zah.txt[Дата обращения 16 мая 2017 гола].
18. Лагунский А.М. Творчество обэриутов. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //lagunovskij .ucoz.ru/index/tvorchestvo obehriutov/0 -102
[Дата обращения 4 февраля 2017 года].
19. Литературная энциклопедия терминов и понятий /под ред. Николюкина А.Н. - Интелвак. - 2001. - 1600 с.
20. Макрушина С.А. «Пьеса Людмилы Петрушевской «Уроки музыки» (XI класс) // Литература в школе. - 2014 г. - №4. С. 31-33.
21. Маранцман В.Г. Программа по литературе для образовательных учреждений (5 - 9 классы) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sinykova.ru/biblioteka/maranz lit 5-9 kl/[Дата обращения 25 мая 2017 года].
22. Машевский А. Чинари - Обэриуты//Литература, №16.- 2005.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200501609[Дата обращения: 3 февраля 2016 года].
23. Новая жалоба Уральского родительского комитета. [Электронный ресурс] Режим доступа -http: //kidreader.ru/article/842[Дата обращения 25 марта 2017 года].
24. Оводенко Ю.В. Формирование представлений о своеобразии стиля Л. Петрушевской (XI класс) // Литература в школе. - 2016 г. - №2. С. 27¬30.
25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю.
Шведова [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=41[Дата обращения 25 мая 2017 года].
26. Остер Г.Б. Школа ужасов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.planetaskazok.ru/osterg/shkolauzhasovosterg[Дата обращения 12 сентября 2016 года].
27. Островская В.В. Чтобы мир остался жив.. .Опыт прочтения рассказа Л. Петрушевской «Гигиена» // Литература в школе. - 2010 г. - №6. С.34¬36.
28. От первого лица: Не приучать ребенка к чтению - это неприлично! [текст интервью]. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://otr- online.ru/programmi/ot-pervogo-litsa- 13688/kseniya-dragunskaya-ne-37894.html[Дата обращения 19 марта 201 7 года].
29. Петрушевская Л.С. Лекция о жанрах. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //petrushevskaya.livejournal .com/119493. html [Дата
обращения 16 мая 2017 года].
30. Петрушевская Л.С. Ну, мама, ну [текст]. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //magazines.russ.ru/novyi mi/1993/8/petrush.html [Дата
обращения: 2 апреля 2017 года].
31. Программа по литературе для образовательных учреждений (5 - 11
классы)/ Кутузов А.Г., Романичева Е.С., Кисилев А.К. и др. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/1035761/[Дата обращения 25 мая 2017 года].
32. Ражева Е.И. Лимерик: непереводимая игра слов или переводимая игра формы? /(сборник статей) Логический анализ языка. Концептуальные поля игры/Отв. ред. Арутюнова Н.Д. - М.: Индрик, 2006. - 554 с.
33. Сигов С. В. Истоки поэтики Обэриу. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //www.d-harms .ru/library/istoki-poetiki-oberiu. html [Дата
обращения: 3 февраля 2016 г.]
34. Хармс Д.И. Письма, дневниковые записи [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.russofile.ru/articles/article 26.php [Дата
обращения 23 января 2017 года].
35. Хармс Д.И. Стихотворения [текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://45parallel.net/daniil kharms/stihi/ [Дата обращения 25 мая 2017 года].
36. Хеллман Бен. Сказка и быль: История русской детской литературы/ Бен Хеллман; авториз. Пер. с английского О. Бухиной. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 560с.
37. Черняк М.А. Петербургский акцент в литературе абсурда XX века
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2014/bd24.pdf[Дата обращения 4 февраля 2017 года].
38. Шмидт М.М. У абсурдного столько же оттенков и степеней, сколько у трагического. Гоголь и Хармс // Литература в школе. - 2010 г. - № 11. С. 19-22.
39. Энциклопедия постмодернизма. Грицанов А.А., Можейко М.А. Минск:
Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001.— 1040 с. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:http://www.infoliolib.info/philos/postmod/[Дата обращения 28 января 2017 года].


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ