Введение 3
Глава I. Основы логопедической работы с детьми раннего возраста
1.1. Принципы развития детской речи 6
1.2. Проявления речевых нарушений в раннем возрасте 10
1.3. Организация занятий с неговорящими детьми 14
Глава II. Изучение речи детей раннего возраста
2.1. Организация исследования 18
2.2. Результаты исследования 20
Глава III. Система логопедической работы с детьми раннего возраста
3.1. Цель, задачи и направления логопедической работы 27
3.2. Конспекты логопедических занятий с детьми раннего возраста 28
3.3. Контрольный эксперимент 35
Заключение 43
Список литературы 45
Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Именно поэтому ранний опыт социального окружения, отношения с матерью очень важны для формирования его личности и развития мозга. В связи с этим программы ранней помощи детям являются семейно-центрированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с особыми потребностями.
Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого- медико-педагогического консультирования детей раннего возраста в Институте коррекционной педагогики РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможность включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального образования. Это подтверждают и зарубежные исследования.
В системе специального образования произошли определенные позитивные изменения. Заметно увеличилось количество диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь ребенку.
Между тем существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы развития, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредоточивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Вопросы организации и содержания работы на практике решаются вариативно; без достаточного обеспечения методической и нормативной литературой, отражающей современные взгляды на цели и задачи специального дошкольного образования в раннем детском возрасте.
В последнее десятилетие в ИКП РАО проведен ряд крупных теоретических и экспериментальных исследований, результаты которых уже внедряются в широкую практику.
Разработана система работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития, а также система коррекционно - развивающих игр, которые могут использоваться в ходе индивидуальных занятий с детьми первого полугодия жизни как в условиях семейного воспитания, так и в условиях специального учреждения (Ю.А. Разенкова).
Разработан и широко апробирован подход к выявлению отклонений в психическом развитии детей раннего и дошкольного возраста, учитывающий возрастные психологические новообразования, уровень развития ведущей деятельности и типичных видов деятельности ребенка в каждом возрастном периоде (Е.А. Стребелева).
Проанализированы особенности эмоционального развития ребенка первого-второго годов жизни, среди них выделены наиболее диагностически значимые (Е.Р. Баенская). Обобщены данные многолетнего исследования по рассмотрению вопроса о месте холдинг-терапии в комплексной коррекции раннего детского аутизма. (М.М. Либлинг).
На основе подхода, предполагающего тесную взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы в специализированных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения, впервые определена коррекционная направленность занятий по развитию речи и ориентировке в пространстве детей раннего возраста, связанная с необходимостью активизации и упражнения различных компонентов зрительного восприятия. Разработано и обосновано содержание коррекционных занятий по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушениями зрения, разработаны и апробированы наглядные пособия, позволяющие детям с нарушением зрения овладеть выразительными движениями лица и тела (Л.И. Плаксина, И.В. Новичкова)...
Таким образом, по результатам контрольного обследования установили, что в экспериментальной группе наметилась динамика в развитии психомоторики и речи детей раннего возраста (не наблюдался низкий уровень развития, отметили, что 20 % детей достигли высокого уровня развития). В КГ динамика не была отмечена. Из этого следует, необходимо уже на ранних этапах развития вводить специальные логопедические занятия, способствующие развитию речи, познавательной активности и т.п. Это впоследствии приведет к более высокой адаптации детей в обществе и поможет им подготовиться к дошкольному и школьному обучению...
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста
/ Е. Ф. Архипова [Электронный ресурс]. -
http:ZZpedlib.ru/Books/5Z0079/5 0079- l.shtml
2. Базжина, Т.В. Лингвистика детской речи сегодня: какая она? / Т.В. Базжина, О.Е. Громова // Дефектология. - 2004. - №5. - С. 83-86.
3. Валькова, И.А. Этапы обслуживания ребенка и семьи в Службе ранней помощи / И.А. Валькова, Е.П. Микшина // Дефектология. - 2003. - №5. - С. 70-76.
4. Волосовец, Т.В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1-3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: авторефер. дисс. канд. пед. наук. - М., 1995.
5. Волосовец, Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России / Т.В. Волосовец // Дефектология. - 2003. - №4. - С. 4-7.
6. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова; под ред.Г.М. Лялиной. - М., 1984.
7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова, А.И. Максаков [Электронный ресурс]. - https://www.klex.ru/kfh
8. Дунаева, З.М. К вопросу об организации медико-психологопедагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии / З.М. Дунаева, Л.И. Ростягайлов // Дефектология. - 2003. - №4. - С. 33-36.
9. Дунаева, З.М. Комплексный подход к обследованию ребенка в условиях консультативно-диагностических учреждений / З.М. Дунаева // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 19-25.
10. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда / И. И. Ермакова [Электронный ресурс]. - http:ZZpedlib.ru/Books/3Z0208/3 0208- l.shtml
11. Жукова, О.С. Воспитание и обучение ребенка раннего возраста с проблемами развития: вопросы взаимодействия родителей и специалистов / О.С. Жукова, В.П. Балабанова // Дошкольная педагогика. - 2005. - №2. - С. 43-64.
12. Журба, Н.С.Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Н.С. Журба, Е.М. Мастюкова [Электронный ресурс]. - https://docplaver.ru/33045340-L-t-zhurba-e-m-mastvukova-narushenie- psihomotornogo-razvitiva-detev-pervogo-goda-zhizni.html
13. Занятия с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания / Т.В. Орлина, Е.А. Кузнецова, И.А. Панова, И.В. Бобкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №6. - С. 6465.
14. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. - М., 1962.
15. Кабанченко, Е.И. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания / Е.И. Кабанченко, И.А. Кабанченко // Логопед. - 2006. - №4. - С. 26-32...38