Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №150583

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие произвольности поведения в современной психологической
науке 7
1.2. Особенности произвольности поведения детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Психолого-педагогические условия развития произвольности поведения
детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Исследование развития произвольности поведения детей старшего
дошкольного возраста 26
2.2. Опыт реализации психолого-педагогических условий развития
произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57


За период дошкольного детства ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, и одним из таких приобретений является возникновение и развитие произвольности, которая, как одно из новообразований старшего дошкольного возраста, помогает ребенку управлять собственной деятельностью и поведением.
Произвольность поведения ребенка дошкольного возраста рассматривается в качестве целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования, отраженным во ФГОС дошкольного образования, где сказано: «...ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками...» [34].
В современной педагогике и психологии вопрос произвольности поведения представляет одну из самых важных исследовательских проблем. Анализ определений понятия «произвольность», которые представлены в теоретических трудах учеными различных подходов, такими как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А Венгер, Н.Е Веракса, Л.И Божович, Е.Е. Кравцова, В.А. Иванников, Т.И. Шульга и др., показал наличие рассогласований в существующих на данный момент позициях. В связи с этим, можно отметить, отсутствие единого определения произвольности как характеристики поведения и деятельности человека. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что произвольность рассматривают в двух аспектах: как характеристику психических познавательных процессов, и как один из этапов формирования волевого поведения личности в процессе развития.
Для современных исследований является аксиоматичной идея о роли произвольности поведения в развитии ребенка на следующем этапе - этапе школьного обучения. Именно произвольность позволяет ребенку обучаться, управлять своим поведением, организовывать собственную деятельность. В связи с этим, развитие произвольности обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно развитой произвольностью поведения и деятельности имеют трудности в школьном обучении, трудности адаптации к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Исходя из этого, можно сделать вывод, что большое значение приобретает поиск и разработка новых эффективных условий формирования произвольности поведения в старшем дошкольном возрасте, возрасту предшествующем началу обучения в школе [7, с. 5].
В связи с этим можно выделить два основных противоречия между разработанностью и представленностью в психолого-педагогической литературе проблемы формирования произвольности деятельности и поведения детей старшего дошкольного возраста и продолжающемся сохраняться в практике подготовки детей к школе акценте на интеллектуальную готовность; необходимостью формирования произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста и недостаточном использовании педагогами возможностей сюжетно-ролевой игры.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в разработке психолого-педагогических условий, способствующих развитию произвольности поведения детей 6-7 лет, что и определило тему нашего исследования: «Развитие произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем проверить психолого-педагогические условия, способствующие развитию произвольности поведения старших дошкольников.
Объект исследования: развитие произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формированию произвольности поведения старших дошкольников будет способствовать реализация следующих условий:
• ежедневное участие взрослых в совместных с детьми играх с правилами;
• создание взрослыми ситуаций внеситуативно-личностного общения с детьми, направленного на осознание настоящих, прошлых и будущих действий детей.
Задачи исследования:
1) рассмотреть основные подходы к определению произвольности поведения в психолого-педагогической литературе, определить рабочее понятие «произвольность поведения»;
2) описать особенности произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста;
3) выделить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие формированию произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста;
4) подобрать диагностический инструментарий для эмпирического исследования произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста;
5) реализовать психолого-педагогические условия, способствующие формированию произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста;
6) проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы родителями, воспитателями и педагогами-психологами дошкольной образовательной организации на этапе подготовки детей в школе для изучения актуального уровня развития произвольности поведения и построения дальнейшей стратегии его развития.
Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации города Зеленогорска в период с сентября 2019 года по апрель 2021 года.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация научных фактов; теоретическое моделирование; понятийный, терминологический, сравнительный анализ; эмпирические методы - метод анализ продуктов деятельности (методика «Уровень развития произвольной регуляции» - У.В. Ульенкова), метод педагогического эксперимента, качественный и количественный анализ эмпирических денных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования при решении поставленных задач были рассмотрены основные подходы к определению произвольности в психолого-педагогической литературе, определено рабочее понятие «произвольность поведения». Было выяснено, что на данный момент в науке выделяются два основных подхода к определению сущности изучаемого явления и его исследованию. Представители первого подхода рассматривают произвольность (и волю) в контексте проблемы сознания, а представители второго подхода изучают произвольность в рамках мотивации. Под произвольностью подразумевается способность контролировать свое поведение и деятельность, которое осуществляется в соответствии с определенной целью или возникшим намерением. Произвольность рассматривается в качестве центральной способности в развития личности, поэтому она является характеристикой разных сторон личности. В связи с этим говорят о произвольности поведения, саморегуляции, психических процессов.
В ходе решения следующей задачи были описаны особенности произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста, в частности, установлено, что основу произвольности в дошкольном возрасте составляет осознание своих действий, преодоление непосредственного ситуативного поведения. Произвольность как сознательное управление своим поведением и деятельностью, складывается к концу дошкольного возраста; является показателем готовности к обучению в школе. Основными характеристиками (аспектами) произвольности поведения ребенка старшего дошкольного возраста являются: способность действовать целенаправленно, выполнять действия в соответствии с правилами (указаниями взрослого); способность сконцентрироваться на выполнении какого-то дела и добиться результата; способность осознавать и оценивать свои действия, поведение;
способность планировать свои действия; способность принимать и соблюдать нормы поведения в деятельности.
Затем был подобран диагностический инструментарий для эмпирического исследования произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста. Для исследования актуального уровня развития произвольности старших дошкольников была использована методика У.В Ульенковой. Исходя из средних показателей по группе, можно сделать вывод, что средний показатель произвольной регуляции девочек несколько выше, чем средний показатель произвольной регуляции мальчиков. В целом в группе большинству испытуемых свойственен низкий и средний уровни развития произвольности поведения.
Далее были реализованы психолого-педагогические условия, способствующие формированию произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста.
С целью реализации второго этапа экспериментального исследования были реализованы психолого-педагогические условия, способствующие развитию произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста: ежедневное участие взрослых в совместных с детьми играх с правилами; создание взрослыми ситуаций внеситуативно-личностного общения с детьми, направленного на осознание настоящих, прошлых и будущих действий детей.
С целью реализации первого условия нами был разработан и реализован игровой комплекс, состоящий из игр с правилами и требующий участия взрослых (воспитателей и родителей дошкольников). Игровой комплекса был рассчитана на три месяца и включал следующие типы игр: подвижные игры, народные игры, настольные и словесные игры, игры, которые требуют от дошкольников конкретных знаний и умений, игры «на удачу».
С целью реализации второго условия нами были созданы ситуации общения, которые позволяют ребенку дать оценку и осознать свои и чужие действия и поступки, в которых педагогами создавались ситуации 51 внеситуативно-личностного общения детей в процессе продуктивных видов деятельности, индивидуальных бесед, связанных с реальной жизнью дошкольника, на личностные темы. В процессе реализации данного условия были использованы различные позиции взаимодействия дошкольников и педагогов: «над»,«на равных»,«под»,«пра-мы».
Анализ эффективности проведенной работы осуществлялся на третьем этапе. Было выявлено, что в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с более высокими уровнями развития произвольности поведения, а именно - появилось четверо дошкольников с Хуровнем развития произвольности поведения, что составило 20%. В то время как на констатирующем этапе исследования данный уровень не был выявлен. II уровень развития произвольности поведения присутствует у 45% опрошенных детей, в то время как на начало работы он составлял 10%. III уровень развития произвольности поведения составил 25%, на начало работы он составлял 40%. IV уровень развития произвольности поведения стал гораздо менее распространенным, нежели на первом этапе и составил лишь 10%, что в 3,5 раза меньше показателей первичной диагностики (35%). V уровень развития произвольности поведения оказался нетипичным для дошкольников экспериментальной группы, на начало работы он составлял 15%. Согласно этим данным, можно сделать вывод, что низкие уровни развития произвольности поведения в экспериментальной группе стали встречаться реже после формирующей работы.
У дошкольников контрольной группы результаты остались прежними, как и на констатирующем этапе, по-прежнему, в группе преобладают дошкольники с III (45%) и IV (30%) уровнями развития произвольности поведения.
Полученные данные свидетельствуют, что реализация выделенных психолого-педагогических условий: ежедневное участие взрослых в совместных с детьми играх с правилами и создание взрослыми ситуаций внеситуативно-личностного общения с детьми, направленного на осознание настоящих, прошлых и будущих действий детей, является эффективным средством в развитии произвольности поведения старших дошкольников.
Гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута.



1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. 2016. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article(датаобращения: 16.10.2020).
2. Батыршина А.Р. Психология воли и произвольности. М.: Флинта, 2017. 720 с.
3. Бокова Я.А., Быкова С.С. Формирование произвольного
поведения у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 28. С. 118-120. URL: http://e-
koncept.ru/2016/56489.htm (дата обращения: 28.09.2019)
4. Быков А.В., Шульга Т.Н. Становление произвольности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1998. 305 с.
5. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М.: МГУ, 2001. 96 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. М.: Педагогика, 1982. С. 454-465.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2003. 512 с.
8. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников // Психологические исследования. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 28.09.2019)
9. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе//Психолог в детском саду. 2007. № 4. С. 15.
10. Завязкин О.В. Самоконтроль и саморегуляция. М.: Сталкер, 2013. 320 с.
11. Иванников В.А. Психологические механизмы произвольности Учебное пособие. Спб: Питер, 2006. 208 с.
12. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. переработанное и дополненное. Спб: Питер, 2009. 368 с.
13. Киселева Г.П. Психолого-педагогические условия развития
произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО // Молодежный научный форум.2017. № 5(44). URL:
https: //nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44). pdf (дата обращения: 29.09.2019).
14. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Ленанд, 2011. 320 с.
15. Круглова Н.Ф. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспеваемость// Прикладная психология. 2001. № 5. С. 41-51.
16. Легчакова О.А., Курчина В.В. Пути формирования произвольного поведения // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. №3. С. 47-49.
17. Литвинова Е.Е. Формирование произвольного поведения у детей
дошкольного возраста // Совушка. 2018. № 1 (11). URL:
https://kssovushka.ru/zhurnal/11/(дата обращения: 29.09.2019).
18. Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Спб: Лань, 2014. 176 с.
19. Моросанова В.И. Психология саморегуляции. М.: Нестор
История, 2012. 280 с.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва: «Академия», 1999. 456 с.
21. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992. 160 с.
22. Никишкина В.Б. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: практическое руководство. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 160 с.
23. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет. М.: ТЦ Сфера, 2002. 104 с.
24. Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 704 с.
25. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: МГУ, 2000. 126 с.
26. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань: Рязанский государственный педагогический институт им. С.А. Есенина, 1974. 240 с.
27. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. 373 с.
28. Сидячева Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе: автореф. дис. канд. психол. Наук. Московский государственный областной университет. М., 2006. 27 с.
29. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и
сверстниками: учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 231 с.
30. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. М.: Владос, 2008. 280 с.
31. Смирнова Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников // Национальный психологический журнал. М., 2019. № 2 (34). С. 25-32.
32. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Специфика современного
дошкольного детства// Вопросы психологии. 2004. №1. С. 90-101.
33. Степанов А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознания поведения дошкольников //Территория науки. 2006. № 1. С. 162.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы.
URL:https://fgos.ru/(дата обращения 23.11.2019).
35. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 591 с.
36. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. Минск: Нар. Асвета, 1991. 112 с.
37. Чернобровкина С.В. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре. Омск: БИНОМ, 2001. 240 с.
38. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Изд.5-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007.314 с.
39. Шульга Т.И. Становление произвольности в онтогенезе. М.: Издательский центр ИЭТ, 1994. 215 с.
40. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов. М.: Академия, 2007. 384 с.
41. Эриксон Э. Детство и общество. Сиб: ПИТЕР, 1999. 560 с.
42. DiamondA.,&LeeK.Interventionsshowntoaidexecutivefunctiondevelo pment in children 4-12 years old. 2011. Science. Vol. 333, P.959-964.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ