ПОЭТИКА АБСУРДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ГИВАРГИЗОВА И К. ДРАГУНСКОЙ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
|
Введение 3-7
Глава 1. Традиции абсурда в мировой литературе
1.1. Понятие «абсурда» 8-13
1.2. Традиции абсурда в зарубежной литературе
1.2.1. Жанр лимерика и творчество Льюиса Кэрролла 13-17
1.2.2. Особенности театра абсурда 17-20
1.3. Традиции абсурда в русской литературе
1.3.1. Небылицы и перевертыши 20-21
1.3.2. Макаронические стихи Ивана Петровича Мятлева 21-22
1.3.3. Сатирические стихи и афоризмы Козьмы Пруткова 22-23
1.3.4. Творчество «обэриутов» 23-28
Глава 2. Специфика абсурда в современной детской литературе
2.1. Приемы абсурдистской поэтики в лирике А. Гиваргизова 29-32
2.2. Художественный мир абсурда в рассказах К. Драгунской и А.
Гиваргизова 33-41
2.3. Абсурдизм жизни в пьесах К. Драгунской и А. Гиваргизова 41-52
Глава 3. Возможности обращения к абсурдистской детской литературе в образовательном пространстве
3.1. Современная литература абсурда на уроках внеклассного чтения в
школе 53-63
3.2. Место современных детских текстов абсурдистского содержания в
пособиях по чтению для иностранных студентов 63-72
Заключение 73-74
Список литературы 75-80
Глава 1. Традиции абсурда в мировой литературе
1.1. Понятие «абсурда» 8-13
1.2. Традиции абсурда в зарубежной литературе
1.2.1. Жанр лимерика и творчество Льюиса Кэрролла 13-17
1.2.2. Особенности театра абсурда 17-20
1.3. Традиции абсурда в русской литературе
1.3.1. Небылицы и перевертыши 20-21
1.3.2. Макаронические стихи Ивана Петровича Мятлева 21-22
1.3.3. Сатирические стихи и афоризмы Козьмы Пруткова 22-23
1.3.4. Творчество «обэриутов» 23-28
Глава 2. Специфика абсурда в современной детской литературе
2.1. Приемы абсурдистской поэтики в лирике А. Гиваргизова 29-32
2.2. Художественный мир абсурда в рассказах К. Драгунской и А.
Гиваргизова 33-41
2.3. Абсурдизм жизни в пьесах К. Драгунской и А. Гиваргизова 41-52
Глава 3. Возможности обращения к абсурдистской детской литературе в образовательном пространстве
3.1. Современная литература абсурда на уроках внеклассного чтения в
школе 53-63
3.2. Место современных детских текстов абсурдистского содержания в
пособиях по чтению для иностранных студентов 63-72
Заключение 73-74
Список литературы 75-80
В произведениях многих современных детских писателей (таких как Григорий Остер, Ксения Драгунская, Сергей Седов, Георгий Юдин, Артур Гиваргизов, Олег Кургузов, Тим Собакин и др.) наблюдаются следующие тенденции: размывание границ жанра, мозаичная структура, активное использование элементов пародирования, межтекстовые связи, игра слов и т.д. Описанные особенности не только соотносятся с общей историко-литературной ситуацией и отражают процесс развития постмодернизма, но и свидетельствуют о продуктивности абсурдистской поэтики в современной детской литературе (исследованной в литературоведении только в связи с творчеством Г. Остера). Однако создание абсурдного мира нельзя считать особенностью современной литературы - истоки находятся намного раньше.
Классики абсурда - английские авторы XIX века: Эдвард Лир и Льюис Кэрролл. Более того, произведения последнего становятся особенно популярными в последующей литературе и культуре. В конце того же века популярность приобрел английский стихотворный жанр лимерик - пятистрочный абсурдистский текст. В середине XX века в европейской литературе наблюдается феномен «театра абсурда» (наиболее яркими представителями этого направления в драматургии являются Евгений Ионеско и Самуэль Беккет). Предвосхищает это явление творчество ОБЭРИУ
- группа русских писателей и художников, существовавшая в первой половине ХХ века, и произведения К.И. Чуковского. Развитию культуры абсурда во многом способствовала культура постмодернизма, как следствие
- произведения не вписываются в традиционные представления о жанрах и стилях. Литература постмодернизма характеризуется ярко выраженным игровым началом, то же самое проявляется и в литературе абсурда.
Защитная реакция человека на чрезмерно формализованный рационалистический, нормализованный мир - это главная черта литературы абсурда. И чаще всего расцвет абсурдистских тенденций в культуре 3
происходит в переломные периоды развития общества или на рубеже веков. «Пожалуй, наиболее адекватной формой своеобразного ответа на вызовы переходной эпохи является литература абсурда, которая выставляет обычные условности, правила, законы и логические смыслы как бессмысленные, парадоксальные, абсурдные или смешные» [Черняк, 2014, с. 2].
Для детской абсурдистской литературы главными являются следующие функции:
• разрушение стереотипов мышления и восприятия;
• психотерапия / смехотерапия, т. е. обеспечение положительного эмоционального заряда.
Однако читательское восприятие подобных текстов отличается неоднозначностью. Данный факт подтверждает актуальность выбранной темы. Взрослые читатели с рационалистических позиций называют детскую литературу, в которой традиции абсурда сильны, бесполезной, а иногда и вредной, потому что в таких произведениях не описывается идеальное поведение героев, не дается образец для подражания, не очевиден воспитательный эффект. Однако совершенно ясно, что абсурд - одна из центральных тенденций современной детской литературы. Мы считаем важным выяснить причины этого явления и определить функциональное содержание поэтики абсурда в детских произведениях.
Художественным материалом для исследования послужили рассказы и пьесы Ксении Драгунской (сборник «Целоваться запрещено!»), рассказы, пьесы, стихи Артура Гиваргизова (сборники «Древнегреческая трагедия и Контрольный диктант», «Записки выдающегося двоечника», «Дима, Дима и Дима»). Выбор авторов обусловлен несколькими причинами: во-первых, ярким проявлением в их творчестве абсурдистского начала и выражением его наиболее значимых тенденций; во-вторых, наличием в произведениях каждого писателя текстов разных жанров, следовательно, анализ произведений этих авторов позволит увидеть многообразие черт абсурда.
Объектом исследования является категория абсурда как стратегия писателя.
Тема - приемы абсурда в текстах Ксении Драгунской, Артура Гиваргизова.
Цель: выявить специфику абсурда в текстах современной детской литературы.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «абсурд» и определить его истоки в современной детской литературе;
2. Выявить приемы поэтики абсурда в текстах различной жанрово-родовой принадлежности;
3. Определить функции абсурда в современной детской литературе;
4. Обозначить место литературы абсурда в современном образовательном пространстве.
Методологической основой исследования послужили работы Е.В. Клюева, И.Ю. Вераксич, О.Д. Буренина, А.Г. Машевский, Е.И. Ражаева, И.Л. Галинская и др.
Методы исследования: структурный, биографический, сравнительный, экспериментальный (поисковый эксперимент).
Практическая значимость магистерской работы заключается в изучении и выявлении поэтики абсурда в современных детских текстах. Результаты исследования применимы в процессе преподавания литературы в школе: на уроках литературы и в системе внеклассного чтения. Также представленное исследование можно взять за основу для элективных курсов. Полученные результаты могут быть полезны в университете на курсах по выбору для студентов-филологов, а также в процессе преподавания дисциплины «Детская литература».
Апробация работы проводилась в виде докладов с последующей публикацией в сборниках на Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в КГПУ В.П. Астафьева (2017-19), Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях (2018-19), Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, культура в коммуникативном пространстве личности» в СФУ (2018), Международном научно-образовательном форуме «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (2019), в форме урока внеклассного чтения на тему «Абсурд в творчестве современных детских авторов» в 5 классе лицея №8 г. Красноярска (2016), в форме занятий по РКИ в СФУ (2018), а также публикация статьи в «Вестнике КГПУ им. В.П. Астафьева» (журнал из списка ВАК) (2019).
Структура работы:
• Введение, в котором дается краткое обоснование выбора темы, определяется актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, цель и задачи, методы исследования, указывается его теоретическая и практическая значимость. Определена теоретическая основа исследования.
• Исследование включает теоретические, практические и методические разделы. В теоретической главе дается обзор традиций абсурда в мировой и отечественной литературе, раскрывается понятийный аппарат. Практическая глава представляет собой анализ произведений различного рода и жанра (рассказы, пьесы и стихи К. Драгунской и А.
Гиваргизова) в аспекте комментирования приемов абсурдистской поэтики. В методической главе представлены разработка занятий по РКИ для учащихся с первым аттестационным уровнем владения языком (ТРКИ-1) и урока внеклассного чтения для учащихся 5-х классов.
• Заключение, в котором обобщаются результаты исследования с учетом целей и задач, изложенных во введении, и намечаются перспективы исследования.
• Список литературы включает 62 источника.
Классики абсурда - английские авторы XIX века: Эдвард Лир и Льюис Кэрролл. Более того, произведения последнего становятся особенно популярными в последующей литературе и культуре. В конце того же века популярность приобрел английский стихотворный жанр лимерик - пятистрочный абсурдистский текст. В середине XX века в европейской литературе наблюдается феномен «театра абсурда» (наиболее яркими представителями этого направления в драматургии являются Евгений Ионеско и Самуэль Беккет). Предвосхищает это явление творчество ОБЭРИУ
- группа русских писателей и художников, существовавшая в первой половине ХХ века, и произведения К.И. Чуковского. Развитию культуры абсурда во многом способствовала культура постмодернизма, как следствие
- произведения не вписываются в традиционные представления о жанрах и стилях. Литература постмодернизма характеризуется ярко выраженным игровым началом, то же самое проявляется и в литературе абсурда.
Защитная реакция человека на чрезмерно формализованный рационалистический, нормализованный мир - это главная черта литературы абсурда. И чаще всего расцвет абсурдистских тенденций в культуре 3
происходит в переломные периоды развития общества или на рубеже веков. «Пожалуй, наиболее адекватной формой своеобразного ответа на вызовы переходной эпохи является литература абсурда, которая выставляет обычные условности, правила, законы и логические смыслы как бессмысленные, парадоксальные, абсурдные или смешные» [Черняк, 2014, с. 2].
Для детской абсурдистской литературы главными являются следующие функции:
• разрушение стереотипов мышления и восприятия;
• психотерапия / смехотерапия, т. е. обеспечение положительного эмоционального заряда.
Однако читательское восприятие подобных текстов отличается неоднозначностью. Данный факт подтверждает актуальность выбранной темы. Взрослые читатели с рационалистических позиций называют детскую литературу, в которой традиции абсурда сильны, бесполезной, а иногда и вредной, потому что в таких произведениях не описывается идеальное поведение героев, не дается образец для подражания, не очевиден воспитательный эффект. Однако совершенно ясно, что абсурд - одна из центральных тенденций современной детской литературы. Мы считаем важным выяснить причины этого явления и определить функциональное содержание поэтики абсурда в детских произведениях.
Художественным материалом для исследования послужили рассказы и пьесы Ксении Драгунской (сборник «Целоваться запрещено!»), рассказы, пьесы, стихи Артура Гиваргизова (сборники «Древнегреческая трагедия и Контрольный диктант», «Записки выдающегося двоечника», «Дима, Дима и Дима»). Выбор авторов обусловлен несколькими причинами: во-первых, ярким проявлением в их творчестве абсурдистского начала и выражением его наиболее значимых тенденций; во-вторых, наличием в произведениях каждого писателя текстов разных жанров, следовательно, анализ произведений этих авторов позволит увидеть многообразие черт абсурда.
Объектом исследования является категория абсурда как стратегия писателя.
Тема - приемы абсурда в текстах Ксении Драгунской, Артура Гиваргизова.
Цель: выявить специфику абсурда в текстах современной детской литературы.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «абсурд» и определить его истоки в современной детской литературе;
2. Выявить приемы поэтики абсурда в текстах различной жанрово-родовой принадлежности;
3. Определить функции абсурда в современной детской литературе;
4. Обозначить место литературы абсурда в современном образовательном пространстве.
Методологической основой исследования послужили работы Е.В. Клюева, И.Ю. Вераксич, О.Д. Буренина, А.Г. Машевский, Е.И. Ражаева, И.Л. Галинская и др.
Методы исследования: структурный, биографический, сравнительный, экспериментальный (поисковый эксперимент).
Практическая значимость магистерской работы заключается в изучении и выявлении поэтики абсурда в современных детских текстах. Результаты исследования применимы в процессе преподавания литературы в школе: на уроках литературы и в системе внеклассного чтения. Также представленное исследование можно взять за основу для элективных курсов. Полученные результаты могут быть полезны в университете на курсах по выбору для студентов-филологов, а также в процессе преподавания дисциплины «Детская литература».
Апробация работы проводилась в виде докладов с последующей публикацией в сборниках на Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в КГПУ В.П. Астафьева (2017-19), Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях (2018-19), Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, культура в коммуникативном пространстве личности» в СФУ (2018), Международном научно-образовательном форуме «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (2019), в форме урока внеклассного чтения на тему «Абсурд в творчестве современных детских авторов» в 5 классе лицея №8 г. Красноярска (2016), в форме занятий по РКИ в СФУ (2018), а также публикация статьи в «Вестнике КГПУ им. В.П. Астафьева» (журнал из списка ВАК) (2019).
Структура работы:
• Введение, в котором дается краткое обоснование выбора темы, определяется актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, цель и задачи, методы исследования, указывается его теоретическая и практическая значимость. Определена теоретическая основа исследования.
• Исследование включает теоретические, практические и методические разделы. В теоретической главе дается обзор традиций абсурда в мировой и отечественной литературе, раскрывается понятийный аппарат. Практическая глава представляет собой анализ произведений различного рода и жанра (рассказы, пьесы и стихи К. Драгунской и А.
Гиваргизова) в аспекте комментирования приемов абсурдистской поэтики. В методической главе представлены разработка занятий по РКИ для учащихся с первым аттестационным уровнем владения языком (ТРКИ-1) и урока внеклассного чтения для учащихся 5-х классов.
• Заключение, в котором обобщаются результаты исследования с учетом целей и задач, изложенных во введении, и намечаются перспективы исследования.
• Список литературы включает 62 источника.
В современной детской литературе наблюдается тенденция к использованию приемов абсурда. Ярким подтверждением этого тезиса являются тексты Ксении Драгунской, Артура Гиваргизова, Григория Остера, Сергея Седова, Тима Собакина и др. Само понятие «абсурд» неоднозначно: оно представляет собой одновременно философскую и эстетическую систему. Конечно, создание абсурдного мира нельзя считать новшеством писателей и поэтов XXI века - истоки находятся гораздо раньше. В теоретической части нашей работы мы проанализировали явления, которые, на наш взгляд, оказали большое влияние на произведения современной абсурдистской детской литературы: жанр лимерика, «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, небылицы, макаронические стихи Ивана Петровича Мятлева, тексты поэтов ОБЭРИУ, сатирические стихи и афоризмы Козьмы Пруткова, пьесы «театра абсурда». На этом список нельзя ограничить, в него можно смело добавить творчество Николая Васильевича Гоголя, ранние рассказы Антона Павловича Чехова, стихи Корнея Ивановича Чуковского и многое другое.
В анализируемых нами произведениях современные авторы (К. Драгунская, А. Гиваргизов) используют приемы пародийно-игрового начала, свойственные всей современной детской литературе. Традиции литературы абсурда в своих произведениях они дополняют индивидуально-авторскими чертами. В нашей работе выявлены особенности функционирования абсурда в текстах различной жанрово-родовой направленности:
Артур Гиваргизов продолжает создавать свои стихи в рамках поэтики ОБЭРИУ. Его герои представлены с позиции игровой логики, порождая абсурдные ситуации. Автор обнаруживает парадоксальную новизну мира или альтернативную реальность. Но если абсурдность Хармса, Хлебникова и Введенского основана на философской идее бессмысленности бытия, то абсурдность Гиваргизова лишена абсолютной трагичности.
Ксения Драгунская в рассказах нарушает логику повествования, использует необычные имена и наименования, тем самым копируя манеру ребенка. В мире, созданном в ее произведениях, родитель уравнен в поведении с детьми.
В некоторых пьесах Артур Гиваргизов повторяет приемы «театра абсурда»: отрицает реалистичность персонажей и ситуаций; поднимает вопрос о кризисе понимания, включая в свои произведения бесцельную болтовню, создает атмосферу бессмыслицы повторяющегося хронотопа, демонстрирующего застой и неизменность обстоятельств. Артур Гиваргизов реализует абсурд и через ремарки.
К сожалению, практика показала, что тексты абсурдистского характера понимают не все дети. Чтобы определенно полезные функции абсурда (смехотерапия, разрушение стереотипов мышления и восприятия) начали реализовываться, необходимо систематически работать с такими произведениями. При этом должны преобладать не аналитические методы работы с произведением, а эмоционально-образные (инсценировки, чтение по ролям, художественный пересказ и др.). А поскольку взрослые (которые, как правило, в силу своих рационалистических убеждений негативно относятся к подобным текстам) составляют школьные программы и проводят уроки, то о включении таких произведений в круг чтения ребенка не может быть и речи.
Работы изучаемых нами авторов носят двунаправленный характер, т. е. адресованы как детям, так и взрослым. Серьезные темы и проблемы адресуются родителям, так как дети, в силу небольшого бытового и читательского опыта, большую часть информации просто не поймут. Многочисленные претензии к современной абсурдистской литературе мы расцениваем как нежелание признать и бороться с существующими проблемами, которые современные детские авторы выставляют в заведомо абсурдном свете.
В анализируемых нами произведениях современные авторы (К. Драгунская, А. Гиваргизов) используют приемы пародийно-игрового начала, свойственные всей современной детской литературе. Традиции литературы абсурда в своих произведениях они дополняют индивидуально-авторскими чертами. В нашей работе выявлены особенности функционирования абсурда в текстах различной жанрово-родовой направленности:
Артур Гиваргизов продолжает создавать свои стихи в рамках поэтики ОБЭРИУ. Его герои представлены с позиции игровой логики, порождая абсурдные ситуации. Автор обнаруживает парадоксальную новизну мира или альтернативную реальность. Но если абсурдность Хармса, Хлебникова и Введенского основана на философской идее бессмысленности бытия, то абсурдность Гиваргизова лишена абсолютной трагичности.
Ксения Драгунская в рассказах нарушает логику повествования, использует необычные имена и наименования, тем самым копируя манеру ребенка. В мире, созданном в ее произведениях, родитель уравнен в поведении с детьми.
В некоторых пьесах Артур Гиваргизов повторяет приемы «театра абсурда»: отрицает реалистичность персонажей и ситуаций; поднимает вопрос о кризисе понимания, включая в свои произведения бесцельную болтовню, создает атмосферу бессмыслицы повторяющегося хронотопа, демонстрирующего застой и неизменность обстоятельств. Артур Гиваргизов реализует абсурд и через ремарки.
К сожалению, практика показала, что тексты абсурдистского характера понимают не все дети. Чтобы определенно полезные функции абсурда (смехотерапия, разрушение стереотипов мышления и восприятия) начали реализовываться, необходимо систематически работать с такими произведениями. При этом должны преобладать не аналитические методы работы с произведением, а эмоционально-образные (инсценировки, чтение по ролям, художественный пересказ и др.). А поскольку взрослые (которые, как правило, в силу своих рационалистических убеждений негативно относятся к подобным текстам) составляют школьные программы и проводят уроки, то о включении таких произведений в круг чтения ребенка не может быть и речи.
Работы изучаемых нами авторов носят двунаправленный характер, т. е. адресованы как детям, так и взрослым. Серьезные темы и проблемы адресуются родителям, так как дети, в силу небольшого бытового и читательского опыта, большую часть информации просто не поймут. Многочисленные претензии к современной абсурдистской литературе мы расцениваем как нежелание признать и бороться с существующими проблемами, которые современные детские авторы выставляют в заведомо абсурдном свете.
Подобные работы
- ПОЭТИКА АБСУРДА В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



