Введение 3
1. Понятие «задача» в психолого-педагогической и методической
литературе 5
2. Процесс обучения решению задач 9
3. Виды задач 15
4. Нестандартные задачи в курсе математики начальной школы. 17
5. Сравнительный анализ УМК с целью выявления нестандартных
задач 22
6. Методические приёмы решения нестандартных задач 37
7. Апробация результатов исследования 45
Заключение 54
Список литературы. 55
Приложение 1 58
В настоящее время начальная школа работает по Федеральному государственному образовательному стандарту. Исходя из него, основной целью начального образования является формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Вооружив ребенка универсальными учебными действиями, начальная школа формирует базу, фундамент для всего последующего образования. Математика, как дисциплина, представляет большие возможности по формированию универсальных учебных действий, особенно в процессе решения задач. Они наилучшим образом развивают творческое и логическое мышление. Задачи повышают интерес к знаниям, воспитывают пытливость мысли и увлечённость детей.
Работе с задачами большое внимание уделяли такие методисты как: Демидова Т.Е., Моро М.И., Истомина Н.Б., Царёва С.Е. и другие. Они описали методическую работу с задачами, выделили виды задач и разнообразные приёмы работы с ними.
В тоже время, как показывает практика, дети в начальной школе не любят решать задачи. Это может быть связано с тем, что дети не понимают сути задачи, не представляют той ситуации, которая описана в задаче, не умеют переводить вербальную модель задачи в другие виды моделей. У учеников отсутствует интерес к решению задач, так как чаще всего на уроке решаются однотипные и шаблонные задачи. Одним из возможных способов привлечь внимание детей к работе с задачами на наш взгляд является решение нестандартных математических задач.
Нестандартные задачи способствуют развитию логического и творческого мышления младших школьников. Решение нестандартных задач помогает учащимся лучше представлять ситуации, описанные в задачах, понимать взаимосвязь между данным и искомыми. Большинство нестандартных задач имеют разные способы решения. Умение находить такие варианты решения имеют большое значение как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, нестандартные задачи являются мощным средством активизации познавательной деятельности, т. е. вызывают у детей огромный интерес и желание работать.
Анализ методической литературы позволил выявить, что проблеме обучения решению нестандартных задач уделяли внимание в своих работах Н.Б. Истомина, О.А. Ивашова, Е.Е. Останина, Р.Н. Шикова и другие.
Однако, как показывает практика и анализ работ учащихся, дети испытывают большие затруднения при работе с такими задачами. В то время как нестандартные задачи включаются в выпускные и олимпиадные проверочные работы учащихся начальной школы.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Методика формирования умения решать нестандартные задачи в начальной школе».
Объект исследования - процесс обучения решению задач в начальной школе.
Предмет исследования - методика формирования умения решать нестандартные задачи.
Цель исследования - выявить приёмы обучения решения нестандартных задач в начальной школе...
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является основой для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Одним из таких действий является умение решать задачи.
Проблема обучения младших школьников решению задач является актуальной. Несмотря на то, что этой проблеме уделяется много внимания, учащиеся зачастую испытывают затруднения при решении задач.
На наш взгляд, одной из причин того, что дети не любят решать задачи и, как следствие, допускают ошибки в их решении, является то, что задачи в большинстве своём стандартные. Поэтому необходимо включать нестандартные задачи в урок, так как этот вид задания выступает как средство развития логического и творческого мышления, его глубины и гибкости, создает условия для улучшения математической речи учащихся. Умение ученика увидеть возможности решения нестандартной задачи характеризует степень осознания им ситуации, описанной в задаче, понимание взаимосвязи между данными и искомым. Необходимость решать нестандартные задачи сопровождает ученика в течение всей его учёбы в школе.
Кроме того, выработка привычки к поиску нерационального, с точки зрения математики, варианта решения, играет большую роль в будущей работе, научной, творческой, исследовательской деятельности.
Практическая значимость работы заключается в том, что мы подобрали нестандартные задачи и описали методику работы с ними, которую учитель может использовать в своей работе по любому УМК.
Подводя итог проделанной работы, мы можем считать целесообразным использование нестандартных задач на уроках математики в начальной школе. Таким образом, цель исследования реализована, его задачи решены.
1. Артемов А. К. Теоретико-методические особенности поиска способов решения математических задач // Начальная школа. 1998 № 12 с.48-53.
2. Давыдов В. В., Теория развивающего обучения. - М.: Интор1996., с.54
3. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач : учебное пособие для вузов / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. - Москва: Академия, 2002.
4. Дорофеев Г.В «Математика. Методические рекомендации 1 класс», Российская академия наук. Российская академия образования. Издательство «Просвещение», 2010.
5. Дорофеев Г.В «Математика.Методические рекомендации 2 класс», Российская академия наук.Российская академия образования.Издательство «Просвещение», 2010.
6. Дорофеев Г.В «Математика. Методические рекомендации 3 класс», Российская академия наук. Российская академия образования. Издательство «Просвещение», 2010.
7. Дорофеев Г.В «Математика. Методические рекомендации 4 класс», Российская академия наук. Российская академия образования. Издательство «Просвещение», 2010.
8. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Т. Б. Бука. «Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников1- 4 классы. »Издательство «Просвещение», 2010.
9. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б «.Математика. 1 класс 1- 2 часть.» Издательство «Просвещение», 2010.
10. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б «.Математика. 2 класс 1- 2 часть.» Издательство «Просвещение», 2010.
11. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б «.Математика. 3 класс 1- 2 часть.» Издательство «Просвещение», 2010.
12. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б «.Математика. 4 класс 1- 2 часть.» Издательство «Просвещение», 2010.
13. Колягин Ю.М., В.А.Оганесян «Учись решать задачи»пособие для учащихся 7 - 9 классов.Москва «Просвещение»,1980.
14. Крутецкий В.А - «Психология математических способностей школьников», М.:Просвещение, 1968. — 432с.
15. Керова Г.В «Нестандартные задачи по математике. Пособие для учителей. «ВАКО»Москва, 2016...35