Изучение межличностных отношений студентов в учебных группах с разными социально-психологическими характеристиками
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностных взаимоотношений в студенческой группе 6
1.1. Сущность и содержание понятия межличностных взаимоотношений..6
1.2. Особенности межличностных взаимоотношений в студенческой
группе. Социально-психологические характеристики студенческой группы 10
1.3. Социально-психологический климат и групповая сплоченность как
основные показатели развития внутригрупповых отношений 17
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений в студенческих группах с разными социально-психологическими
характеристиками 25
2.1. Описание методов и процедуры исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики межличностных
взаимоотношений в студенческих группах 31
2.3. Математико-статистическая обработка полученных данных 48
Выводы 63
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение 75
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы межличностных взаимоотношений в студенческой группе 6
1.1. Сущность и содержание понятия межличностных взаимоотношений..6
1.2. Особенности межличностных взаимоотношений в студенческой
группе. Социально-психологические характеристики студенческой группы 10
1.3. Социально-психологический климат и групповая сплоченность как
основные показатели развития внутригрупповых отношений 17
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений в студенческих группах с разными социально-психологическими
характеристиками 25
2.1. Описание методов и процедуры исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики межличностных
взаимоотношений в студенческих группах 31
2.3. Математико-статистическая обработка полученных данных 48
Выводы 63
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение 75
Современное общество предъявляет к молодому выпускнику как к будущему специалисту, достаточно высокие требования. Идея целостности, единства личностного и профессионального развития студента легли в основу формирования будущего специалиста. В эталон модели выпускника заложены такие интегральные характеристики личности как компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость.
Наличие коммуникативной компетентности - одно из важнейших требований. Коммуникативная компетентность заключается в умении эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных социальных группах. При этом следует отметить, что данное умение во многом зависит от взаимоотношений, существовавших в студенческой группе.
Личность, проживая в обществе, соотносит свое личное поведение с принятыми в нем нормами и ценностями, перенимает паттерны поведения, существующие в значимых социальных группах "по принадлежности к ним". Одно из значимых и ближайших социальных окружений, посредством которого общество влияет на личность в сфере образования - это учебная группа, которая представляет собой особую форму жизнедеятельности обучающихся.
Студенческая группа в рамках вуза является значимой микрогруппой для всех входящих в нее студентов. Причину этого можно передать словами В.Б. Ольшанского: «человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом».
Для любого человека значимой составляющей продуктивной деятельности в рабочем коллективе является именно благоприятная
неформальная сторона существующих взаимоотношений, влияющая на
эмоциональное состояние, а значит и в целом, на активность и деятельность3
человека. Следовательно, чем выше уровень развития неформальных эмоциональных отношений в группе, тем выше продуктивность и результативность деятельности каждого ее члена.
Таким образом, тема данного исследования актуальна, так как уровень развития межличностных отношений в группе способствует либо повышению, либо наоборот - снижению эффективности образовательного процесса, и влияет на личностное и профессиональное развитие каждого обучающегося.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты приводимого в данной работе эмпирического исследования могут помочь в работе куратора, преподавателей и сотрудников факультета в деятельности по повышению социально - психологического климата и сплоченности группы. Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в группе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к её членам и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива.
Проблема взаимоотношений в коллективе имеет большое значение для педагогической практики и оставляет широкий простор для психолого-педагогических исследований.
Изучением проблемы межличностных отношений занимались Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, В.Н, Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др. К проблеме диагностики межличностных отношений в группе обращались Н.В. Бахарева, Дж. Морено, М.Е. Павлова, Л.Н. Собчик, П. Блонский, А. Залужный, Г. Фортунатов, А.С. Макаренко, С.Г. Шацкий, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.
Цель работы - изучение различий в межличностных отношениях студентов в учебных группах с разными социально-психологическими характеристиками...
Наличие коммуникативной компетентности - одно из важнейших требований. Коммуникативная компетентность заключается в умении эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных социальных группах. При этом следует отметить, что данное умение во многом зависит от взаимоотношений, существовавших в студенческой группе.
Личность, проживая в обществе, соотносит свое личное поведение с принятыми в нем нормами и ценностями, перенимает паттерны поведения, существующие в значимых социальных группах "по принадлежности к ним". Одно из значимых и ближайших социальных окружений, посредством которого общество влияет на личность в сфере образования - это учебная группа, которая представляет собой особую форму жизнедеятельности обучающихся.
Студенческая группа в рамках вуза является значимой микрогруппой для всех входящих в нее студентов. Причину этого можно передать словами В.Б. Ольшанского: «человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом».
Для любого человека значимой составляющей продуктивной деятельности в рабочем коллективе является именно благоприятная
неформальная сторона существующих взаимоотношений, влияющая на
эмоциональное состояние, а значит и в целом, на активность и деятельность3
человека. Следовательно, чем выше уровень развития неформальных эмоциональных отношений в группе, тем выше продуктивность и результативность деятельности каждого ее члена.
Таким образом, тема данного исследования актуальна, так как уровень развития межличностных отношений в группе способствует либо повышению, либо наоборот - снижению эффективности образовательного процесса, и влияет на личностное и профессиональное развитие каждого обучающегося.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты приводимого в данной работе эмпирического исследования могут помочь в работе куратора, преподавателей и сотрудников факультета в деятельности по повышению социально - психологического климата и сплоченности группы. Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в группе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к её членам и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива.
Проблема взаимоотношений в коллективе имеет большое значение для педагогической практики и оставляет широкий простор для психолого-педагогических исследований.
Изучением проблемы межличностных отношений занимались Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, В.Н, Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др. К проблеме диагностики межличностных отношений в группе обращались Н.В. Бахарева, Дж. Морено, М.Е. Павлова, Л.Н. Собчик, П. Блонский, А. Залужный, Г. Фортунатов, А.С. Макаренко, С.Г. Шацкий, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.
Цель работы - изучение различий в межличностных отношениях студентов в учебных группах с разными социально-психологическими характеристиками...
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено исследование, направленное на диагностику межличностных взаимоотношений студенческих групп 1 и 4 курса и сравнение полученных результатов качественным и количественным способом (путем применения U-критерия Манна-Уитни).
В исследовании приняли участие 40 человек - студенты учебных групп 1 и 4 курса факультета педагогики, психологии и социальных наук Пензенского Педагогического Института им. В.Г. Белинского.
Был использован метод социометрии и следующие методики:
- методика на определение индекса групповой сплоченности (К.Э. Сишор);
- методика определения психологического климата группы (Л.Н. Лутошкин);
- экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Уровень сформированности межличностных отношений в группе студентов 1 курса, выявленный при помощи метода социометрии, достигает уровня выше среднего. Об этом свидетельствует выявленный средний уровень социометрической групповой сплоченности и наличие 55%-ной взаимности выборов в группе. Также о среднем уровне развития межличностных взаимоотношений говорит наличие в группе студентов как с высоким социометрическим статусом, так и с низким или нулевым.
2. Исходя из результатов проведения социометрической процедуры, диагностируется низкий уровень развития межличностных взаимоотношений внутри студенческой группы 4 курса. Об этом свидетельствует уровень групповой сплоченности - ниже среднего, наличие в группе 50% студентов с низким и нулевым социометрическим статусом и низкий уровень взаимности в группе. Группа имеет в своем составе микрогруппы, хорошо контактирующие внутри себя, но между собой данные микрогруппы не имеют достаточно развитых контактов. Поэтому, в целом, уровень благополучия взаимоотношений в группе ниже среднего.
3. В группах первого и четвертого курса диагностируется схожий уровень групповой сплоченности - выше среднего (в результате проведения методики К.Э. Сишора). Это говорит о благоприятной психологической структуре взаимоотношений внутри групп, но также свидетельствует о том, что обе группы не являются еще достаточно сплоченными коллективами. Представители групп объединены общей целью, взаимодействуют между собой, по большей части, в рамках совместной учебной деятельности, чем во внеучебное время. В группах больше прослеживается индивидуализм, чем коллективизм...
В исследовании приняли участие 40 человек - студенты учебных групп 1 и 4 курса факультета педагогики, психологии и социальных наук Пензенского Педагогического Института им. В.Г. Белинского.
Был использован метод социометрии и следующие методики:
- методика на определение индекса групповой сплоченности (К.Э. Сишор);
- методика определения психологического климата группы (Л.Н. Лутошкин);
- экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Уровень сформированности межличностных отношений в группе студентов 1 курса, выявленный при помощи метода социометрии, достигает уровня выше среднего. Об этом свидетельствует выявленный средний уровень социометрической групповой сплоченности и наличие 55%-ной взаимности выборов в группе. Также о среднем уровне развития межличностных взаимоотношений говорит наличие в группе студентов как с высоким социометрическим статусом, так и с низким или нулевым.
2. Исходя из результатов проведения социометрической процедуры, диагностируется низкий уровень развития межличностных взаимоотношений внутри студенческой группы 4 курса. Об этом свидетельствует уровень групповой сплоченности - ниже среднего, наличие в группе 50% студентов с низким и нулевым социометрическим статусом и низкий уровень взаимности в группе. Группа имеет в своем составе микрогруппы, хорошо контактирующие внутри себя, но между собой данные микрогруппы не имеют достаточно развитых контактов. Поэтому, в целом, уровень благополучия взаимоотношений в группе ниже среднего.
3. В группах первого и четвертого курса диагностируется схожий уровень групповой сплоченности - выше среднего (в результате проведения методики К.Э. Сишора). Это говорит о благоприятной психологической структуре взаимоотношений внутри групп, но также свидетельствует о том, что обе группы не являются еще достаточно сплоченными коллективами. Представители групп объединены общей целью, взаимодействуют между собой, по большей части, в рамках совместной учебной деятельности, чем во внеучебное время. В группах больше прослеживается индивидуализм, чем коллективизм...
Подобные работы
- Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТОВ РЕКРУТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КОНФЛИКТНОСТИ С ИНЫМИ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ У
СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗНОГО ПОЛА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Исследование межличностных отношений студентов с различной выраженностью нарциссических черт
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Связь стратегий поведения в конфликте с социально-психологическими характеристиками педагогов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ МЧС РОССИИ)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024



