ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПЕРСОНАЛА 8
1.1 Понятие и значение обучения персонала в организации 8
1.2 Формы и методы обучения 17
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ТОРГОВЫХ
КОМПАНИЯХ 26
2.1 Особенности организации и управления персоналом в торговле 26
2.2 Организация обучения персонала в ООО «КерамоДом» и разработка
направлений по его совершенствованию 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Любая современная организация для того, чтобы эффективно функционировать в современных условиях, должна постоянно совершенствовать свою деятельность по всем направлениям. И одним из ведущих в их числе является совершенствование работы с персоналом, так как именно персонал в современных условиях является важнейшим ресурсом учреждения, от рациональности организации работы с которым зависит эффективность работы самого учреждения и отдельных направлений его деятельности.В соответствии с этим важным ресурсом повышения эффективности работы современного предприятия является организация рациональной системы управления персоналом, что выступает основой повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников, их заинтересованности в работе учреждения, повышении его прибыли и рентабельности.
В современной системе управления персоналом выделяется множество самых разнообразных аспектов. В их числе любые проблемы, связанные с трудовыми отношениями в рамках повышения их эффективности. В соответствии с тем, что управление персоналом представляет собой систему, в рамках которой выделяются самые разные элементы, то каждое из них в отдельности становится проблемой для рассмотрения. В этой связи принято анализировать особенности и методы найма и отбора персонала, его адаптации и оценки, мотивации. Однако, рассматривая каждую из них, важно помнить, что поступая на работу в определенную организацию, работник не остается неизменным с точки зрения профессионального развития. Он приобретает определенные знания, которые связаны с его профессиональным развитием, навыки и умения.
При этом получение этих навыков и знаний происходит как в практической профессиональной деятельности, так и посредством специального обучения, на которое сотрудник направляется в рамках
политики повышения квалификации персонала, его развития.
Это демонстрирует то, что организация напрямую заинтересована в профессиональных сотрудниках. Ведь от эффективности их работы зависит качество производимых товаров или услуг, степень удовлетворения потребностей клиентов, что, в свою очередь, напрямую влияет на прибыль учреждения, его имидж как среди клиентов, так и среди конкурентов. Именно поэтому в системе современной кадровой политики требования к подготовке и переподготовке персонала, повышению квалификации сотрудников предъявляются серьезные требования.
Степень изученности темы исследования. В научной литературе вопросы содержания и организации обучения персонала освещены довольно подробно. Определение понятия обучения и его значения для работы современного предприятия представлено в работах А. Альбекова, А.В. Бычковой, Е.П. Ильина. Основные виды и формы обучения, их преимущества и недостатки в определенных условиях представлены в работах М.Ю. Абрамовой, Н.В. Булкиной, А.В. Виноградова. Особенности организации обучения персонала охарактеризованы в исследованиях В.Е. Данилова, А.П. Егоршина, А.И. Ключевского, Л.А. Пыжовой. Особенности обучения сотрудников сферы услуг, в том числе, торговли, определены в исследовании А.Н. Зайнагутдиновой.
В соответствии с этим актуально исследование системы обучения персонала, предпринятое на примере одного из торговых предприятий города Пензы - ООО ТМ «КерамоДом».
Объектом работы является обучение персонала организации.
Предмет анализа - система обучения персонала торговой организации.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ действующей системы обучения сотрудников торговой организации и определение направлений ее совершенствования (на примере ООО ТМ «КерамоДом»).
Для достижения цели в работе поставлены и решены соответствующие задачи:
1) дать понятие и охарактеризовать значение обучения персонала в организации;
2) изучить основные формы и методы обучения;
3) охарактеризовать особенности организации и управления персоналом в торговле;
4) исследовать особенности организации обучения персонала в ООО ТМ «КерамоДом» и разработать направления ее совершенствования.
При подготовке выпускной квалификационной работы использовались методы анализа, обобщения материалов научной и учебной литературы, периодической печати, социологические методы (наблюдение, анализ документов, интервьюирование).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Одним из важнейших элементов современной системы управления персоналом является обучение сотрудников, необходимое для приобретения и развития таких профессиональных знаний, умений и навыков, которые соответствовали бы стратегии, целям и задачам работы предприятия, его долгосрочному развитию и повышению эффективности работы и уровня конкурентоспособности. С учетом сказанного, обучение персонала представляет собой систему развития профессиональных умений, знаний и навыков сотрудника в соответствии с особенностями работы конкретного подразделения и целей его деятельности, что, в свою очередь, определяется с учетом стратегии компании. Основная цель организации обучения сотрудников - развитие кадрового потенциала, повышение эффективности его деятельности.
Согласно целям и задачам развития предприятия обучение сотрудников может быть организовано в различных формах: внешней или внутренней, в зависимости от чего осуществляется выбор метода обучения. В современной практике обучения используются традиционные методы обучения, методы профессионального обучения, методы активного обучения. Традиционные методы обучения чаще всего используются при передаче и закреплении общих и профессиональных знаний для сотрудников любого уровня. Методы активного обучения предполагают использование практических форм передачи знаний, формирования умений и профессиональных навыков. Методы профессионального обучения используются в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, овладевать имеющимися инструментами и оборудованием непосредственно в ходе профессиональной деятельности.
Формирование системы обучения персонала строится в компании под влиянием различных факторов. Одним из них выступает сфера деятельности предприятия, в связи с чем система управления персоналом и обучения сотрудников торговых предприятий также имеет свои особенности. Более того, эти особенности дополнительно уточняются в зависимости от того, о какой сфере торговли идет речь. В соответствии с этим в процессе подготовки работы обобщены особенности и подходы к организации управления персоналом и его обучения в торговле.
Особенности управления обучением сотрудников проанализированы на примере конкретного предприятия. ООО ТМ «КерамоДом» является оптоворозничным поставщиком керамогранита и керамической плитки на территории Пензы и Пензенской области.
Для получения сведений об особенностях и основных направлениях работы с персоналом, а также ключевых принципах системы управления персоналом, организации обучения сотрудников было проведено интервью с начальником отдела кадров предприятия. Для этого предварительно были разработаны вопросы для проведения интервью. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время, по мнению начальника отдела кадров предприятия, на предприятии сформирована эффективная, с учетом сферы его деятельности, система обучения сотрудников. Но при этом она характеризуется определенными недостатками, связанными с отсутствием практики использования современных методов обучения, отсутствием работы с кадровым резервом и оценки эффективности системы обучения. В соответствии с этим для совершенствования действующей системы обучения сотрудников на предприятии рекомендовано:
- разработать и закрепить на уровне локальных правовых актов новые принципы системы обучения, которые будут учитывать особенности профессиональной деятельности сотрудников, их стаж и опыт работы;
- активно использовать современные методы обучения (деловые игры, тренинги, мозговые штурмы);
- в качестве основы для выявления необходимости обучения сотрудников и формирования действенной системы мотивации к профессиональному развитию использовать конкурсы профессионального мастерства;
- усовершенствовать работу с кадровым резервом предприятия, для
чего: разработать Положение о кадровом резерве, составить
профессиограммы для руководящих сотрудников, сформировать на основе профессиограммы для каждого сотрудника индивидуальный план карьерного развития и роста, наметить план профессионального обучения и развития сотрудника, разработать лист оценки эффективности обучения, анализировать результаты обучения и карьерного развития во взаимосвязи и динамике;
- для оценки качества обучения необходимо внедрить анкетирование по его результатам, которое позволит оценить эффективность проведенных работ с точки зрения работника и его непосредственного руководителя.
В соответствии с этим предложенные мероприятия позволят повысить качество и эффективность системы обучения, сделав ее более понятной, прозрачной и эффективной в использовании.
1. Абрамова, М.Ю. Организация профессионального развития сотрудников современных предприятий / М.Ю. Абрамова // Молодой ученый. - 2017. - №11. - С. 452 - 459.
2. Адян, А.О. Совершенствование системы развития персонала: Учебно-методическое пособие / А.О. Адян. - М.: Академия управления МВД России, 2016. - 346с.
3. Аллин, О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала / О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. - М.: Генезис, 2015. - 248 с.
4. Альбеков, А. Управление персоналом: Учебник. / А.Альбеков, С. Согомонян. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 386с.
5. Арутюнян, А.С. Сущность развития персонала / А.С. Арутюнян
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.cyberleninka.rU/article/n/suschnost-razvitiya-personala
6. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
7. Аширов, Д. А. Организационное поведение / Д.А. Аширов, С.В. Большаков. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансового права, 2015. - 104 с.
8. Баранова, Н.А. Управление персоналом: от А до Я / Н.А. Баранова. - М.: Высшая школа, 2017. - 514с.
9. Булкина, Н.В. Сущность и основные подходы к обучению персонала/ Н.В. Булкина [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osnovnje-podhodi-k-obucheniju- personala
10. Бычкова, А.В. Управление персоналом: Учеб. пособие / А.В. Бычкова. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. - 200 с.
11. Веснин, В. Р. Менеджмент: учеб. -3-е изд., перераб. и доп. / В.Р. Веснин М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 556с.
12. Виноградов, А. В. Разработка комплексных программ обучения персонала / А.В. Виноградов // Молодой ученый. - 2018. - №41. - С. 109-115.
13. Воронов, К.П. Управление персоналом / К.П. Воронов. - СПб.: Питер, 2016. - 634с.
14. Герчиков, В.И. Управление персоналом /В.И. Герчиков. - М.: Норма, 2015. - 458с.
15. Данилов, В.Е. Методы профессионального обучения / В.Е. Данилов // Молодой ученый. - 2018. - №2. - С. 345 - 349...35