Введение 3
Глава I. Основы логопедической работы с детьми раннего возраста
1.1. Принципы развития детской речи 6
1.2. Проявления речевых нарушений в раннем возрасте 10
1.3. Организация занятий с неговорящими детьми 14
Глава II. Изучение речи детей раннего возраста
2.1. Организация исследования 18
2.2. Результаты исследования 20
Глава III. Система логопедической работы с детьми раннего возраста
3.1. Цель, задачи и направления логопедической работы 27
3.2. Конспекты логопедических занятий с детьми раннего возраста 28
3.3. Контрольный эксперимент 35
Заключение 43
Список литературы 45
Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Именно поэтому ранний опыт социального окружения, отношения с матерью очень важны для формирования его личности и развития мозга. В связи с этим программы ранней помощи детям являются семейно-центрированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с особыми потребностями.
Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого- медико-педагогического консультирования детей раннего возраста в Институте коррекционной педагогики РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможность включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального образования. Это подтверждают и зарубежные исследования.
В системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Заметно увеличилось количество диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь ребенку.
Между тем существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы развития, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредоточивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Вопросы организации и содержания работы на практике решаются вариативно; без достаточного обеспечения методической и нормативной литературой, отражающей современные взгляды на цели и задачи специального дошкольного образования в раннем детском возрасте.
В последнее десятилетие в ИКП РАО проведен ряд крупных теоретических и экспериментальных исследований, результаты которых уже внедряются в широкую практику.
Разработана система работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития, а также система коррекционно - развивающих игр, которые могут использоваться в ходе индивидуальных занятий с детьми первого полугодия жизни как в условиях семейного воспитания, так и в условиях специального учреждения (Ю.А. Разенкова).
Разработан и широко апробирован подход к выявлению отклонений в психическом развитии детей раннего и дошкольного возраста, учитывающий возрастные психологические новообразования, уровень развития ведущей деятельности и типичных видов деятельности ребенка в каждом возрастном периоде (Е.А. Стребелева).
Проанализированы особенности эмоционального развития ребенка первого-второго годов жизни, среди них выделены наиболее диагностически значимые (Е.Р. Баенская). Обобщены данные многолетнего исследования по рассмотрению вопроса о месте холдинг-терапии в комплексной коррекции раннего детского аутизма. (М.М. Либлинг).
На основе подхода, предполагающего тесную взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы в специализированных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения, впервые определена коррекционная направленность занятий по развитию речи и ориентировке в пространстве детей раннего возраста, связанная с необходимостью активизации и упражнения различных компонентов зрительного восприятия. Разработано и обосновано содержание коррекционных занятий по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушениями зрения, разработаны и апробированы наглядные пособия, позволяющие детям с нарушением зрения овладеть выразительными движениями лица и тела (Л.И. Плаксина, И.В. Новичкова)...
Таким образом, по результатам контрольного обследования установили, что в экспериментальной группе наметилась динамика в развитии психомоторики и речи детей раннего возраста (не наблюдался низкий уровень развития, отметили, что 20 % детей достигли высокого уровня развития). В КГ динамика не была отмечена. Из этого следует, необходимо уже на ранних этапах развития вводить специальные логопедические занятия, способствующие развитию речи, познавательной активности и т.п. Это впоследствии приведет к более высокой адаптации детей в обществе и поможет им подготовиться к дошкольному и школьному обучению...