Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА АБСУРДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ГИВАРГИЗОВА И К. ДРАГУНСКОЙ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Работа №150585

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-7
Глава 1. Традиции абсурда в мировой литературе
1.1. Понятие «абсурда» 8-13
1.2. Традиции абсурда в зарубежной литературе
1.2.1. Жанр лимерика и творчество Льюиса Кэрролла 13-17
1.2.2. Особенности театра абсурда 17-20
1.3. Традиции абсурда в русской литературе
1.3.1. Небылицы и перевертыши 20-21
1.3.2. Макаронические стихи Ивана Петровича Мятлева 21-22
1.3.3. Сатирические стихи и афоризмы Козьмы Пруткова 22-23
1.3.4. Творчество «обэриутов» 23-28
Глава 2. Специфика абсурда в современной детской литературе
2.1. Приемы абсурдистской поэтики в лирике А. Гиваргизова 29-32
2.2. Художественный мир абсурда в рассказах К. Драгунской и А.
Гиваргизова 33-41
2.3. Абсурдизм жизни в пьесах К. Драгунской и А. Гиваргизова 41-52
Глава 3. Возможности обращения к абсурдистской детской литературе в образовательном пространстве
3.1. Современная литература абсурда на уроках внеклассного чтения в
школе 53-63
3.2. Место современных детских текстов абсурдистского содержания в
пособиях по чтению для иностранных студентов 63-72
Заключение 73-74
Список литературы 75-80

В произведениях многих современных детских писателей (таких как Григорий Остер, Ксения Драгунская, Сергей Седов, Георгий Юдин, Артур Гиваргизов, Олег Кургузов, Тим Собакин и др.) наблюдаются следующие тенденции: размывание границ жанра, мозаичная структура, активное использование элементов пародирования, межтекстовые связи, игра слов и т.д. Описанные особенности не только соотносятся с общей историко-литературной ситуацией и отражают процесс развития постмодернизма, но и свидетельствуют о продуктивности абсурдистской поэтики в современной детской литературе (исследованной в литературоведении только в связи с творчеством Г. Остера). Однако создание абсурдного мира нельзя считать особенностью современной литературы - истоки находятся намного раньше.
Классики абсурда - английские авторы XIX века: Эдвард Лир и Льюис Кэрролл. Более того, произведения последнего становятся особенно популярными в последующей литературе и культуре. В конце того же века популярность приобрел английский стихотворный жанр лимерик - пятистрочный абсурдистский текст. В середине XX века в европейской литературе наблюдается феномен «театра абсурда» (наиболее яркими представителями этого направления в драматургии являются Евгений Ионеско и Самуэль Беккет). Предвосхищает это явление творчество ОБЭРИУ
- группа русских писателей и художников, существовавшая в первой половине ХХ века, и произведения К.И. Чуковского. Развитию культуры абсурда во многом способствовала культура постмодернизма, как следствие
- произведения не вписываются в традиционные представления о жанрах и стилях. Литература постмодернизма характеризуется ярко выраженным игровым началом, то же самое проявляется и в литературе абсурда.
Защитная реакция человека на чрезмерно формализованный рационалистический, нормализованный мир - это главная черта литературы абсурда. И чаще всего расцвет абсурдистских тенденций в культуре 3
происходит в переломные периоды развития общества или на рубеже веков. «Пожалуй, наиболее адекватной формой своеобразного ответа на вызовы переходной эпохи является литература абсурда, которая выставляет обычные условности, правила, законы и логические смыслы как бессмысленные, парадоксальные, абсурдные или смешные» [Черняк, 2014, с. 2].
Для детской абсурдистской литературы главными являются следующие функции:
• разрушение стереотипов мышления и восприятия;
• психотерапия / смехотерапия, т. е. обеспечение положительного эмоционального заряда.
Однако читательское восприятие подобных текстов отличается неоднозначностью. Данный факт подтверждает актуальность выбранной темы. Взрослые читатели с рационалистических позиций называют детскую литературу, в которой традиции абсурда сильны, бесполезной, а иногда и вредной, потому что в таких произведениях не описывается идеальное поведение героев, не дается образец для подражания, не очевиден воспитательный эффект. Однако совершенно ясно, что абсурд - одна из центральных тенденций современной детской литературы. Мы считаем важным выяснить причины этого явления и определить функциональное содержание поэтики абсурда в детских произведениях.
Художественным материалом для исследования послужили рассказы и пьесы Ксении Драгунской (сборник «Целоваться запрещено!»), рассказы, пьесы, стихи Артура Гиваргизова (сборники «Древнегреческая трагедия и Контрольный диктант», «Записки выдающегося двоечника», «Дима, Дима и Дима»). Выбор авторов обусловлен несколькими причинами: во-первых, ярким проявлением в их творчестве абсурдистского начала и выражением его наиболее значимых тенденций; во-вторых, наличием в произведениях каждого писателя текстов разных жанров, следовательно, анализ произведений этих авторов позволит увидеть многообразие черт абсурда.
Объектом исследования является категория абсурда как стратегия писателя.
Тема - приемы абсурда в текстах Ксении Драгунской, Артура Гиваргизова.
Цель: выявить специфику абсурда в текстах современной детской литературы.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «абсурд» и определить его истоки в современной детской литературе;
2. Выявить приемы поэтики абсурда в текстах различной жанрово-родовой принадлежности;
3. Определить функции абсурда в современной детской литературе;
4. Обозначить место литературы абсурда в современном образовательном пространстве.
Методологической основой исследования послужили работы Е.В. Клюева, И.Ю. Вераксич, О.Д. Буренина, А.Г. Машевский, Е.И. Ражаева, И.Л. Галинская и др.
Методы исследования: структурный, биографический, сравнительный, экспериментальный (поисковый эксперимент).
Практическая значимость магистерской работы заключается в изучении и выявлении поэтики абсурда в современных детских текстах. Результаты исследования применимы в процессе преподавания литературы в школе: на уроках литературы и в системе внеклассного чтения. Также представленное исследование можно взять за основу для элективных курсов. Полученные результаты могут быть полезны в университете на курсах по выбору для студентов-филологов, а также в процессе преподавания дисциплины «Детская литература».
Апробация работы проводилась в виде докладов с последующей публикацией в сборниках на Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в КГПУ В.П. Астафьева (2017-19), Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях (2018-19), Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, культура в коммуникативном пространстве личности» в СФУ (2018), Международном научно-образовательном форуме «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (2019), в форме урока внеклассного чтения на тему «Абсурд в творчестве современных детских авторов» в 5 классе лицея №8 г. Красноярска (2016), в форме занятий по РКИ в СФУ (2018), а также публикация статьи в «Вестнике КГПУ им. В.П. Астафьева» (журнал из списка ВАК) (2019).
Структура работы:
• Введение, в котором дается краткое обоснование выбора темы, определяется актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, цель и задачи, методы исследования, указывается его теоретическая и практическая значимость. Определена теоретическая основа исследования.
• Исследование включает теоретические, практические и методические разделы. В теоретической главе дается обзор традиций абсурда в мировой и отечественной литературе, раскрывается понятийный аппарат. Практическая глава представляет собой анализ произведений различного рода и жанра (рассказы, пьесы и стихи К. Драгунской и А.
Гиваргизова) в аспекте комментирования приемов абсурдистской поэтики. В методической главе представлены разработка занятий по РКИ для учащихся с первым аттестационным уровнем владения языком (ТРКИ-1) и урока внеклассного чтения для учащихся 5-х классов.
• Заключение, в котором обобщаются результаты исследования с учетом целей и задач, изложенных во введении, и намечаются перспективы исследования.
• Список литературы включает 62 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной детской литературе наблюдается тенденция к использованию приемов абсурда. Ярким подтверждением этого тезиса являются тексты Ксении Драгунской, Артура Гиваргизова, Григория Остера, Сергея Седова, Тима Собакина и др. Само понятие «абсурд» неоднозначно: оно представляет собой одновременно философскую и эстетическую систему. Конечно, создание абсурдного мира нельзя считать новшеством писателей и поэтов XXI века - истоки находятся гораздо раньше. В теоретической части нашей работы мы проанализировали явления, которые, на наш взгляд, оказали большое влияние на произведения современной абсурдистской детской литературы: жанр лимерика, «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, небылицы, макаронические стихи Ивана Петровича Мятлева, тексты поэтов ОБЭРИУ, сатирические стихи и афоризмы Козьмы Пруткова, пьесы «театра абсурда». На этом список нельзя ограничить, в него можно смело добавить творчество Николая Васильевича Гоголя, ранние рассказы Антона Павловича Чехова, стихи Корнея Ивановича Чуковского и многое другое.
В анализируемых нами произведениях современные авторы (К. Драгунская, А. Гиваргизов) используют приемы пародийно-игрового начала, свойственные всей современной детской литературе. Традиции литературы абсурда в своих произведениях они дополняют индивидуально-авторскими чертами. В нашей работе выявлены особенности функционирования абсурда в текстах различной жанрово-родовой направленности:
Артур Гиваргизов продолжает создавать свои стихи в рамках поэтики ОБЭРИУ. Его герои представлены с позиции игровой логики, порождая абсурдные ситуации. Автор обнаруживает парадоксальную новизну мира или альтернативную реальность. Но если абсурдность Хармса, Хлебникова и Введенского основана на философской идее бессмысленности бытия, то абсурдность Гиваргизова лишена абсолютной трагичности.
Ксения Драгунская в рассказах нарушает логику повествования, использует необычные имена и наименования, тем самым копируя манеру ребенка. В мире, созданном в ее произведениях, родитель уравнен в поведении с детьми.
В некоторых пьесах Артур Гиваргизов повторяет приемы «театра абсурда»: отрицает реалистичность персонажей и ситуаций; поднимает вопрос о кризисе понимания, включая в свои произведения бесцельную болтовню, создает атмосферу бессмыслицы повторяющегося хронотопа, демонстрирующего застой и неизменность обстоятельств. Артур Гиваргизов реализует абсурд и через ремарки.
К сожалению, практика показала, что тексты абсурдистского характера понимают не все дети. Чтобы определенно полезные функции абсурда (смехотерапия, разрушение стереотипов мышления и восприятия) начали реализовываться, необходимо систематически работать с такими произведениями. При этом должны преобладать не аналитические методы работы с произведением, а эмоционально-образные (инсценировки, чтение по ролям, художественный пересказ и др.). А поскольку взрослые (которые, как правило, в силу своих рационалистических убеждений негативно относятся к подобным текстам) составляют школьные программы и проводят уроки, то о включении таких произведений в круг чтения ребенка не может быть и речи.
Работы изучаемых нами авторов носят двунаправленный характер, т. е. адресованы как детям, так и взрослым. Серьезные темы и проблемы адресуются родителям, так как дети, в силу небольшого бытового и читательского опыта, большую часть информации просто не поймут. Многочисленные претензии к современной абсурдистской литературе мы расцениваем как нежелание признать и бороться с существующими проблемами, которые современные детские авторы выставляют в заведомо абсурдном свете.



1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 448 с.
2. Барт Р Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. 616 с.
3. Березовская Я. Л., Шарафутдинова О. И. Русский язык как иностранный: Чтение: учебное пособие. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. 135 с.
4. Бобина Т.О. Современная литература для детей: темы и жанры: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 071201 Библиотечно-информационная деятельность/ сост. Т.О. Бобина. Челябинск, 2013. 191 с.
5. Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина/ Абсурд и вокруг (сборник статей)/ отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 448 с.
6. Быков Д. Ксюндра [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. litmir. me/br/?b=131429&p=1[Дата обращения 7 декабря 2019 года].
7. Вераксич И.Ю. Лекция №14. Театр абсурда/Зарубежная литература XX века. Курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступаhttp://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/veraksich-hh-vek-kurs-lekcij/lekciya-14.htm[Дата обращения 7 декабря 2019 года].
8. Галинская И.Л. Льюис Кэрролл и загадка его текстов [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://lib.ru/CARROLL/galinskaya.txt[Дата обращения 7 декабря 2019 года].
9. Гиваргизов Артур. Дима, Дима и Дима. М.: Время, 2016. 79 с.
10. Гиваргизов Артур. Записки выдающегося двоечника. М.: Время, 2016. 144 с.
11. Гиваргизов Артур. Контрольный диктант и древнегреческая трагедия: пьесы: для сред. шк. возраста. [ил. А. Войцеховского]. М.: Самокат, 2009. 80 с.
12. Головко О.В. Вперёд! Пособие по русской разговорной речи. 5-е изд., стереотип. М.: Русский язык. Курсы, 2015. 181 с.
13. Гутрина Л.Д. «Всё наоборот» в поэтическом мире Артура Гиваргизова (по книге «Драконы и милиционеры») // Детская литература сегодня: Сб. науч. ст. - Екатеринбург: УрГПУ. 2010. С.125-129.
14. Декларация ОБЭРИУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ld-
avangard.ru/index.php?id=737&option=com content&view=article [Дата
обращения 7 декабря 2019 года].
15. Делёз Ж. Логика смысла: Пер. с фр. - Фуко М. Д. Theatrum philosophicum: Пер. с фр. - М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. - 480 с.
16. Драгунская К.В. Целоваться запрещено! / Ксения Драгунская; худож. М. Федоровская. М.: Астрель: АСТ, 2008. 350 с.
17. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://azbyka.ru/fiction/deniskiny-rasskazy-viktor-dragunskij/
[Дата обращения 7 декабря 2019 года].
18. Ельцова Е.С. «Костюм покроя шокинг» или литературные эксперименты в начале XX века // Литература в школе. - 2014 г. - №8. С. 31-34.
19. Зеркало: Читаем и говорим по-русски: Учебное пособие для иностранцев. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2012. 248 с.
20. Капица Ф.С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. — М.: Флинта: Наука, 2002. 320 с.
21. Клюев Е.В. Теория литературы абсурда. М.: УРАО, 2000.
22. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. 1168 с.
23. Колоскова Нина. Этот «непедагогичный» Артур Гиваргизов.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lib. 1september.ru/2005/15/20.htm[Дата обращения 2 апреля 2017 года]
24. Кочергина А.А. Приёмы построения абсурдного текста у Артура Гиваргизова // Современные тенденции развития науки и технологий. Белгород. 2016. №3-4. С. 39-44.
25. Кравченко А. Гиваргизов? Несерьезный какой-то [текст интервью].
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://family.booknik.ru/articles/intervyu/givargizov-nesereznyy-kakoy-to/[Дата обращения 12 сентября 2016 года].
26. Кутузов А.Г. Программа по литературе для образовательных учреждений (5 - 11 классы) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1035761/[Дата обращения 25 мая 2017 года].
27. Лагунский А.М. Творчество обэриутов. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://lagunovskij.ucoz.rU/index/t:vorchest:vo obehriutov/0-102
[Дата обращения 4 февраля 2017 года].
28. Левина Е.М. «Ехала телега мимо мужика»... (О строении детской небылицы и перевертыша) // Живая Старина. - 1995. - № 2. С. 9-51.
29. Литературная энциклопедия терминов и понятий /под ред. Николюкина А.Н. Интелвак, 2001. 1600 с.
30. Макрушина С.А. «Пьеса Людмилы Петрушевской «Уроки музыки» (XI класс) // Литература в школе. - 2014 г. - №4. С. 31-33.
31. Маранцман В.Г. Программа по литературе для образовательных учреждений (5 - 9 классы) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. sinykova.ru/biblioteka/maranz lit 5-9 kl/[Дата обращения 25 мая 2017 года].
32. Машевский А. Чинари - Обэриуты//Литература, №16.- 2005.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200501609[Дата обращения: 3 февраля 2016 года].
33. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студентов вузов / И. Г. Минералова. М.: ВЛАДОС, 2002. 174 с.
34. Набоков В.В. Искусство литературы и здравый смысл [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http: //nabokov-lit. ru/nabokov/kritika-
nabokova/iskusstvo-literatury-i-zdravyj-smysl.htm[Дата обращения 7 декабря 2019 года].
35. Новая жалоба Уральского родительского комитета. [Электронный ресурс] Режим доступа -http://kidreader.ru/article/842[Дата обращения 25 марта 2017 года].
36. Новейший философский словарь. Постмодернизм [Текст]: справочное издание / науч. ред., сост. А. А. Грицанов, отв. ред. А. И. Мерцалова. - 2007. 815 с.
37. Оводенко Ю.В. Формирование представлений о своеобразии стиля Л. Петрушевской (XI класс) // Литература в школе. - 2016 г. - №2. С. 27¬30.
38. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд.,перераб. М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. 1376 с.
39. Остер Г.Б. Вредные советы и другие истории. М.: Астрель: АСТ, 2008. 462 с.
40. Остер Г.Б. Школа ужасов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookscafe.net/read/oster grigoriy-shkola uzhasov-252101.html#p3[Дата обращения 7 декабря 2019 года].
41. Островская В.В. Чтобы мир остался жив... Опыт прочтения рассказа Л. Петрушевской «Гигиена» // Литература в школе. - 2010 г. - №6. С.34¬36.
42. От первого лица: Не приучать ребенка к чтению - это неприлично! [текст интервью]. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://otr- online.ru/programmi/ot-pervogo-litsa- 13688/kseniya-dragunskaya-ne-37894.html[Дата обращения 19 марта 2017 года].
43. Плеханова И. И. Новая драма: имена и тенденции: учеб. пособие / И. И. Плеханова. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. - 400 с.
44. Полное собрание сочинений И.П. Мятлева (Том I). С.-П.: Типография Аполлона Фридрихсона, 1857. С. 319.
45. Постмодернизм. Энциклопедия / Грицанов А.А., Можейко М.А. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.
46. Психологический словарь/ Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-изд., испр.и.допол. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
47. Разговорный русский язык: тексты для чтения и обсуждения: методические рекомендации: в 2 ч. / авт.-сост: О.А. Климович, И.Я. Кураш. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. 56 с.
48. Ражева Е.И. Лимерик: непереводимая игра слов или переводимая игра формы? /(сборник статей) Логический анализ языка. Концептуальные поля игры/ отв. ред. Арутюнова Н.Д. - М.: Индрик, 2006. - 554 с.
49. Сигов С. В. Истоки поэтики Обэриу. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www. d-harms. ru/library/istoki-poetiki-oberiu. html[Дата обращения: 3 февраля 2016 г.]
50. Финагина Ю.В. Русский язык как иностранный. Пособие по чтению: Учеб. пособие / Под ред. Н.А. Дмитренко. СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2014. 81 с.
51. Хармс Д.И. Письма, дневниковые записи [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.russofile.ru/articles/article 26.php[Дата обращения 23 января 2017 года].
52. Хармс Д. Стихотворения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.d-harms.ru/[Дата обращения 7 декабря 2019 года].
53. Хеллман Бен. Сказка и быль: История русской детской литературы/ Бен Хеллман; авториз. пер. с английского О. Бухиной. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 560с.
54. Черняк М.А. «Детский угол»: тенденции современной прозы для детей и подростков // Черняк М.А. Актуальная словесность XXI века: Приглашение к диалогу: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2017. 232 с.
55. Черняк М.А. Петербургский акцент в литературе абсурда XX века // Библиотечное дело. 2014. № 24 (234). С. 2-7.
56. Черняк М.А. Школа как диагноз: опыт современной прозы// Детская литература сегодня: Сб. науч. ст. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. С. 7-18.
57. Шмидт М.М. У абсурдного столько же оттенков и степеней, сколько у трагического. Гоголь и Хармс // Литература в школе. - 2010 г. - № 11. С. 19-22.
58. Эйхенбаум Б.М. Литература: Теория. Критика. Полемика. Л., 1927.
59. Энциклопедия постмодернизма. Грицанов А.А., Можейко М.А. Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001.— 1040 с.
60. Carroll Lewis. Alice's Adventures in Wonderland. VolumeOne Publishing Chicago, Illinois,1998.
61. Lear Edward. One Hundred Nonsense Pictures and Rhymes [Electronic resource]. Access mode:https: //www. nonsenselit. org/Lear/MN/mn060. html[accessed 25 may 2017].
62. Plekhanova Irina. Naive and game of primitivism as the strategy of overcoming the relativism of post-modern // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. №11 (3). P. 396-413.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ