Работа сделана на примере Самарской области.
Проведен статистический анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1. Понятие малых и средних предприятий, виды, структура и роль в экономике 5
1.2. Состояние малого предпринимательства с позиций его роли в конкурентной среде региона 11
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 16
2.1. Общая характеристика деятельности малых и средних предприятий 16
2.2. Прогнозирование деятельности малых и средних предприятий Самарской области 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Актуальность темы исследования. До сих пор слабо изучена роль малого предпринимательства в развитии конкурентной среды региона, не ясны экономические границы возможностей расширения конкурентной среды региона за счет стимулирования государством деятельности малого бизнеса, направленной на интернационализации капиталов, до конца не исследованы особенности деятельности предприятий малого бизнеса.
В центре внимания исследования на статистическом анализе малых и средних предприятий в Самарской области обусловлено значением проблем, с которыми сталкивается этот сектор. Эта актуальность подчеркивает цель исследования. В работе раскрывается роль малых предприятий как драйверов модернизации российской экономики, обосновывается необходимость государственной финансовой поддержки этих предприятий, рассматриваются направления государственной финансовой поддержки сектора малого предпринимательства.
Степень теоретической разработанности темы. Огромная работа в направлении исследования малого бизнеса проделана рядом ученых, среди которых: Д. Белл, О.Н. Балаева, Т.Д. Бурменко, С. Губанов, Л. Демидова, И.И. Дюмулен, В.Л. Иноземцев, Ф. Котлер, К. Лавлок, Ю.В. Пискулов, М.Д. Предводителева, П.В. Савченко, В.Н. Соловьев, Э. Тоффлер, Р. И. Цвылев, Е.С. Шленскова и других.
Исследования сферы малого бизнеса как современной отрасли отражены в трудах Н.Г. Адамчук, С.С. Алабяна, А Гуреева, С.М. Иовчук, ЯА.Новикова, Ю.В. Н.В. Розановой, В.А. Федосова, В.Н. Филиной, Л.В. Шемякиной и других.
Авторы работ чаще всего рассматривают сферу малого бизнеса как часть макроэкономики.
Цель – провести статистический анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области.
Задачи:
изучить теоретические аспекты развития малого и среднего предпринимательства;
определить понятие малых и средних предприятий, виды, структуру и роль в экономике;
провести анализ состояния малого и среднего предпринимательства в Самарской области;
рассчитать прогноз деятельности малых и средних предприятий Самарской области.
Объект – состояние малого и среднего предпринимательства в Самарской области. Предмет статистический анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области.
Для исследования были использованы общенаучные методы, такие как системный и конкретно-исторический подход, а также методы разработанные российскими и зарубежными учеными в области развития мирового хозяйства и международных экономических отношений. Также были применены экономико-статистические методы сбора и обработки информации, анализ данных и обобщение результатов исследования.
Таким образом, рассмотрены основные понятия и формы государственной поддержки деятельности малых предприятий, представлены актуальные статистические рейтинговые данные.
Были выявлены особенности малого бизнеса:
- заполнение всех ниш рынка;
- высокая гибкость и адаптация к изменениям;
- отсутствие необходимости в большом финансовом капитале при открытии предприятия;
- обеспечение роста конкуренции, что ослабляет барьеры входа на рынок и монополизм;
- стимулирование появления среднего класса – основы экономического развития регионов.
Малый бизнес формирует конкурентную среду в регионе. Малый бизнес в рамках региона способствует:
- образованию новых рабочих мест;
- быстрому сбыту научно-технических новшеств;
- возрождению подсобных производств и т.д.
Изучена зависимость численности работников малых фирм Самарской области от количества малых фирм Самарской области. Была использована парная линейная регрессия на этапе спецификации. Параметры модели были оценены с помощью метода наименьших квадратов: уравнение имеет вид y = -169634.615*x + 144114.673. Статистическая значимость уравнения была проверена с применением коэффициента детерминации и критерия Фишера. В результате исследования было установлено, что изменения в количестве малых фирм Самарской области объясняют лишь 3% общей вариабельности численности работников малых фирм в этом регионе. Также было установлено, что параметры модели не обладают статистической значимостью. В экономическом аспекте это можно интерпретировать как то, что увеличение количества малых фирм Самарской области на 1 единицу приведет к уменьшению численности работников малых фирм в среднем на 169634.615 единиц. Слабая и обратная связь между численностью работников малых фирм и количеством малых фирм Самарской области была выявлена, при этом несущественное воздействие количества малых фирм на численность работников малых фирм Самарской области было отмечено.
Изучена временная зависимость численности работников малых фирм Самарской области от времени t. На этапе спецификации был выбран линейный тренд, и его параметры были оценены с помощью метода наименьших квадратов. Статистическая значимость уравнения была проверена с использованием коэффициента детерминации и критерия Фишера. В результате исследования было выявлено, что изменения временного параметра объясняют лишь 1.14% общей вариабельности численности работников малых фирм в Самарской области. Также было установлено, что параметры модели не обладают статистической значимостью. Важно отметить, что экономическая интерпретация параметров модели показывает, что с увеличением каждого временного периода t среднее значение численности работников малых фирм в области увеличивается на 434.5 единиц. Полученные оценки уравнения регрессии позволяют его использовать для проведения прогнозов.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с уч. поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
Литература
4. Адырхаева Э.А. Оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в современной России // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 1. С. 469-475.
5. Алваджян К.А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Моя профессиональная карьера. 2021. Т. 1. № 20. С. 69-75.
6. Богоутдинов Б. Малый бизнес России: анализ доходности и меры поддержки // Общество и экономика. - 2016. - N 6. - с.97-108.
7. Бойко И.П. Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы / И. П. Бойко, М. Мессенгиссер // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5, Экономика. – 2011. – № 1, С. 3-12.
8. Васюкова А.А. Система мер государственной поддержки бизнеса в современных условиях // Студенческий вестник. 2021. № 4-4 (149). С. 76-77.
9. Виссарионова Т.А., Зернова Л.Е., Мишина Е.Ю. Проблемы финансирования малого и среднего бизнеса в России //Modern Science. - 2019.- № 12-1.- с. 21-25;
10. Галанцева И.В., Сафиуллина Р.Т. Концептуальные основы понятия института малого и среднего бизнеса // Региональная экономика: теория и практика. 2015.
11. Головинов О.Н., Аветисова А.А. Малый бизнес: проблемы и пути их решения // Мир науки и образования. 2016.
12. Григорова А.В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Белгородской области // Актуальные исследования. 2021. № 5 (32). С. 62-65.
13. Калинина Е.А., Помулев А.А. Инновационные проекты предприятий: особенности управления в условиях институциональных ловушек экономики // Экономические исследования и разработки. 2021. № 3. С. 18-33.
14. Кулова А.З. Вектор государственной поддержки малого бизнеса в РФ // В сборнике: цели и пути устойчивого экономического развития. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 82-86.
15. Кушбоков А.А., Фриева Д.Х. Государственная финансовая поддержка развития малого предпринимательства // В сборнике: Перспективы развития современных социально-экономических процессов. Сборник научных трудов по материалам XIV Международной научно-практической конференции. Анапа, 2021. С. 39-46.
16. Кушбоков А.А., Фриева Д.Х. Государственная финансовая поддержка развития малого предпринимательства // В сборнике: Перспективы развития современных социально-экономических процессов. Сборник научных трудов по материалам XIV Международной научно-практической конференции. Анапа, 2021. С. 39-46.
17. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2021.-685 с.
18. Лобков К.Ю. Методика формирования и развития персонала на производственных предприятиях // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 1-1. С. 72-76.
19. Малый и средний бизнес: критерии определения и роль в экономике / Ж.С. Передера, Т.С. Гриценко, А.С. Теряева // Вестник евразийской науки. 2022.
20. Мельник С.Г. Концептуальные основы и актуальные направления повышения эффективности программ государственной поддержки инновационной деятельности // Вестник научной мысли. 2021. № 1. С. 79-82.
21. Направления развития инноваций в машиностроении / Девятина Д.Ш., Лобынцева О.А., Бодров А.С. // Мировая наука. 2021. № 1 (46). С. 86-89.
22. Петров Е.В., Шульгина А.Е. Развитие форм государственной поддержки инвестиционной деятельности малого предпринимательства / Е.В. Петров, А.Е. Шульгина // В сборнике: Экономика, управление, финансы Материалы V Международной научной конференции. – 2015. – С. 120.
23. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tpprf.ru/ru/business/gp/
24. Полякова Е.А. Роль субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности государства // Экономическая безопасность, субсидирование, малый бизнес. – 2020. – С. 474-479 [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28331089
25. Ракутина, Н.М. Современные проблемы российского малого бизнеса / Н.М. Ракутина // Национальные проекты. - 2020. - № 12. - С. 83-90.
26. Романенко Е.В. Развитие конкурентных преимуществ сектора малого предпринимательства региона на основе ресурсно - динамического подхода // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2014.
27. Рыбаков М.Б., Колесник Г.В. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий машиностроения в условиях цифровизации // В сборнике: Экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 170-176.
28. Рябинская А.Д. Меры финансовой государственной поддержки малого бизнеса в период пандемии в России // Молодой ученый. 2021. № 1 (343). С. 195-199.
29. Рябчикова И.А., Петюкова А.В. Профессиональные риски работников в авиационной промышленности // ХХI век. Техносферная безопасность. 2021. Т. 6. № 1 (21). С. 103-113.
30. Санду И.С., Мурая Л.И., Бондаренко Т.Г. Развитие инновационного предпринимательства (научное издание). – М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2014. – 184 с., с. 32
31. Синявская В.В. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в период COVID-19 // Интернаука. 2021. № 1-2 (177). С. 95-96.
32. Скобелкин Д.В. Государственная и инвестиционная поддержка развития малого предпринимательства / Д.В. Скобелкин // Актуальные вопросы права, экономики и управления сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 3 частях. –2017. – С. 245.
33. Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства 2016г.: Малый бизнес большой страны / Презентация, Росстат [эл. ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/prez-Masak141015.pdf
34. Сравнительный анализ эффективности российских предприятий автокомпонентов по социальным показателям / Юрлов Феликс Федорович, Яшин Сергей Николаевич, Титов Виктор Владимирович // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 1 (61). С. 39-44.
35. Сущность предприятия и современные подходы к определению / Шарафутдинова Лилия Ражаповна // Экономические науки. 2021. № 196. С. 207-213.
36. Христинина Е.В. Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса как фактор популяризации и повышения доступности здорового питания для населения // В сборнике: Траектории развития. 2020. С. 82-87.