Введение 5
1. Теоретические сведения о разработке учебно-программной документации и методических материалов для процесса обучения рабочих кадров 6
1.1. Особенности методической и обучающей деятельности педагога, формирования содержания обучения рабочих кадров 6
1.2. Анализ профессионального стандарта «Модельщик по деревянным моделям 11
1.3. Сравнение учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (профиль Металлургия) и учебного плана подготовки модельщиков 18
2. Проектирование дополнительной образовательной программы овладения профессией "Модельщик по деревянным моделям" 21
2.1 Учебный план и содержание программы обучения модельщиков по деревянным моделям 21
2.2 Разработка заданий для лабораторно-практических работ модельщика по изготовлению деревянных моделей и комплектов 26
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Приложение А Учебный план для профессиональной подготовки по рабочей профессии Модельщик по деревянным моделям 36
Приложение Б Дополнительная образовательная программа подготовки по рабочей профессии Модельщик по деревянным моделям 37
Цель работы заключается в разработке дополнительной программы для подготовки рабочих по профессии «Модельщик по деревянным моделям». Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
• Обзор литературы по профессиональной педагогике по вопросу: методической и обучающей деятельности педагога и формированию содержания обучения рабочих кадров.
• Ознакомление с комплектом учебно-программной документации по подготовке рабочих модельщиков по деревянным моделям (в условиях Российского государственного профессионального педагогического университета.
3. Изучение профессионального стандарта профессии «модельщик по деревянным моделям».
• Изучение инструктивных писем Минобрнауки по вопросам формирования дополнительных образовательных программ.
• Подготовка учебно-программных материалов для включения в дополнительную программу.
Методы, используемые при выполнении работы: анализ государственных документов; сравнение объемов и содержания двух программ обучения (программы подготовки бакалавров в РГППУ по профилю Металлургия и учебного плана и программы подготовки модельщиков);проектирование дополнительной образовательной программы; обобщение результатов.
Таким образом практическая значимость дипломной работы заключается в внедрении в учебный процесс подготовки студентов по направлению 44.03.04. Профессиональное обучение (профиль Металлургия) дополнительной образовательной программы по овладению студентами рабочей профессии «Модельщик по деревянным моделям» 2 разряда. Это обеспечит выполнение требований ФГОС ВО по направлению 44.03.04 (в которой обязательным условием указано освоение работ по одной или нескольким рабочим профессия.
Обобщая материал настоящей дипломной работы можно сделать следующие выводы. Работники любого предприятия, имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
Одним из важнейших условий развития фирмы, её авторитета на рынке и повышения конкурентоспособности являются корпоративные знания. Деятельность руководства по обучению и повышению квалификации сотрудников, мощная система информационного поиска новаций и нововведений, собственная работа сотрудников в этом направлении - все это должно успешно функционировать для достижения постоянного повышения и совершенствования корпоративного знания.
Поэтому в последнее время руководители многих организаций и фирм уделяют особое внимание созданию систем корпоративной подготовки специалистов, прежде всего работе учебных центров и учебных отделов.
Сегодня речь идет о формировании рабочих-профессионалов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе умение творчески находить информацию, усваивать и пользоваться ею. Профессионализм обеспечивает высокую мобильность рабочих, их способность оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения. Для этого необходимо более энергично внедрять в учебный процесс новые формы и методы обучения и воспитания, новые технологии обучения, создавать новое поколение учебников технических и научных дисциплин. Поэтому в данной дипломной работе нами была выполнена важная работа по теории, опыту и разработке, квалификационной характеристики по профессии «Модельщик по деревянным моделям» 2-го разряда.
Также была разработана рабочая программа для профессии «модельщик по деревянным моделям» 2-го разряда, которую могут использовать учебные центры.
1. Батышев С.Я, А.М. Новикова Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 512 с.
2. Гречаник Г.А. Справочное пособие по профессиональному обучению рабочих на производстве. -М.: Высшая школа., 1984. -327 с.
3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 2. В 2-х т. Т.1: утвержден Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999, N45. Модельщик по деревянным моделям.
4. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М. : Просвещение, 1972. - 253с.
5. Корсак К. О качестве систем педагогических измерений //Народное образование. 2002. №4. 73
6. Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении По- рядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» пункт 2.2.1.
7. Организация и методика проведения уроков [электронный ресурс] режим доступа http://osvarke.info/122-organizaciya-i-metodikaprovedeniya-urokov.html.
8. Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям [электронный ресурс] режим доступа http://mognovse.ru/wbt-g-18617-11-rekomendacii- krazrabotke-uchebnih-planov-i-pro.html.
9. Шрайбер Н.М. методические рекомендации по разработке учебной про-граммы [электронный ресурс] режим доступа http://medbaley.ru/DswMedia/polojenieorabprogramme.docx.